Обратная связь
|
Схимонах Серапион (Ермолаев) (1866-1932)
Схимонах Серапион (в миру Сергей Ермолаев) происходил из крестьян Петроградской губернии. Родился в 1866 г., 27 июня.
Поступил в Валаамский монастырь в 1901 г. Пострижен в мантию в 1911 г. с именем Самон; в схиму— в 1916 г…
Из рукописного патерика иеромонаха Сергия (Иртеля) известно, что духовным руководителем о. Серапиона был великий старец схимонах Онуфрий, которого подвижник очень почитал. Схимонах Серапион желал научиться умной молитве и просил старца передать ему свой опыт. За кротость и смирение схимонах Серапион достиг непрестанной сердечной молитвы. К Иисусовой молитве приучали юного Сергия еще в родительском доме. Так, часто вспоминая своего отца, о. Серапион рассказывал об этом, подчеркивая, что его отец был человеком высокой духовной жизни и что он им [детям] говорил: «Работа в руках, а молитва в устах».
Живя в обители, подвижник часто претерпевал находящие на него искушения от людей, но всегда молился за своих обидчиков. Он рассказывал, что «некоторые из братии бросали ему свое нижнее белье, и он стирал его с любовью и смирением».
В 1920-х гг. схимонах Серапион «ходил на костылях и был глубоким старцем. Если он шел к тебе навстречу, то ты его уже видел в конце коридора, он на тебя смотрел, как будто не на тебя смотрит, но на твою душу и видит ее всю. Когда же ты подходишь или проходишь мимо него, он останавливается и говорит: “Кормилец, кормилец!” Это старец говорил от простоты душевной. Когда один послушник спросил его: “Батюшка, вы только теперь в келии сидите и неужели никуда не хотите идти?” На что о. Серапион ответил: “Нет, я очень хочу когда-нибудь хоть послушать настоящую службу”. А он, несчастный, не мог идти до собора, а только в больничную церковь».
У подвижника «всегда выпрашивали четки на благословение, он обыкновенно помолится по четкам один день, а вечером обязательно кто-нибудь выпросит. Ему очень много писали писем со всех концов России. Он рассказывал, что несколько раз ему было видение: как сердце его все в огне, и говорил также: «Аз сплю, а сердце мое бдит».
В 1931 г. схимонах Серапион тяжело заболел. Сначала его лечили, а потом отказались, и тогда отец Иустиниан посоветовал ему собороваться. После соборования больной заснул. Это было вечером, а утром когда отец Серапион проснулся, то был совершенно здоров».
С особой теплотой и любовью вспоминал о подвижнике князь А.В.Оболенский:
«Как-то, входя в храм, повстречал я в притворе схимонаха на костылях. Худой, небольшого роста, с лицом, отражавшим радость духовной жизни, старец быстро прошел мимо меня, несмотря на костыли.
“Вот тот, кому я могу открыть свою душу”, — сразу почудилось мне. По окончании службы я подошел к старцу, прося его принять меня в его келье.
— У меня нечего взять и нечего мне тебе дать, — ответил он. — Да и без благословения о. Игумена к нам нельзя ходить.
— Благословите, батюшка!
— Я не иерей. Бог благословит тебя! — И быстро пошел от меня.
Это был схимонах Серапион, много лет подвизавшийся на Валааме, труженик на ниве Христовой.
На следующий день, после полунощницы и ранней обедни, получив благословение отца Игумена, я постучался в келию отца Серапиона, сотворив, по положению, Иисусову молитву. Старец впустил меня.
Кельи схимников помещались рядом с больничной церковью, над ними была больница. Темный, широкий коридор, освещенный маленькой лампой, производил впечатление подземелья или входа в пещеры. По обеим сторонам коридора были расположены кельи. Жизнь схимников в этой части монастыря была своя, особенная. Своя больничная церковь, своя трапезная. Редкое общение с монастырской братией и посетителями. Только [для хождения] в церковь покидали старцы свои кельи. Непрестанное денное и нощное чтение Псалтири, возношение сердца и ума к Богу, молитвы за всех и за вся. Скорбная молитва о земной греховности мира — вот жизнь схимника. Не лица, а благостные лики подвижников-схимников видел я.
Келья схимонаха Серапиона была небольшая комната с одним окном, выходящим на монастырский двор, стол, два стула, деревянная кровать с войлоком вместо матраца и деревянной подушкой, покрытая серым шерстяным одеялом с простыней. В углу большое распятие, освещенное теплящейся лампадой, а над кроватью образа святых украшали комнату старца, как бы соприсутствуя с ним и нарушая его одиночество.
Чистота и опрятность царили в комнате.
Старец ласково принял меня, угостил чаем, расспросил о цели моего посещения и терпеливо выслушал мою исповедь. <... >
Из зажиточной крестьянской семьи, схимонах Серапион с любовью и со слезами всегда вспоминал своих благочестивых родителей, рассказывая про их набожность и доброту.
