Обратная связь
|
ПО ЖИЗНИ ПРАВЕДНИК И ПО ДУХУ ПУСТЫННИК Схимонах Сисой (Тепленев) (1855-1931)
Известен (схимонах Сисой. — Авт.) как пустыннолюбивый старец большого духовного масштаба...
Схимонах Сисой (в миру Семен Тепленев) родился 28 января 1855 г. в Ярославской губернии в крестьянской семье.
Будучи отроком, он «служил лавочником». По воспоминаниям самого старца, «когда уезжал его хозяин, он оставлял ему всю лавку, и никогда-никогда ничего не пропадало». Так будущий старец уже с юных лет проявлял себя честным и трудолюбивым. Иеромонах Сергий (Иртель) называет честность старца даром Божиим, унаследованным им от родителей, и подчеркивает, что этот дар схимонах Сисой «вложил в Валаамское достояние. Будучи уже старцем, наставником молодежи, он со всей серьезностью передавал дух этого своего достояния начинающим монашествующим. Это был тон его жизни, его богатство и его оправдание пред Богом».
9 сентября 1886 г. Семен поступил в Валаамский монастырь; 28 ноября 1890 г. определен в послушники; а 11 июня 1893 г. пострижен в монашество с именем Серафим. По пострижении исполнял послушание екклесиарха. Как вспоминают современники, трудился о. Серафим «с ревностью, и при нем был большой порядок в церкви». «Когда он окреп в духовной жизни, то поселился в пустыньке (близ Конев- ского скита. — Авт.) и жил там 30 лет». 15 июля 1901 г. о. Серафим был пострижен в великую схиму с именем Сисой.
В пустыньке старец подвизался не один. С ним жили по два ученика-послушника, которые периодически менялись. Кроме них за советом к схимонаху Сисою приходили монашествующие, а иногда — миряне. Как отмечается в современном издании «Валаамский монастырь и его подвижники», о. Сисой, по причине проводивший строгую подвижническую жизнь, «среди братии слыл суровым».
На Валааме принцип духовного руководства «старец — ученик», включающий в себя беспрекословное послушание своему духовнику и ежедневное откровение помыслов, как уже отмечалось, появляется с приходом в обитель игумена Назария, который сам стал для братии монастыря духовником и старцем. После себя о. Назарий оставил своих учеников — преемников, продолжателей традиции. Как впоследствии говорил подвижник Валаамской обители иеросхимонах Алексий (Блинов): «Опыт доказывает, все понесшие тяготу послушания в смирении сердца, с совершенным повиновением старцу... бывают последователями древних подвижников благочестия, принося плоды духовного любомудрия».
Схимонах Сисой, как и другие подвижники, явился связующим звеном в цепочке старческого преемства на Валааме. Ученик схимонаха Никиты (Евдокимова), друг схимонаха Пиония (Афонина), он воспитал множество подвижников, среди которых иеромонах Иустиниан (Серебряков). Отметим также, что хотя о. Сисой не был в священном сане, но «как старец принимал откровение помыслов и был весьма опытен как духоведец». По воспоминаниям братии, у дверей его кельи всегда была очередь желающих получить полезный духовный совет.
По словам иеромонаха Иустиниана, о. Сисой стяжал дар непрестанной сердечной молитвы, которая выражалась в кратких словах: «Иисусе, помилуй!» С особым трепетом схимонах относился к изображению на себе крестного знамения, учил, «как крест надлежит класть», призывая креститься неспешно, с благоговением.
Незадолго до своей кончины старец из пустыньки переселился в монастырь. Скоро он тяжело заболел и был переведен в больницу, где за ним ухаживал послушник Георгий Иртель. О. Сисой «был большой любитель слушать жития святых», которые читал ему Георгий. Старец слушал молча, иногда плакал или утвердительно кивал головой, как бы соучаствуя в подвиге святых.
22 февраля/7 марта 1931 г. схимонах Сисой почил. Кончина его была «безропотная, смиренная, озаренная плодами многолетней праведной жизни». Погребен старец на старом братском кладбище.
Всей своей жизнью старец явил любовь к Богу, «преданность к Которому он воспитывал, культивировал в себе с беспощадной энергией». Поистине «это был праведник и по духу пустынник».
