Обратная связь
|
Схиигумен Феодор (Пошехов) (1863-1937)
Вся жизнь о. Феодора пронизана молитвой.
Схиигумен Феодор (в миру Феодул Пошехов) родился 1 апреля 1863 г. и происходил из крестьян Ярославской губернии. «Семейка наша была в двадцать человек, — рассказывал о. Феодор, — и все вместе жили. Ни ссор, ни дрязг у нас не бывало. Вот как вел нас отец. Богомольный он был. За всю жизнь свою не пропустил ни одной ранней обедни. А церковь от нас в четырех верстах была».
В отроческом возрасте Феодул лишился возможности ходить: «По зиме дело было. Устроили деревенские ребятишки гору ледяную и катались с нее. А я стоял да смотрел. И вот разлетелся один с горы-то, на салазках, да пошиб меня. Я так навзничь и грохнулся, головой оземь. Больше ничего не помню. И как до дому добрался — ничего. Это уж Ангел-хранитель меня довел. После, как в себя пришел, ходить нипочем не мог — отнялись у меня ноги. Лежал, и здоровым меня уж не чаяли увидеть». Однако Богу было угодно явить чудо исцеления по молитвам одной старицы, которая жила «не так и далеко» от дома семьи Пошеховых и «лежала на одре сорок лет... Ногами не владела, рука одна скорчена, а другой чуть только шевелить могла». «Ходили к ней за советами, за помощью, — вспоминал старец. — Вот мамаша и пошла к девушке-то этой самой. Та утешила... и про меня обнадежила — что выздоровею... И действительно встал я вскорости на ноги и вот до сего дня, а мне уж за семьдесят, так и не болел ногами никогда».
С ранних лет будущий о. Феодор изучал Священное Писание, и стали появляться у него вопросы, «а разрешить-то их некому было. Много я горевал и Богу молился с сокрушением. И вот что по семнадцатом году со мной случилось. Очень сильно скорбел я как-то и в воскресный день пошел бродить полями. Шел долго, стемнело, и гроза надвигалась. И вот дошел я до избушечки, подошел к двери, дай, думаю, зайду укрыться, а из-за двери мне и говорят: «Входи, входи — я тебя давно поджидаю». Оказалось, что, сам того не зная, пришел я к этой самой девице, что на одре сорок лет лежала. После того я за нею шесть лет, до самой ее смерти, ухаживал. Наставляла она меня во всем. Библию, Евангелие объясняла, духовной жизнью моей руководила, и на Валаам она же меня послала...»
6 февраля 1892 г. Феодул прибыл в Валаамский монастырь. Первые годы жизни на Валааме он трудился на общих послушаниях. «Как на Валаам попал, — вспоминал впоследствии о. Феодор, — первым моим послушанием было готовить пищу на сто человек в Тихвинском скиту. Год целый работал так-то и совсем один, никаких помощников не было... Сам и хлебы, бывало, ставил, когда не хватало того, что из монастыря привезут...»
Затем он был командирован в число братии Валаамского подворья в Санкт-Петербург, а позже назначен его заведующим. В то время в Санкт-Петербурге как подворья монастыря функционировали две часовни и доходный дом. Послушник Феодул был направлен на подворье, расположенное на Васильевском острове, на 16-й линии, между Малым проспектом и Черной речкой (Смоленкой), недалеко от Смоленского кладбища. Средства на часовню пожертвовал сибирский золотопромышленник И.М.Сибиряков. 25 мая 1896 г. игумен Гавриил освятил часовню в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских. В часовне «ежедневно совершались церковные службы по уставному порядку», служились молебны, панихиды. На подворье (в деревянном двухэтажном доме) жили 4 монаха и 8 послушников. В 1919 г. часовня была преобразована в приходский храм.
6 марта 1899 г. послушник Феодул был пострижен в монашество с именем Феодорит; 26 марта 1900 г. рукоположен во иеродиакона; 18 декабря 1906 г. — в сан иеромонаха. 3 ноября 1908 г., утвержденный в должности благочинного Валаамского монастыря, о. Феодорит был включен в число соборной монастырской братии.
