Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ: ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Р.К. Шаяхимова

Источник: Журнал «Педагогика» 2011/5 с. 112

Над статьёй работала Коваль Нина

 

Аннотация. Статья посвящена образовательной политике Германии. Выявлены важнейшие факторы, которые позволяют Германии прочно занимать одно из ведущих мест на международном рынке образовательных услуг. Положительный опыт немецкой системы образования может быть использован в модернизации профессиональной подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова. Гуманизация, интеграция образования, модернизация, реформа, система образования, система обеспечения качества, политика в сфере образования, компетенции.

Образовательная стратегия Германии как одно из важнейших направлений деятельности Федерального правительства формировалась на протяжении 55 лет пол влиянием следующих факторов:

- разделение Германии после поражения во второй мировой войне на оккупационные зоны;

- идеологическое противостояние двух немецких государств на одной исторической родине;

- политические разногласия в вопросах стратегии образования между ведущими политическими партиями ФРГ;

- вступление в Европейское Сообщество и членство в Европейском Союзе, т.е. проблемы интеграции и европейской идентичности;

- объединение Германии: создание единого национального государства и единая образовательная политика как основа национальной интеграции.

Один из важных факторов, определяющих направленность образовательной политики Германии, — вхождение ее в Большую Европу, деятельность по европейской интеграции в рамках Европейского Союза. Порожденное им понятие «европейское измерение» подразумевает ориентацию на европейские ценности, на соответствующее восприятие многообразных языков и культур без умаления роли и значения национальных ценностей, родного языка и культурной самобытности. Европейский Союз как инструмент взаимного культурного сближения и обогащения, объединяя различные страны со своими особыми моделями государственного устройства и историческими традициями, оказывает большое влияние на образовательную политику входящих в его состав государств.



В образовательной политике ФРГ формируется новый взгляд на становление европейской политической культуры, на развитие способности мыслить масштабнее, т.е. категориями европейца. Возникает стремление более глубоко познать наследие общих ценностей в частности, путем введения новых предметов в школе, например «европоведения», или создания нового типа школы, например "европейской гимназии", и др.

Образовательная политика ФРГ определяется Основным Законом (Конституцией) ФРГ; Федеральными законами об оказании содействия профессиональному образованию через планирование и исследование, об оказании помощи детям и молодежи, о профессиональном образовании, об оказании социальной помощи, о строительстве вузов, об индивидуальном требовании на поддержку образования в медицинских профессиях, о юридических профессиях, а также Рамочным Законом о высшем образовании ФРГ; Конституциями Земель: о детских дошкольных учреждениях, о школьном образовании, о высших учебных заведениях, об университетах, о педагогических вузах, о вузах искусств, о преподавателях высшей школы и, наконец, Постоянной Конференцией министров образования, науки, культуры и спорта федеральных земель. Кроме Министерства образования и науки, культуры и спорта федеральных земель, активное участие в образовательной политике принимают Научный совет, Конференция ректоров вузов и Комиссия по планированию образования и финансирования исследовательских работ [1].

Конституционный статус федеративного государства означает, что не только федерация, но и 16 отдельно взятых федеральных земель обладают признаками государства, при этом они обладают собственной государственной властью. Участие федеральных земель в законодательной деятельности федерации осуществляется через бундесрат. Распределение законодательных компетенции между федерацией и землями регулируется Основным законом таким образом, чтобы федеральные земли «обладали правом законодательства, если только такие права не переданы федерации» (Ст. 70. Осн. Закона). В компетенцию земель входит значительная часть законодательства по образованию и культурной политике. Управление данными сферами является исключительно компетенцией федеральных земель. Например, на уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует свой закон об образовании.

Что касается Постоянной Конференции министров образования, науки, культуры и спорта, то она принимает решения и проверяет деятельность ведомств, утверждает типовые положения и устанавливает общие стандартные правила приема в высшие учебные заведения.

В последние годы в Германии активно реализуются новые основные направления инновационной образовательной политики. Они показывают большой потенциал системы образования и ее попытку сохранить лидирующее положение в европейском образовательном пространстве. С учетом ориентации немецкой экономики на инновационное развитие существенные усилия образовательной политики Германии направлены на реформирование системы профессионального образования. Главными направлениями инновационной деятельности в области профессионального образования в Германии являются:

1) модернизация:

- новые квалификационные требования, ввиду изменения экономической структуры;

- создание новой образовательной культуры в инновационных сферах, развивающихся специальностях и областях, непосредственно связанных с исследованием;

- структурное совершенствование системы профессионального образования;

2) менеджмент в области перехода от одного уровня образования к другому:

- совершенствование системы координации между профессиональными школами и образованием на предприятии;

- учет ранее приобретенной квалификации при получении высшего образования;

- совершенствование структуры поддержки лиц, имеющих социальные проблемы;

- повышение числа мигрантов, получающих высшее образование в Германии;

- получение квалификации взрослыми без законченного школьного или высшего образования;

3) последипломное образование:

- увязывание профессионального высшего образования с последипломным образованием;

- ступенчатость высшего образования и способность обеспечить профессиональную занятость;

4) открытость Европе:

- проведение национальных образовательных реформ с учетом процессов европейского развития. Сюда относятся как национальный, так и европейский уровни квалификации, система уровней профессионализма в профессиональном образовании и понятий профессии [2].

Рассмотрим основные механизмы осуществления образовательной политики в условиях создания и функционирования национальной инновационной системы.

Начиная с 2003 г. в Германии при непосредственном содействии Федерального министерства образования и исследований осуществляется активная разработка и реализация комплекса образовательных мер под общим названием "Ausbildungsoffensive", или "Активные образовательные действия”. Они включают в себя серию инновационных проектов, направленных на модернизацию и оптимизацию деятельности образовательных структур в первую очередь в системе профессионального образования.

