Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тесты для проверки знаний по теме 2

1. Социальные институты не характеризуются наличием:

1) социальных ролей

2) норм и правил

3) доходов и расходов

4) символов и санкций.

2. Какого подхода к понятию «социальный институт» в социологии НЕ существует?

1) нормативного

2) деятельностного

3) дисфункционального

4) организационного.

3. Функции социальных институтов направлены:

1) на удовлетворение потребностей общества и личности

2) на насыщение рынка качественными товарами

3) на обеспечение сел и деревень квалифицированными специалистами

4) на повышение уровня жизни горожан.

4. Становление социального института, включающее формирование устойчивых традиций, социальных норм и обычаев, - называется процессом:

1) институционализации

2) реформирования

3) социализации

4) трансформации.

5. По количеству детей самая распространенная семья в России:

1) трехдетная

2) двухдетная

3) однодетная

4) бездетная.

6. Совокупность индивидуальных взглядов, отношений, мнений относительно какого-либо конкретного вопроса, выражаемых значительной частью общества, – это:

1) общественное сознание

2) общественное мнение

3) общественный интерес

4) общественная инициатива.

7. Макросоциологический подход предполагает анализ семьи

1) как первичной социальной группы

2) как социальной общности

3) как социального института

4) как социальной организации.

8. К основным методам формирования общественного мнения НЕ относится:

1) внушение

2) убеждение

3) подражание

4) насилие.

9. Что из перечисленного нельзя назвать социальной организацией?

1) банк

2) роддом

3) студенческую группу

4) ВУЗ.

10. Что из перечисленного не является социальным институтом?



1) брак

2) армия

3) молодежь

4) религия.

 


ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Понятие и теория личности

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие личности. Теории личности: зеркального Я, ролевая теория, необихевиоризм, теория референтной группы. Типы личности.

2. Социализация: стадии, уровни (первичная и вторичная). Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресоциализация. Проблемы ресоциализации в местах лишения свободы и при освобождении. Интериоризация. Инициация. Инфантилизм. Конформность.

3. Социальный статус. Статусный набор. Главный статус. Личный статус. Приписываемые, достигаемые и смешанные статусы. Основные и неосновные статусы. Социально-групповой статус. Несовместимость статусов.

4. Социальная роль и ожидания. Ролевой набор. Ролевая идентификация и дистанцирование от роли. Межстатусная дистанция. Социальный стереотип.

 

Ключевые термины и выражения

Личность, индивид, социальный тип личности, диспозиционная структура личности, социальная потребность, мотив, ценностная ориентация, стимул, установка, социальная роль и социальный статус, социальный характер, теории социализации (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон, З. Фрейд), интернализация, ресоциализация, идентификация, имитация.

 

Методические указания

Целью изучения данной темы является определение роли личности в функционировании группы и общества, ее социально-значимых качеств и типичных свойств, а также влияния социальной среды на процесс ее становления и развития.

Рассмотрение темы необходимо начать с определения понятия «личность», ее принципиальных отличий от таких терминов, как человек, индивид, персона. Затем перейти к уточнению социологического подхода к исследованию личности, выделив при этом два направления ее изучения: социально-психологический и социально-деятельностный.

При рассмотрении личности особое внимание следует обратить на факторы, влияющие на ее формирование: биологические (генетические), географические, климатические, культурные, социальные. Основной акцент при их изложении сделать на социальные и культурные факторы как определяющие в становлении совершенствовании личности.

Характеризуя личность как полноценно сложившегося субъекта социальных отношений, следует сосредоточиться на выявлении ее структуры, выделив такие составляющие, как память (информация, знания), культура (социальные нормы и ценности) и деятельность (потребности и интересы). В последующем нужно объяснить, как в результате взаимодействия этих структурных элементов формируется система убеждений, то есть мировоззрение личности. При этом следует отметить, что система личности состоит из двух основных подсистем: 1) внутренняя подсистема (мир сознания) и 2) внешняя подсистема (мир деятельности).

В дальнейшем перейти к определению качеств и свойств, которыми должна обладать личность, при этом показать, насколько необходимы ее контакт и взаимосвязь с группой (коллективом), где она может реализовать себя через выполнение социально-значимой роли, формировать и утверждать свою позицию, отстаивать и защищать личные и коллективные интересы, занимать определенное положение согласно признанному статусу и сложившемуся престижу.

При этом необходимо отметить роль личности в развитии группы, что исполнение своей социальной роли определяется не только желанием и силой воли, но и теми ролевыми ожиданиями и требованиями, которые исходят со стороны членов группы.

Показать, что ролевое исполнение представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, он выступает как выполнение предписаний (заданий) группы, с другой – как самоутверждение, саморазвитие и самореализация личности. Затем перейти к рассмотрению взаимодействия личности с обществом, показать, насколько неравнозначна степень влияния и воздействия ее на общество и общества на личность, какова зависимость от различных структур и элементов общества (групп, организаций, институтов), насколько ограничена ее свобода выбора поведения и деятельности.

Завершающей стадией рассмотрения личности должно стать изучение процесса ее социализации, который включает в себя воспитание, образование и «окультуривание». При этом необходимо выделить несколько этапов ее становления: западную трехэтапную классификацию, связанную с возрастными стадиями развития личности, усвоением информации, навыков, опыта, и российскую четырехэтапную периодизацию, связанную с изменением ее поведения и деятельности. А также показать, какие фазы социализации проходит личность в своем становлении: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено исследование личности как объекта и субъекта социальных отношений на различных уровнях ее взаимодействия с окружающей средой?

2. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

3. Дайте объяснение статусно-ролевой концепции личности как интегративного показателя положения личности в системе социальных связей и отношений.

4. Какие подходы к типологизации личности Вам известны?

5. Через какую социологическую категорию раскрывается процесс становления личности, усвоения ею ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе?

6. Что представляет содержательно процесс ресоциализации?

7. Какую социологическую категорию имеют в виду, когда говорят о способах, формах и условиях индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичных для конкретно-исторических социально-экономических отношений?

8. В чем состоит механизм социализации индивида?

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.