Схиигумен Маврикий (Баранов) (1838-1918) Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 17
ВВЕДЕНИЕ.. 19
Часть I 25
СТАРЫЙ ВАЛААМ.. 25
ИЗ СТРАННИЧЕСТВА В ИСТИННОЕ ЖИЛИЩЕ... 25
Схиигумен Маврикий (Баранов) (1838-1918) 26
Я ЗА ТЕБЯ ПОСТОЯННО МОЛЮСЬ! 31
Иеросхидиакон Вениамин (Жигунов) (1833-1902) 31
МОЛИТВА ДАРУЕТСЯ БОГОМ В СВОЕ ВРЕМЯ.. 33
Схимонах Агапий (Молодяшин) (1837-1905) 33
Учение схимонаха Агапия об умной молитве. 37
Духовные наставления старца Агапия. 40
СЫН СВЕТЛОГО ПОСЛУШАНИЯ.. 43
Схимонах Авель (Осколков) (1839-1906) 43
БЕГАЙ ЛЮДЕЙ — И СПАСЕШЬСЯ.. 45
Схимонах Никита (Евдокимов) (1831-1907) 45
СЛАВА ТЕБЕ, ЦАРЮ СЛАВЫ, ЧТО СПОДОБИЛ МЕНЯ ВЕЛИКОГО ТАИНСТВА... 52
Схимонах Галактион (Егоров) (1824-1908) 52
КРОТКИЕ НАСЛЕДУЮТ ЗЕМЛЮ... 54
Иеросхимонах Антипа (Половинкин) (1836-1912) 54
КОМУ В УДЕЛ СТРАДАНИЕ ДАНО.. 57
Рясофорный монах Василий (Печенкин) (1881-1912) 57
БЕЗ ГОСПОДА ЖИТЬ НЕ МОГУ НИ ЕДИНОЙ МИНУТЫ.. 61
Схимонах Онуфрий (Герасимов) (1831-1912) 61
ПОДВИЖНИК ИЗ СТРОГОГО СКИТА.. 65
Иеромонах Исаия (Одинцов) (1831-1914) 65
СТРОГИЙ РЕВНИТЕЛЬ ИНОЧЕСКИХ УСТАВОВ.. 69
Монах Авенир (Перцев) (1843-1915) 69
ТЕПЕРЬ ИДИ! НЕ БОЙСЯ ИХ! 70
Схимонах Сила (Зверев) (1854-1921) 70
ЛУЧШЕ МНЕ УМЕРЕТЬ СРЕДИ СВОЕЙ БРАТИИ.. 72
Монах Наум (Уваров) (1864-1922) 72
СТАРЕЦ НЕЗЛОБИВЫЙ.. 73
Схимонах Аполлоний (Федоров) (1844-1926) 73
ГАСИ, ГАСИ УГОЛЬКИ-ТО... 74
Послушник Николай Арламов (1849-1928) 74
ДОМОЙ ПОРА! 78
Схимонах Авенир (Ефимов) (1849-1931) 78
ПО ЖИЗНИ ПРАВЕДНИК И ПО ДУХУ ПУСТЫННИК.. 78
Схимонах Сисой (Тепленев) (1855-1931) 78
КНИЖНЫЙ МУЖ.. 80
Монах Иосиф (Шорин) (1851-1931) 80
АЗ СПЛЮ, А СЕРДЦЕ МОЕ БДИТ. 85
Схимонах Серапион (Ермолаев) (1866-1932) 86
КРОТКИЙ ПОДВИЖНИК.. 88
Схимонах Мелетий (Сакун) (1866-1932) 88
К ТОМУ НЕ СОГРЕШАЙ, ДА НЕ ГОРШЕ ТИ БУДЕТ. 89
Схимонах Иоанн (Собакин) (1856-1933) 89
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ.. 96
Иеросхимонах Михаил (Попов) (1871-1934) 96
ВСЯ ЖИЗНЬ — ПРЕДСТОЯНИЕ. 103
Схиигумен Феодор (Пошехов) (1863-1937) 103
ДЛЯ ЧЕГО НАМ УНЫВАТЬ, НАМ РАДОВАТЬСЯ НАДО.. 106
Иеромонах Иоиль (Волынин) (1873-1937) 106
Келейные записи иеромонаха Иоиля. 109
АНГЕЛЫ БОЖИИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ! 112
Иеромонах Ириней (Яковлев) (1867-1939) 112
ЛЮБОВЬ ВСЕ ПОКРЫВАЕТ, ВСЕМУ ВЕРИТ, ВСЕГО НАДЕЕТСЯ.. 114
Схимонах Анастасий (Алексеев) (1867-1939) 114
Часть II 115
СТАРЫЙ И НОВЫЙ ВАЛААМ.. 115
СТРОГИЙ ПОДВИЖНИК И ВЕЛИКИЙ МОЛИТВЕННИК.. 116
Иеромонах Викентий (Косарев) (1867-1941) 116
ЛЕГКО ГОВОРИТЬ О ЛЮБВИ, НО НЕЛЕГКО ЕЕ ПРИОБРЕСТИ.. 117
Схимонах Пионий (Афонин) (1862-1945) 117
МОЛИТВА — ЭТО ДЫХАНИЕ ДУШИ, УСТРЕМЛЕННОЙ К БОГУ.. 119
Иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871-1947) 119
ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ. 125
Схимонах Николай (Толстов) (1864-1947) 125
ГОСПОДЬ БЛИЖЕ К НАМ, ЧЕМ ДЫХАНИЕ НАШЕ. 128
Схиигумен Харитон (Дунаев) (1872-1947) 128
ЛУЧШЕГО МЕСТА ДЛЯ МОНАХА НЕ ПРИДУМАТЬ. 134
Монах Лонгин (Алферьев) (1875-1952) 134
БОЛЕЕ ВСЕГО СТРАШИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ЗЛО ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.. 135
Монах Иувиан (Красноперое) (1880-1957) 135
МЫСЛИ НИКОГДА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В МИР. 142
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) 142
Письма схиигумена Иоанна духовным чадам. 148
Учение старца об Иисусовой молитве. 153
МОНАХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСЛУШНЫМ ДО СМЕРТИ.. 154
Иеромонах Памва (Игнатьев) (1877-1965) 154
... И Я НЕ ОТПУЩУ ЕГО.. 159
Иеромонах Иустиниан (Серебряков) (1884-1966) 159
ПЕРВЫЙ ПЛОД ДУХОВНОГО ПОДВИГА ЕСТЬ СЛЕЗЫ.. 165
Иеромонах Евлогий (Федоров) (1876-1969) 165
Часть III 168
