Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Духовные наставления старца Агапия

 

Здесь будет приведен весь свод наставлений старца Агапия, поскольку его письменное наследие (а если быть точнее, в основном — его келейные записи) до сего времени оставалось неизвестным. В записях о. Агапия несколько тем. Первой является тема скор­бей. Вот что пишет старец: «Не смущайся, а проси благодатной помощи. Бог близ тебя находится, только Его проси как дитя, плачевным воплем, и благодать, как мать, сейчас успокоит и отнимет всякую слезу от очию твоего малодушия». В том случае, если скорби происходят от болезней, схимонах Агапий советует заниматься умным деланием. Тогда «в скорбях дается не свое, но благодатное терпение, тоже хотя и страдает от болезни, но не превышает духовной силы терпе­ния, а так чувствуется, как бы некто другой терпит за меня и в самых то болезнях чувствуются какая-то отрада и духовная радость, хотя и не всегда».

От темы скорбей старец плавно переходит к теме терпения: «Св. апостол Иаков терпение нарицает совершенством, неизглаголанною радостью, да еще и прославленною. Так пишет: “Братия моя возлюблен­ная, егда впадаете во искушения, различно радуйтесь радостью неизглаголанною и прославленною, потому что искушения скорбные человеку сообщают искус­ный опыт и точное в борьбе и зле понятие, и это ведет за собою совершенное терпение, а терпением отворя­ется дверь непостыдного на Бога упования. Упование же нас не посрамит”».

По мнению о. Агапия, необходимо отличать истин­ное терпение от ложного, бесовского: «Св. апостол Павел пишет: Бога ради имейте терпение, если жела­ете с удобством волю Божию исполнять. А в другом смысле он называет терпение духовным плодом и что благодатному и смиренномудрому терпению похва­ла — польза и честь неисчислима. Другого терпения свойство есть бесовское. Оно начинается от тонкой внутренней гордости и высокомудрия, соединенное со своим пожеланием, не достигшее своего пожелания переходит в сердечное смущение, от которого в злобу, а потом и к совершенному сердечному безвозврат­ному ожесточению и к окончательному омерзению и опустению, от чего да избавит нас Господь Бог наш Своею благодатию и человеколюбием. А третье свойство между сими некое посредственное, иногда терпит, а иногда смущается, и ропщет, и ожесточает­ся, и опять приходит в себя, и смиряется, и зазирает, и укоряет себя, и приносит Богу покаяние учащен­ное, и опять смущается. Такому есть еще большая надежда и на стяжание благодатного терпения, если будет духовно над собою бодрствовать». «Всякая добродетель так должна быть соединена с терпением, как день со светом, день терпения и свет добродетелей. Спаситель сказал: кто ходит во дни, тот не споткнется, потому что свет пред собою видит, а кто с терпением исправляет добродетель, тот не падет и не разобьется о камень малодушия, яко Господь подкрепляет руку его смиренную и простую веру в Него».



Добродетель терпения имеет свойство перерастать в долготерпение. «Благодатное терпение имеет два предела, — учит старец. — Первое называется просто терпение, а второй предел называется долготерпени­ем. Терпение потому терпит скорбь, что нельзя от нее избыть, и как скоро увидит возможность избыть скорбь, сейчас перестает и терпение, а долготерпение, если и увидит средство избыть скорбь, но не избывает, а терпит до конца, когда скорби по Божию смотрению отнимутся сами собой».

А терпение вместе с долготерпением, по мнению старца, — это величайший дар Божий. «Сию священ­ную цепь родовых добродетелей скрепим между собой неким духовным любви союзом. Это есть благодатное во всех находящих на нас скорбях со смирением терпе­ние. Благодатное и спасительное терпение и долготер­пение есть дар Божий от великих. Оно ниспосылается свыше от Отца светов к нашему смиренному малоду­шию и к познанию своей немощи притягивается, как к магниту железо».

Подводя краткий итог, старец раскрывает перед нами духовные переживания, которые должны быть присущи опытному подвижнику. Они являются сво­его рода критерием правильного духовного устро­ения. «Ничто так Богу не угодно, — пишет старец Агапий, — и ни приятно от человека, как во всяком добром деле благое и спасительное намерение, нели­цемерная любовь, истинное и непритворное смире­ние, во всем чистая и незазорная совесть и правого разума истинное рассуждение и в своих настоящих и прежде бывших прегрешениях и недостатках сер­дечное и непрестанное к Богу покаяние. Самого себя укорение и уничижение должно быть как природное и неисходное душевное чувство».

Далее старец рассуждает, что две добродетели — терпение и смирение — обязательно должны быть присущи подвижнику, как два крыла — птице, как пища и питие — человеку.

