Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Зачем человеку открыто знание о смерти?

Чтобы человек начал ценить жизнь («имеем – не храним, потерявши – плачем»), размышлять о её смысле («человек начинается с плача об умершем» (М. К. Мамардашвили), беречь её («смерть нужна, чтоб нужна была жизнь»).

«Смерть нужна, чтобы зло не было вечным» (христианство), ведь умирает ложное, ненужное, вредное, то есть несовершенное, временное, то, что и должно умереть.

Из поиска ответа на вопрос «зачем нужна жизнь, если есть смерть» и рождаются мифологические, религиозные, философские размышления и составляющие суть человеческой культуры.

Знание о смерти – мощнейший толчок для познавательной и преобразовательной активности человека, выводящий его из состояния растительной спячки, безразличия и лености (ведь надо успеть понять и сделать что-то достойное). Знание о смерти – «хлёсткая пощёчина», приводящая человека в сознание, приводящая его в себя.

Каково пиковое состояние человеческой жизни?

Любовь..., понимаемая как синоним жизни («люблю – значит живу»). Если я не люблю, то доказать что я живу невозможно. Любовь – максимальное напряжение и выражение человеческой индивидуальности («скажи, кого ты любишь, и я скажу, кто ты»).

Любовь (в противоположность ненависти и эгоизму) соединяет человека с человеком, Богом, природой, родиной, делом, самим собою. Самое короткое определение любви – библейское: «и стали два одним». Кем? Новым человеком, «единством множественности» (Ж. Делёз).

Когда человек «увидел» себя?

Переход от изучения природы, космоса («космоцентризм») к изучению самого себя («антропологическая революция») совершают в V – IV вв. до н. э. Хилон («познай себя, и ты познаешь вселенную и богов»), Сократ («познай себя, чтобы стать счастливым»), Протагор («человек есть мера всех вещей»). Тем самым формируется антропоцентричная картина мира.



 

Каким себя увидел человек?

 

История человека – история самопознания, поиска самоидентификации. Это происходит через соотнесение-отличение себя от другого: я не мёртвый, я не зверь, я не вещь, я не бог, я не есть не я (но одновременно, во мне есть крупицы всего).

 

 

 

Алесандр «Венера Милосская» Микеланджело «Давид»

Я – индивид (один из «homo sapiens), индивидуальность (неповторим), личность (способен на самопознание, самораскрытие, творчество).

 

9. Свобода (внешняя и внутренняя) условие самораскрытия человека, возможностьбыть самим собой.

Свобода – отсутствие внутреннего и внешнего принуждения к каким-либо действиям или поведению, возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.

Свобода всегда ограничена необходимостью (внешним принуждением, поэтому она – «осознанная («познанная») необходимость» (Б. Спиноза, Г. Гегель) и ответственностью (внутренними ограничениями) (поэтому «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»).

Человек «обречен на свободу», она является его «онтологической характеристикой» (Ж.-П. Сартр), но, чем больше свободы, тем больше риск выбора, больше ответственности и «меньше чувства безопасности» (Э. Фромм). В результате, современный человек начинает «бежать от свободы».

Две крайности: фатализм (от меня ничего не зависит) и волюнтаризм («что хочу, то ворочу»).

Внешняя свобода для современного человека, чаще – уже действительность; внутренняя свобода (индивидуального, творческого, конструктивного самораскрытия) для многих – пока возможность.

 

Литература

 

Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер. Два образа веры. – М., 1995.

Гроувс, К. Происхождение современного человека / К. Гроувс // Человек. – 1996, - №3. – С. 84 – 96.

Губин, В. Философская антропология / В. Губин, Некрасова Е. – СПб., 2000.

Казаков, Е. Ф. Антропология / Е. Ф. Казаков. – Кемерово, 2006.

Казаков, Е. Ф. Сердцеанин / Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 2011.

Киселев, Г. С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? /

Г. С. Киселев // Вопросы философии. – 2007. - №4. – С. 111 – 119.

О человеческом в человеке. – М.,1991.

Проблема человека в западной философии. – М.,1988.

Лесков, Л. Возможна ли эволюция Хомо сапиенс? / Лесков, Л. // ОНС. – 1994. - № 6. – С. 71 – 83.

Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.,1991.

«Философская антропология» – http://anthropology.ru.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Объясните цитаты и афоризмы

«Человек – политическое животное» (Аристотель).

«Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают всё же плохо, себе во вред» (Сократ).

«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить» (Сократ).

«Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель).

«Человек предполагает, а Бог – располагает»

(Фома Кемпийский).

«Жить надо так, будто ты уже умер» («Кодекс самураев»).

«Врач видит человека во всей его слабости, юрист – во всей его подлости, теолог – во всей его глупости» (А. Шопенгауэр).

