Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и формы существования культуры

Вопросы для самоподготовки

1. Социологическое понятие культуры. Элемент культуры. Культурный комплекс и институт. Ценность. Этноцентризм, национализм и ксенофобия. Культурная норма. Обычаи и традиции. Табу. Мораль и нравы. Фольклор и имитация.

2. Формы культуры: элитарная, народная и массовая. Доминирующая культура. Субкультуры и контркультуры. Делинквентная субкультура. Тюремная субкультура. Криминальные «традиции».

3. Культура как фактор социальных изменений. Диффузия. Ассимиляция. Амальгамизация. Аккультурация. Аккомодация. Вестернизация. Исторические типы культуры.

Ключевые термины и выражения

Материальная культура; нематериальная культура; компоненты культуры; культурные универсалии; культурный шок; этноцентризм; национализм; ксенофобия; культурный релятивизм; мультикультурализм; культурные инсценировки; новые культурные посредники.

Методические указания

Рассматривая блок вопросов, посвященных культуре, необходимо, прежде всего, обратить внимание на то, что культура – это философско-социологическое понятие, имеющее множество определений. Указав на первоначальное значение и происхождение этого термина, охарактеризовав основные подходы, обучающийся должен понять, что в самом общем смысле под культурой понимается «вторая природа» – все, созданное людьми в ходе их жизнедеятельности. При этом обучающийся должен отметить особое место культуры в социальной системе, ее роль и функции, механизм действия и развития. Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно, каким традициям, обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т.д. В этом находит свое выражение своеобразие культуры данного общества, ее важнейшей составной части – систем норм и ценностей. При этом культуру надо понимать не в узком (как только литературу, искусство, образование, воспитание и др.), а в широком смысле – как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и регулированию поведения людей. Компонентами культуры могут выступать ценности, верования, нормы, обычаи, искусство, наука, политика, философия, образование, техника. Необходимо дать каждому характеристику, обозначив также взаимосвязи между данными компонентами. Так как культура рассматривается как ценностно-нормативная система, особое внимание надо обратить на ценности и нормы, особенности их формирования, дать их классификацию. Следует показать взаимосвязь ценностей, ценностных отношений, установок, мотивов и начал; место ценностей в социальной системе. Важное значение в любой культуре имеют социальные нормы – обязательные требования к деятельности индивидов и социальных групп. Студент должен уметь выделять виды социальных норм.



Следует рассмотреть типологию культур: субкультуры, контркультуры, массовой культуры, показать их взаимодействие. Необходимо обратить внимание также на процесс взаимодействия культур в современном мировом сообществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие функции в обществе выполняет культура?

2. Какие компоненты можно обнаружить практически у каждой национальной культуры?

3. Что такое этноцентризм и культурный релятивизм?

4. Что из двух явлений породило друг друга: глобализация или мультикультурализм? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Что такое культурный шок? Приведите примеры.

6. Что такое культурные инсценировки?

7. В какой мере можно говорить о рождении глобальной культуры? Аргументируйте свою позицию.

8. Чем можно объяснить резкое распространение в России в 1990-е годы влияния криминальной субкультуры?

9. Сравнивая российскую и американскую культуры, какую из них можно назвать культурой-донором, а какую – культурой-реципиентом? Обоснуйте свое мнение.

10. Почему массовая культура часто ассоциируется с низким уровнем потребностей личности и в то же время является наиболее распространенным типом культуры?

11. Как Вы считаете, в чем состоит причина глобальной экспансии западной (американской) культуры?

12. Проанализируйте резкий рост общественного интереса к религии в постсоветском обществе. Можно ли назвать это культурными инсценировками?

Тесты для проверки знаний по теме 1

1. Объект социологии в отличие от предмета:

1) объективен

2) субъективен

3) примитивен

4) не имеет четкого определения.

2. Социология как самостоятельная наука впервые появилась:

1) в России

2) в США

3) в Западной Европе

4) в Китае.

3. Какого уровня социологического знания не существует?

1) общесоциологические теории

2) отраслевые теории (теории среднего уровня)

3) эмпирическая социология

4) прикладная социология.

4. Что понимается под «парадигмой»?

1) метод исследования

2) глобальное научное направление

3) сфера деятельности

4) отраслевая теория.

5. Укажите неверное утверждение:

1) представления о предмете социологии менялись с развитием самой социологии

2) предмет социологии объективен, т.е. существует независимо от сознания исследователя

3) предмет социологии не имеет четкой дефиниции

4) предмет социологии определяет ее специфику как самостоятельной науки.

6. О.Конт считал основными методами исследования:

1) анкетирование и интервьюирование

2) наблюдение и эксперимент

3) опрос и наблюдение

4) индукцию и дедукцию

7. Какое из направлений не относится к макросоциологии:

1) структурный функционализм

2) теория конфликта

3) символический интеракционизм

4) теория систем.

8. Определите авторов теоретических концепций:

1) «понимающая социология»

2) позитивизм

3) социология – наука о социальных фактах

4) теория конфликта.

