Иеросхимонах Антипа (Половинкин) (1836-1912)
Иеросхимонах Антипа (в миру Александр Елисеевич Половинкин) родился 7 июня 1836 г. в г. Каменец-Подольске, в семье офицера.
Обучался в Каменец-Подольской губернской гимназии. В возрасте 22 лет поступил на службу в 1-й департамент Правительствующего Сената. 6 июля 1860 г. по прошению уволился со службы и, «невзирая на увещания родных и знакомых, располагавших и связями, и состоянием, покинул навсегда многосуетный мир и удалился в пустыню».
24 июля 1860 г. Александр прибыл на Валаам, где известный своей аскетической жизнью и мудростью в правлении игумен Дамаскин принял его под свое духовное водительство. Сначала он трудился на общих работах в монастыре, а затем был переведен в монастырскую канцелярию. Заведующий канцелярией и архивариус монах Иувиан (Красноперов) высоко оценил труды о. Антипы: «Обладая прекрасным и твердым почерком, при своем редком усердии и любви к делу, брат Александр как нельзя более соответствовал этому назначению и на долгое время оставил добрую и неизгладимую память в монастырской канцелярии своим долголетним пребыванием в ней, посвященным всецело на пользу принявшей его святой обители».
В августе 1861 г. Александр был официально зачислен в братство Валаамского монастыря, а 24 ноября 1868 г. — пострижен в монашество с наречением имени Амвросий.
Следует признать, что наиболее удачное жизнеописание старца Антипы, основанное на архивных данных, составил монах Иувиан. Все приводимые им факты и даты совпадают со сведениями, представленными в различных архивных документах. Это жизнеописание легло в основу других биографий старца Антипы, изданных позднее.
Итак, находясь под бдительным духовным руководством игумена Дамаскина, инок Амвросий все время пользовался особенной любовью и расположением этого мудрого настоятеля. Игумен ценил в своем духовном чаде глубокую искренность, простоту и скромность.
Помимо послушания в канцелярии, где он трудился более 12 лет, о. Амвросий вел следующий образ жизни: вставая к полунощнице в два часа ночи, шел в храм. Возвратясь из церкви, уже не ложился отдыхать; в то время как другие братия после службы позволяли себе немного отдохнуть, он, исполнив свое келейное монашеское правило, или занимался резьбой по дереву, или брал ведра и шел за водой. Водопровода тогда не было в обители, и за водой приходилось спускаться по крутой горе к заливу. Весной и осенью, когда обледенелый снег покрывал гору и тропинку, ведущую к заливу, этот труд уже сопровождался риском, и часто в ночное время о. Амвросий, подымаясь в гору с полными ведрами, спотыкался и падал. Однако все это не удерживало его желания послужить братии, и он с благословения своего аввы не оставлял этого подвига. Не зная праздности, выходил он потом в канцелярию на восьмичасовой усидчивый труд.
31 марта 1873 г. о. Амвросий был рукоположен в сан иеродиакона, и только за святое послушание принял он диаконство. Полагая в душе своей спасаться в скромном звании монаха, он долго и убедительно просил игумена освободить его от священного сана, ссылаясь на свое недостоинство. О. Дамаскин все его доводы о недостоинстве разбил словами: «В сознании своего недостоинства принимай это служение. Уж если такие люди, как ты, будут отказываться от диаконства и священства, то тогда некого будет представлять к посвящению».
Иеродиакон Амвросий с разрешения игумена оставил послушание в канцелярии и стал исполнять череду священнослужения и петь на клиросе. Обладая красивым и сильным голосом, он был на клиросе «головщиком», в обязанности которого входило всегда быть во главе клироса и запевать священные песнопения. Участвуя в соборном священнослужении, он был красой всего собора: чудный и громогласный голос, степенная, исполненная смиренного достоинства поступь, благообразный и несколько суровый вид — все это невольно заставляло любоваться им.
Монастырские старцы долго не могли забыть, как он великолепно и прочувствованно читал Апостол и шестопсалмие или как он пел величание.
Любя всей душой Валаам, он решил жить здесь и умереть. Невзирая на неоднократные предложения о перемещении в другие, более богатые обители о. Амвросий отвечал категорическим отказом.
28 февраля 1876 г. иеродиакон Амвросий был посвящен в сан иеромонаха. К этому времени игумен Дамаскин возложил на него обязанность заведовать обширной монастырской библиотекой. Состоя библиотекарем в течение 10 лет, он много и плодотворно потрудился здесь, приводя книжное собрание в должный порядок.
Как священнослужитель о. Амвросий ревностно и благоговейно совершал Божественную службу. Как сын обители не покладая рук трудился во вверенном ему послушании, везде и во всем преследуя одну цель — пользу и интерес монастыря.
Известно, что спал он очень мало. Есть основания полагать, что он ежедневно вычитывал три акафиста: Спасителю, Божией Матери и святителю Николаю Чудотворцу. Готовясь к служению литургии, он увеличивал свое молитвенное бдение и почти совсем не спал.