«Величие человека в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность»

(И. Гёте). (Добавим от себя: а вечность – в мгновение…).

«Лишь всё человечество вместе является истинным человеком» (И. Гёте).

«Каждый человек – это мир, который с ним рождается, и с ним умирает: под всякой могильной плитой лежит всемирная история» (Г. Гейне).

«Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак»

(А. Гитлер).

«Есть человек – есть проблема. Нет человека – нет проблемы»

(И. Сталин).

«Образование в настоящем смысле слова – выявление образа Божьего в человеке» (В. Миклушевич).

«Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать. И всё равно, смерть – пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать её. Так и должно быть, потому что смерть, наверное, самое лучшее изобретение жизни» (Стив Джобс).

«Большинство составляется нечеловеческим в людях» (В. Миклушевич).

«Культура переживает кризис во все эпохи, ибо культура - проекция человека в мир, а человек есть кризис бытия» (В. Миклушевич).

 

 

Заполните таблицу

«Человек, животное, компьютер: сходство и различие»

 

  Человек Животное Компьютер
Различие      
Сходство      

 

Нарисуйте схему

основных этапов антропосоциогенеза (с эволюционной точки зрения) от первых палеоантропов до homo sapiens(укажите название предка человека, местоположение и время жизни)

Заполните таблицу

«Представления о происхождении человека»

  Эволюционная точка зрения Религиозный взгляд Внеземная гипотеза
доводы «за»      
доводы «против»      

 

Видеофилософия

 

Посмотрите на You tube беседу с профессором С. В. Савельевым «Повелитель мозга. Неочевидное-вероятное», документальный фильм С. Лобана «Мамон-Лобан» (2011); кинофильм М. Сегала «Рассказы» (2012) – 1 и 4 новеллы; ток-шоу «Культурная революция». М. Швыдкой. «Поиски смысла жизни бессмысленны» или «Основной инстинкт – уже не основной» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.

 

Р. Магритт «Память»

С О З Н А Н И Е

Сознание (с лат. conciencia – «совокупное знание») (этимологически) всё то, что осмысливается;

«зеркало», направленное во вне и во внутрь человека, а также, на само себя (мысль о мысли), обладающее способностью как пассивно, так и активно (целенаправленно) отражать, познавать и творить мир.

1. Сознание (как оппозиция материи) есть весь мир идеальных образов, в котором пребывает человек (соотносимо с понятием «духовное» в человеке).

Сознание (как оппозиция объективного бытия) есть мир субъективных образов, продуцируемых самим человеком; переживаемость им событий внешне-внутреннего мира (чувства, мысли, грёзы, чаяния).

Сознание (как оппозиция бессознательного) понимается и как самосознание, самоотчет Я в собственных действиях, субъективно переживаемых событиях(способность выделять себя (своё Я) из окружающего мира; мышление, сопровождающееся мыслью «Я мыслю»).

Сознание (обладая способностью «мыслить о мысли») предстаёт и оппозицией самого себя, что обозначается понятиями «саморефлексия» («самоосознание»).

Сознание индивида можно рассматривать как оппозицию и проекцию общественного сознания (родового, этнического, группового).

Объективный идеализм, религия: сознание (как объективная реальность) – вечная трансцендентная духовная субстанция, независимая от человека (Мировая Душа, Мировой Разум, Абсолютная Идея, Брахма, Бог, Аллах), сознание человека – его проекция и оппозиция.

Субъективный идеализм: сознание (как субъективная реальность) – внутренний духовный мир человека (мир его образов, мечтаний, устремлений).

Материализм: сознание – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, осознанное бытие (субъективное отражение объективного мира), идеальное в противоположность материальному, и в единстве с ним.

Феноменология: главный признак сознания – не знание, но интенциональность (направленность на определенный предмет). Я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится предметом моего сознания. Сознание может быть направлено на физические предметы (реальные или мнимые), на идеальные предметы (числа, знаки, образы), на состояния самого сознания.

2.Познание способ существования сознания

 

– чувственное и рациональное продуцирование и осмысление идеальных образов (вымышленных или отражающих события внешнего и внутреннего мира), выявление их отношений и субординаций;

– предметом познания, в конечном счёте, является само сознание, то есть, познание есть самосознание (ведь человек постигает только то, что запечатлевается в его сознании в виде фактов, знаний, мыслей, образов, ассоциаций…).

