Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Четвертая научная революция (с кон. XX в.).

Объекты исследования исторически развивающиеся системы, компонентом которых является сам человек (биосфера, биотехнологические объекты, Земля, Вселенная). Синергетика. Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональным и внерациональным.

Сциентизм (от лат. scientia – «наука») – представление о

науке как наивысшей культурной ценности, основополагающем факторе взаимодействия человека с миром; абсолютизация роли науки как способе решения всех стоящих перед человечеством проблем (глобальных, в том числе).

Антисциентизм – критическая оценка роли науки, противостоящей человеческой свободе; невозможность мировоззренческой независимости науки (в том числе от религии); научно-технические достижения делают человеческую жизнь комфортнее, но не гуманнее, счастливее, нравственнее.

9. Техникапроизведённые человеком (искусственные) средства для осуществления деятельности («орудия, созданные орудиями», «прикладная наука»).

В основе техники – органопроекция: техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма. В архаической культуре орудия включались в анимистическую картину мира: человек верил, что в них присутствуют духи, помогающие или препятствующие ему. В средние века техника понималась как проявление божественного творчества. В Новое время она понимается как сила природы и результат собственного творчества человека (Э. Капп. «Основные направления философии техники» (1877 г.).

 

10.Основные этапы развития техники


I. Ручной труд (с 50-го тыс. до н. э.) – самое совершенное «орудие» – человеческая рука, используется физическая сила домашних животных, природные источники энергии (ветер, река).



2. Механический (с сер. XVII в.) – использование парового двигателя.

3. Электромеханический (с 90-х гг. XIX в.) – использование электрического двигателя.

4. Электронный (с 40-х гг. XX в.) – использование цифровой техники (1945 г. – первая ЭВМ).

11. Научно-техническая революция (НТР), сер. XX в.

 

– переход от трёхзвенной системы производства (человек – средства труда – предмет труда) к четырёхзвенной (человек – ЭВМ – средства труда – предмет труда). Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, человек из непосредственного участника производства превращается в оператора-контролёра.

«Мечтающий робот»

Второй этап НТР, «Цифровая(Информационная)революция»(с кон. 80-х гг. по наст. время) – повсеместный переход от механических и электронных технологий к компьютерным и коммуникационным, создание инновационной экономики, глобального информационного пространства («Всемирная паутина» охватывает ныне треть населения Земли). «Производство информации» («индустрия знаний») начинает превалировать над «производством вещей».

 

Техницизмстремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.

 

12. Актуальные проблемы развития науки и техники:

– наука развивается «не в ствол, а в куст» (специализация преобладает над интеграцией);

– прикладная наука опережает развитие фундаментальной науки (всилу большей эффективности, прибыльности);

техника опережает развитие науки (технически уже возможно клонировать человека, более широко внедрять ГМО, «командировать» нанороботов в человеческий организм, но наука не может просчитать последствия этих прорывов, которые могут сказаться не сразу, приводя к постепенному накоплению мутаций);

отрывнауки и техникиот этики, научное сообщество нередко снимает с себя ответственность за открытия (ответ физиков на упрёк в создании ядерной бомбы: «Для нас это была просто хорошая физика»);

– различение естественного и искусственного, степень их допустимого сопряжения (вживление чипов в тело человека, создание биоробота, киборга);

– рынок научно-технической продукции манипулирует сознанием человека, лишая его свободы выбора;

– создаваемая как дополнение и придаток человека, техника постепенно и незаметно превращает человека в своё продолжение и дополнение («восстание машин», превращение человека в обслугу и функцию «умной машины»).

Литература

Белов, В. А. Ценностное измерение науки / В. А. Белов. – М., 2001.

Красиков, В. И. Философия и философия науки
/ В. И. Красиков. – Кемерово, 2007.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.,1977.

Лэйси, Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Х. Лэйси. – М., 2001.

Мамчур, Е. Я. Наука: возможности и границы / Е. Я. Мамчур. – М., 2003.

Никифоров, А. Л. Философия науки: История и методология / А. Л. Никифоров. – М.,1998.

Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории / Н. М. Аль-Ани. – СПб., 2004.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Соотнесите положительные и отрицательные стороны научного прогресса, что «перевешивает»?

2. Делает ли развитие науки человека лучше, способствует ли совершенствованию нравов людей, развитию искусства?

3. Какие проблемы, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, наука может решить, а какие – нет?

 

Объясните цитаты и афоризмы

«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид).

«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс).

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).

«Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы» (Т. Гексли).

«Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной»

(Н. Бор).

«Если теория – не красива, она – не верна» (?).

«Наука – это то, что Вы знаете, философия – то, чего не знаете» (Б. Рассел)

«Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми» (Ж. Ростан).

«Самое непостижимое в этом мире, то что он постижим»

(А. Эйнштейн).

«Наука – это кладбище гипотез» (А. Пуанкаре).

Видеофилософия

Посмотрите на You tube ток-шоу «Культурная революция».

М. Швыдкой. «Нанотехнологии перевернут мир» или «Наука зашла в тупик»(31.05.12) и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.


Н. Н. Ге «Что есть Истина?»

А К С И О Л О Г И Я

Аксиология (от греч. аxios – «ценность», logos – «учение») – учение о ценностях.

Ценности – предпочтения человека, выражающие его заинтересованность в определённых предметах.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.