ФОКУС-ГРУППА КАК БАЗОВЫЙ МЕТОД КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. РОЛЬ И ФУНКЦИИ МОДЕ-РАТОРА. В качественных методах исследования -нет жесткой формализованной схемы сбора данных и статистической представленности результатов.
В качественных исследованиях респонденты свободно высказывают свое мнение в том виде, как оно влияет на мотивацию (возможность открыть ожидания, представления, аттитюды, ценности, поведение).
Методы сбора качественных данных включают: индивидуальные методы – интервью, наблюдение, так и групповые.
Метод фокус-групп – базовый групповой метод качественного анализа – представляет собой групповое интервью, проходящее в форме групповой дискуссии. Цель– не достижение консенсуса, а сбор информации.
Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными (еще со времен К. Левина). В фокус-группах используются возможности групп для получения информации, а не психотерапевтического воздействия.
Организация качественных исследований определяет природу и хар-р получаемых результатов. Это данные, которые вытекают из естественных форм поведения (в минимальной степени зависят от исследователя или обстановки исследования).
По мнению Р. Крюгера, фокус-группа должна состоять из 7-10 чел, но в последнее время приемлемым количеством считаются 4-6 чел, потому что их легче набрать, разместить, и создать для них комфортную обстановку. В большинстве исследований проводится 2-4 группы.
Участники не должны быть знакомы между собой (быть друзьями) и с модератором; не иметь опыта участия по сходной теме и участие в последней фокус-группе не менее года назад.
Сфера применения метода фокус-групп зависит от задач исследователя:
- получение общей, подготовительной информации по интересующей теме;
- выработка исследовательских гипотез, кот могут подвергаться дальнейшей проверке при помощи количественных методов;
- изучение восприятия определенных продуктов, программ и других объектов;
- стимулирование новых идей и творческих концепций.
Преимущества фокус-групп:
1) результаты группы людей получают быстрее и дешевле, чем если бы каждый был проинтервьюирован отдельно;
2) процедура естественна и проста для респондентов (сочетаются преимущества методов наблюдения и глубинного интервью);
3) высокая валидность результатов делает их более понятными и легко воспринимаемыми заказчиками;
4) обстановка безопасности, защищенности. Респонденты более откровенно отвечают на вопросы, так как центром внимания оказывается скорее группа, нежели личность;
5) фокус-группа позволяет научно проверять правильность проведения обсуждения и анализа результатов, так как наблюдатели могут находиться при обсуждении, а также еще раз изучить спорные места в отчете исследователя на аудио- и видеозаписи.
Ограничения фокус-групп:
1) небольшое количество респондентов, принимающих участие даже в нескольких фокус-группах, не позволяет делать обобщения на большие группы людей;
2) для проведения фокус-группы требуется высокая квалификация модератора, и он может оказывать влияние на результаты;
3) организационные моменты довольно трудоемки.
Социально-психологические хар-ки фокус-групп:
● организация деятельности – совместная деят-ть участников по формированию отношения к исследуемому объекту;
● организация общения – используются различные приемы активизации межличностной обратной связи в атмосфере доверия и доброжелательности;
● продуцирование эмоциональных и когнитивных процессов в их единстве по отношению к обсуждаемой проблеме. Главным методическим приемом фокус-группы можно считать групповую дискуссию.
На ощущение комфорта участников влияют такие переменные:
● внутриличностные (демографические, физические, личностные характеристики);
● межличностные (сплоченность группы, совместимость, межличностный конфликт);
● экологические (организация пространства, личное пространство).
Решающая роль модератора в получении релевантных данных.
Эффективность фокус-группы зависит от таких параметров, как адекватность задач, грамотно составленный топик-гайд, тщательный рекрутмент, правильно выбранное место и оборудованное помещение. Однако основной залог успеха несет модератор группы, его профессионализм, его знания основных принципов процедуры и умение адекватно реализовать соответствующие методические приемы. На плечи ведущего фокус-группы ложится большая ответственность.
На успешность работы модератора влияют 2 основных фактора:
а) индивидуальность модератора: личностные характеристики, возраст, пол, образование, подготовка, опыт модерирования и т.д.
б) ситуативные характеристики: тема и задача исследования, необходимый уровень глубинного анализа, место и время проведения групп, специфика конкретной группы.
Дж. Лангер выдвинул на первый план такие характеристики модератора, которые объединяют как личностные черты, так и подготовленность: быть искренне заинтересованным в том, чтобы услышать мысли и чувства др людей, обладать эмпатией, ясно выражать свои мысли, умение выражать свои чувства; быть живым и спонтанным; иметь чувство юмора; понимать свое влияние; обладать проницательностью и быть гибким.
Модератор выполняет многие функции, кот связаны с такими задачами, как подготовка к работе в фокус-группе, собственно ее проведение, и представление окончательных результатов.
Основные функции ведущего фокус-группы: определение целей исследования; разработка плана (указываются обязанности модератора; ожидания); разработка гайда (все вопросы); определение критерия отбора; планирование мероприятий, обеспечивающих работу и количество групп; организация рабочего помещения; обсуждается стимульный материал; координация работы (включая инструктаж наблюдателей); контролировать оснащенность; организация доп проверки (насколько респонденты явл-ся полноценными участниками группы); собственно проведение группы; подготовка и презентация отчета.
Одной из важных функций модератора является создание для учaстников в гpуппе комфоpтных условий, помогaющих сaмоpaскpытию ее учaстников. Целью фокус-гpуппы является повышение степени сaмоpaскpытия учaстников. Для некотоpых индивидов сaмоpaскpытие пpоисходит легко и естественно. Для дpугих это тpудно и неудобно, им тpебуется собственное мужество и поддеpжкa окpужaющих, прежде всего со стороны модератора. Все личностные особенности такого плана должны быть учтены им, он должен знать, как работать с различными типами респондентов (например, по типологии Крюгера, Моргана существуют эксперты, доминирующие, бродяги, застенчивые и невнимательные участники).
По мнению Джуpapдa у людей существует большaя тенденция к сaмоpaскpытию, когдa окpужение позволяет им сделaть это и не осуждaет. Обстaновкa в фокус-гpуппе тaкже должнa способствовaть сaмоpaскpытию. В идеaле фокус-гpуппa состоит из незнaкомых между собой учaстников, котоpые никогдa больше не встpетятся. Это помогает их уравнять в такой ситуации.
|