Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальные изменения. Мировое сообщество и глобализация

Вопросы для самоподготовки

1. Причины социальных изменений. Теория социального конфликта. Эволюционная теория. Теории циклических изменений. Функционалистские теории. Системная теория. Теория социального поля (П. Штомпка). Теория «активного общества» (А. Этциони). Структурная теория (Э. Тириакьян).

2. Виды социальных изменений: социальный прогресс, модернизация, стагнация, регресс. Реформы и революции. Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизации. Промышленная революция. Информационная революция. Зеленая революция.

3. Теория «конца истории» Ф. Фукуямы. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Теория мир-системного анализа И. Валлерстайна (ядро, полупериферия и периферия). Л. Морган (дикость, варварство, цивилизация).

4. Глобализация и глокализация. Антиглобализм и альтерглобализм. Регионализация. Автаркия. Золотой миллиард. Большая восьмерка. Группа двадцати. Страны «севера» и «юга». Движение неприсоединения. Нейтралитет.

5. Международные неправительственные организации. Социальные сети. Культурная глобализация. Императивы устойчивого развития. Римский клуб. Всемирный экономический форум. Противоречивость процессов глобализации.

6. Место России в мировом сообществе. Антизападники. Западники. Евразийцы.

 

Ключевые термины и выражения

Социальные изменения; социальный конфликт; теории социальных изменений.

Социальный прогресс; модернизациия; стагнация; регресс; революция промышленная, информационная, зеленая.

Глобализация; глокализация; антиглобализм; альтерглобализм; регионализация; автаркия; нейтралитет.

Методические указания



Изучая подтему «Социальные изменения. Мировое сообщество и глобализация», необходимо обратить внимание на динамику общества как социального организма, наличие противоречий в его развитии.

Также необходимо рассмотреть природу, стадии и виды социальных конфликтов. Поскольку поведение человека определяется во многом потребностями и мотивами, изучающий социологию студент должен иметь представление о типологии потребностей человека. Наиболее распространенной считается система потребностей человека А. Маслоу, который подразделяет их на пять основных видов: физические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в достижении успеха, получении знаний, в уважении, высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Предполагается, что индивиды ставят перед собой, сознательно или бессознательно, цели удовлетворения потребностей, которые могут противоречить целям других людей и порождать социальные конфликты. Однако нельзя полагать, что «пирамида потребностей» Маслоу представляет собой общепринятую истину. Его теория – лишь концепция, испытывающая огромное влияние прагматизма.

Анализируя социальные конфликты, необходимо понять причины социальных конфликтов, формы развития конфликта, способы регулирования. Важно уметь охарактеризовать стадии, остроту, длительность и последствия социальных конфликтов.

Рассматривая процессы глобализации, следует дать понятие «мирового сообщества». Отметить, что мировое сообщество развивается и функционирует как целостная система.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова природа социальных изменений в обществе? Какие еще существуют типы социальных изменений и в чем состоит их сходство в различие?

2. В чем причины сопротивления социальным изменениям? Что нужно для того, чтобы социальные изменения были приняты в обществе?

 

 

Социальный контроль и девиация

Вопросы для самоподготовки

1. Виды социального контроля. Обычаи, традиции, мораль, религия, право. Агенты и институты социального контроля. Социальная норма. Структура нормы. Виды норм. Санкции и их виды. Внешний и внутренний социальный контроль. Функции социального контроля.

2. Девиантное и делинквентное поведение. Теории девиации. Биологическая теория. Ч. Ломброзо. Психологический подход. З. Фрейд. Теория аномии. Э. Дюркгейм. К. Мертон. Культурологические объяснения. Теория стигматизации. Г. Беккер. Теория дифференцированной связи. Релятивизм. Отклонение и разнообразие. Конформизм. Социальная работа с группами и лицами девиантного поведения (в том числе с осужденными). Коррупция как проявление делинквентного поведения. Профилактика коррупции в УИС.

3. Общественное мнение как институт гражданского общества. Типология, структура и концепции общественного мнения.

Ключевые термины и выражения

Социальный контроль; социальная норма; девиантное и делинквентное поведение; девиация; аномия; релятивизм; конформизм; коррупция; антикоррупционное поведение; общественное мнение.