Варианты ответов: О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм

9. Укажите неверное суждение:

1) законы в социологии могут выглядеть как тенденции развития того или иного процесса

2) законы в социологии проявляются тотчас же

3) законы в социологии не могут быть математически точными в количественном отношении

4) выявление закономерностей не самоцель социолога.

10. С каким утверждением Вы не согласны?

1) социология тесно связана с другими общественными науками

2) отсутствие единого представления о предмете социологии объясняется сложностью объекта - общества.

3) изначально социология начала развиваться по единому научному направлению

4) появлению социологии как самостоятельной науки предшествовала социальная философия как общая теория социального устройства и развития.

11. Процедуры социологического исследования – это:

1) последовательные операции по организации исследования

2) методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации

3) способы построения и обоснования научного знания

4) теоретическое обоснование проблемы и логики исследования .

12. Что означает «операционализация» понятий?

1) детализация до уровня однозначно понимаемых терминов

2) усложнение понятий

3) составление совокупности родственных понятий

4) поиск эмпирического индикатора понятия.

13. Что из перечисленного не относится к инструментарию социологического исследования?

1) анкеты

2) бланки интервью

3) личные документы интервьюера

4) карточки для фиксации наблюдений.

14. Что понимается под валидностью шкалы измерения?

1) правильность выбора индикатора

2) полнота

3) точность

4) чувствительность.

15. Какого метода исследования не существует?

1) экспертного опроса

2) полевого эксперимента

3) выключенного наблюдения

4) фокусированного интервью.

16. Среднее количество респондентов, участвующих в фокус-группе:

1) от 10 до 20 человек

2) от 6 до 12 человек

3) от 50 до 100 человек

4) от 2 до 5 человек.

17. Какого типа выборки не существует:

1) случайной

2) квотной

3) гнездовой

4) квадратной.

18. В контент-анализе к качественным (смысловым) единицам относятся:

1) категории и их индикаторы в тексте

2) названия публикаций

3) количество строк

4) сведения об авторах.

19. Что из перечисленного можно считать преимуществом интервьюирования?

1) простота и быстрота

2) возможность быстрого получения информации о респонденте

3) возможность зафиксировать реакцию респондента на вопросы

4) малые финансовые затраты.

20. С каким утверждением Вы несогласны?

1) социометрический анализ необходим при изучении неформальных связей в социальных группах

2) социометрический анализ менее точен, чем включенное наблюдение

3) социометрический анализ сложно осуществить в больших группах

4) социометрия используется и в социальной психологии.

21. В Новое время философы понимали общество как:

1) совокупность людей на планете Земля

2) совокупность европейцев

3) христианский и мусульманский мир

4) совокупность городских жителей.

22. Какого типа общества нет в типологии Т. Парсонса?

1) сложносоставного общества

2) примитивного общества

3) промежуточного общества

4) современного общества.

23. Целостность, иерархичность, устойчивость, открытость, способность к саморазвитию – это признаки общества:

1) как совокупности сфер

2) как совокупности социальных институтов

3) как системы

4) как единства всех групп населения, входящих в него.

24. Какого типа общества не существует?

1) традиционного

2) нетрадиционного

3) письменного

4) дописьменного.

25. Укажите неверный ответ.Процесс деятельности включает в себя:

1) цель

2) средство

3) результат

4) выводы.

26. Совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей, – это:

1) социальное действие

2) социальная связь

3) социальное взаимодействие

4) социальный институт.

27. Система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей, называется:

1) социальным отношением

2) социальным взаимодействием

3) социальным фактом

4) социальной деятельностью.

28. Какого типа социального действия нет в классификации М. Вебера?

1) целерационального

2) ценностно-рационального

3) эффективного

4) традиционного.

29. Отношения, возникающие из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей, считаются

1) социальными отношениями

2) духовными отношениями

3) политическими отношениями

4) трудовыми отношениями.

30. Изначально понятие «культура» относилось к:

1) торговле

2) земледелию

3) охоте

4) строительству.

31. Какие из функций можно отнести к культуре?

1) экономическая функция

2) функция воспроизводства

3) воспитательная функция

4) электоральная функция.

32. Какие элементы можно отнести к материальной культуре?

1) музыка

2) танец

3) картины

4) стихи.

33. Что относится к культурным универсалиям?

1) уход за новорожденным

2) национальная кухня

3) плетение лаптей

4) вытачивание фигурок из слоновой кости.

34. Разновидность культуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой, называется:

1) субкультурой

2) контркультурой

3) элитарной культурой

4) массовой культурой.

35. Молодежная культура – это:

1) часть народной культуры

2) часть массовой культуры

3) субкультура

4) контркультура.

36. Социально одобряемые и разделяемые большинством членов общности убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения, – это:

1) законы

2) ценности

3) традиции

4) обычаи.

37. Тенденция судить о других культурах с позиции своей собственной – это:

1) культурный релятивизм

2) шовинизм

3) этноцентризм

4) популизм.

38. Что может быть отнесено к культурному наследию?

1) классическая музыка

2) музыка из рекламных роликов

3) музыка для сотовых телефонов

4) музыка в стиле «хип-хоп».

39. Согласно воззрениям К.Маркса определяющим в развитии общества является:

1) материальное производство

2) религия

3) наука

4) культура.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.