КНИЖНЫЙ МУЖ
Монах Иосиф (Шорин) (1851-1931)
О монахе Иосифе, прозванном на Валааме библиотекарем, явившем подвиг старчества, известно очень мало: краткие биографические сведения и характеристика его служения, данная в воспоминаниях архимандрита Афанасия (Нечаева). В архиве
Ново-Валаамской обители в Финляндии было обнаружено 20 неизданных его рукописных дневников. Дневники старца представляют собой отдельные тетради, в которых он для себя записывал изречения святых отцов, свои мысли, рассуждения по тем или иным вопросам православного подвижничества и пути ко спасению. Кроме того, о. Иосиф описывал некоторые события из монастырской жизни. Отдельные тетради имеют заголовки, которые автор надписывал собственноручно. Названия дневников не носят тематического характера, а выглядят как краткие высказывания, выражающие духовные устремления старца. Так, например, в тетради «Ищи утешения в Господе и др.» повествуется не только о том, что всегда и во всем следует искать утешения в Боге, но и о терпении скорбей, необходимости покаяния, о стяжании благодати Господней, о молитве, о неосуждении, смирении, сострадании и др. (в приложении 3 данный дневник приводится полностью).
Монах Иосиф (в миру Иван Александрович Шорин) родился 1 июня 1851 г. в селе Вознесенское Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии в крестьянской семье, принадлежавшей помещику графу Шереметеву.
В 1880 г. Иван поступил в Валаамский монастырь, в котором исполнял послушания садовника, гостинника, певчего, а с 1910 г. до своей блаженной кончины был библиотекарем. Давнее его желание о пострижении в монашество осуществилось 10 июня 1889 г. В постриге он получил имя Иосиф.
«Если рядовые монахи так мудры, то что же может представлять собою их библиотекарь отец Иосиф! — вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев). — О нем стоит поговорить особо. Это действительно “книжный муж”, по-видимому, тоже с малым школьным образованием. Но весь поглощен книгой. Она для него — живая личность автора. И он любит говорить не столько о книге, сколько об авторе. Его келья вся завалена книгами. Как скупой рыцарь над сундуками с добром, так и отец Иосиф среди “живых мертвецов”. И сам он как оживший мертвец — весь белый, в белом балахончике, восковое лицо, маленькое, с правильными чертами и все сияющее от удовольствия, что у него так много духовного добра и что он может поделиться им с вами. Так внимательно расспрашивает: “Что вы хотели бы почитать?” И, не дожидаясь ответа, сам начинает предлагать свой “товар”».
Любовь к творениям святых отцов проявлялась и в устных наставлениях старца, и в его рукописях. Он обильно цитировал подвижников веры и все свои советы основывал непременно на святоотеческой мысли, считая неправильным наставлять «от себя», «всегда указывал на книгу и даже страницу, где нужно читать». «Особенно рекомендовал он мне сочинения Филарета, митрополита Московского, — продолжает о. Афанасий. — Это, конечно, не всякому послушнику он даст. “Но вы ведь готовитесь к деятельности. Вот он светильник был преизрядный. С ним и цари считались, и вельможи благоговели, а сам был простой-препростой. А какая книжная-то мудрость у него! На всю Русь и доселе сияет”. Как будто о своем хорошем знакомом говорит. Так, невзначай, старец Валаамский укладывает на полочки истории духовные авторитеты. Тут им истинная оценка и классификация. Это своего рода Академия бессмертных. Только скрыта она в лесах валаамских и открывается для посвященных».
Являя пример смирения, «отец Иосиф не замечает ни своей учености, ни своей роли ценителя незаурядного. Он тоже простой-препростой. Сейчас же предлагает вам и чайку откушать с ним. А тут на подносе, не убранном еще от прежнего чая, — несколько кусочков печеньица лежит. Видно, и у него есть свои “поклонники” из монахов, чем-ничем норовят любимца своего угостить. И взаправду, как ему, “владельцу” этого “книжного света”, самому не просиять от множества светильников. И уходишь от него приобщенным незаметно к этому источнику света. И сам ты уже не чужой, а свой, среди этих оживших для тебя светочей духа. Отныне для тебя как монаха библиотека — место вожделенное, святое, гора Фаворская, сияющая светом Преображения. И ты жадно прильнешь и прислушаешься к речам Моисея и Илии с долгожданным ими Мессией. И, исполнившись радости Преображения, воскликнешь вместе с Петром: Господи, как нам здесь хорошо, построим три палатки».