ВАЛААМСКОЕ СТАРЧЕСТВО И ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. 168
НЕ ИЩИ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ... ИЩИ ЕЕ В СЕБЕ. 168
Иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877-1962) 168
МОНАХ ЕСТЬ ЗЕМНОЙ АНГЕЛ, И ЖИЗНЬ ЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ АНГЕЛЬСКОЙ 172
Схиигумен Лука (Земсков) (1880-1968) 172
ЕСЛИ БУДУ ИМЕТЬ ДЕРЗНОВЕНИЕ У БОГА... 177
Иеросхимонах Иоанн (Андреев) (1874-1961) 177
МОЛЧАЛЬНИК И МОЛИТВЕННИК.. 178
Схимонах Герман (Соколов) (1879-1965) 178
ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ, НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ, ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЕ 179
Схимонах Николай (Монахов) (1876-1969) 179
Часть IV.. 184
ВАЛААМСКИЕ ПОДВИЖНИКИ В ЭМИГРАЦИИ.. 184
СЕРДЦЕМ СЛУЖИТЬ ЦЕРКВИ И РОДНОМУ НАРОДУ.. 185
Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887-1952) 185
ЗА СВЯТОЕ ПОСЛУШАНИЕ... 189
Игумен Филимон (Никитин) (1880-1953) 189
БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ.. 193
Игумен Тимолай (Пастухов) (1878-1958) 193
ХРАНИТЕ ВЕРУ, А ВСЕ ОСТАЛБНОЕ БОГОМ ПРИЛОЖИТСЯ.. 195
Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880-1973) 195
БЕРЕГИ КАЖДЫЙ ЧАС... 197
Иеромонах Никандр (Беляков) (1885-1978) 197
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 200
ИЗ ДНЕВНИКОВ СТАРЦЕВ.. 201
Смиренное благодарение Бога. 201
Выписки отца Агапия. 201
Посещения схимонаха Никиты.. 202
Сборник монаха Иосифа (Шорина) «Ищи утешения в Господе и др.». 209
Ищи утешения в Господе. 209
Спеши, брат, к покаянию.. 209
Утешение и надежда наша Господь. 210
Божии Промыслы.. 211
Благодушествуй совершая покаяние. 211
Скорбящий! Ищи утешения во Христе. 212
Христе, Свете Божий. 212
Сила Божией благодати. 212
Скорби — виновны радости. 213
Ищи мира и следуй за ним. 213
Благодать обновляющая. 214
Милость Божия к грешным. 214
Божия милость. 214
Божия истина. 215
Господь — наша надежда. 215
Милость Божия к человечеству. 216
Надейся на Божию милость. 216
Господь утешает скорбящую душу. 216
Хранящий Божий Промысл. 217
Свет Христов. 217
Не оставляй молитвы.. 217
Смотри более за собой. 218
Всю твою надежду возложи на Господа. 218
Не оставляй молитвы.. 219
Все доброе совершается Господом. 219
Молитва самоукорения. 219
Божие милосердие к кающимся. 220
Учись терпению и смирению.. 220
Надежда на Господа не постыжает. 220
Господь — просвещение мое. 221
Просвещение мое — Господь. 221
Сострадай к согрешающим. 221
Смиренный ищет совета. 222
Скорбящий, ищи утешения в Господе. 222
Сошествие Святого Духа. 222
Не будь торопливым в суждениях. 223
Моление Святому Духу. 223
Строгость, соединенная с милостью, похвальна. 223
Утешительная надежда в Божием Промысле. 223
Полагайся в волю Божию.. 224
Укрепляйся верою, будь выше всякой скорби. 224
Высота смирения. 224
Молитва ко Святому утешителю Духу. 225
Моление. 225
Сладчайшему Иисусу. 225
Праздник св. апостолов Петра и Павла и молитва к ним. 226
Божия помощь и утешение. 226
Кто утешит, если не Господь?. 226
Ищи познания в Господе. 227
Молитва Божией Матери. 227
Произволение наше и Божия помощь. 228
Учись терпению.. 228
Юный, блюди, как опасно ходишь. 229
Вражья злоба. 229
Божия сила и наша немощь. 229
Господь — мое просвещение. 230
Утверждайтесь в правой вере. 230
Утешение монаха о Христе Иисусе. 230
Упование наше Господь. 231
Беги от греха, как от змия. 231
Радуйся о Господе. 231
Берегись и малого греха. 232
Молись Царице Небесной. 232
В Господе полагай все упование. 232
Божия Матерь — тихое пристанище. 233
Спеши в объятия спасительного покаяния. 233
Юный, береги себя, как зеницу ока. 233
Наши дни, как одна капля, а милосердие Христово подобно великому океану. 234
Ищи помощи в Господе. 234