Исполняя ответственную обязанность монастырского благочинного, иеромонах уже тогда начал помышлять о пустынном жительстве, для чего с помощью благотворителей он построил на Порфирьевском островке, принадлежавшем монастырю, деревянный домик, где часто любил уединяться для молитвы.
20 января 1914 г. состоялось назначение о. Феодо- рита настоятелем Борисоглебского Хренникова монастыря Тамбовской епархии с возведением в сан игумена. Любитель пустынного уединения, он со скорбью принял это назначение и настолько тяготился этой должностью, что в декабре того же 1914 г. просил его уволить от настоятельства в Борисоглебском монастыре.
Получив увольнение, в апреле 1915 г. о. Феодорит возвратился на Валаам. Здесь он поселился в своей любимой пустыньке, где 19 декабря 1922 г. принял великую схиму с именем Феодор и подвизался до самой своей кончины в течение 21 года.
Кроме некоторых насельников монастыря, духовно у него окормлявшихся, в летнее время о. Феодора почти ежедневно посещали многие его почитатели и духовные чада из мирян. При этом старец проявлял великую любовь и милосердие ко всем приходящим к нему: он с присущей ему простотой преподавал им духовные наставления, причем каждого старался утешить, обласкать, воодушевить, любил при этом угощать чаем или тем, что выращивал в своем саду и на огороде.
Сохранились воспоминания паломников о встрече со старцем в его пустыньке: «Вот и Порфирьевский остров. Пред ним — скрытая водой каменная луда. Надо обходить ее, искать дорогу. Вот широкий, привольный заливчик, с вытащенной в ракитник лодкой. Залитая солнцем полянка, а за ней на взлобочке — часовня прп. Серафима Саровского... Дорожка поднимается полого, и видны тщательно возделанные гряды, кусты смородины. Молодые дубки стоят полукругом поодаль и точно любуются на дорогую часовенку. Сам отец Феодор сажал их, заботливо, любовно подвязывал им, молодым еще, подпоры... Ласково гладят по голове ветви яблонь, и, склонясь, подходим к домику. А на завалинке — отец Феодор, в сиянии седых, волнистых кудрей и пушистой, отеческой бороды». Старец «покойно, задумчиво и проникновенно смотрит на нас. “Ну посидите! Самоварчик согрею”. Пьем чай и ведем простую беседу, о простом и совсем попросту. Чай пьем с душистым вареньем, только что сваренным, еще теплым, едим белый хлеб, тоже только испеченный, совсем уж удивительный — ароматный, какой-то просфорный».
Посетив Валаам в 1926 г., писатель Иван Савин написал статью «Святой остров. Путевые заметки», в которой отметил: «...Если вам захочется исключительного даже на Валааме покоя, солнца и особого монастырского чая... поезжайте на Порфирьевский скит... С детской улыбкой, радушно, как сына родного, встретит вас настоятель скита... о. Феодор. Спросите его: “А много вас здесь, отец?” И ответит монах с детской ласковостью: “Было раньше до десяти отшельников, а теперь немного. Всего трое и осталось. Я, игумен Феодор, и две кошечки ...”»
Питался о. Феодор исключительно от трудов рук своих. Возделывание большого огорода и уход за фруктовым садом требовали тяжелой физической работы. Землю старец «зимами на себе возил, с соседних островов. Ломом откалывал, мерзлыми комьями сваливал», так как почвенный слой Порфирьевского о-ва очень тонок и скуден: «А тут и землицы-то нет, все камни, луда. Вот и приходится ему самому творить из ничего землицу-то... И оживают пред тобою кустики его... все детки его духовные...»; «воды тоже по полтораста ведер нашивать приходилось».
По мнению свт. Иоанна Златоуста, «Бог наложил на человека труд не в наказание и мучение, но для вразумления и научения его». Продолжая мысль свт. Иоанна Златоуста, о. Феодор говорил: «В поте лица нам заказано жить Господом Богом-то. Вот когда исполнишь Его-то повеление райское, и сам как в раю живешь».
По воспоминаниям архимандрита Афанасия (Нечаева), о. Феодор «все дни напролет проводил за работой. Ею он увлечен, это родная стихия — матушка-землица — для русского мужичка... Наглядный пример того, как нужно жить и работать человеку на земле. Ибо видно по всему, что человек работает не из-за куска хлеба, а повеление Божие исполняет. Не для себя, а для Бога живет. Потому и труд приятен, и кушается сладко, и живется радостно... Вот он пред тобою, первозданный-то Адам, которому Господь Бог насадил сад в Эдеме (см. Быт. 2, 8)».