Ввиду благочестивой и подвижнической жизни игумен Гавриил (Гаврилов) возложил на монаха Иосифа послушание старчества. По своему смирению о. Иосиф считал себя недостойным такого благословения настоятеля. В своих дневниках он много рассуждал о старчестве, задавал себе вопрос: «...я немощен, неразумен и грешен, еще сам не положил истинного покаяния и подвига монашеского, как научу других? — И, умудренный святоотеческим опытом духовной жизни, сам отвечал: — Успокойся и не смущайся, послушник не имеет своей воли, отвергни свое недоумение и мудрование, смиренно сознавай свою немощь и неразумие. И веруй, что Господь и Бог разумов поможет тебе Своею благодатью за молитвы отца игумена и старцев, а себя считай со смирением как слабое оружие, которое Господь укрепит и даст истинный разум, что рещи на пользу брату с верою приходящему...»
Бывали случаи, когда вопрошающие не исполняли советов старца. Монах Иосиф никогда не раздражался на это, имея для себя правило: «Внушая и говоря ученикам полезное, не смущайся и не беспокойся, если твоих советов не исполняют, но будь спокоен как исполнивший должное». При этом подвижник горячо молился за непослушного ученика.
Скончался монах Иосиф на 81-м году жизни 14 мая 1931 г., перед кончиной причастившись Святых Христовых Таин. Погребен на старом братском кладбище.
Ученик валаамского старца иеромонаха Иоасафа, почитатель святогорской, афонской традиции, о. Иосиф был сокровенным делателем Иисусовой молитвы. «Без молитвы нет успеха в духовной жизни», — говорил сам старец. За молитвенный подвиг он получил дар прозорливости.
О духовной опытности о. Иосифа свидетельствуют дневники, которые он вел со времени своего поступления в монастырь. Читая их, соприкасаешься с внутренним, духовным миром старца. Это сокровенные его мысли, направленные прежде всего к самому себе для размышления о своей жизни во Христе. По стилю рукописи монаха Иосифа можно сравнить с дневниками св. прав. Иоанна Кронштадтского, которого, кстати, он обильно цитирует.
Основываясь на Священном Писании и творениях святых отцов, монах Иосиф учит на все происходящее вокруг нас и с нами смотреть «оком веры, усматривая... Промысл Божий». Даже «если что делается неприятное тебе, не согласное с твоею волею, наносится тебе скорбь от кого-либо, пользующегося твоею помощью, прими все это как посланное от руки Божией, доброе о тебе промышляющей, а людей, наносящих скорбь, считай только орудиями Промысла, которыми испытывается душа твоя, насколько она преуспела в терпении и незлобии, что ими [людьми] обнаруживаются твои сердечные движения, приводимые в смущение от противных случаев. Считай это лучшей школой, образующей твое невежество и неведение в прохождении пути добродетели, показующей, как далек ты от истинного смирения и рассуждения и что без помощи Божией ты не можешь потерпеть малейших приражений чего-либо. Смирись и проси у Господа все понести благодушно и терпеливо, считая себя достойным многих скорбей за то, что грехами прогневал Господа».
Ведущей темой всех рукописей о. Иосифа является тема скорбей: их природы, значения для христианина в деле спасения, их преодоления и терпения. «Все учения святоотеческие, — писал старец 22 сентября
1910 г., — утверждают ту истину, что скорби, на нас находящие, суть следствия уклонений наших от заповедей Божиих. Никого не обвиняя, сознаем виновными самих себя, и это самоукорение, растворяемое терпением находящих зол, соделается нам спасительной епитимьей, очищающей скверну наших греховных падений и ходатайствующей нам прощение на суде Христовом». В другом дневнике монах Иосиф называет скорби «лекарством для души»: «Всякую скорбь, поношение, презрение, причиненное от кого-либо, считай спасительным лекарством, посланным Промыслом для очищения грехов твоих. Не смущайся при скорбях, но помни слово Божие: Егоже бо любит Господь, наказует... вист же всякаго сына, его же приемлет». Но как бы ни было тяжело, по мнению старца, следует «искать утешения в Едином Господе», обращаясь к Нему: «Даруй, Господи, на все случающееся скорбное, противное, печальное смотреть оком веры, повергаясь в Твой Божественный Промысл, что все это должно быть, что все бывает не без воли Божией, и с терпением ожидать, если бы и случились какие искушения. Нельзя же быть ничем и никем не тревожимым и обеспокоиваемым. Такова здешняя жизнь, исполненная приключений и перемен. Через это мы должны познавать свою немощь, свою ограниченность, нужду в помощи Божией и в Его спасительном утешении, без которых все может быть тяжело, невыносимо, несносно, а в Божием защищении, благоволении, утешении и милости даже при великих скорбях будет на душе ощущаться рай, мир и спокойствие».
