Обратная связь
|
Келейные записи иеромонаха Иоиля
И будет после того, излию от Духа Моего
на всякую плоть, и будут пророчествовать
сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим
будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
Иоиль 2, 28
Об о. Иоиле можно сказать, что он был «мистически настроен, часто переживал сверхъестественные явления». И это духовное состояние старца отразилось в его записях.
После смерти отца Иоиля были найдены два его дневника. Они хранятся в архиве Финляндского Валаамского монастыря под одним номером и никогда не были изданы. На обложке первого архивариус монах Иувиан написал: «Келейныя записи иеромонаха Валаамского монастыря о. Иоиля».
По содержанию дневники старца представляют собой описание видений неведомого старца и иных подвижников, а также выписки из святоотеческой литературы, главным образом посвященные православному учению о видениях и снах.
Как правило, описание видений заканчивается назидательным выводом, который старец обращает не только к себе, но к каждому, кто будет читать его дневник. Вот одно из видений, записанное о. Иоилем в 1909 г.: «Меня смущала мысль, почему мы живем так плохо и нерадиво, столько согрешая, тогда как знаем из Слова Божия, что за грехи наказывает Господь и по смерти отсылает в ад. Усердно молился я Господу Богу, да откроет Он мне путь мой. Молился долго и усердно около года, до сего дивного видения.
В одну ночь во сне приходит ко мне светлый юноша, показавшийся мне чудным, и говорит:
— Иди и посмотри путь монашеский.
Увидав сего чудного юношу, я сотворил Иисусову молитву и осенил себя крестным знамением. После этого мы с ним вышли из монастыря, и вот я вижу дорогу, ведущую к востоку, в высоту, около нее — большая высокая площадь, и на ней собралась наша братия. Но я увидел между братьями множество бесов. У одних из бесов подвешены как бы лотки, и на них наложены разные красоты, привлекающие монахов. Яства и пития, красивые женские лица, цветы и все, что может быть соблазнительным для монаха. Бесы, подходя попеременно ко всем, предлагают свои товары. У одного не приимут, другой подходит со своими товарами, и так каждому. Так и меняют свои товары, предлагая без исключения всем находившимся на площади. Грустно стало мне смотреть и слушать. Некоторые из братии не обращали внимания на предлагаемое бесами и шли в гору. Пока я смотрел на эту площадь и гору, я увидел одного монаха, далеко ушедшего по дороге, которая называется путь монашеский. Вокруг этого монаха находится сотня бесов, кричащих на него: “Куда идешь, злой чернец, все равно погибнешь, бесстыдный”. Но монах не обращал внимания на крики их, держа четки в руках и читая Иисусову молитву “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”, не отвечая на их шум, идя дальше. Видя, что монах идет не останавливаясь, все вперед, один из бесов заревел таким сильным голосом и говорит: “Что сотворим сему чернецу, возьмите и завалите дорогу, пусть упадет”. Но монах не обращал внимания, шел своим путем. Тогда бесы принялись заваливать эту дорогу, так сильно, что гора стала шататься, но дороги потревожить не могли. Тогда бес заревел и говорит: “Возьмем и убьем этого злого чернеца”.
И так разъярились, что начали вырывать деревья с корнями и кидать на него, и накидали целые кучи, из коих образовались горы, но дороги его забросать не могли, она осталась свободная и взад, и вперед. Монах же и на это не обращает внимания, все идет вперед, читая Иисусову молитву. Видя все это, один из бесов говорит: “Оставим его, сего злого чернеца, пусть идет, сам погибнет” — и ушли от него.
И дивно, я видел, что дороги впереди нет, а поскольку он идет, постольку открывается пред ним дорога, и как ни высоко он ушел вперед, но позади него дорога осталась и достигла земли, той площади, где стояла вся братия. Увидавши все это, я скорбел, тогда юноша говорит: “Видишь, какой путь монахи избрали добровольно, почему и неспокойно, и откуда быть покою, когда добровольно нареклись быть воинами Христовыми, и как могут они жить спокойно. Весьма угодна Богу жизнь такого монаха, какого ты видел идущим впереди. Видишь, как нападали на него бесы и ничтоже успели. И не точию сии одни, но если бы и весь ад восстал на него, ничего бы не смогли сделать ему, потому что он носит в сердце Господа Иисуса Христа и чужд всего мирского”.
