Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Исследования делятся на фундаментальные (цель – выявление законов, механизмов) и прикладные (цель – раскрытие способов применения знаний, кот описаны в фундамент исследов).

Особенности прикладных исследований:

ü есть заказчик, кот заказывает исслед-е с целью оптимизации каких-либо процессов

ü есть проблема языка, с помощью кот знание репрезентируется (сложность понимания научного языка практиками)

ü гипотеза формулируется из др источников, т.е. на основании потребностей практики

ü зависимость от сроков

ü различный критерий эффект-ти – польза, кот принесла исследование в ту или иную область жизни

Специфика прикладного соц-психологич исследования:

1. Взаимодействие чел с др чел или людьми (сам процесс исследов явл-ся тоже некотор соц психологич явлением) => это не испытуемые в классическом смысле, здесь СП вмешивается в реальную жизнь.

2. Проблема методик связана с временем проведения исследования – когда лучше «соваться» со своими вопросами + важным оказывается вопрос о длит-ти проведения исследования.

3. Язык наших методик – необходима адаптация языка в методиках, кот обращены не к психологам + в обыденном языке испол-ся психологич термины, но в искаженном смысле, поэтому при их использовании м.б «накладки».

4. Проблема этических норм –можем непроизвольно внести сумятицу в жизнь чел (если обнародуем результаты социометрии в группе), поэтому главный принцип – НЕ НАВРЕДИ!

5. Проблема эффект-ти: с одной стороны, это решение задачи, поставленной заказчиком (если группа, с кот работал психолог, добивается макс результатов, кот. можно измерить); с др стороны, это не совсем доказ-во эффект-ти, т.к. польза еще в том, что люди, участвующие в процессе, должны чувствовать себя комфортно. Есть разрыв между исследованием и внедрением результатов в группу, т.к. внедрением занимается чаще всего заказчик, не знающий всех тонкостей. Вопрос: что мы можем считать эффективным результатом? Что может и чего не может соц психология? (Скиннер говорил о вычленении класса людей-операторов, кот. д.б манипулировать чел, зная, что ему нужно и как).



6. Проблема возникновения практической соц психлогии: Андреева разделяет прикладные исследования и практическую психологию. Прикладное – именно что исследование, его продукт – рекомендация. Практическая психология предполагает вмешательство, интервенцию, задача – самому участвовать в процессе оптимизации.

Дихотомия М. Дойча:

§ Исследователь: § 1. Анализ явления 2. Скептицизм (в позиции) 3. Интерес (руководит его деятельностью) 4. Недостаточная связь с клиентом 5. Гражданская позиция 6. Размышления о том, полезна ли моя 7. Деят-ть науке и челов-ву   § Практика: § 1. Синтез 2. Уверенность (как позиция) 3. Польза 4. Повседневный контакт с клиентом 5. Должен отвечать задачам, 6. поставленным клиентом  

§ Академическая наука (существует в стенах университета, ориентир на производство знаний) à Новые проблемы требуют решения, обращаемся к знаниям (не обяз-но новым) à Практика (применяет знания за стенами университета), ориентирована на проблему, здесь нужна глубина

§ Фундаментальная наука (обеспечивает прирост нов знаний, экспер-ты, размышления, идеи; производство новых методов, методик) à От открытия к практике; новое знание для решения старых проблем à Прикладная наука (использов этих методов на практике; приложение на практике фундамент знания), ориентирована на объект.

 

3 основных роли практического психолога:

1. Эксперт – от него ожидают прогноза и предложений о способах разрешения проблемных ситуаций. Основной метод – диагностика.

2. Консультант – включ-ся в процесс выполнения работы и предоставляет клиенту свои знания и опыт в тех объемах и формах, кот необходимы на каждом отдельн этапе осуществления некоторой деят-ти. Основной метод – консультирование.

