Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Почему и зачем рождается философия?

Е. Ф. КАЗАКОВ

Ф И Л О С О Ф И Я

 


Кемерово

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

 

«Моя философия»

Е.Ф. Казаков

Философия

Учебное пособие для бакалавров

Кемерово

2013

 

УДК 1 (075.8)

ББК 87я73

К 14

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

Рецензент:

доктор философских наук, профессор В. М. Золотухин

Казаков, Е. Ф.

К 14Философия: учебное пособие для бакалавров /

Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 2013. – 320 с.

ISBN

В учебном пособии, в соответствии с Рабочей программой по философии третьего поколения, рассматриваются основные историко-философские и теоретические проблемы вузовского курса философии. По каждой теме приводится список литературы, даётся ряд практических заданий, выполнение которых (рассчитанное и на использование Интернет-ресурсов) поможет глубже усвоить материал. Пособие адресовано студенам-бакалаврам очной формы обучения.

 

ISBN ББК87я73

 

Казаков Е.Ф., 2013

КемГУ, 2013

Кемеровский

Госуниверситет,

Содержание

Введение…………………………………………………..……...5

I.Онтология………………………………….…….…………...18

II. Философская антропология………………….…………...31

III.Сознание……………………………………….………..…..42

IY. Гносеология и методология.………………………….…..48

Y. Философия науки и техники………………………...........58

YI. Аксиология……………………………………….…………68



YII. Социальная философия…………………………….........88

История философии

Восточная философия

YIII. Индийская философия…………………………............103

IX. Китайская философия……………….………..…….…..116

Х. Исламская философия…………….……………….…….129

Западная философия

X. Античная философия…………….…………….…...........137

XI. Средневековая философия…….…………………….......166

XII. Философия Возрождения………………………….......184

XIII. Философия Нового времени…………………………..193

XIY. Немецкая классическая философия…………….........218

XY. Русская философия……………………………………...238

XYI. Современная философия……..………………………..261

 

С. Дали «Взрывающаяся голова Галы»

В В Е Д Е Н И Е

1. Что такое философия?

Слово «философия» состоит из двух слов – «филия» и «софия», что в переводе с греческого означает «любовь, стремление, жажда» и «мудрость». Философия – это «любовь к мудрости».

 

 

Афина – греческая богиня мудрости

 

 

Данное словосочетание можно перевернуть и получится не менее интересно и важно – «мудрость любви». Особенно это значимо для христианства, для русской культуры, где Бог понимается как Любовь, а любовь человеческая (в высших своих проявлениях) – как путь к Богу.

В христианской традиции у св. Софии – три дочери: Вера, Надежда и Любовь. Мудрость, таким образом, понимается не как сумма знаний, быстрота и точность мысли (это, скорее, интеллект), а как способность верить, надеяться и любить. С этой точки зрения – можно быть умным, но не мудрым.

 

 

 

Св. София и её дочери Вера, Надежда и Любовь

(православная икона)

 

 

Предмет философии

 

Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии – «океанический», охватывающий всю существующую реальность и место человека в ней. Это – наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя изучение всеобщих законов развития мира, общества, и самого процесса познания, мышления, а также – нравственных категорий и ценностей.

Реальность разделяется на объективную (существующую независимо от человека) и субъективную (созидаемую самим человеком в сознании). Объективная реальность включает в себя существование природы и общества, субъективная – человеческие мышление и чувства. Предмет философии – наиболее общие законы существования природы, общества и познания.

 

Неоднозначность понимания предмета философии проявилась уже с древности: вовсе не для всех мыслителей он был «океаническим». Так, скептики и софисты исследовали не универсум, а границы познания, риторику (причём для софистов целью размышлений была вовсе не истинность, а логическая непротиворечивость суждений… но ведь логика – часть философии). Конфуций изучал не вселенную, не природу, не познание, а межчеловеческие отношения, предназначение человека, его взаимосвязи с государством.