Господь — наше утешение. 234
Божий Промысл. 235
Сохранит душу твою Господь. 235
Молитва ко Господу. 235
Благодушествуй, неся чашу скорбей. 236
Внимай себе. 236
Все заботы твои возложи на Господа. 237
Уповай на Божию милость. 237
Господь — наше исцеление и спасение. 237
Христос Господь — мое утешение. 238
Господь — наше просвещение и утешение. 238
Упование наше — Господь. 238
Господь — наша победа. 239
Благодушествуй, уповая на Господа. 239
Укрепляйся в надежде на Господа. 240
Благослови, душа моя, Господа! 240
Грех рождает скорби. 240
Ищи утешения в Едином Господе. 241
Взгляд на дела обители. Кончина монаха о. Адама. 241
Утверждайся крепко в Божием Промысле. 242
Господь — утешение и отрада скорбящих. 242
Надежда на Господа не постыжает. 243
Господь — избавление и спасение. 243
Считай себя достойным всякой скорби. 244
Хранящий, утешающий Промысл Божий. 244
За все благодари и славословь Господа. 244
Взирая на святой Крест, благодушествуй о Господе. 245
Побеждай зло силою благодати. 245
Упование мое Господь. 245
Прибежище мое Господь. 246
Благодушествуй при порицаниях. 246
Принимай скорби как должное. 246
В скорби молись ко Господу. 247
Уповай на Господа, Он утешит скорбящую душу. 247
Бегай вражды, стремись к любви. 248
Божия Матерь — утешение всех скорбящих. 248
Не бойся скорбей, бойся греха и оскорбления Бога. 248
Завистью диавола смерть вошла в мир. 249
Польза откровения. 249
В Господе ищи утешения. 249
Полагай крепкую надежду в Господе. 250
Господь — утешение скорбящих. 250
Уповай и терпи, что найдет скорбное. 250
Спасительно — благодарение, вредно — роптание. 251
Блюди: отовсюду приходит искушение. 251
Уповай на предстательство Царицы Небесной. 251
Радуйся о Господе. 252
Всегда глубоко смиряйся, ища вразумления у Господа. 252
Ищи помощи Божией. 252
Полезны и спасительны скорби. 253
Скорбящий! Ищи утешения в Господе. 253
Молитва на уныние и о Благочестивейшем Государе. 253
Не унывай, но спеши к покаянию.. 254
Кончина иеросхимонаха Василия. Терпи скорби. 254
Не забывай о твоем исходе. 254
Упование на Господа утешает и укрепляет душу. 255
Сила Святого Креста. 255
Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу. 255
Упование мое — Господь. 256
Мир — рай, расстройство — ад. 256
Искушения и немощи понуждают искать Божией помощи. 256
Предание себя в Божию волю.. 257
Духовное общение митрополита Филарета с преподобным Сергием. 257
Ищи помощи в Едином Господе. 258
Ищи помощи в Господе Иисусе. 258
Вражьи козни, сеющие вражду. 258
Будь готов к скорбям. 259
О Льве Толстом. 259
Никоновский Воскресенский скит. 260
Процвела пустыня, яко крин. 260
Не оставляй покаянных трудов. 260
Божий Промысл. 261
Ищи помощи у Господа. 261
Память об архимандрите Гаврииле. 261
Собирай полезный сладкий мед с цветов духовных. 262
Что бывает при прохождении послушаний. 263
Говение и причащение. 263
Блюди, как опасно ходишь! 263
Призыв к покаянию.. 264
Спасающая Божия благодать потребляет грех. 264
Предай себя всецело Божию Промыслу. 264
Надежда на Господа. 265
Очувствуйся, бедный грешник! 265
Утверждайся надеждою в Господе. 265
Старчество — не шутка! 266
Уповай на Господа. 266
Господь утешает скорбящих. 266
Ищи мира в Господе. 267
Козни вражии. 267
Из ст. монаха Иосифа (Шорина) 267
«Сила Христовых тайн». 268
Письма монаха Иувиана к Алеше Ридигеру. 268
Из писем схиигумена Алексия. 271
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга священника Сергия Третьякова о валаамских подвижниках XX в. имеет практическое и научное значение. Исследование такого уникального явления, как старчество, сегодня востребовано и церковной средой, и ученым миром. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей России и ее духовной культурой. В отличие от древних патериков, образы истинных гигантов духа предстают перед ее читателем не из глубины веков, а из прошлого столетия. Достоверность жизнеописаний подтверждается присутствием в них реального исторического контекста — тех переломных событий, которые выпали на долю Валаамского монастыря в течение прошедшего века.