3. Тренер/Учитель – передает спец знания, необх-мые людям для эффект-ной организации их собственной деят-ти в ближайшем и отдаленном будущем. Основной метод – тренинг.

Методы практической соц психологии. Существует несколько классификаций методов:

Бовина: все методы делятся на 2 группы - методы исследования и методы воздействия.

§ Методы исследования:

Количественные: Качественные:
o контент-анализ опрос интервью, o анкеты наблюдение эксперимент социометрия тесты измерения фокус-группы наблюдение интервью

§ Методы воздействия: консультирование, соц-псих тренинг, ролевые, деловые игры, групповая дискуссия, групповое принятие решений

По Жукову: 1. Диагностика 2. Консультирование 3. Тренинг

1) Диагностика. Экспертиза. Ассесмент. Диагностика - это широко распространенный термин, обозначающий спец обследование, предшествующее принятию решения о состоянии обследуемого объекта или воздействию, кот должно привести к желаемым изменениям. Может быть диагностикой индивидов, групп и шире (напр, работу ж/д). Диагностич обследовнаправлено на выявление и оценку «известных» хар-к в «неизвестных», новых объектах. Диагностический подход к оценке явл-ся нормативно-ориентированным подходом, сравнивающим состояние объекта или его поведение с некот обоснованной и принятой нормой. В практике психологич оценки человеч ресурсов выделяют 2 подхода:

- дескриптивный (опирается на описательные модели, обобщающие прошлый опыт и знания экспертов)

- конструктивный (опирается на модели, разработанные на основе эксперимент исследований, и на методы, надежность и валидность кот либо совершенно не зависят от квалификации эксперта, либо зависят от нее в меньшей степени, чем в дескриптивном подходе). При исследованиях для конструктивного подхода опирались на идею Левина о том, что «Поведение (В) есть функция от индивида (Р) и ситуации (S)». Отсюда следует принцип возможность создания спец-ных ситуаций (S), в кот по поведению чел (В) можно однозначно определить психологич свойства индивида (Р).

Диагностика началась из психотехники, после «усложнилось» в форму компетенций и компетентностей. Компетентность – умение и готовность сделать нечто хорошо. Компетенция – то, на чем добивается наилучшего результата (по МакКлелланду).

Выделяют отдельно организационную диагностику – систематический сбор и анализ информации о состоянии организации с целью выявления проблем ее функционирования, а так же определения путей и резервов для их преодоления путем применения концептуальных моделей и методов соц и поведенч наук.

2) Консультирование. Психолог в этой позиции оказывает содействие своим клиентам в режиме реального времени, в процессе выполнения клиентом его задач. Психолог оказывает именно содействие, а не берет на себя решение проблем (коллективная ЗБР). Принцип центрированности на клиенте, но инициатива, активность и ответств-ть должны в конечном итоге принадлежать клиенту.

3 основных типа консультативной практики:

a. Психологическое консультирование

b. Организационное консультирование (рассматривается как содействие, кот консультанты оказывают руководству в проведении структурных изменений или изменений в оргкультуре для улучшения эффективности функционирования организации)

c. Коучинг (в широком смысле «система принципов и приемов, способств-щих развитию потенциала личности и группы, а так же обеспечивающих макс-ное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала»). Выделяют 3 вида: коучинг-консультирование (для конкретной цели), коучинг-менеджмент (тренерский стиль управления, дает навык), коучинг-наставничество (занимается наставник).

Этапы психологического консультирования:

1. Установление доверительных отношений с клиентом

2. Достижение договоренности (контракт) по поводу целей консультирования

3. Прояснение проблемы

4. Анализ различных путей решения проблемы

5. Выбор наиболее приемлемого варианта решения

6. Разработка плана решения

7. Реализация плана

8. Пошаговая оценка прогресса

9. *Коррекция и пересмотр планов (если нужно)

 

Формула перемен: НСПД*ОПБ*КПШ>0, где НСПД – недовольство существующим положением дел, ОПБ – образ потребного будущего, КПШ – концепция первого шага.

