Обратная связь
|
Схимонах Анастасий (Алексеев) (1867-1939)
Этого схимника я могу сравнить лишь с преподобным Серафимом Саровским, который, как известно, встречал многих словами:
«Христос воскресе, радость моя!»
Схимонах Анастасий (в миру Андрей Алексеев) родился 30 июня 1867 г. в Новгородской губернии в семье крестьян. О его жизни в миру почти ничего не известно. Сам старец рассказывал один эпизод из своей жизни до прихода в монастырь: «Однажды я захотел причаститься у отца Иоанна Кронштадтского, но подумал, что он не допустит до святой Чаши... Все-таки я пошел и все думал, что я такой великий грешник и что недостоин. Отец Иоанн меня причастил и велел прийти к нему на обед».
Андрей Алексеев поступил в Валаамскую обитель 26 июня 1901 г., а зачислен в послушники 10 марта 1908 г. В 1912 г. послушник Андрей был пострижен в мантию с именем Архип, а в 1925 г. монах Архип удостоился пострига в великую схиму с именем Анастасий.
Послушания он испонял самые различные: был пономарем у раки прпп. Сергия и Германа, находился при монастырском доме в Новгороде, трудился на коровнике, где недолгое время жил будущий иеромонах Иустиниан (Серебряков). Монах Архип заботился о юноше, учил основам монашеской жизни, молитве и каждую ночь будил на утреню. Впоследствии о. Иустиниан с благодарностью вспоминал своего первого духовного наставника. После принятия схимы старец жил в скиту Всех святых и пономарил в храме.
За свою подвижническую жизнь схимонах Анастасий получил от Бога дар прозорливости. Однажды послушник Георгий (будущий иеромонах Сергий (Иртель)) пришел к нему летом в скит. Старец принял его очень ласково, приветливо и стал угощать чаем. Побеседовав с послушником, о. Анастасий пошел провожать его в монастырь. Через некоторое время старец вдруг поклонился Георгию три раза в ноги и быстро ушел.
Через три дня послушник покинул Валаам, его удалили из монастыря в числе многих старостильников.
Подчеркивая безграничную любовь о. Анастасия к людям, архимандрит Афанасий (Нечаев) описывает свою встречу со старцем:
«Прихожу однажды я в скит Всех святых. Вхожу в храм и вижу, как при аналое стоит низенького роста схимник и читает Помянник и Псалтирь. В храме никого нет. Через несколько минут схимник кончает и оборачивается. Увидев меня, быстро подходит с сияющей улыбкой и с каким-то поражающим восторгом начинает лобызать меня, обнимать и приговаривать: “А, милый мой, вот пришел навестить нас, грешных. Недостойны мы и смотреть-то на лики человеческие по грехам нашим. А ты вот удостоил нас. Спаси тебя, Христос, спаси”. “Ведь это только царя так можно встречать”, — думал я в несказанном смущении. И начал этот схимник Анастасий... рассказывать, как они живут, как молятся, как хорошо им здесь. А в промежутках опять, весь сияющий, обнимает меня. Так и тает от внутреннего счастья. Как будто я брат его любимый, пропадавший без вести много лет, теперь пришел к нему невзначай и тем привел его в такой восторг и волнение. А волнение столь сильное, что непрерывно слезы катятся у него из глаз, слезы любви и умиления. А на вид такой маленький, с длинными каштановыми волосами на голове и бороде, и еще не старый, лет пятидесяти пяти. “Приходи, приходи к нам, ты ведь теперь послушником у нас”. Так обласкал меня этот незнакомый, совсем простой, крестьянский схимник. И не только согрел, а прямо растопил мою душу так, что я до сих пор вижу и чувствую его как живого».
За простоту и смирение о. Анастасий получил от Бога дар слез, который является «тщательным стражем для спасающихся добродетелью», «пищей души» и «угашает злые вожделения». Послушник Георгий рассказывал, как однажды, когда он нес послушание в больнице, услышал, что «кто-то кричит и плачет по-детски». Георгий смутился, потому что это было в больничной церкви. Отодвинув занавеску, он увидел, что в темной церкви «стоит о. Анастасий и текут у него два потока слез». Тогда послушник быстро и тихо задвинул занавеску и ушел. Известно, что схимонаху Анастасию даже «запретили плакать, так как он своими слезами привлекал туристов, но это послушание он не мог выполнить, хотя и старался улыбаться».