Смирение вместе с терпением «еще называют Отцы и двумя духовными крылами, без которых наша душа к небесной высоте возлететь не в состоянии, хотя и будет подниматься, но простираться вперед не сможет, а все будет падать и разбиваться о камни вы­сокомудрия и самонадеяния, и только восхождение будет один труд и то напрасный, потому что без сего прочного и запасного провианта: глаголю; благодар­ного терпения и истинного смирения. Благодарное терпение и неложное смирение — пища и питие духовное и проводники на пути, ведущему в Цар­ство Небесное, да еще и крепчайший покров против духов злобы поднебесных, и бурь страстей, и дождя страстных пожеланий. И без сих двух добродетелей никому не возможно достигнуть мирных и светлых райских селений. Один богомудрый муж сказал: пу­тей к Небесному Царству много и различно, но ни один нельзя пройти без смирения и терпения... »

Следующая тема записей схимонаха Агапия — тема смирения. Добродетель смирения, как и терпения, имеет тоже три свойства. Старец пишет: «... Смире­ние имеет три свойства: первое — истинное простое и прямое, второе — поддельное, третье — лицемер­ное. Истинное смирение не видит себя смиренным, а, напротив, видит в себе множество если не грубой гордости, то множество от нее тонких отпрысков, даже не видит в себе ни единого истинного добра, но или чистое зло, или со злом смешанную добродетель. Поддельное смирение называется у Отцов духовное невежество, принимает добро вместо зла и зло вме­сто добра и таким неправильным понятием как себя, так и других обманывает. А лицемерное смирение делается с намерением своего злого произволения, наружною личиною достигнуть своего страстного пожелания».

По образцу со смирением и терпение тоже имеет три свойства, но, к сожалению, старец упомянул лишь об одном свойстве, или же продолжение этих запи­сей до нас не дошло. «Терпения также три свойства, первое — благодатное, даруемое Богом за брань со страстями и за сердечное истинное смиренномудрие и за твердую веру к Божественному вседержительству и смотрительному о нас неусыпному Божию зрительству и попечению всемогущему, всеблагому и всевидящему. Об этом терпении многие и много писали. Спаситель терпение назвал самым благонадежным средством к духовному плодоношению и окончатель­ным венцом христианского спасения и совершенства. И сии, говорит, приносят плод в терпении, овыя в тридесят, овыя шестьдесят, а овыя во сто. И еще гово­рит, претерпевый до конца, тот спасется».

Далее в записке старца Агапия есть высказывания, не связанные общей темой. Например, старец говорит, что «чтение писаний — свет сердечных и душевных очей». Нам известно, что схимонах Агапий часто говорил ученикам, чтобы они ежедневно читали Свя­щенное Писание, которое, как считал старец, необ­ходимо изучать всю жизнь. Вообще слово «учение» у старца Агапия понимается определенным образом: «Я решил положить начало от всего и от всех учиться, потому что духовная жизнь, по свидетельству святых Отцов, есть бесконечная наука и наука из наук. Желаю жить да учиться».

Теперь перейдем к рассмотрению частных настав­лений, изречений, которые запечатлены в разных ар­хивных источниках. На вопрос, как часто причащаться Святых Христовых Таин, схимонах Агапий отвечал: «Большая помощь и великая польза от частого при­чащения Св. Таин».

В архиве есть высказывания старца, обращенные к новоначальным инокам. Первые слова назиданий содержат в себе призыв к послушанию. Старец учит: «Наипаче проходить святое послушание, наложенное от настоятеля, с благочестием, страхом Божиим, тер­пением, разумной кротостью и молчаливостью».

А духовникам, в послушании у которых находятся молодые иноки, советует: «Молодость по своей при­роде и (своим. — Авт.) худым привычкам очень не­постоянна, а потому наставнику нужно с мужеством охранять новоначальных и молодых иноков, внушая им слова Священного Писания — в терпении вашем стяжите души ваша».

В письменном наследии схимонаха Агапия отчетливо прослеживается главная, центральная тема, звучащая во всех поучениях и наставлениях старца, — это тема любви. Любые добродетели, приобретенные подвиж­ником, не имеют силы без любви. Что это за чувство, схимонах Агапий пытается выразить в нескольких сло­вах: «... Воля тогда совершенно покоряется духовному разуму и сердце бывает исполнено к ближнему любви истиной и милостью без разбору лиц». И продол­жает: «На духовной Божией любви, как к Богу, так и к ближнему, все наше спасение основано. Все зако­ны и пророки на сих двух заповедях содержатся. Иоанн Златоуст так пишет: что мы делаем без любви к Богу и ближнему, там Христос уже не имеет где главы подклонити... »

Подводя итог, старец Агапий говорит о цели своего назидательного слова: «... чтобы вы любили не одно голое слово, но проводили бы его до чувства серд­ца и с помощью Божией благодати принуждали бы себя к исполнению всякого доброго дела, памятуя, что только нуждницы восхищают Царствие Божие. Наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением».

 

СЫН СВЕТЛОГО ПОСЛУШАНИЯ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.