Ценно обращение к опыту валаамских подвижников XX столетия именно сейчас, когда особенно проявляется интерес общества к Валаамской обители в связи с ее возрождением на историческом месте и повышением ее значимости в общественно-церковной жизни России и пограничной Финляндии. Во время посещения обители мне неоднократно доводилось видеть, с какой радостью туда во множестве приезжали паломники из разных уголков нашей страны и зарубежья, с какой любовью духовенство и миряне посещали храмы и скиты Валаама, чтобы обрести молитвенный покров просиявших здесь угодников Божиих.
Очевидны, таким образом, важность и своевременность обращения к теме валаамского подвижничества. Для раскрытия ее в книге использован обширный фактический материал из разнообразных источников, включая архивные документы, воспоминания современников, письма и келейные записи известных духовников обители, а также изданные ими книги.
Особенно пристальное внимание в изучении духовного наследия валаамских подвижников уделено старчеству. Как отмечено в книге, старцем мог быть и настоятель, и иеромонах, и инок, не посвященный в сан. Приводимые жизнеописания подвижников, многие из которых составлены впервые, содержат анализ особенностей их духовного руководства, в котором выявлена связь их наставлений с поучениями святых отцов, показана преемственность их духовного опыта. Анализ жизни и служения духовных наставников, принявших монашество еще в XIX столетии, позволяет сопоставить особенности старческого служения на сломе эпох, выявить характерные черты православного старчества. Все это позволило оценить феномен валаамского старчества с точки зрения истории, пастырского богословия, аскетики, патрологии.
Вместе с тем история Валаамского монастыря прослеживается через призму преемственности старчества. В книге показано, что валаамское старчество не иссякло, несмотря на крушение православной империи, разрыв культурной и исторической традиций, канонические сложности церковной жизни. Подвижники в Валаамском монастыре, наставлявшие на путь спасения и практиковавшие умное делание, существовали как до революции 1917 г., так и после нее, во время пребывания Валаама как в границах России, так и в составе Финляндии.
В XX в. в жизни большинства валаамских старцев соединились несколько эпох — дореволюционная российская, постреволюционная финляндская и для вернувшихся в Россию — советская, а для уехавших за рубеж — в эмиграции. Каждая эпоха налагала свой отпечаток при сохранении духовного преемства. Так, дореволюционные старцы преимущественно обращали внимание на добродетель труда, тогда как послереволюционные — выделяли терпение скорбей и неосуждение ближних. При этом в любой период неизменными оставались передаваемые от старца ученику древние традиции умного делания.
Неслучайно Валаам называют Северным Афоном. Веками этот оплот монашества привлекал паломников, искавших духовного совета, молитвенной помощи, благодатного утешения. Именно здесь будущий митрополит Вениамин (Федченков) осознал, что христианство — это не одна только печаль и сокрушение о грехах, но и радостная жизнь в Боге. Эта неземная радость святости влекла и влечет к себе христианскую душу. Даже когда пустовали иноческие кельи, природа Валаама хранила память о непрестанных трудах и молитвах пустынников, всецело посвятивших свою жизнь поискам Царствия Божия, пребывающего внутри (см. Лк. 17, 21).