Выделяют 2 вида перемен: трансформационные (составляем план, по кот будут внедряться изменения), эволюционные (процесс выращивания, сами внедряют, сами реализуют).

 

3) Тренинг. Значение лежит между терминами тренировка и подготовка (подготовка к чему-то конкретному). Возник после войны США. Беннис и Шеппард – группы встреч, где обсуждались насущные проблемы. Жуков выделяет 3 основных типа соц псих тренинга:

1. Публичного выступления (презентация)

2. Коммуникативных умений

3. Управления группой

+ новые 3 (возможно они не специфично соцпси):

1. Навыков и умений (расширение поведенческого репертуара)

2. Управление, овладение своим поведением

3. Тренинг понимания

Петровская: «СПТ – практика психологич воздействия, основанная на активных методах групповой работы». Жуков, Петровская, Растянников: «область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологич работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности».

Компетенциарное (фокусированное на компетенциях) и экспериентальное (основанное на опыте (вспоминаем Колба)) обучение.

 

Эффективность тренинга. Шкала Киркпатрика.

- *уровень возврата затрат (введен после Киркпатрика)

- Уровень результативности (удовлетворен ли запрос)

- Уровень реализации (проблема переноса получен на тренинге данных в реальную жизнь)

- Уровень продуктивности (достиг ли тренинг заявленной цели)

- Уровень притязания (ПИНТ)

Уровень успешности (эмоциональное принятие/неприятие)

В этой шкале учитываются интересы только заказчика. Добавление 5-ого (*верхнего) уровня позволило учесть интересы спонсора. Интересы остальных не учитываются, что не есть хорошо.

Все вышеописанные методы используют классические методы соц псих исследования, но только под определенные практические задачи.

 

Наблюдение.

Информация получается непосредственно. Обманчивый метод, т.к. не все можем увидеть. Способ получения информации: невербальный и вербальный. Процедура:

1. Определение целей, задач

2. Объект, предмет и ситуация наблюдения

3. Выбор способа наблюдения

4. Выбор способа регистрации

5. Обработка и интерпретация полученных данных

Ситуации м.б: лабораторные/естественные, стандартные/нестандартные, управляемые/неуправляемые

При выделении единиц наблюдения важно, чтобы единицы были дискретны, т.е. мы выделяем миним единицу, из кот будет состоять наше наблюдение. Записи д. б фактологичными, т.е. то, что мы можем физиологически наблюдать.

Виды наблюдения:

1. включенное/невключенное

2. открытое/скрытое

3. полевое/лабораторное

4. случайное/систематическое

5. сплошное/выборочное

6. констатирующее/оценивающее/смешанное (зависит от задач)

7. структурированное/неструктурированное

8. контролируемое/неконтролируемое

9. лонгитюдное/периодическое/единичное

Ошибки наблюдения:

ü гала-эффект

ü эффект снисхождения

ü ошибка средней тенденции (усредняется оценка)

ü логические ошибки (видим человека, исходя из нашего представления)

ü восприятие по контрасту (у нас хорошее настроение => нам кажется, что у него плохое, хотя на самом деле нейтральное)

Недостатки метода:

ú объединение с наблюдаемым объектом

ú отпечаток личных особенностей наблюдателя на результат

ú необходимость нескольких наблюдателей (из-за переключения внимания)

ú влияние установки наблюдателя

ú уникальность происходящего и устойчивость данных

ú эффект социальной фасилитации

ú многие ситуации нельзя зафиксировать словами => необх-ма подготовка наблюд-ля

ú ограниченность времени наблюдения (утомляемость и переключаемость внимания)

Контент-анализ – метод исследования содержания текстов документов. Его отличительные особенности – выделение смысловых единиц содержания текста (категорий и последующий систематический замер частоты и (или) объема их упоминаний в следующих документах.