Однако стремление философии быть «наукой наук» и вобрать в себя всё имеющееся знание продолжалось от Аристотеля и

Ф. Аквинского до Г. Гегеля, просветителей, П. Флоренского и далее. Однако к XIX веку (в результате научных революций) знаний оказалось накоплено так много, что охватить их философии было уже не под силу. От «матери наук» начинают отпочковываться естественные, точные, гуманитарные дисциплины (в свою очередь, дифференцирующиеся на более узкие отрасли), которые с тех пор существуют в качестве самостоятельных: физика, химия, астрономия, биология, математика, психология, этика, эстетика, логика.

Философия начинает терять предмет своего исследования, занимаясь философией языка, философией хозяйства, философией науки, философией права… «На смену эпохе философов, занимавшихся философией, пришли профессора философии, занимающиеся философами» (Э. Жильсон). Иногда, этот процесс, продолжающийся до сих пор, называют «кризисом философии».

 

 

3. Кто придумал слово «философия»?

Слово «философ» предложил древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А как же до того называли мыслителей? Их называли мудрецами. Почему же Пифагору не понравилось слово «мудрец»? Это слово означает, что человек знает всё. А знать всё (учитывая неимоверную сложность и безграничность мира) – невозможно. Поэтому правильнее говорить не «мудрец», а «стремящийся к мудрости», «любящий мудрость».

 

4. Кто считается первым философом?

 

Традиционно первым философом считается Фалес (VI в. до

н. э.), входящий в самую раннюю – Милетскую – философскую школу Древней Греции.

Фалес

Именно он, отвечая на вопрос о первоначале мира (архе), из всех земных стихий выбрал Воду, в которой рождается всё живое, из которой всё живое состоит и без которой жизнь невозможна.

 

5. Философское мировоззрение

 

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир (картина мира) и место человека в ней.

 

Структура мировоззрения:

1) мироощущение – чувственное восприятие мира;

2) мировосприятие – постижение мира в идеальных образах;

3) миропонимание – выявление сущности происходящего.

 

Формы мировоззрения:

1) мифологическая – синкретическая, полуфантастическая (антропоморфизм, неразличение естественного и сверхъестественного, вещи и образа вещи, связь с магией, всеобщая изменчивость, цикличность времени);

2) религиозная – исходящая из веры в духовное первоначало мира (противопоставление естественного и сверхъестественного, невозможность противостояния человека Богу, обряды и ритуалы, вера в личное спасение, бессмертие души);

3) научная – рациональная, опирающаяся на доказуемые факты;

4) художественная – субъективная, чувственно-образная;

5)философская – рационально-развёрнутое (могущее опираться как на науку, так и на религию) обобщение духовного и практического опыта человечества.

 

Черты философского мировоззрения:

рациональность, концептуальная обоснованность;

систематичность;

универсальность;

критичность (переосмысление философских идей);

субстанциональность;

плюралистичность.

 

Философские мировоззренческие вопросы:

«о сущем» (что значить существовать, быть подлинным);

«о должном» (что обладает высшей ценностью, к чему следует стремиться);

«о реализации должного в сущем» (как можно достичь должного, жить, руководствуясь избранными ценностями).

 

6. Функции философии (предназначение философского знания):

1) мировоззренческая– абстрактно-теоретическое, системно-понятийное объяснение мира;

2) гуманистическая – соотнесённость всех размышлений с человеком, пониманием его места и предназначения в мире;

3) прогностическая – построение картины будущего;

4) критическая–сомнение в безусловности имеющего знания;

5) аксиологическая – оценивание знаний, событий;

6)социальная– стремление объяснять общественное бытие.

7. Основной вопрос философии лежащий (этимологически) в основании ответов на главные вопросы, то есть задающий угол зрения на мироздание.

Основным является вопрос о соотношении материи и сознания (есть и другие его формулировки: «существует ли Бог?», «что такое истина?», «что такое хорошо?»). Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично: материя или сознание?) и гносеологическую(познаваем ли мир, иными словами, может ли сознание познать себя и материю?).

Первая сторона. Те мыслители, которые считают, что материя первична, называются материалисты (атомисты-досократики (Демокрит), древнеиндийская локаята (чарвака),

Т. Гоббс, М. В. Ломоносов, Л. Фейербах). В отличие от классического материализма, не отрицающего наличие духовного, сознания, существует ещё вульгарный материализм (К. Фогт,

Л. Бюхнер, Я. Молешотт), считающий, что мир только материален («Как печень выделяет желчь, так мозг выделяет мысль» (К. Фогт).

