Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 20: Интерпретация данных КСИ

Сведенные в таблицы или отображенные при помощи графиков и рисунков результаты социологического исследования являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Первое условие, позволяющее должным образом использовать социологические данные, — их всестороннее и правильное объяснение, именуемая социологами интерпретацией.

Отсюда следуют важные методологические положения:

- характер оценки и интерпретации социологических данных большей
частью предопределен уже на стадии концептуального "оформления" исследования, то есть на этапе интерпретации и операционализации основных понятий, когда выяснили качественные характеристики изучаемого явления;

- полнота "съема " той информации, что содержат в себе таблицы и схемы, ее логическая обработка и интерпретация всецело зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета, с которыми он имеет дело;

- большое значение для умелой интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя, его склонность к анализу и обобщению широкой, изначально весьма мозаичной эмпирической информации.

Дать единые правила того, как интерпретировать тот или иной результат социологического исследования, трудно. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в обследованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на статистический материал, результаты других исследований. Одним словом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обоснованности сформулированных на их основе выводов.



Отсутствие общих правил истолкования социологических данных не означает, что можно беспредельно фантазировать. Границы творческой фантазии устанавливает требование общей логики интерпретации. Она состоит в превращении социологических данных в показатели. Эти показатели (процент, средняя арифметичексая, дисперсия и т.д.) социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя (целью и задачами исследования), его знаниями, опытом. Показатель указывает на направленность последующих выводов и рекомендаций. Из этого следует два вывода: во-первых, полученные данные показателями не являются, им еще только предстоит приобрести смысловое содержание, стать показателем; во-вторых, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с разных точек зрения, т.е. обладать свойством многозначности.

В процессе логического превращения усредненных числовых величин в показатели большое значение имеют ранее выдвинутые гипотезы. Характер проверки гипотезы в прикладной социологии предопределен видом исследования. В разведывательном исследовании гипотеза проверяется непосредственно путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной числовой величиной.

В описательном исследовании она предполагает интерпретацию усредненных величин, полученных на основе обобщения характеристик разнородного по составу объекта анализа. Такие величины носят довольно неопределенный характер. Поэтому затрудняет однозначную интерпретацию социологических данных, а, следовательно, и четкую формулировку выводов, доказывающих или опровергающих гипотезу. Для того, чтобы результаты описательного исследования превратились в показатель, их также надо оценивать. Эта процедура выполняется в форме соотнесения социологических данных: 1) либо со знаниями и установками исследователя; 2) либо между собой; 3) либо с некоторым «родственным» внешним признаком.

Один из наиболее распространенных способов интерпретации данных в описательном исследовании – сравнение рядов распределения по относительно однородным группам, выделенным в обследованной совокупности. Она может осуществляться двумя путями: внутренним и внешним соотнесением. Под внутренним соотнесением понимают сравнение между собой элементов числового ряда, а под внешним соотнесением – сравнение двух или нескольких рядов распределения, построенных по двум или нескольким признакам, из которых один общий для соотносимых рядов.

Процедура внутреннего соотнесения дает возможность однозначно интерпретировать результаты группировки в тех случаях, когда в числовом ряде выделяется модальная величина.

Если числовые величины ряда распределены таким образом, что их внутреннее сравнение затруднено, то следует прибегнуть к внешнему соотнесению числового ряда. Не для каждой эмпирической величины удается найти такой внешний показатель соотнесения. В таких случаях получение дополнительных показателей для уравнения надо предусмотреть на стадии разработки инструментария, включив в него либо контрольный вопрос, либо дополнительные варианты ответов на основной вопрос (вопросы).

Таким образом, интерпретация социологических данных в описательном исследовании, вкоторой проверяется гипотеза, допускает формулировку положений о состоянии и характере изменения изучаемого явления, но никоим образом не доказывает саму причину этого изменения. Задачи на поиск таких причин решаются лишь в аналитическом исследовании.

Логика доказательства гипотез в аналитическом исследовании преимущественно основан на поиске связи между характеристиками объекта, их взаимовлияния, тенденций и причин изменения. Она состоит из двух последовательных, взаимосвязанных этапов интерпретации полученных данных. Первый из них основан на методе сравнения числовых рядов распределения, второй на поиске факторного признака (признаков). Один из наиболее используемых методов для второго случая – метод последовательного исключения.

Итог анализа и интерпретации социологических данных приобретает форму документов, име­ющих как практическое, так и теоретическое значение. Эти документы: отчет по итогам исследо­вания, приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка). Они содер­жат информацию, выводы и рекомендации, в опоре на которые в последующем принимаются практические (управленческие) решения.

Основной документ — отчет по итогам исследования. Его структура соответствует общей логике операционализации основных понятий. Но если при операционализации исследователь в своих рассуждениях шел от абстрактного к конкретному путем дедукции, то при подготовке отчета он следует логике индукции, то есть осуществляет постепенное сведение (интеграцию) социологи­ческих данных в показатели. Такой переход от частного к общему завершается ответом на основ­ную гипотезу исследования.

Общее число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, требующих ответа. В целом же уместно придерживаться следующей структуры отчета:

- глава первая включает краткое обоснование актуальности исследованной проблемы и характе­ристику исследования (выборка, репрезентативность данных, методы сбора информации и др.);

- в главе второй приводится характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);

- третья и последующие главы посвящены поиску ответов на формулированные в исследования гипотезы.

В соответствии с характером предмета исследования главы могут разбиваться на разделы. Каждая глава и раздел заканчиваются формулировкой максимального числа частных выводов, вытекающих из интерпретации данных, соответствующих тематике главы и раздела.

Последняя глава отчета включает общие выводы, а также практические рекомендации. Объемотчета не ограничивается. В зависимости от вида исследования и числа решаемых задач в него, он может быть изложен и на нескольких десятках, и на двух-трех сотнях страниц.

На основе отчета составляется аналитическая записка, объем которой может быть от 5 до 25 страниц. Структура записки идентична структуре отчета, однако логика изложения в ней матери­ала как бы "перевернута". Если в отчете при написании главы сначала осуществляется анализ и интерпретация социологических данных, а потом на этой основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций (иногда рекомендации могут быть вынесены и в конец справки), а социологические данные приводятся лишь для подтверждения, иллюстрации выводов. Поэтому в аналитической справке таблицы и графики не используются вовсе, либо используются в ограниченном количестве и в максимально упрощенной форме, а в качестве доказывающих показателей берутся наиболее общие, усредненные числовые величины.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследова­ния (программу, план, инструментарий, инструкции и др.), а также те социологические данные (таблицы, графики, ндивидуальные мнения, перечень наименований, адресов и т д.), которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут быть с успехом использованы при разработке программы нового исследования.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.