Отличительной чертой о. Амвросия, проходящей через всю его многолетнюю жизнь, было редкое усердие и упование на предстательство Царицы Небесной. С чисто ангельской простотой и слезным умилением прибегал он к Владычице мира пред всяким начинанием и во всякой скорби. Также он чтил особенно святителя Николая Чудотворца.
Обладая крайним незлобием и удивительным миролюбием, о. Амвросий везде и всюду сеял мир и взаимную братскую любовь. В последние годы своей жизни игумен Дамаскин возложил на о. Амвросия труд старческого делания и духовничества.
Известно, что иеромонах Амвросий в течение 17 лет был в духовном общении с иеросхимонахом Антипой Афонским. Пример подвижнического жития старца Антипы Афонского не мог не увлечь горевшего пламенной ревностью о. Амвросия, он проникся глубоким уважением и любовью к афонскому подвижнику и часто ходил к нему в скит для духовных собеседований. «На этом пути однажды глубокой осенью случилось с ним происшествие, которое он почитал как чудесное избавление от смерти. Дело было совсем к ночи, и отец Антипа, тогда еще послушник Александр, желая сократить дорогу, пошел прямиком на Покровскую часовню, через покрытый льдом залив. Видимо, лед был еще совсем слабый, так как под тяжестью тела он подломился, и провалившегося в воду Александра понесло подо льдом. Место здесь глубокое, и течение сильное, так что неминуемая смерть глянула ему в глаза. Но инок не потерял духа. С молитвенным воплем обратился он к преподобному Александру Свирскому. Лишь только воззвал он к святому, который сам проводил подвижническую жизнь на Валааме, как чудесным образом, не зная сам, как именно, оказался он на поверхности льда и безбедно дошел до берега.
Такая горячая молитвенная настроенность, не изменившая и в момент острого молниеносного испытания, отличала отца Антипу, когда он был послушником, а с годами разгоралась все ярче». В прп. Антипе Афонском нашел о. Амвросий опытного руководителя в молитвенном подвиге «умного делания».
Интересен такой факт: ученик старца Дамаскина иеросхимонах Алексий (Блинов) после смерти учителя, несмотря на то что являлся духовником обители, избрал своим духовным наставником именно иеромонаха Амвросия.
Находясь в обществе духоносных старцев, о. Амвросий много почерпнул от общения с ними в свою душевную сокровищницу и с честью нес подвиг духовничества и старчества.
В глубоком смирении, избегая начальственных должностей, в 1891 г. подвижник удалился в скит Всех святых, где 16 января 1892 г. принял великую схиму.
Живя в тиши скитского уединения, он не забывал и ближних, назидая приходящих к нему лиц, ведя обширную переписку с ищущими утешения и молитвенной помощи.
Перед паломниками, которые под духовным окормлением будущего священномученика протоиерея Философа Орнатского посетили скит в 1911 г., о. Антипа предстал как «крошечный, сгорбленный старичок, с тонкими, бледными руками, и сам худой и слабый... тихий и молчаливый, но когда, после краткой беседы, он... терпеливо благословил поочередно каждого из пришедших к нему, то мнилось — в жизни произошло что-то большое, светлое».
Иеросхимонах Антипа до смерти оставался верен своему служению: ни старость, ни болезни не могли удержать его рвения. В последние годы своей жизни, страдая болезнью ног от продолжительного стояния и старческими недугами, он не оставлял своего келейного правила и никому не отказывал в приеме и добром совете. С теплым сердцем и душевной добротой принимал он бездну откровений и врачевал их на основании своего умудренного опыта и при свете христианской любви.
За две недели до кончины о. Антипа занемог: в субботу 7 апреля 1912 г. он почувствовал общую слабость и лишился сна и аппетита. С этого дня он начал постепенно угасать и почти уже ничего не вкушал. В течение предсмертной болезни неоднократно приобщался Святых Христовых Таин. 11 апреля старец в последний раз праздновал на земле день своего тезоименитства, с большим трудом, изнемогая от слабости, присутствовал за богослужением в скитском храме.
С 19 апреля о. Антипа стал говорить, что доживет только до субботы, и действительно, на другой же день для всех стало очевидно, что смерть старца близка. К вечеру 20-го числа больной от тяжких страданий стал впадать в забытье. Так прошли ночь и утро следующего дня, последнего в жизни старца.
21 апреля иеросхимонаху с самого утра было плохо, поэтому у его постели был прочитан канон на исход души. В 7 часов 30 минут, лишь только закончили чтение, о. Антипа скончался.
Вечером 23 апреля в скитской церкви настоятель обители в сослужении монастырских и скитских священнослужителей совершил парастас. На другой день была отслужена заупокойная литургия, после которой началось отпевание, какого, как сообщает о. Иувиан, давно не видели на Валааме: игумен плакал и прерывающимся голосом произносил возгласы, плакали со- служители, плакали и молящиеся.
Невыразима была скорбь духовных чад. Особенно трогательна и незабвенна была минута прощания с почившим.
Старец погребен в скиту Всех святых, у алтаря скитской церкви, в могиле, которую о. Антипа приготовил себе еще при жизни.
КОМУ В УДЕЛ СТРАДАНИЕ ДАНО
|