Те, кто считает, что первично сознание идеалисты. Различаются объективные и субъективныеидеалисты. Первые (Платон, Г. Гегель, В. Соловьёв) считают, что до человека, вне и независимо от него, существует вечное духовное первоначало мира (Мировой Дух, Мировой Разум, Бог), творящее человека и весь материальный мир.Вторые (Д. Юм, Дж. Беркли, Й. Фихте) – полагают, что мир лишь проекция человеческих представлений о нём («Мир – комплекс моих ощущений» (Д. Юм).

Материалисты и идеалисты, признающие первоосновой мира то или иное единое начало, называются монистами(идеалистический монизм – Платон, материалистический монизм – Фалес). Мыслители, считающие, что у мира два первоначала (одновременно и материя, и дух) дуалисты (Аристотель,

Р. Декарт, И. Кант). Мыслители, считающие, что у мира множество первоначал плюралисты (Эмпедокл, Г. Лейбниц).

Вторая сторона.Мыслители, считающие, что мир непознаваем, называются агностики (софисты, скептики, нигилисты, субъективные идеалисты, И. Кант). Их доводы: мир бесконечен, непрерывно меняется, воспринимается лишь субъективно. Занимающие противоположную им позицию исследователи, считают, что мир познаваем, доказательством чему наука и применение её открытий на практике, и вообще, способность человека (и не только) выживать в мире, то есть верно ориентироваться в нём, распознавая, например, опасности и избегая их.

 

8. Основные части философии:

1) онтология – учение о бытие (бытие – всё сущее);

2) гносеология – учение о познании истины;

3) методология – учение о методах познания;

4) аксиология – учение о ценностях (религиозных, этических);

5) праксиология – учение о практике (преобразовании мира);

6) диалектика (у греков – «искусство спора») – учение о развитии и взаимосвязи;

7) метафизика – а) «послефизика» (от книги Аристотеля, написанной после книги «Физика», и посвящённой изучению сверхматериальных процессов), б) противоположность диалектики (подход, допускающий рассмотрение предметов в статике и изоляции);

8) философская антропология – учение о сущности человека;

9) социальная философия – учение об обществе;

10) история философии – учение о развития философской мысли.

Почему и зачем рождается философия?

Философия появляется в силу того, что человек существо любознательно-взыскующее, наделённое неутолимой жаждой удивления-вопрошания-познания всего и вся. Каждый человек – «стихийный» философ.

Философия возникает для того, чтобы раздвинуть пределы неизвестного, несущего в себе тайну, тревогу, трепет и страх, то есть чтобы сделать пребывание человека в мире более осмысленным, предсказуемым, захватывающим дух. Чтобы освободить человека от узких рамок обыденности, приземлённости. Чтобы очеловечить мир, сделать своим, переведя его на уровень человеческого понимания. Чтобы лучше понять, кто я, откуда, и зачем? Философия ищет ответы на те вопросы, которые и созидают человеческое в человеке.

Ф. Гойя. «Сон разума рождает чудовищ»

Человек есть Вопрос, Философия есть Ответ, точнее, его бесконечный поиск... Человек рождает философию, чтобы философия родила человека.

«Сон разума рождает чудовищ», а философия – это пробуждение разума от спячки…прояснение его взора во вне и во внутрь. Чтобы не получилось, как в треке одного из современных реперов: «умер, так и не поняв, зачем жил».

 

10. Вечные вопросы философии

– всегда сохраняющие свое значение и актуальность: что есть «я»? что есть истина? что есть человек? что есть душа? что есть мир? что есть жизнь?

«Проклятые вопросы» (по Ф. М. Достоевскому): о Боге, бессмертии, свободе, мировом зле, спасении всех, о страхе, о том, насколько человек волен в выборе своего пути?

«Мы хотим понять, зачем живём, зачем страдаем… Если бы знать…» (А. П. Чехов).

«Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?» ( Б. Рассел «История западной философии»).

Экзистенциализм: зачем я здесь? зачем жить, если есть смерть? как жить, если «Бог умер»? как выживать в абсурдном мире? можно ли не быть одиноким?