Особое место в жизни старца занимала молитва. Он считал, что монах должен молиться непрестанно «в простоте сердца», поэтому сам «весь день непрерывно творил молитву Иисусову». Есть упоминания о том, что о. Феодор ежедневно совершал иноческое келейное правило и читал несколько глав из Священного Писания. В воскресные и праздничные дни старец совершал богослужения в храме Коневского скита: «По воскресеньям или лучше в субботу вечером приезжал отец Феодор в Коневский скит и там в ночь под воскресенье служил Литургию... Прислуживал и пел за службой схимонах Николай Коневский...» В великие же праздники схиигумен приходил в монастырь, где участвовал в соборном священнослужении.
В молитве старец Феодор особенно любил прославлять Пресвятую Богородицу и призывал к этому своих духовных чад. Тихими летними вечерами, когда никого из посетителей уже не оставалось у него на островке, он «выходил из своего домика и при виде окружавшей его дивной природы с великим умилением воспевал наиболее любимое им песнопение к Божией Матери: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь!” Он пел удивительно чистым, высоким и гармоничным тенором, и пение это было чрезвычайно трогательно; казалось — пела сама умиленная душа старца, погруженная в Богомыслие, восхищенная окружавшим ее величием Божиим, вся премудростию сотворившим... Тот, кто случайно слышал это пение, неведомо для отца Феодора, тот никогда не забудет его — настолько оно было умилительно».
Из наставлений старца до нас дошли немногие. Это связано с тем, что поучения о. Феодора были только устными. Речь о. Феодора была «складная, красочная и простая... И историю жизни его узнаешь, и из святых отцов целые цитаты, и о монастыре, и о тайнах его отшельнической жизни...», рассказывал старец «все из своего опыта, простого и ясного. Опыт же его двух видов — труд и молитва...»
О. Феодор уподоблял духовную жизнь христианина большому дому, имеющему прочный фундамент — живую веру. На этом фундаменте строятся этажи добродетелей, созидаемые через исполнение заповедей. При этом необходимо «предать себя Господу, как железо кузнецу».
Старец, призывая к смирению, наставлял считать себя хуже худой земли, повторяя мысль прп. Ефрема Сирина, который первым признаком смирения называл «почитание себя грешным паче всякого пред Богом».
Духовными щетками, которые очищают душевную нечистоту, о. Феодор считал скорби. «Если мы, по своей слабости, не можем еще радоваться скорбям, то все-таки с благодарением должны переносить их...» Согласно святоотеческому учению о терпении скорбей высшим благом для христианина признается радостное отношение к постигающим его неприятностям. Об этом говорит, например, прп. Ефрем Сирин. Однако если человек не может радоваться в скорбях, то должен, по мнению прпп. Нила Синайского и Марка Подвижника, хотя бы научиться благодарить Бога за них.
В 1937 г. старец заболел и за два месяца до своей кончины был переведен в монастырскую больницу. В продолжение всего этого времени о. Феодор пребывал в полном сознании, сохраняя ясность ума и рассуждения, часто причащался Святых Христовых Таин и пожелал, чтобы над ним было совершено Таинство елеосвящения. Всех посещавших его старец принимал с присущей ему любовью и со всеми был ласков и приветлив. Находясь в больнице, он первое время ходил на богослужения и только в последние дни, когда телесные силы стали его покидать, слег в постель.
С утра 18 февраля о. Феодор стал слабеть и в полдень последний раз причастился Святых Христовых Таин. Затем, по его желанию, над ним был прочитан канон на исход души. В седьмом часу вечера старец мирно, тихо и безболезненно почил со сложенными на груди руками, с лицом, исполненным невозмутимого покоя. Кончина его последовала 5/18 февраля 1937 г. от старческого истощения. Погребен схиигумен Феодор на старом братском кладбище.
Так закончились земные дни старца-труженика, делателя молитвы Иисусовой, который за свою праведную жизнь «на Валааме был в большом почете».
|
|