Побывавшие на Валааме из личного опыта знают, какое обновляющее действие оказывает на человека соприкосновение с этим местом самоотверженного подвига. Надеюсь, что и данная книга поможет читателю не только лучше узнать историю православного монашества в XX в., но и соприкоснуться с сокровищницей духовной мудрости валаамских подвижников, в которой пребывает животворящее действие Святого Духа.
Митрополит Калужский и Боровский, член Высшего Церковного Совета, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, доктор исторических наук
ВВЕДЕНИЕ
Назначение Церкви во все времена — соединять людей с Богом во внутреннее единство на основе евангельских принципов жизни. По мысли историка — священника Сергия Мансурова, — «первое место в истории Церкви должно принадлежать тем, которые непосредственно в жизни и в учении соответствовали этому назначению, сами к нему стремились и его достигали, себя и других соединяли со Христом и во Христе единением благодатным, предуказанным Евангелием Христовым и учением апостольским, в единое Царство — тело Христово. Поэтому, говоря по существу, “Жития святых” свт. Димитрия Ростовского много научнее работ современных церковных историков, ибо именно они знакомят нас с тем, как осуществляла в истории свое назначение Церковь. Нечего бояться, что история Церкви превратится в значительной мере в историю подвижничества или даже много места будет отведено монашеству... Внимание историка должно быть по преимуществу там, где видно достижение христианского идеала, ибо отсюда дух жизни растекается по всему телу Церкви». Именно поэтому особенно важным представляется исследование жизни и служения тех людей, которые уже здесь, на земле, приобщились Божией благодати и стали реальным примером христианского подвижничества для всех ищущих спасения во Христе.
Интерес автора к жизни валаамских подвижников XX в. возник в связи с первым посещением Валаамской обители в 2009 г., изучением трагических страниц ее истории в минувшем столетии и ознакомлением с подвижническим служением ее старцев.
К началу XX в. Валаамский монастырь в Финляндском княжестве был одним из крупнейших и известных северных монастырей Российской империи, имел образцовое хозяйство и состояние территории, 13 скитов на островах Ладожского озера, богатейшую ризницу, небольшой корабельный флот, множество мастерских, в которых трудились насельники монастыря, прекрасный сад, огороды, ферму... Это было своего рода маленькое монашеское государство, которое населяло свыше тысячи человек. Паломничества на Валаам совершали представители всех сословий — от крестьян до монархов; Валаам вдохновил многих побывавших здесь художников: П.И.Балашова4, А.В.Гине, П.П.Джогина, М.К.Клодта, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи, Н.К.Рериха, И.И.Бродского, Р.Кента; композиторов: П.И.Чайковского и А.К.Глазунова; писателей и поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, К.К.Случевского, А.Н. Апухтина, Н.С.Лескова, С.В.Максимова, Вас.И.Немировича-Данченко, И.С.Шмелева, Б.К.Зайцева. Бывали на Валааме Д.И.Менде-
леев, А.А.Иностранцев и М.Н.Миклухо-Маклай... Не случайно «не так уж много можно назвать монастырей на Руси, о которых написано столько книг и статей, сколько о Валааме».
«Главное же его богатство составляли сами живые наследники древних монашеских традиций — старцы-молитвенники с их бесценным опытом». Эту мысль подтверждает благотворитель монастыря того времени князь А.В.Оболенский, который сам духовно окормлялся на Валааме: «Монастырь был полон дивных старцев и подвижников».
После революции в России, в декабре 1917 г., Финляндия провозгласила свою независимость и Валаам вместе с островами Ладожского озера перешел к новому государству. Монастырю было позволено остаться в прежнем статусе православной обители. В 1921 г. Финляндская Православная Церковь получила автономию от Московского Патриархата. В 1923 г. Финляндская Православная Церковь под давлением правительства Финляндии переходит в каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Начинается насильственное введение в православных приходах Финляндии и монастырях нового, григорианского стиля, вследствие чего на Валааме произошел раскол. А в 1939- 1940 гг., уже после советско-финской зимней войны, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи с монастырским имуществом эвакуировались в глубь Финляндии, где основали Новый Валаам.
Основным источником к созданию настоящего труда послужили архивные материалы Финляндского Ново-Валаамского монастыря. Очень важно, что «валаамский архив хранит не только материалы по монастырской истории, но и духовный опыт многовекового монашеского подвижничества» (патриарх Алексий II).
Использованы также материалы архива Спасо-Преобра- женского Валаамского монастыря (по преимуществу копии, сделанные в архиве Нового Валаама в Финляндии), а также опубликованные и неопубликованные источники из архивных и библиотечных фондов.
Деление на части в книге обусловлено историческими рамками жизни валаамских подвижников. В каждой из них главы расположены в хронологическом порядке, согласно датам кончины того или иного подвижника.
Так, первая часть представляет собой исследование служения подвижников, которое осуществлялось и завершилось на старом Валааме в связи с их кончиной до 1940 г. Многие старцы, начав служение еще на старом Валааме, продолжили его и после переселения на Новый Валаам в Финляндии, где и завершили свой земной путь. Им посвящена вторая часть.