«Нужны ли мы нам?» (Б. и А. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»).

Когда возникла философия?

Философия возникает 2600 лет назад, в «осевое время истории» (понятие, введённое в XX веке немецким экзистенциалистом К. Ясперсом в книге «Смысл и назначение истории») в VII IY вв. до н. э. одновременно в Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель), Индии (буддизм, чарвака-локаята) и Китае (конфуцианство, даосизм).

Примерно в одно время, независимо друг от друга, рождаются перекликающиеся философские и религиозно-философские учения. Сходство можно объяснить общеродовой природой человека (соотносимость характера, способа восприятия и осмысления реальности); происхождением и расселением из единой прародины, обусловившим сопоставимость прохождения этапов взросления и зрелости (выражением её и являются развёрнутые сложные философско-религиозные воззрения о мире).

Литература по всему курсу

1. Джеймс, У. Введение в философию / У. Джеймс. – М., 2000.

2. Жукова, О. И. Философия / О. И. Жукова, В. П. Щенников. – Кемерово, 2011.

3. Казаков, Е. Ф. Философия / Е. Ф.Казаков. – Кемерово, 2013.

4. Канке, В. А. Философия. – М.: Логос, 2003.

5. Кузнецов, В. Г. Словарь философских терминов /

В. Г. Кузнецов. – М., 2009.

6. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М., 2000-2001

7. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. – М., 2012.

8. Философия: учебник /под ред. В. Д. Губина. – М., 2012.

9. Философия: энциклопедический словарь. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

философские учебники, энциклопедии, монографии, статьи, словари, тесты, философию в картинках, видеофилософию

см. на авторском сайте:

www.my-philosophy.my1.ru

 

www.philosophy.nsc.ru

www.philosophy.ru

www.library.philos.msu.ru

www.philosophy.allru.net

http://iph.ras.ru - Философский журнал Института Философии РАН

http://www.humanities.edu.ru –"Вопросы философии и психологии"

http://phenomen.ru - философия онлайн

http://vphil.ru/ - Журнал «Вопросы философии»

Литература по теме I

Делез, Ж. Что такое философия / Ж. Делез, Ф. Гваттари. – М.; СПб.,1998.

Какая философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. – Л.,1990.

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию /

М. К. Мамардашвили. – М.,1992.

Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет, – М.,1991.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1) Почему философия, религия, наука, искусство сосуществуют на протяжении многих веков, не вытесняя друг друга?

2) У Вас есть мировоззрение? Аргументируйте свой ответ.

3) Подумайте, в чём Вы материалист, в чём субъективный, а в чём объективный идеалист?

4) Можете ли Вы отнести себя к агностикам, нигилистам?

Объясните цитаты и афоризмы

«Философия – наука, исцеляющая души» (Цицерон).

«Философ – странное взрывчатое вещество, перед которым все пребывает в опасности» (Ф. Ницше).

«Философия – культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон).

«Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно» (Эпикур).

«Философия – искусство умирать» (Платон).

«За окном идёт дождь, но я в это не верю» (Л. Витгенштейн).

«Философы утверждают, что они ищут, стало быть, они ещё не нашли» (Тертуллиан).

«У Бога нет религии» (Махатма Ганди).

 

Видеофилософия

Посмотрите на You tube ток-шоу «Культурная революция».

М. Швыдкой. «Философия – мёртвая наука», или «Философия победит экономику»(10.05.12), или «Гордон. Диалоги: зачем нужна философия?» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.

Заполните таблицы

«Предмет философии»

 

  философия мифология религия наука искусство
Различия          
Сходство          

Завершив таблицу, сделайте вывод о своеобразии предмета философии

«Мировоззрение: вера и знание»

 

Что я знаю Во что я верю Что я не знаю Во что я не верю Что я хотел бы узнать Во что хотел бы поверить
           

Вера – те представления, которые я принимаю без доказательств, вопреки логике и фактам (Тертуллиан: «верую, потому что абсурдно»)

Знания – те представления, которые я могу доказать, логически аргументировать, проверить

Завершив таблицу, сделайте вывод, что более значимо для вас, знание или вера, какие колонки включают наиболее важные для вас мироосновоположения

Р. Магритт «Замок»

 

О Н Т О Л О Г И Я

– учение о бытии

1.Предмет онтологии – бытие, полнота и единство всех видов реальности.