Много писал о. Иосиф о бедственном положении тех людей, которые, надеясь на свои силы, забывают о Боге: «Человек, уповая, надеясь на свои силы, на свои способности, а забывая помощь Божию, Его благий Промысл, все полезное устрояющий, когда встретится с разными невзгодами, недоумениями, тягостями и оставленный сам с собою один, приходит в робость, в страх, в безнадежие, посему и нужно сознаться в смирении духа — сознаться, что я без помощи Божией не могу ни в чем добром и полезном преуспеть, вспоминая слова Спасителя: Яко без Мене не можете творити ничесоже».
Монах Иосиф советовал осторожно относиться к людям и не делать поспешных выводов о них, не хвалить никого, потому что «часто хвалимые делаются дерзновенными и употребляют это во зло своим благожелателям», уважать трудящихся, но не давать повода «мнить им о своем достоинстве, что приводит часто к гордости, ибо всякий человек ложь. Люди изменчивы, — утверждал старец, — подобны ртути в барометре, то поднимающейся, то опускающейся. Только праведен Един Господь, правду возлюби...»
Важным в жизни монастырской для старца было братское единство. Он считал недопустимыми распри и раздоры в обители. Однажды после всенощного бдения о. Иосиф сделал запись в своем дневнике, актуальную, на наш взгляд, не только для монахов, но и для всех христиан: «Се ныне что добро или что красно? Но еже жиги братии вкупе: в сем бо Господь обеща живот вечный. В день причащения братии Святых
Таин, на всенощном бдении воспевался торжественно сей антифон 8-го гласа. Как прилично его представить к нашему многочисленному общежитию, собранному из всех концов обширной России. Блаженны вы, братия, добро и красно ваше духовное Собрание! Ибо пророческое слово обещает от Господа живот вечный сему жительству, оправдайте сие доброю вашею жизнию, тщанием о спасении, святым послушанием в смиренных трудах для братии, ради Господа, потерпите немощи друг друга, потерпите строптивые характеры, облецытеся в святую Кротость, и Господь, обещавший кротким дать в наследие землю (где живут и не умирают), учивший: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым, даст вам вечное блаженство. Истинно в словах псаломских добро и красно обретается святой рай, если мы в любви и согласии пребываем друг с другом. Посему и стремитесь к сему с полным усердием и любовию».
Одну из записей о. Иосиф озаглавил: «Цель христианства». Раскрывает означенную тему, по его мнению, цитата из пастырского послания апостола Павла Титу: Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 2, 11-14), — вот цель христианства и воплощения Сына Божия, Его учения, страдания и воскресения.
Мы всеми силами, как верующие в Иисуса Христа, должны отказаться от всякого нечестия и греховных похотей и проводить жизнь целомудренно, праведно и благочестиво с твердою надеждою на обетования Божии и на спасительные страдания Христовы, которыми мы спасаемся, и веруем получить блаженное воздаяние в Царствии Христовом...»
Особое внимание старец обращал на то, что верующим во Христа следует быть не на словах только, но и на деле. В один из богородичных праздников в 1901 г. он написал: «Ублажаем Приснодеву. Искренно ли, не с лестию ли? Льстим, если хвалим то, чего внутренне не уважаем. Итак, ублажая Приснодеву, чтим ли девство? Уважаем ли целомудрие? Храним ли чистоту? Ненавидим ли нечистоту? Ревнуем ли о своем очищении?.. Делом чти, а не словом».
Монах Иосиф пишет о необходимости иметь внутренний душевный мир: «Как нужен и спасителен мир Божий! Без него бедная душа, предоставленная сама себе, особенно при коварстве искушений вражиих, смущается, малодушествует, унывает, ничто ее не утешает, ничто ей не мило». Старец подчеркивает, что в таком безблагодатном состоянии душа человека особенно подвластна силам тьмы, которые «воспоминанием прежних грехопадений окрадают надежду в милосердии Божием, представляют грехи непростительными, готовы душу повергнуть в отчаяние». В подобном случае необходима усердная молитва: «Сыне Божий!.. Прости моя согрешения, помилуй меня по велицей милости Твоей!.. Даруй душе моей мир, тишину и спасение, всякий бесовский мрачный помысл, как сильный ветер разгоняет мрачную тучу благодатию Твоею разгони, возрадуй ее Божественным Твоим миром!»