— Каждый день, — говорил он, — родители мои и сестры принимали странников и бездомных, давали им ночлег и кормили их. < ... >
Отец Серапион стал моим старцем, я часто посещал его. На мои письма он отвечал мне. Много духовной мудрости сообщил мне старец...» В архиве Ново-Валаамского монастыря Финляндии сохранилось письмо схимонаха Серапиона князю Оболенскому, в котором старец комментирует обстоятельства первой встречи с князем и духовно наставляет его:
«Во всех делах и случаях в жизни человека руководит промышление Божие. Когда Вы меня встретили в первый раз у собора на Валааме, Вам охота было посмотреть, где я живу, о чем Вы и попросили меня, но я, помня монашеское правило, а именно, что мирских людей принимать в свои кельи монахам воспрещается, посему не соглашался принять Вас у себя. Но когда Вы по благословению отца Игумена или Наместника вошли в мою келью, то, истинно говорю, я невыразимо сердечно был обрадован Вашим посещением, точно бы в Вас я встретил долгожданного, дорогого и любящего кровного брата. Так смотрение Божие часто соединяет людей для духовного сродства душ их.
Вы говорите, что жизнь Ваша идет в суете и с каждым днем все более тяготит Вас своими заботами о ненужном. То есть как же это? Жить без забот нельзя! Когда мы умрем, то со смертию, конечно, не нужно будет ни о чем заботиться, но пока мы живы, наслаждаемся всеми благами от Бога: едим, пьем, ходим и взираем на мир Божий как разумное Его создание, — мы должны трудиться и иметь заботу не только о душе, но и о теле... Бог же труды любит. С молитвою на устах да с работою в руках — и Господу приятно. Как лень считается матерью всех пороков, так и от праздности лезет всякая блажь в голову. Вы не думайте, что в монастыре иноки живут одной молитвой и больше ни о чем не заботятся. Нет! Начиная с Отца Игумена и кончая последним работником на Валааме, у каждого есть свой труд и забота. Труд нельзя назвать ненужным. Он, во-первых, необходим для нашего же блага, а во-вторых, нисколько не греховен...»
Старец мирно скончался 5/18 января 1932 г. и был погребен на старом братском кладбище.
КРОТКИЙ ПОДВИЖНИК
Схимонах Мелетий (Сакун) (1866-1932)
Схимонах Мелетий (в миру Макар Семенович Сакун) родился 24 июля 1866 г. в семье казака Градиж- ской волости Кременчугского уезда Полтавской губернии.
12 августа 1897 г. поступил в Валаамский монастырь; 11 июля 1906 г. определен в послушники; пострижен в монашество с именем Мирон 12 августа того же года; 20 ноября 1909 г. — в великую схиму с именем Мелетий.
Послушания подвижник исполнял различные. Трудился при архиерейском имении «Хюмпеля», в скиту Всех святых и наконец уединился в Предтеченском скиту, в который стекалось к схимонаху множество братии за советом и утешением.
«Схимонах о. Мелетий, — рассказывает схиигумен о. Иоанн, — кроткий был, послушливый. Занимался он непрестанной молитвой Иисусовой. За молитвенный труд сподобил его Господь дара слез. Часто плакал он во время службы церковной. Проходил он пономарское послушание, а жил в дальней пустыньке, расстояние от церкви — полверсты».
Схиигумен Иоанн часто беседовал со схимонахом Мелетием «на пользу души, он говорил о себе со смирением» и по просьбе схиигумена рассказал следующее:
«Молитва Иисусова умно-сердечная стала непрестанной, когда я переселился жить в дальнюю пустыньку. Два года искушали меня бесы наяву. Иногда слышны были голоса многих людей, ходят вокруг пустыньки и что-то говорят, а что говорят — не мог понять. Иногда кидали дрова в коридоре, стучали в стенку и в раму, иногда стучали по столу, когда я пил чай. Однажды, в девять часов вечера, когда я читал псалмы, вдруг поднялся вихрь в келии. Я от испуга упал на пол и лежал без сознания с четверть часа, пожалуй. А то летом было, утром рано слышу, тащит с меня кто-то одеяло, я проснулся. Вижу, лезет ко мне небольшой зверек, но очень противный. В тот раз я особенно испугался.
Во время явных нападений бесовских ходил я в испуге к старцу иеромонаху о. Исайе. Старец воодушевлял меня, велел не бояться бесов. Они без воли Божией вредить человеку не могут.
Бесовские искушения (явные страхования) продолжались ровно два года. Эти два года тяжелы были для меня. Много раз собирался я уходить из пустыньки совсем. Только благодаря мудрым наставлениям опытного старца о. Исаии и остался я в пустыньке. После двух годов бесовские страхования прекратились совсем, и я жил спокойно».
Схиигумен Иоанн также вспоминал, что, как ни приходилось ему бывать у кельи о. Мелетия, всегда он заставал последнего стоящим у аналоя и читающим Псалтирь. Вообще старец мало спали больше старался уделять время молитве и труду.
Скончался схимонах Мелетий 16/29 января 1932 г. и погребен на старом братском кладбище.
|
|