Основной вопрос онтологии: что существует? «Почему существует нечто, а не ничто» (Г. Гегель).

2.Понятие бытия

Бытие – вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий.

Противоположное бытию понятие – «небытие» («ничто»). Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности). В экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает свободой, способностью мыслить и вопрошать о бытии. В классической метафизике под бытием понимается Бог.

Впервые понятие «бытие» ввел элеат Парменид (504 – 501 г. до н. э.): есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет; «бытие есть, небытия вовсе нет». Бытие – одно, неподвижно, неизменно, неделимо, совершенно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели (иначе. пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это недопустимо). «Мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Поскольку небытия нет это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.

Концепции «истинного бытия»: Логос, Мировой Разум (Гераклит), число (Пифагор), первовещество (античные натурфилософы), атомы (Демокрит), идеи (Платон), форма форм, перводвигатель, Бог (Аристотель).

3. Основные виды бытия:

объективное и субъективное, потенциальное и актуальное, материальное и духовное, природное и общественное.

1)Объективное бытие (Бога, природы, общества) существующее независимо от человека;

субъективное бытие (мысли, чувства) внутренний мир человека, продуцируемый им самим;

субъективно-объективноебытие (объективный мир, сознательно преображённый человеком и зависящий от него, «вторая природа»; для постнеклассической науки знание имеет объективно-субъективный характер).

2)Потенциальное (возможное) бытие – неразвитое, неоформленное, неразвёрнутое, но существующее в действительности (будущее в настоящем – ребёнок, напр.);

актуальное(действительное)бытие – проявившее себя в полной мере, оформившееся, раскрывшееся (что достигается в стадии зрелости – напр., профессионал, личность);

становление– процесс превращения возможности в действительность.

3)Бытие материальноеили бытие материи.

Материя (от лат. materiaвещество) – пространственно-временная физическая субстанция, воспринимаемая непосредственно ощущениями человека, или через посредство создаваемых им вещественных орудий (приборов).

Материалистический подход: материя – первооснова бытия (отличающаяся несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью, движением, пространством и временем), все иные бытийные формы – дух, человек, общество – её порождение, материя первична и представляет собой наличное бытие, подразделяясь на косную, живую и социальную.

Объективно-идеалистический подход: материя существует как порождение (эманация, объективизация) независимого от всего сущего изначального (идеального) Духа.

Субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт человеческого сознания.

Позитивистский подход: понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Движением называется любое изменение (и мыслей, и вещества). Движение есть единство изменения и сохранения (преемственности). Оно имеет всеобщий характер (это – одна из немногих известных нам абсолютных истин).

Движение (в материализме) – способ существования материи; пять основных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (Ф. Энгельс «Диалектика природы»).

Развитие–направленное изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний (восходящая линия – прогресс, нисходящая – регресс). Развитие природы обозначается понятием «эволюция», развитие общества – «история», совместное развитие общества и природы – «коэволюция».


 

С. Дали «Постоянство времени»

 

 

Пространство и время (в материализме) – формы существования материи. Пространство выражает протяженность явлений, их строение из элементов и частей; оно трёхмерно (длина, высота, ширина) и обратимо (можно вернуться в свой детский дворик).

Время выражает длительность, скорость протекающих процессов, последовательность смены их состояний; оно одномерно (течёт по одной линии — прошлое, настоящее, будущее) и необратимо (вернуться в детство нельзя). А. Эйнштейн доказал, что пространство и время неотделимы друг от друга, образуя единый пространственно-временной континуум (хронотоп).

Есть разные «реки» времени: астрономическое, геологическое, физическое, биологическое («биологические часы»), историческое, субъективное (С. Я. Маршак: «Я знаю, время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его»).

Духовное бытие или бытие духа.

Дух – бесплотная мысляще-чувствующая субстанция, непосредственно не воспринимаемая ни ощущениями человека, ни создаваемыми им вещественными орудиями (приборами).