Неоднократно о. Иосиф обращается к теме борьбы с блудной страстью: «Тебя увлекает скверное вожделение, греховный навык тянет тебя как уздою, понуждая к удовлетворению смрадной, греховной страсти, убойся, размысли, минутное удовольствие от греха угрожает тебе вечным некончаемым адским огнем». Называя блуд «змеею», старец предостерегает всякого человека: «Беги от греха как от яда... порви навсегда коварную с ним дружбу. Сколько он обманывал тебя своею лестию, своею мнимою сластию, взывай смиренно ко Господу: помилуй мя, согрешающего к Тебе много!.. Страхом Твоим огради все мои чувства и умертви обольщающий меня грех Твоею всесильной благодатию, милосердный Господи!» Вообще «все греховные движения сердца и похоти плотские надо уничижать, презирать, ненавидеть всей душой как вредные и пагубные для человека и противные Богу. Надо возвышать и любить все духовные порывы и стремления к молитве, чтению слова Божия, к духовным собеседованиям, к любви, состраданию, милосердию, чистоте, воздержанию, смирению».
О. Иосиф наставлял «благодушествовать в обидах», говоря, что «умеющий великодушно принимать и переносить обиды... подобен алмазу, острым гвоздям и огню, а думавший обидеть его оказывается ничтожнее грязи. Итак, не то худо, когда обижают тебя, а то худо, когда ты обижаешь других или когда не умеешь переносить обид. Как многообижаем был Давид! Как много обижал его Саул! Но кто же вышел сильнее и счастливее? И кто остался несчастнее и достойнее жалости? Не тот ли, кто обижал?»
Для старца покаяние — великая добродетель, которая преображает человека и помогает ему стать на благодатный путь духовной жизни во Христе. Он подчеркивает, что «всякий грешник, искренно обращающийся к Господу, должен вполне надеяться на всякую благодатную помощь от Бога при борьбе своей со грехами, страстями и всякими навыками греховными. Только надо искренне возненавидеть грех и усердно каяться с чистым намерением, и впредь не поддаваться греху и несомненно веровать в Бога, и усердно призывать Его в помощь». Покаявшись, «всеми силами крепись не падать, ибо крепкому борцу не подобает падать; если же случится пасть, скорее вставай и стой опять в добром подвиге. Хотя бы тмократно случилось с тобою первое, по отступлению благодати, тмократно да будет у тебя и второе, то есть восстание. Так до конца жизни твоей... » Многие поучения о. Иосифа начинаются с описания евангельской истории и основываются на ней. Приведем пример из рукописи за 1907 г.:
«Плывет Апостольский корабль по Галилейскому озеру, Господь остался на берегу, ветер все более и более свежеет... наконец настает грозная буря, с вечера даже до четвертой стражи ночи, до утра усиливается все более и более. Апостолы в страхе и трепете... но вот Господь идет по водам, запрещает [волноваться] морю и ветрам, и они, услышав глас Владыки, успокаиваются и утихают, и Апостолы радуются, видев Господа.
И на тебя, брат, коль восстанет свирепая буря страстей и скорбей и мир души твоей поколеблется и изнеможет, не убойся, не отчаивайся, воззови с верою к Христу Иисусу: “Господи, спаси меня, погибаю!” И веруй, что Тот, Который днесь, тойже и во веки прострет тебе длани, как подал Петру утопающему руку, и спасет тебя от всякого зла и греха, и покроет тебя Своею милостивою десницею как Бог милосердия и утешения! Только с верою Ему молись, уповай и надейся».
Любимой книгой о. Иосифа была «Лествица», написанная прп. Иоанном, игуменом Синайской горы. Именно этот труд в первую очередь старец рекомендовал читать всем приходящим к нему за советом. «Лествица св. Иоанна всегда была настольною книгою для иноков, живущих в общежитии. Отцы иноческой жизни Феодор Студит, Иосиф Волоколамский... обыкновенно ссылались в своих наставлениях на “Лествицу”, как на лучшую иноческую книгу. Отличие “Лествицы” составляет глубокая духовная опытность, которою отзывается каждая частная мысль. С нею соединено глубокое знание Св. Писания... Сочинение писано языком простым, но чистым и живым, тем языком, которым выражается сердце чистое, глубоко чувствующее каждую мысль».
О. Иосиф — «опытный старец, духовный человек» — являл подвиг духовного делания прежде всего примером своей жизни, в которой он руководствовался принципом: «Нужно более и более смиряться, не смотреть чужих дел, следить более за собою, за своим делом. Помнить и заботиться о приготовлении к вечности, а она двоякая: радостная и горестная».
АЗ СПЛЮ, А СЕРДЦЕ МОЕ БДИТ
|
|