Известно также, что старец постоянно творил Иисусову молитву и «был такой ласковый и добрый, что некоторых он даже обнимал».
Скончался схимонах Анастасий 7/20 августа 1939 г. и погребен на старом братском кладбище.
Часть II
СТАРЫЙ И НОВЫЙ ВАЛААМ
СТРОГИЙ ПОДВИЖНИК И ВЕЛИКИЙ МОЛИТВЕННИК
Иеромонах Викентий (Косарев) (1867-1941)
Иеромонах Викентий (в миру Василий Косарев) родился 11 декабря 1867 г. в крестьянской семье в Ярославской губернии.
О детских и юношеских годах Василия архивные материалы умалчивают, но по плодам, принесенным в дальнейшей жизни в монастыре, можно судить, что он воспитывался в благочестивой семье. В ребенке родители сумели воспитать особое благоговение к церковным службам и крепкую веру.
11 июля 1891 г. Василий Косарев поступил в Валаамский монастырь в число трудников; 25 апреля 1896 г. был зачислен в послушники. Горячее желание послужить Богу в иноческом чине, примерное поведение и усердное выполнение различных послушаний в монастыре сделали молодого послушника заметным для священноначалия обители, и 22 апреля 1900 г. Василий Косарев был пострижен в монашество с именем Викентий; во иеродиакона рукоположен 27 января 1902 г. Вскоре после рукоположения о. Викентия перевели на послушание в Архиерейский дом архиепископа Финляндского. На послушания в Архиерейский дом или на монастырские подворья в городах переводили иноков, известных строгой монашеской жизнью. О. Викентий вполне оправдал доверие игумена монастыря. 30 мая 1905 г. ему было преподано архипастырское благословение — за тщательное исполнение диаконских обязанностей в церкви Финляндского архиерейского дома, за усердие на других послушаниях и хорошее поведение. 6 сентября 1906 г. о. Викентий был рукоположен во иеромонаха и некоторое время служил в монастырской часовне в Петрограде. По представлению настоятеля за усердные труды и полезную службу Церкви к празднику Святой Пасхи 6 мая 1921 г. он был награжден золотым наперсным крестом. В 1931-1932 гг. иеромонах Викентий был помощником монастырского духовника, в его обязанности входило исповедовать и причащать старцев, проживавших по старости лет при монастырской больнице, и больных насельников монастыря. Это послушание о. Викентий выполнял добросовестно, он следил, чтобы никто у него не умер без причастия Святых Христовых Таин.
Послушник Георгий, впоследствии иеромонах Сергий (Иртель), проходивший послушание при монастырской больнице и хорошо знавший иеромонаха Викентия, вспоминает: «Во время Херувимской песни у него начинала действовать сердечная молитва, и он входил в алтарь, чтобы его никто не видел. Отец Викентий был очень строг к себе, спал на голых досках, ел очень мало и был великий молитвенник». Однажды иеромонах Викентий вошел в больничную палату, чтобы причастить больного, и увидел, что одна нога у него раскрыта. Строгий подвижник, чтобы не видеть обнаженной плоти, благословил послушнику Георгию закрыть ногу и только после этого вошел в палату и причастил больного.
Скончался иеромонах Викентий 11 декабря 1941 г., погребен на кладбище Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.
ЛЕГКО ГОВОРИТЬ О ЛЮБВИ, НО НЕЛЕГКО ЕЕ ПРИОБРЕСТИ
Схимонах Пионий (Афонин) (1862-1945)
Проповедником любви и великим молитвенником называли на Валааме старца Пиония. Это был особый человек, который редко принимал посетителей, любил уединение и почти не давал советов. Но, как и его учитель, схимонах Никита (Филин), «всегда радушный, ласковый, обходительный, он был любим всеми... Своим ласковым обращением он располагал к себе...» Ближайшим другом старца был иеросхимонах Ефрем (Хробостов), который повлиял на еще молодого послушника, чтобы тот навсегда остался на Валааме и прославил его своими трудами и подвигами.