Потом ниже шли двое монахов, за ними — трое, потом семеро, и за ними девять. К этим бесы уже прикасались, толкали их под гору, кого на шаг, кого на два, но не более четырех шагов. Столкнуть же вниз совсем с дороги под гору не могут и тоже ругают их всячески, но они не отвечают и всё читают молитву Иисусову. Юноша и этих похвалил так же, как и первого, шедшего впереди. К тому бесы и прикоснуться не могли, а к этим всячески прикасались и толкали. Еще ниже от площади, идут в гору другие монахи и послушники вплотную, глядя на первых, идущих впереди, монахов. И этим бесы усиленно предлагали свои товары, но они не приемлют, но все идут в гору. Тогда бесы начинают плевать им в лицо и толкать под гору, но они карабкались снова. Были и такие, которых сталкивали до четырех раз, и вставали они и возвращались в толпу, назад, говоря: “Не наш это путь — это путь прежних святых отец, мы этого не можем”. Другие же идут в гору, борются с бесами, призывая на помощь кто Господа Бога, кто Царицу Небесную, кто Ангела Хранителя, кто святителя Николая и других святых, и всякий — своего святого. Некоторые из братии, видя первого высоко идущего монаха, стали призывать его на помощь: “Батюшка, помоги нам, и мы хотим туда идти”. Монах, слыша их зов, остановился. Тогда я спросил юношу:
— Почему я не вижу никого помогающим им, хотя они и призывают многих святых? И может ли им помочь впереди идущий монах?
— Может, но только пользы мало им от этого. Путешествующие по морю, видя маяк, благополучно совершают свой путь, а они видят идущего впереди их отца, могут свободно ему подражать, понеже нарекли они себя воинами Христовыми, поэтому надо и трудиться, как подобает воинам Христовым. Какой воин может получить награду не трудившись? Но если бы кто из царей наградил воина не потрудившегося отличием, какое получается только за подвиг, то он сам устыдился бы других.
Потом я спросил:
— Опасен ли путь этих монахов, которых враги сталкивают с горы?
— И таковых монахов путь не опасен, понеже близ десница Господня, помогающая им, они борются как воины Христовы. Видел встающих и падающих, на это есть судьбы Господни, которые никому неисповедимы. Но я знаю верно, что ни один из борющихся монахов не останется без наград у Господа Бога. Некоторым из них определено бороться весь путь до смерти, или до врат Царствия Небесного, что одно и то же, пока человек не узрит Бога. Одни подвизавшиеся приходят в тихую пристань еще здесь. Хотя бы на ногах и руках ползли они до врат Царствия Небесного, как те, так и другие не будут оставлены Господом Богом.
После всего этого я видел, что лица монахов, что идут в гору и борются, начинают быть светлыми и радостными, а борющиеся с ними демоны изнемогают и начинают отступать от них. У монахов же, которые говорили: “Не для нас этот путь” или “Довольно с нас — потрудились, можно пожить спокойно” и уходили назад в эту же толпу, лица делались темными, и грустно мне было смотреть на них. Юноша сказал:
— Сомнителен их путь, понеже они нарекли себе суд, сказавши: “Не наш это путь” и “Довольно потрудились, можно жить спокойно при столах и кроватях”. Отсюда видишь и разумей, как трудно жить. Все сие показано было мне во сне и истинно, а не вымысел какой-либо есть, а потому пользуйся, читатель, во имя Господне».
Итак, настоящий рассказ-видение старец предлагает использовать как назидательный пример в жизни духовной. Повествование хоть и посвящено монашескому подвигу, но его внутренний смысл о трудном жизненном пути и непрестанной борьбе со страстями и злыми силами актуален для каждого христианина, желающего восходить по лестнице добродетелей к Богу. Может быть, поэтому о. Иоиль не уточняет, что только монах должен пользоваться его назидательными историями, но говорит просто о «читателе».
Как параллель напрашивается классическое произведение православного аскетизма, «Лествица». Преподобный Иоанн Лествичник «соорудил Лествицу восхождения... от земного во святая», показал, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов, при этом дал множество советов и наставлений. Старец Иоиль через образ дороги, ведущей вверх, также показывает многотрудную дорогу спасения, говорит о неких ступенях восхождения к Богу и удаления от диавольских сил и тем самым иллюстрирует произведение прп. Иоанна. И хотя «Лествица» была написана для иноков, любой христианин может руководствоваться ею для достижения цели жизни христианской. Также и видения, описанные о. Иоилем, назидательны для каждого, кто стремится к спасению во Христе.
АНГЕЛЫ БОЖИИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
|
|