В третьей повествуется о подвижниках, которые жили и осуществляли свое служение на старом Валааме, Новом Валааме и в Псково-Печерской обители, куда они переехали из Финляндии в 1957 г.
В четвертой части автор знакомит читателя с жизнью тех подвижников Валаама, которые покинули любимую обитель в связи с гонениями на старостильников в сложное время монастырского раскола.
Таким образом, к настоящему времени книга является самым полным собранием жизнеописаний, наставлений и характеристик служения валаамских подвижников в XX столетии. Вместе с тем автор не претендует на абсолютную полноту охвата темы. Наверняка в рассматриваемый период существовали и другие подвижники, имена которых не вошли в этот труд из-за отсутствия каких-либо упоминаний о них. Главная причина тому — их отшельнический образ жизни. О них ведает Сам Господь.
Большинство подвижников, о которых речь идет в книге, именуются старцами. Такое наименование связано с характером их служения: расцвет старчества на Валааме относится к XIX — первой половине XX в. В связи с этим рассмотрим сущность и специфику валаамского старчества.
Тему валаамского старчества, на наш взгляд, можно понять только в контексте правильного представления о старческом служении в целом.
Старчество — это «совершенство, самый высокий подвиг, самое высокое и самое великое служение».
Как правило, наименование «старец» в русском церковном сознании употребляется по отношению к подвижникам, которые «прошли долгий искус, которые опытно познали духовную брань, которые многими подвигами стяжали дар рассуждения, которые, наконец, способны молитвою постигать волю Божию о человеке, то есть в той или иной мере получили дар прозорливости и потому способны духовно руководить обращающимися к ним». Такое высокое духовное состояние удобнее всего достигается в монастырских условиях, где «вся жизнь до гроба должна быть в трудах, в подвигах, в повиновении, в отложении своих волей и желаний».
Старческое служение имеет своей главной целью вести послушника к живому опыту богообщения, к жизни в Боге. В этом старцу помогает, как уже было отмечено, опыт подвижнической жизни, а также дар рассуждения, который проявляется в том, что наставник умеет сразу определить духовное состояние человека и дает ему самый правильный и полезный совет.
Замечательный взгляд на старческое служение находим у свт. Феофана Затворника, выразившего общее святоотеческое мнение по данному вопросу: «Хорошо не таить своих помыслов от отцов; однако ж не всякому, кто ни прилунится, надо их сказывать, но старцам духовным и дар рассуждения имеющим, мудростью, а не одними летами поседевшим. Многие, смотря на один возраст старости, открывали свои помыслы и, вместо врачевства, по причине неискусства выслушавших их, впадали в отчаяние. Не всякий может руководить, и это не только по собственной неуспешности и незрелости, но нередко по быстроте со- зрения. Многие, по причине великой простоты и великого жара ревности, очень скоро проходят первые степени и многого не испытывают. Неискушенные же не могут и искушаемым помощи. Сверх того, рассуждение есть один из даров Святаго Духа, коих много, и не все даются всем, а коемуждо якоже хощет Бог. “Чувствия обучена” в рассуждении добра и зла, свойствены всякому очищенному, но разбирать всякие случаи, решать обычайное и необычайное, и что из того может быть допущено, и что должно отвергнуть, это могут только зрящие. Такие светильники Богом образуются и Богом изводятся на дело. Смотрите в житиях: подвизается человек Божий в трудах общежития, отходит на уединение, живет скрытно от всех; наконец, говорится о нем: явил Господь светило. Годный не может укрыться; начинают около него собираться, — и строится премноголюдная обитель: так у Антония Великого, Саввы Освященного, Антония Киево-Печерского, Сергия Радонежского; так прежде, так и теперь. Отсюда видно, что истинным руководителем может быть только победивший страсти и через бесстрастие соделавшийся сосудом Святаго Духа».
В своем труде о старчестве И.М.Концевич отмечает, что святые отцы, например прп. Иоанн Лествичник, прп. Варсо- нофий, прп. Симеон Новый Богослов, свт. Игнатий, прп. Си- луан Афонский и многие другие, относились к правильному старческому руководству как к высокому духовному таинству, совершаемому Богом через старца для послушника ко спасению.
Вообще «необходимость в руководителе-отце очевидна сама собою, — утверждает свт. Феофан Затворник. — Всякому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самому или соделывать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого же раза надо отдать себя кому-нибудь под науку в сем... Дело спасения есть искусство искусств и наука наук, как же можно обойтись тут без учителя?»
В этом же духе И.В.Киреевский, духовный сын прп. Макария Оптинского, писал своему другу А.И.Кошелеву: «Существеннее всяких книг и всякого мышления найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты мог бы сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов... » Однако «руководитель должен не указать только, но и вести, и не вести только, но как бы нести на себе».