Схимонах Пионий (в миру Павел Афонин) родился в 1862 г. в деревне Совалы Череповецкого уезда Новгородской губернии. Родители его были крестьянами. С детства Павел любил уединяться для молитвы. Об этом сохранились архивные сведения, подобранные составителем краткого Валаамского патерика иеромонахом Сергием (Иртелем): «До монастырской жизни о. Пионий жил в деревне в отдельной келье и все время посвящал молитве».
В 1883 г. Павел приехал на Валаам. «Когда он пришел в монастырь Валаамский вместе с о. Ефремом, ему монастырская жизнь не понравилась, потому что он привык молиться, а здесь он должен был ходить на послушания. Он пришел к своему о. Ефрему и сказал, что уезжает с Валаама, потому что ему здесь не дают молиться. О. Ефрем с большим трудом уговорил его не уходить с Валаама», объяснив, что, как учил старец Паисий, большей добродетели, чем послушание, «не найдется... ибо смирение и любовь из него рождаются».
В 1890 г. будущий схимонах был зачислен в послушники. Его постриг в монашество был совершен 23 сентября 1893 г. на Митрофаньевском синодальном подворье в Санкт-Петербурге. Новопостриженного нарекли Питиримом.
Основным послушанием, которое монах Питирим «проходил... в скиту Всех святых... при монастырской часовне в Санкт-Петербурге», было пение на клиросе, так как у него был «чистый первый тенор».
В 1907 г. монах Питирим принял великую схиму с именем Пионий и вскоре был отправлен в скит Крестителя Господня Иоанна, где 21 апреля 1907 г. скончался и был погребен духовный наставник о. Пиония схимонах Никита.
Схимник поселился в келье своего учителя, которая была «не велика и не роскошна... Та самая, в которой жил о. Никита, а ранее того о. Иоанн Молчальник.
Одна комната — шага два в ширину, четыре в длину, да и другая вроде этой же. В углу — большая икона Божией Матери Почаевской. Письма художественного, великокняжеское преподношение. Стол да табурет, койка дощатая».
О. Пионий не терял духовной связи со схимонахом Никитой и после его смерти. Часто он приходил помолиться на могилку наставника, погребенного за алтарем храма Иоанна Предтечи. Мансон, побывавший у старца в начале 1930-х гг., так писал об этом:
«Стоит старец, молится, точно беседует с о. Никитой. Да, и беседует. Не раз видал старца-учителя в тонком сне. Назидался, услаждался собеседованием и молитвою совместной».
Отец Пионий рассказывал Янсону:
«Частенько хаживал ко мне о. Сисой. Он молитвенник был и ревнитель, все учил, как крест надлежит класть. Ну... а только любитель был чайку попить, и часто мы с ним за самоварчиком сиживали. А о. Никита запрещал, говорил: “Ты о. Сисоя часто не принимай... не полезно...” Потом, как о. Никита скончался, стал о. Сисой опять ко мне захаживать, а я не смел отказывать, и опять мы с ним чай попивали. Ну, вот о. Никита и явился ко мне ночью... да такой выговор дал... вроде как с негодованием даже, за мое непослушание-то. А во второй раз пришел о. Никита и говорит: “Читай молитвы...” Ну, я стал читать Трисвятое по Отче наш, а он благословил, и мы приветствовались. Тогда я понял, что он простил, и такую радость ощутил, как проснулся... А то уж я очень скучал после первого сна, когда он меня наказал-то...»
Вот какой портрет рисуют нам современники старца Пиония: в двадцатых годах он был уже глубокий старец, худенький, очень быстрый, но маленького роста. «Голова, борода — белые, серебряные. Чистые, ясные глаза устремлены вперед. Не видят они в земном нашем сумраке, но будто созерцают другое, иной свет. Может, тем отблеском и лик его так свето- лепен?» Старец «всегда благодушный, радостный, довольный, озаренный внутренним светом своей чистой души».