Различают:

a) Неформализованный анализ документов – изучение сущности анализируемого материала, обоснованности и достоверности сведений (субъективен)

b) Формализованные (количественные) методы анализа (в т.ч. контент-анализ)

Биографический метод – на стыке а) и b).

Документы чаще всего предст собой тексты. В кач-ве осн свойств текста обычно рассматривается связность и цельность знаковых единиц. Сущ-ет несколько классификаций документов. Классификация в зависимости от способа фиксации информации:

· Письменные (все виды печатных и рукописных)

· Иконографические (фотодокументы, произведения изобразительного искусства)

· Фонетические, рассчитанные на слуховое восприятие

· Аудиовизуальные (кино- и видеодокументы, компакт-диски, сайты Интернета)

Условия применения контент-анализа:

ü изучаемые качествен хар-ки носят однопорядковый хар-р и появляются в текстах многократно

ü анализируемых текстов много, и они имеют несистематизированных хар-р

Основные этапы контент-аналитического исследования:

1. Определение целей, теоретич основы, предмета и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответств качественных (смысловых) и количественных единиц контент-анализа. Данный этап непосредственно связан с составлением программы исследования.

2. Составление кодировочной инструкции, поиск в тексте индикаторов выбранных категорий.

3. Пилотажное кодирование части исследуемого массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции.

4. Кодирование всех текстов, регистрация и подсчет упоминаний и (или) объема всех выделенных категорий и подкатегорий, т.е. перевод смыслового содержания текстов в цифровое выражение .

5. Статистич обработка получен количествен данных вручную или с помощью компьютера.

6. Интерпретация полученных данных и формулировка выводов.

 

Опрос.

Цель: получение максим-ного объема информации по интересующей нас тематике. Получаем:

Биографические факты, Знания, Мнения, Отношения, оценки, Поведенческий отчет (напр, сколько раз вы ходите в кино; узнаем про поведение , если мы проследим, идет ли он в кино), Атрибуции / причинность (просим приписать причины чему-нибудь), Намерения (готовность, интенцию к действию), Самоописание, Отчеты о психическом состоянии.

 

1. Интервью:

Техники ведения:

ú Свободное, нестандартизованное – ведем в той форме, в кот хочет испытуемый

ú Стандартизованное – набор вопросов, каждый необх-мо задать в определ порядке

ú Фокусированное – есть набор определ вопросов, но могу менять их порядок и формулировку по ходу беседы

Фазы интервью:

· Установление контакта

· Само интервью по принципу воронки (от общего к частному)

· Выход из контакта

 

2. Анкетирование

Форма:

· Очная (непосредственное взаимодействие), Заочная (например, почтовый опрос)

Типы вопросов:

ú Открытые/закрытые/полузакрытые

ú Формальные/содержательные

ú Вопросы, где необходимо что-либо ранжировать

ú Вопрос-фильтр

ú Личные/безличные Основные/контрольные Прямые/косвенные

Первичные (вводят)/вторичные (погружают)

 

Эксперимент. Проверяем гипотезу о причинно-следственной связи.

Переменные:

ü Зависимая Переменная (ЗП; меняется под влиянием НП)

ü Независимая Переменная (НП; активно меняется самим экспериментатором)

ü Дополнительная Переменная (ДП; составная часть экспериментальной гипотезы)

ü Побочная Переменная (ПП; боремся с ней, т.к. она угрожает внутренней валидности)

Валидности: Операциональная (от гипотезы к методике), Конструктная (от теории к гипотезе), Внешняя, Внутренняя

Способ набора в группы: Рандомизация, Метод частотного распределения (воспроизводится нужное нам процентное соотношение), Попарное выравнивание (уравниваются группы).