 

Методические указания

Огромное влияние на процесс социализации оказывает воспитание – сознательное и целенаправленное формирование личности в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, образования и т. д.). Основная цель – подготовить индивида к выполнению определенных социальных ролей и в целом к жизни в обществе. В процессе усвоения выработанных обществом и различными социальными группами норм, ценностей, установок и представлений у человека складывается система внутренних регуляторов поведения в обществе. Помимо общесоциальных черт, индивид приобретает также в процессе социализации черты, присущие условиям жизни конкретных социальных общностей, членом которых он является или к которым хотел бы принадлежать. Эти социальные общности (например, классы, профессиональные группы, этносы и др.) в значительной степени определяют социальный, культурный и политический облик личности, задают стереотипы ее поведения.

Таким образом, личность является, безусловно, продуктом общественных отношений. Но при этом необходимо иметь в виду, что социализация включает не только целенаправленное воздействие на личность (воспитание), но и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Человек не является пассивным объектом, слепо копирующим заданные модели и стереотипы поведения. Он не только приспосабливается к окружающей его социальной среде и усваивает господствующие в обществе нормы и ценности, но и сам создает новые условия существования и развития общества, т. е. становится субъектом социальных отношений.

Следует учесть, что любая социальная роль выступает в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Рассогласования между ними порождает противоречия и конфликты. Поэтому общество в целях поддержания и сохранения своей целостности и стабильности использует многообразные средства и методы (от общественного мнения до действий правоохранительных органов), реализуемых в системе социального контроля и социальных санкций. Выясняя суть статусно-ролевой концепции, можно сделать вывод о том, что процесс формирования личности – это процесс ее вживания в различные социальные роли, процесс становления ее как субъекта социальных отношений.

Рассмотрение данной подтемы связано с проблемой взаимоотношений личности и социума. Исторически развитие общества идет в направлении оптимизации отношений как между людьми, так и между индивидом и обществом. Однако и сегодня вряд ли можно говорить о гармонии. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной независимостью от общества, способностью противопоставить себя ему. Общество в целом или конкретная социальная группа заинтересованы, в свою очередь, в том, чтобы личность своими действиями не наносила им ущерба, а потому стремятся поддерживать определенный порядок. Средством поддержания социального порядка является социальный контроль, понимаемый как совокупность средств и методов, при помощи которых общество (социальная группа) гарантирует необходимое ему поведение по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. Конформность (усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек и ценностей) является необходимым аспектом социализации личности и предпосылкой нормального функционирования любой социальной системы. Если индивид не желает следовать существующим нормам и правилам, то в зависимости от степени ущерба, наносимого обществу (социальной группе), он может подвергнуться санкциям формального или неформального характера. Тип социального поведения, не соответствующий принятым нормам и правилам, называется отклоняющимся поведением.

Социология выделяет два варианта отклоняющегося поведения: отклонения первичного и вторичного порядков. Первичным отклонением называется такое поведение личности, которое характеризуется незначительными или мелкими нарушениями соответствующих культурных норм, принятых в обществе (например, грубость, сквернословие, эпатаж и т. п.). Второй вариант отклоняющегося поведения социология определяет как девиантное. К его основным формам относятся различного рода правонарушения, в первую очередь, разумеется, преступления. К девиантному поведению можно отнести также пьянство, наркоманию, проституцию и т. д. Девиантное поведение свидетельствует о наличии конфликта между личностью и обществом. Девиантное поведение выступает чаще всего в виде стремления решать свои проблемы за счет других членов общества (например, воровство, коррупция и т. п.), попытки уйти от жизненных забот и невзгод (пьянство, наркомания и др.), преодоления состояния неуверенности и напряжения через социально опасные формы компенсации (хулиганство, насилие и т. п.).

Причины дезинтеграции личности могут быть различными: а) одновременное участие в нескольких социальных группах, навязывающих индивиду противоречивые системы ценностей и образцы поведения; б) участие в дезорганизованных группах, в которых отсутствуют четко заявленные социальные роли, системы контроля и оценки; в) противоречие между био- и психогенными элементами и требованиями социальных ролей; г) распад психической составляющей личности. Личность, игнорирующая общественные нормы и ценности, рискует подвергнуться различного рода санкциям, может стать изгоем общества. Общество же, в свою очередь, обязано заботиться о своих членах, создавать для них необходимые условия жизнедеятельности и развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой понятия «социальная норма», «социальный порядок», «социальный контроль»?

2. Каковы функции социального контроля?

3. Каковы элементы и механизмы социального контроля?

4. Что такое социальные санкции?

5. Что означает понятие «девиация»?

6. В чем состоит сущность теории аномии Э. Дюркгейма?

7. Каковы основные типы отклоняющегося поведения в концепции Р. Мертона?

8. Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?

9. Чем отличаются конструктивные и деструктивные девиации?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.