Любовь к молитве и клиросное послушание помогли о. Пионию стать «знатоком устава церковного и пения». «На память читает часы, — пишет М.Янсон, — полуношницу, акафисты Иисусу Сладчайшему, Матери Божией, кафизмы, антифоны. По книгам не может читать, давно уж начал угасать для него свет дневной, пока не померк окончательно. Но хорошо знакома ему дорога из кельи в храм, из храма в келью. Каждый поворот заросшей тропинки известен».
О том, что схимонах Пионий «был величайший молитвенник», свидетельствует вся его жизнь от юности и до смерти. Будучи молодым человеком и живя с родителями, он часто уединялся для молитвы; в монастыре ни разу никто не видел старца без четок, которые он непрестанно перебирал в левой руке, совершая умное делание.
Что касается поучений старца, то известно, что их было немного. О. Пионий по своему глубочайшему смирению считал себя недостойным наставлять кого-либо. Замечателен ответ старца на обращение к нему паломников:
— О. Пионий, скажите на пользу душевную!
— Что вы, что вы, да разве я — о. Никита, разве я могу?! — испугался старец, смиренно укрылся за наставника своего».
Если же старец и говорил слова назидания, то чаще всего повторял мысли о. Никиты. Так, например, схимонах Никита, непрестанно памятуя час смертный, говорил своим ученикам: «Как знать человеку, угодил ли он Богу? У людей один суд, у Бога другой, нелицеприятный. Хотя и кажется человеку, что хорошо он поступает и живет, но нельзя быть уверенным никогда, что все делаемое нами, по нашему мнению, хорошее — непременно угодно Богу. Одно верно и непреложно — это величайшее Божие милосердие, на это только и надо надеяться с молитвой и смирением». В этом же духе рассуждал и о. Пионий: «Угодив человеку, не думай, что угодил Богу, ибо у Бога Своя мера... Во всем уповай на милость Божию».
Главное назидание давал старец окружающим и приходящим к нему людям образом своей жизни, которая была исполнением закона Христова: «Весь он как сосуд прозрачный, смотри, назидайся» (см. Гал. 6, 2). Будто бы о нем писал блаженный Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев»: «Назидательному слову пастыря и другим способам врачевания помогала и добрая жизнь его. Освещаемые лучами ее, жители... и учению внимали, и охотно покорялись своему пастырю».
Старец имел поистине любящее сердце. Во время эвакуации на Новый Валаам «абсолютно слепой старец, отшельник Пионий из скита Иоанна Предтечи, утешал других, видящих, напомнив им, как народ Израиля был вынужден оставить родину и как Бог позаботился о нем».
Свою небольшую тетрадь «изречений из Священного Писания и Св. отцов во славу Божию и в назидание души» схимонах начинает небольшим предисловием:
«Блаженна жизнь ваша, братие, пребывающие в священной, тихой пустыни, под покровом великого пустынника, Христовой горлицы, св. Крестителя Иоанна, блаженны вы, собирающие сладкий мед святого безмолвия и полагающие в сердечных сокровищах соты духовного любомудрия, блаженны вы, ощущающие в душах ваших любовь Божию.
Но, чтобы достигнуть любви сей, нужно всеми силами стяжать любовь и мир с ближними, ибо говорит св. Павел: Любы не завидит, любы не превозносится, не гордится ...не мыслит зла, вся любит... вся уповает... вся терпит... (1 Кор. 13, 4). Легко говорить о любви, но нелегко ее приобрести... Валаамский старец монах Герман, подвизавшийся в Кадьяке, в Америке, спросил как-то русских офицеров: “Любите ли вы Бога?” Они ответили: “Как же не любить Бога?” Он сказал: “Я, грешный, более сорока лет учусь, как любить Бога, и не могу сказать, что совершенно люблю Его”».
Через эти слова старец выражает учение о любви, сформулированное в Священном Писании и у святых отцов. Так, кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4,20). В таком же духе рассуждает свт. Иоанн Златоуст: «Если кто хочет благоугодить Богу то пусть... заботится о своих собратьях: нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом ... Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу как попечение о братьях и заботливость об их спасении». Свт. Игнатий (Брянчанинов) также утверждает, что «всякий православный христианин... если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним».
11 марта 1945 г.737 схимонах Пионий мирно скончался и был погребен на братском кладбище Ново-Валаамского монастыря.
|
|