В 1781 г. при игумене Назарии (Кондратьеве) на Валааме был принят за основу самый суровый из всех существовавших в то время монастырских уставов — общежительный Саровский, подвергнувшийся небольшой местной переработке. В отношении старчества полагалось следующее: «Каждому брату назначается в руководители старец, то есть инок преклонных лет и опытный в духовной жизни. Этому руководителю он обязывается во всю жизнь открывать все свои дела, желания и помышления и следовать во всем его совету и руководству...» Игумен Назарий ввел практику исповеди между насельниками, не обязательно имеющими священный сан. Сам о. Назарий писал об этом: «Если совесть тебя обличает и ты не имеешь возможности покаяться духовному отцу, то необходимо брату обители или другому близкому тебе человеку, богоугодно живущему и духовный разум имеющему, исповедать то, что смущает твою совесть, и просить его молитв и благословения».
В одном из неопубликованных дневников валаамского подвижника XX в. монаха Иосифа (Шорина) обнаружена выписка из труда архимандрита Леонида (Кавелина) «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни»: «Путь старческого окормления во все века Христианства признан всеми великими пустынножителями, отцами и учителями Церкви самым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны в Христовой Церкви. Старчество процветало в древних египетских и палестинских ки- новиях, впоследствии насаждено на Афоне, а с Востока перенесено в Россию. Но в последние века, при всеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало приходить в забвение... К восстановлению в России этого основанного на учении св. отцов образа монашеского жития много содействовал знаменитый старец, архимандрит молдавских монастырей, Паисий Величковский... » И «величайшее значение старца Паисия для русского монашества заключается именно в том, что он своими переводами, сочинениями и письмами, а также и своим личным непосредственным руководством вызвал чрезвычайный интерес и внимание к умному деланию, направил в эту сторону духовную жизнь русского монашества и воспитал целый ряд старцев, явившихся продолжателями его дела в русских монастырях».
В начале XIX в. ученики прп. Паисия схимонах Феодор, иеромонахи Леонид и Клеопа принесли на Валаам его традицию старчества, которая обогатила существующую со времени прп. Назария. С этого времени на Валааме начинает укрепляться традиция исихазма. Основным и главным содержанием умного делания оставалось творение Иисусовой молитвы, которое «совершается умом в сердце. Итогом этого сокровенного делания было созерцание тайн Царствия Небесного и различные духовные дары, среди которых отличительным даром старческого служения считаются духовное рассуждение и пророческое ведение воли Божией».
Также в обители укореняются заветы старца Паисия, по которым настоятель не обязательно должен быть духовной главой братства (в традиции старца Назария это предусматривалось). Как писали тогда в издании обители, «необходимым условием... Валаамского подвижничества служит жизнь с советом, под руководством опытного наставника — старца. Жизнь “с советом” установлена для всех, собственно, потому, что только она одна... может привести к спасению и что только при ней исполняется обет послушания». Каждому поступающему в монастырь назначался старец, которому следовало открывать помыслы, «отречься от своего ума и воли и действовать согласно указаниям своего наставника».
Итак, валаамское старчество унаследовало древнюю традицию египетских, палестинских монастырей и особенно Афона, ради чего потрудились ученики прп. Паисия Ве- личковского. В связи с этим нам представляется важным обратиться к афонской традиции старчества и сравнить ее с традицией на Валааме в первой половине XX в.
Еще с XIX в. Валаам «по сходству устройства своей внутренней жизни, устава, природных условий, идеально отвечавших духу аскетизма, называли верным снимком афонских монастырей», Северным Афоном. Как и Афон, Валаам окружен водами, находясь «среди обширного Ладожского озера, в северной его части, на группе лесистых и каменистых островов, полных чарующей прелести по дикости и живописности своей природы», и «совершенно удален от мира: ближайшие селения отстоят от него на расстоянии не менее 25 верст, и здесь нет даже следов нашей мирской жизни с ее мелочными повседневными интересами, нет тех соблазнов, которые могли бы отвлекать от труда и молитвы».
Писатель Б.К.Зайцев, побывавший на Афоне, приезжая в Валаамский монастырь, во многом видел здесь черты Святой Горы: игумена Дамаскина он называл Афанасием Великим Валаама, указывал на схожесть монастырских дорог «межлесов... в благообразии святых мест»; облик схимонаха Николая сравнивал с встречавшимися ему старцами на Афоне; в запахе жасмина чувствовал что-то исконно русское, валаамское и одновременно афонское, напоминающее ему о посещении Андреевского скита.
Географическое положение Афона и Валаама и другие элементы внешней схожести не только объединяли «монашеские государства», но и прекрасно располагали к монашескому деланию, создавая «совершенно особый мир, не тот, который мы видим в наших даже знаменитых лаврах, нет, — это место упорного и непрерывного труда, идеальной дисциплины, детски чистой веры и глубокого жизненного оптимизма».
