Формы и категории нематериального наследия
Рис. 29. Формы в категориях материального культурного наследия
Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
Выделяют фиксированные и воплощенные (воспроизведенные) формы нематериального культурного наследия.
Рис. 30. Формы фиксации материального культурного наследия
Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
Рис. 31. Формы всемирного культурного наследия
Культурное наследие в мире выражают так называемые культурные универсалии – нормы и ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества.
Универсалии – от лат. universalis – общие понятия.
В 1959 году Джордж Мердок выделил 70 универсалий – общих для всех культур элементов:
– приготовление пищи;
– общинная организация;
– кооперация труда;
– космология;
– спорт;
– нательные украшения;
– толкование снов;
– декоративное искусство;
– соблюдение чистоты;
– танцы;
– гадание;
– образование;
– семья;
– праздники;
– домохозяйство;
– право наследования и др.
Рис. 32. Ценности всемирного культурного наследия
Вопросы для групповой рефлексии:
1. Как связано культурное наследие с материальной и нематериальной культурой?
2. Что мы отнесем к культурному наследию малой родины?
Вопросы для самостоятельного изучения:
Традиция как программа человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня.
Тема эссе: «Наследие моего рода», «Культурное наследие малой родины».
Темы рефератов:
Культурно-историческое наследие Беларуси.
Духовное наследие белорусского народа.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
1) архитектура 2) искусство 3) памятники 4) история 5) религия 6) оборудование 7) ландшафт
Вопрос 2.Что из предложенного списка не относится к источникам материальной культуры:
1) реальные объекты
2) изображения объектов
3) макеты и модели
4) письменные источники
5) знания
Вопрос 3. К основным видам ценностей не относится:
1) реликвия
2) норма или правило
3) традиция
4) идеал
5) смысл
6) обычай
Вопрос 4. Нормы и ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического положения, называются:
Вопрос 5.Формы нематериального наследия, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей, называются:
1) застывшие
2) воспроизведенные
3) фиксированные
4) нетленные
Вопрос 6. К нематериальному культурному наследию не относится:
1) бытовой уклад народа
2) формы выражения духовных потребностей
3) производственные приемы труда
4) архивные данные
Вопрос 7.Формы нематериального наследия, сущность или отличительные ценные достоинства которых полностью либо частично утрачиваются с исчезновением их создателей, называются:
1) воплощенные
2) воспроизведенные
3) фиксированные
4) новодел
Вопрос 8. Специфический механизм передачи и воспроизводства из поколения в поколение норм и ценностей в обыденной жизни человека называется:
Вопрос 9. Расположите понятия, проставив цифры в клетки, от наиболее широкого к наиболее конкретному:
___ культура
___архитектура
___гуманитарные ресурсы
___собор
___материальное культурное наследие.
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентации №2 «Основные объекты культурного наследия».
Литература к теме:
1. Каулен, М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном музее / М.Е. Каулен // От краеведения к культурологии. – М.: Олма-пресс, 2002.
2. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.
3. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры / Е.М Скворцова. – М.: Юнити, 1999.
4. Шендрик, А.И Теория культуры: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Культурология» / А.И. Шендрик – М.: ЮНИТИ; М.: Единство, 2002.
5. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.
|