Классификация экспериментов:

1. Научно-исследовательские / практические

2. Проективные /ретроспективные

3. Параллельные /последовательные

4. Лабораторный /полевой

Естественный /искусственный

5. Ориентирующий (малоизученная область) /критический (проверка гипотез) /методический (отработка методики, работает или нет)

6. Реальный /мысленный

Примеры соц псих экспериментов: эксперимент Зимбардо в тюрьме; эксперимент Левина с групповыми дискуссиями про субпродукты; эксперимент с лотерейными билетами (одним студентам раздавали, другие сами их выбирали; потом билеты надо было продать; кто больше денег просил?); эксперимент в кинотеатре – на выходе стояла банка для пожертвований, кто будет давать больше, кто смотрел грустный или веселый фильм? («веселые» давали больше, не задумывались; грустные включали аналитическое мышление и давали меньше). Еще можно рассказать про эффект взаимодействия.

Тесты.

Стандартизированное «испытание», которое позволяет выделять количествен и качествен различия между людьми и группами людей.

1. Личностные: + многомерное измерение личн-ти => позволяет многофакторно изучать личн-ть)

+ различные шкалы, кот. во многом пришли из клиники

+ наличие норм и стандартов, определенной процедуры проведения

2. Шкалы установок или методики ценностных ориентаций (например, методика Рокича)

3. Методики межличностного общения, групповой портрет личности (групповые и межгрупповые параметры)

 

Требования:

ü Стандартизация (понятие нормы и соотнесение полученных данных с ними)

ü Надежность (устойчивость данных по отношению к разным факторам)

ü Регламентация процедуры (должна работать независимо от проводящего)

ü Валидность

 

Выделяют еще имплицитные и эксплицитные методики, о СД (семантическом дифференциале) как об имплицитной, т.е. непрямой методике. Напомню, что СД – метод количественного и качественного индексирования значений. В соц психологии этот метод – один из способов изучения стереотипов и аттитюдов.

 

Социометрия.

Социометрия – метод для измерения связей предпочтения, возникающих в ситуации партнера в той или иной деят-ти или ситуации.

Традиционная социометрия начинается с социометрич вопроса. Предполагаются след типы ответов респондентов:

Выбор Отклонение Ожидание выбора или отклонения Отсутствия ожидания выбора или отклонения.

 

Связано с именем Джекоба Морено. С помощью социометрии можно измерять индивид особенности, свойства и качества личности, напр, статус, лидерские кач-ва и многое другое. Но ее уникальность в том, что она диагностирует группу и отношения между членами этой группы. Статистические процедуры, разработанные специально для социометрических исследований, позволяют проводить сравнительные исследования разных групп по широкому кругу задач (благополучия/неблагополучия климата, уровня развития группы, ценностных ориентаций группы), а так же изучать личность с позиции групповой принадлежности.

Фокус-группа.

Это базовый групповой метод качественного анализа – представляет собой групповое интервью, проходящее в форме групповой дискуссии.

2 вида валидности результатов фокус-группы:

1. Очевидная валидность (свидетельствует о том, что результаты группы не вызывают сомнений, т.е. большинство замечаний участников группы правдивы и искренни)

2. Предсказательная валидность (заключается в той степени, в которой результаты фокус-группы подтверждаются будущим поведением участников или последующими событиями)

Фокус-группа предст собой лаборат группу, максимально приближенную к естественной. Ее эффективность зависит от реализации методических приемов и принципов. В основе работы фокус-групп лежат базисные психотехнические действия (организация деятельности, организация общения, продуцирование эмоциональных и когнитивных процессов). Главный метод – групповая дискуссия.

У фокус-группы должен быть сценарий и интервью-гайд, кот. в зависимости от задач исследования включают вопросы разной степени структурированности. Важное значение имеет их последовательность. Высокие требования к модератору, т.к. от него зависит качество получаемых данных.

Метод фокус-групп может применяться:

ú На ранних стадиях исследования с целью выдвижения гипотез и т.д.

ú Самостоятельно, в качестве главного метода сбора информации

ú На заключительных этапах исследования для дополнения и интерпретации результатов, полученных другими методами.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.