В XX в., как и прежде, устав Валаамской обители предусматривал все три формы монашеской жизни: общежительную, скитскую и отшельническую. Все три формы характерны и для монастырей Афона. Хотя общежительная форма на Валааме строга для братии, но «многие не удовлетворяются ею и уходят в скиты. Особенность скитской жизни заключается в чередном чтении Псалтири... Трапеза скитников всегда постная и состоит из одних овощей». По примеру Святой Горы женщины в скит Иоанна Предтечи не допускаются, а в скит Всех святых могут входить только раз в год.
Несмотря на различные формы устроения монашеской жизни, на Валааме, как и на Афоне, «главным необходимым условием во всех родах валаамского подвижничества служит жизнь под руководством опытного наставника-старца».
Старец, видевший духовное устроение воспитанников, вел к спасению под своим руководством учеников, которые, в свою очередь, стали наставниками для последующих иноков. На Валааме в рассматриваемый нами период, например, монах Иосиф (Шорин) был учеником духовника монастыря Иоасафа (Шабалина), а затем стал старцем иеромонаха Пам- вы (Игнатьева) и других подвижников.
Особый статус в обители Валаамской имели игумены, которые считались «вождями духовных ратников».
Аналогичное положение наблюдалось и в общежительных монастырях Афона, о чем сохранились свидетельства очевидцев: «Старцы имеют здесь (на Валааме. — Авт.) власть, но и они все — послушники игумена. Замечательно, что такое соединение власти старцев с самодержавием игумена — характерный признак славянских монастырей даже на Афоне. Как только из строгого общежития, киновии, они обращаются в идиоритмы, то есть своежительные монастыри с буржуазно-республиканским характером, — то тотчас же падает монастырь. И наоборот, с восстановлением киновии поднимается и жизнь монастыря. Ясный пример этого представляет наш... монастырь Святого Пантелеймона, также сербский — Хиландар, болгарский — Зограф и др.».
На Валааме всегда с особым трепетом относились к афонской традиции. Особенно это выразилось в восприятии ва- лаамцами опыта исихазма, являющегося основой иноческой жизни на Афоне. «С поселением на Валааме Антипы (Афонского, учителя умной молитвы. —Авт.) окончательно утвердилось возрождение связи великих островов Православия». Действительно, на Валааме усердно проходили подвиг молитвы Иисусовой: «Каждый инок десятками лет всецело погружался в келейную молитву, с которой нехотя расставался, уходя на послушания и в трапезную. В храме Иисусова молитва соединялась с ходом богослужения, и поэтому монахи стояли неподвижно на своих местах точно вкопанные, не шелохнутся, не двинутся, точно замирали в своих как бы афонских стасидиях». Старцы схимонах Николай (Монахов), иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Иоанн (Алексеев) и многие другие преуспели в подвиге умной молитвы. Так «внутреннее делание стало “солью” Валаама».
И на Афоне в начале XX в. питали особый интерес к Валаамскому монастырю, который в первую очередь славился своими подвижниками веры и благочестия. Посетивший обитель писатель Василий Немирович-Данченко заметил, что «изо всех типов старчества тип валаамского старчества наиболее целен и полон». Сохранились архивные сведения о том, как на Валаам с Афона приезжали монахи и посещали валаамских старцев. Более того, «из афонских монастырей приходили посмотреть на Валаамскую обитель и по ее правильной организации в духе православного аскетизма предпочитали ее даже монастырям Афонской Горы».
Итак, незыблемая духовная связь Афона и Валаама, выразившаяся в восприятии последним традиций старчества и исихазма, не подлежит сомнению. «Как и Св. Афон, Валаам поныне светит. Афон — на юге, Валаам — на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся “ночь мира”, — нужны маяки».
Старческое руководство внутри монастыря было направлено прежде всего на передачу духовного аскетического опыта от старца к иноку-послушнику (особенно это выразилось в обучении непрестанной молитве), часто при совместном проживании старца и послушника с практикой откровения помыслов. Духовничество по отношению к мирянам, которое стало особенно актуальным на Новом Валааме и в Псково-Печерской обители, не имело такого строгого характера, как внутри монастыря. Старцы давали советы приезжавшим к ним людям, вели духовную переписку, но сама форма общения исключала беспрекословное послушание. В исполнении наставлений подвижников за человеком всегда оставалось право выбора, чтобы он мог реализовать свою христианскую свободу.
***
Автор искренне надеется, что его скромный труд не только внесет вклад в развитие современной богословской науки, но и станет практическим пособием духовной мудрости на пути к христианскому совершенству для всех ищущих спасения во Христе.
Часть I
СТАРЫЙ ВАЛААМ
|