Данная программа Федерального правительства Германии имеет целью улучшение ситуации с местами производственного обучения, одновременно она является центральным элементом осуществления закрепленной в «Национальном договоре об образовании и молодых специалистах в Германии» поддерживающей деятельности государства. Благодаря различным акциям экономика должна получить поддержку в том, что касается создания мест производственного обучения. Кроме того, одной из главных целей новой образовательной политики должно стать создание большого количества мест, прежде всего в наиболее перспективных производственных областях или в новых технологических сферах.

«Активные образовательные действия» - это интегрирующий элемент деятельности в рамках подписанного в 2004 г. Федеральным правительством и ведущими представителями важнейших экономических союзов «Национального договора об образовании и молодых специалистах в Германии». Комплекс «Активные образовательные действия» включает в себя различные инструменты, начиная от новых программ поддержки до образовательных кампаний – со стороны Федерального министерства образования и исследований, и располагает следующими основными направлениями [3, с. 634 - 642]:

• региональные кампании имеют программы, направленные на поддержку отдельных регионов с наиболее слабым соотношением предложение – спрос или с превышающим средний уровень сокращением предложения мест производственного обучения (программа «STARegio»);

• программа по созданию мест производственного обучения в западных и восточных землях "Ausbildungsplatzezent wickler West" / "Ausbildungsplatzentwickler Ost";

• новая федеральная программа развития и поддержки образовательной структуры "Jobstarter", программа шефства "Patenschaftsprogramm".

Программы отраслевых кампаний направлены на поддержку таких новых отраслей развития, как микросистемная техника, нанотехника, биотехнология, оптические технологии, а также тех областей, в которых предложение на места производственного обучения превышает cпрос. Министерством образования и исследований Германии разработана, в частности, программа «Исследование в высших профессиональных училищах во взаимосвязи с экономикой», которая начала реализовываться с 2005 г. и должна создать мосты между высшим профессиональным образованием и экономикой с целью ускорения процессов переноса и внедрения нового знания на предприятиях. Развитие спектра дисциплин в высших профессиональных училищах осуществляется посредством внедрения многочисленных специальностей, преподающихся на различных ступенях обучения для бакалавров и магистров. Существуют программы, сфокусированные на такие группы лиц, как молодые люди, не имеющие законченного школьного или высшего образования, или молодые люди, имеющие социальные проблемы, а также молодые мигранты и предприниматели - иностранцы (программы "BQF", "KAU SA").

Наряду с политическими органами земель, которые имеют полномочия по принятию решений по планированию и контролю в сфере высшего образования, имеются 5 важных органов для общегосударственной координации политики высшего образования. К ним относятся:

1) существующая с 1949 г. Постоянная Конференция министров культуры земель (КМК), которая работает без участия Федерального правительства. Решения КМК могут приниматься единогласно и требуют исполнения через соответствующие земельные правительства или земельный парламент;

2) Федеральная земельная комиссия по планированию образования и развития исследований(B.L.K.), которая была учреждена (создана) согласно поправке к конституции в 1970 г. и служит административному согласованию между федеральным правительством и земельными правительствами;

3) созданный в 1969 г., согласно Закону о развитии строительства вузов, комитет планирования строительства вузов, в котором представлены BMBW, Федеральное министерство финансов;

4) существующий с 1957 г. совет по науке, который в административной комиссии объединяет администрации федерации и земель и в комиссии по науке — влиятельных представителей университетов. Совет по науке следит за текущим развитием системы вузов и разрабатывает планы развития и стратегические перспективы развития;

5) Конференция ректоров вузов (HRK, ранее Западногерманская конференция ректоров).

Согласно Лиссабонскому коммюнике, страны Евросоюза обязуются тратить не менее 3% ВВП на образования и исследования. Германия в настоящее время приближается к этой цифре. Вузы финансируются в объеме примерно 6 млрд. евро. Система высшего образования Германии объединяет более 350 учебных заведений, подавляющее большинство которых составляют государственные вузы (негосударственные должны иметь лицензию на преподавание). В них обучается около 1,9 млрд. студентов, к 2010 г. ожидается увеличение их числа на 25% [4]. Важно отметить, что образование в Германии является бесплатным не только для граждан страны, но и для представителей многих государств, успешно обучавшихся в вузах своей страны в течение двух лет и сдавших экзамен на свободное владение немецким языком. Но с зимнего семестра 2005 г. в Баварии, Баден-Вюртемберге, Нижней Саксонии, Северный Рейн—Вестфалии и Сааре власти ввели плату за обучение в размере около 500 евро. Сразу же отметим, что эта сумма по сравнению с тем, что реально затрачивает государство, совсем мала. Целью введения платного обучения является, скорее всего, стимулирование серьезного отношения к учебе.

Таким образом, мы видим, что в целом государственная политика Германии в области образования имеет устойчивый характер по таким основным базовым ценностям образования, как качество и преемственность в целях образования. Несмотря на это, она постоянно подвергается критике. Например, анализ научно-педагогической литературы, посвященной описанию основных проблем педагогического образования Германии, показывает, что оно нуждается в инновационных преобразованиях. Они должны способствовать достижению оптимального баланса между научной и практической составляющими учебного плана педагогических факультетов немецких университетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kultusministerium: http://www.kultusministeriumbaden-württemberg.de.

2. Innovationskreis berufliche Bildung (www. bmbf.de/de/6190.php)

3. Arbeitsgruppe Bildunsbericht am Marx — Planck — Institut für Bildungsforschung. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik.

4. Innovationskreis berufliche Bildung (www. bmbf.de/de/6190.php)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.