Ключевые термины и выражения Методология; количественная методология; качественная методология; социологическое исследование; программа социологического исследования; выборочный метод; генеральная и выборочная совокупности; гнездовая, квотная, случайная и комбинированная выборки; полевой этап исследования; сеть интервьюеров; исследовательский коллектив; метод исследования; техника исследования; процедуры исследования; анкетирование; интервью; анализ документов; контент-анализ; наблюдение; социометрия; эксперимент.
Методические указания
Рассматривая подтему «Методология и методика социологического исследования», обучающемуся необходимо обратить внимание на различия теоретических и эмпирических методов исследования, но, вместе с тем, важно сформировать представление о необходимости системного видения объекта исследования. Чрезмерное внимание социолога к определенным аспектам социальной реальности грозит ему потерей целостности представления об этой реальности.
Методология представляет собой не только совокупность принципов организации и осуществления социологического исследования, но и совокупность способов построения и обоснования социологического знания. Последние принято называть социологическими методами. Методика – совокупность приемов, процедур и операций теоретического и эмпирического познания социальной реальности.
Рассматривая содержание и этапы проведения социологического исследования, необходимо обратить внимание на проблему отбора источника информации или самих документов, т.е. рассмотреть сущность выборочных исследований (выборки). Программа социологического исследования предполагает выделение объекта и предмета исследования, постановку целей и задач, логический анализ категорий, гипотезы в социологическом исследовании.
Эмпирическое в социологическом исследовании связано с получением социальной информации путем измерения качественной специфики социальных объектов. Способы социального измерения: включенное и невключенное наблюдение. Следует подробнее остановиться на характеристике таких основных методов эмпирического социологического исследования как: опрос, интервьюирование, анкетирование, изучение документов (в частности контен-анализ документов), социологический эксперимент и др. При характеристике конкретных социальных исследований (КСИ) важно обратить внимание на системность, направленность и надежность исследования, а также соблюдение в работе социолога этических принципов.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое метод исследования? Сопоставьте и проведите разграничение понятий: метод, техника и процедура исследования.
2. Какие методы социологического исследования вы знаете?
3. Чем отличается социологическое исследование от журналистских опросов, психологических и криминологических исследований?
4. Почему проведение социологического исследования без предварительного составления программы является нарушением научности метода познания?
5. При соблюдении каких условий социолог, проведя опрос нескольких сотен индивидов, может распространять результаты на большие совокупности людей?
6. Что такое погрешность выборки и почему она существует в социологических исследованиях?
7. Какие достоинства и недостатки присущи самому распространенному социологическому методу – опросу?
8. В чем заключаются достоинства и недостатки телефонных опросов?
9. Как Вы понимаете утверждение: «социологическое исследование есть система методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью»?
10. Что представляет собой программа социологического исследования?
11. Из каких разделов состоит программа исследования?
12. Что такое объект и предмет исследования?
13. Что такое цель исследования?
14. В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов?
15. Что такое репрезентативность выборки?
16. Как сформулировать гипотезы?
17. Как применяется метод наблюдения, и каковы его основные разновидности?
18. Какие виды опроса используются при проведении социологических исследований, каковы их особенности?
19. Что представляет собой метод социометрии?
20. С какой целью используется метод социального эксперимента?
Понятие и типологии общества
Вопросы для самоподготовки
1. Разграничение понятий страна, государство и общество. Гражданское общество и политический режим. Т. Парсонс: социальные подсистемы. Функции социальных систем. Ф. Тённис: община и общество.
2. Типология обществ. О. Шпенглер: «Закат Европы», культура и цивилизация. Н. Данилевский: «Россия и Европа», теория культурно-исторических типов. А. Тойнби: «Исследование истории», закон вызова и ответа.
3. Традиционное, индустриальное (Сен-Симон), постиндустриальное (Д. Белл), информационное общество. Постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида). Массовое общество. Теория конвергенции.
Ключевые термины и выражения
Страна, общество, гражданское общество, общественная и социальная система, социальная деятельность, социальное действие и взаимодействие, общественные отношения, социальные отношения, социальное развитие, социальное изменение, социальный процесс.
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное общество; массовое общество; конвергенция.
Методические указания
При рассмотрении подтемы «Понятие и типологии общества» обучающемуся следует обратить внимание на тот факт, что в социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы и обладают определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы – люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.). При этом необходимо разграничивать понятия «страна», «государство» и «общество».
Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы – классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.
Рассмотрение общества как системы различается в работах разных социологов. Главная причина – в неоднозначности методологических позиций авторов.
Обучающемуся следует самостоятельно изучить полную теорию общества как социальной системы американского социолога Т. Парсонса, который попытался проанализировать социальную систему начать с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать. Определив основные функции, Т. Парсонс выделил 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее он указал социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.). Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы. Социальный порядок, под которым понимается упорядоченность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.
Большую роль в развитии социологии имели труды Ф. Тенниса,немецкого социолога. Важнейшая работа Тенниса – «Общность и общество». Рассматривая общественные отношения как волевые, Теннис подразделял их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная и рассудочная, предполагающая возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй – торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная – общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе – расчетливый разум, механические отношения. Несмотря на психологизм концепции Тенниса (общественные отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Теннис одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим.
Особое внимание следует обратить на теории культурно-исторических типов(философско-социологические концепции, которые подчеркивают существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-исторического развития человечества).
Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов разработал Н. Данилевский, выделив тринадцать культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз – от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку. Другие варианты теории культурно-исторических типов были развиты немецким философом О. Шпенглером, английским историком и социологом А. Тойнби. По мнению названных авторов, человечество в целом есть жизненный процесс. Оно растет, достигает расцвета, стареет и умирает. Однако это воспринимается не как единое развитие человеческого рода, а как многократный, повторяющийся процесс развития человеческих культур, существующих последовательно или параллельно. Шпенглер насчитывал восемь, А. Тойнби – 21 подобное историческое образование. Первый определял время существования культуры в тысячу лет, второй считал, что оно не может быть точно определено. Согласно О. Шпенглеру, существование каждой такой культурной целостности определяется необходимостью некоего тотального процесса; А. Тойнби проводит многостороннее исследование социологических аспектов причинных связей, и целое в его концепции также предстает как некий необходимый процесс. Основываясь на своих концепциях истории как целостности, оба исследователя прогнозировали будущее.
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Индустриальное общество– это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального(информационного) общества (Д. Белл), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
В обществе, перешедшем на новую ступень исторического развития, существенно изменяется роль и расширяется круг функций, выполняемых массовой культурой, что в большой мере связано с увеличением числа субъектов исторической деятельности, являющихся носителями ценностей этого типа культуры. В настоящее время человечество переживает самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип культуры – культура постиндустриального, информационного общества (постмодернизм).
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные подходы к анализу общества как системы?
2. Как соотносятся друг с другом категории «социальная деятельность», «взаимодействие» и «социальные отношения»?
3. Какую типологию социального действия предложил М. Вебер?
4. Какие основные функции и подсистемы выделил Т. Парсонс в своей теории общества?
5. Какой признак был положен в основу теории Ф. Тенниса?
6. Кто был основателем эволюционной концепции развития общества?
7. В чем состоит специфика конфликтологического подхода в рассмотрении общественного развития?
8. В чем состоит содержание понятие развития общества?
9. Каковы основные особенности информационного общества?
|