Объективно-идеалистический подход: духовное бытие (Мировой Дух, Мировой Разум, Абсолютная идея, Бог) – подлинная и абсолютная вневременная реальность в противовес наличному миру становления; единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания; воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. Дух – внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека

Субъективно-идеалистический подход: духовное бытие – проекция человеческого сознания (мысли, образы, вера, грёзы...).

Персоналистический экзистенциализм: признаками духа в личности человека являются разум, чувство долга, совесть, милосердие, добротолюбие, стыд, справедливость, любовь, сердечность, раскаяние.

Материалистический подход: духовное бытие (сознание человека и общества) производно от материального, зависимо от него, не существует без него и вне его (вульгарный материализм: есть только материальное бытие).

Позитивистский подход: о существовании духовного бытия ничего сказать нельзя, так как оно лежит вне сферы научного познания.

 

Духовное бытие разделяется на индивидуализированное (мнения, ценностные представления отдельных людей) и объективированное, вне/над/индивидуальное (религия, наука).

4) Природное бытие – бытие материального мира, возникшего до человека. Общественное бытие – духовно-материальное бытие, продуцируемое людьми. Данные виды бытия противостоят друг другу, находясь во взаимодействии.

Бытие социального делится на индивидуальное (жизнь отдельного человека в обществе) и бытие общества (коллективное, родовое человеческон бытие). В марксизме общественное бытие (понимаемое как собственная, внутренняя материальная основа общества, нетождественная с его природной основой) противопоставляется общественному сознанию (духовной жизни общества), выступая ведущей стороной (К. Маркс: «бытие определяет сознание»).

 

4.Проблема развития и самоорганизации бытия

Основные концепции развития: диалектика и синергетика.

Диалектика (с лат. dialegomai искусство спорить) – учение о всеобщем развитии и взаимосвязи. Диалектические идеи есть у Гераклита («всё течёт, всё меняется»), в диалогах Платона, буддизме (карма – закон причинно-следственной взаимосвязи), китайской философии (инь и ян), у И. Канта, Ф. Шеллинга,

Й. Фихте, Г. Гегеля («Наука логики»). Соединив диалектику

Г. Гегеля с материализмом, К. Маркс, Ф. Энгельс (и далее, советские марксисты) создали диалектический материализм и исторический материализм.

Исходя из диалектики Г. Гегеля, Ф. Энгельс сформулировал «три основных закона диалектики»:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. Отвечает на вопрос «в чём причина развития». Причина развития – борьба противоположных сторон.

Противоположности – стороны, существенно отличающиеся друг от друга, не существующие друг без друга, взаимопроникающие и находящиеся в активном взаимодействии.

Противоречие – взаимоотношение противоположных сторон. Четыре этапа в развитии противоречия: тождество (противоположности едины, между ними больше сходства, чем различия), накопление различий (но единство ещё доминирует), конфликт (разрушение единства), разрешение конфликта (возникновение нового тождества).

 

 

С. Дали «Юность»

 

 

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Отвечает на вопрос «каков механизм развития».

Качество – категория, обозначающая наиболее существенную характеристику предмета, принципиально отличающую его от другого предмета. Количество – категория, обозначающая степень развития качества.

Количественные изменения накапливаются непрерывно (в силу непрерывной изменчивости бытия), но поначалу они незаметны, несущественны, не меняют качественного состояния предмета. В какой-то момент, достигая «критической массы», количественные изменения нарушают «меру» («мера» – границы, в рамках которых количественные изменения не приводят к переходу в новое качество), и происходит «скачок» в новое качественное состояние, обуславливающее новые количественные изменения.

3. Закон отрицания отрицания. Отвечает на вопрос «каково направление развития». «Диалектическое отрицание» –уничтожение отжившего и сохранение не исчерпавшего потенциал своего развития.

Развитие происходит по «закону триады»: «тезис» (исходный этап развития), «антитезис» (первое отрицание, уничтожение «тезиса» с сохранением его важнейщих характеристик), «синтез» (уничтожение «антитезиса» с сохранением его важнейших характеристик). Развитие происходит не по «кругу», а по «спирали»: «синтез» «возвращается» к «тезису», но лишь в определённом отношении.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.