 

3. Важнейшиепризнаки сознания:

1)идеальностьнематериальностьпродуцируемых мыслей и образов, не обладающих ни свойствами отражаемых предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли;

2) интенциональность (от лат.intentio – «стремление») – направленность на какой-либо предмет, сознание есть всегда «сознание о…» внешнем и внутреннем бытие (самосознание);

3)инструментальность – оперирование познавательными средствами (образами, понятиями, знаками, символами, метафорами, методами);

4) активность – избирательность и целенаправленность, выделение главного, продуцирование новых идей;

5)системность – взаимосвязь мыслительных процессов (ощущений, восприятий, представлений, воспоминаний, фантазий);

6) эпистемичность (от лат. episteme «знание») – выражение в сознании внутреннего мира человека (его сомнений, веры, убеждений).

 

4. Формы сознания:

индивидуальная –внутренняя нематериальная жизнь отдельного человека;

общественная – надындивидуальная духовная жизнь, функционирующая на уровне обыденного, массового сознания и теоретического мышления; выраженная в мифах, искусстве, нравственности, религии, идеологии, науке, философии.

Дора Маар «Портрет Пикассо»

5. Структура сознания:

1)чувственно-эмпирический (эмоциональные переживания, обыденное сознание, жизненный опыт) и абстрактно-теоретический(научное мышление)уровни;

2) сознательное (осмысленное, осознанное), бессознательное (безотчётные переживания, не контролируемые сознанием), подсознательное («полусознательные», «полубессознательные» переживания),сверхсознательное(религиозные, нравственные нормы, регулирующие (окультуривающие) биологические влечения);

3) рассудок (способность рассуждать, классифицировать факты, оперировать понятиями, оценивать знания)и разум (способность раскрывать сущность действительности, открывать новые идеи, целеполагать).

6. Функции сознания:

познавательная (продуцирование знаний);

целеполагающая (осознание потребностей, постановка целей и стремление их достичь);

ценностно-ориентационная (оценивание действительности, определение своего отношения к ней);

управленческая управление поведением;

коммуникативная передача знаний, общение;

рефлексивная самосознание, саморегуляция, самоконтроль.

7. Сознание и язык

 

Сознание функционирует на основе языка и членораздельной речи. Языксистема знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира, самопознание, хранят и передают информацию. Речь– проявление и функционирование языка, сам процесс общения.

Функции языка: номинативная (обозначение предметов), познавательная (инструмент мышления), коммуникативная (средство общения).

 

Литература

 

Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема /

М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1990. - №10. – С. 29 – 38.

Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М., 1998.

Патнхэм, Х. Философия сознания / Х. Патнхэм. – М., 1999.

Прист, Ст. Теории сознания / Ст. Прист. – М., 2000.

Серл, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл. – М., 2002.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Объясните цитаты и афоризмы

«Сознание есть отличительный признак совершенного существа» (Л. Фейербах).

«Сознание боится пустоты» (П. Валери).

«Центр нашего сознания бессознателен, также как ядро солнца темно» (А. Амьель).

«Сознание захватывает лишь те области, которые покинул инстинкт» (Э. Дюркгейм).

«Сознание столь же темно, что и бессознательное» (П. Рикер).

«Голова – это бомба, которую надо взорвать» (И. Юганов).

 

Видеофилософия

Посмотрите на You tubeток-шоу «Культурная революция».

М. Швыдкой. «Коллективное бессознательное не существует» и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.

 

 


Р. Магритт «Фальшивое зеркало»

ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Гносеология (эпистемология)– теория познания. Познаниедеятельность по обретению знаний, постижению истины.

Методология – учение о методах, то есть о способах и средствах познания.

Проблема познаваемости мира

 

Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть и в определённых пределах). На обыденном уровне это следует из возможности ориентироваться, выживать в мире, избегая опасностей. На теоретическом – из возможности применять научные идеи на практике, получая ожидаемый результат.

Подходы, отрицающие познание

Агностицизм(от греч. agnostos – недоступный познанию) – утверждение о невозможности познания мира, выявления его закономерностей (так как мир бесконечен, изменчив, а его постижение субъективно). Скептицизм–сомнение в достоверности знания. Релятивизм – мир познаваем только частично, знания верны лишь в определённых границах, истина всегда относительна. Нигилизм – полное отрицание истинности и ценности познания.

 

Агностицизм Релятивизм Мир познаваем
Древний мир   Высшая сущность мира, идеи познаваемы благодаря их припоминанию (Платон)
Буддизм    
скептицизм Пиррон, Секст Эмпирик Софистика Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию (Аристотель)
     
     
Средневековье    
  Природа (сотворенный мир) познаваема, но Творец полностью не познаваем
Возрождение скептицизм М. Монтень     И Творец, и его творение познава­емы благодаря интеллектуальной интуиции (Н. Кузанский)
     
Новое время Д. Юм, И. Кант __________________ Современность Постмодернизм __________________     ________________ Позитивизм Прагматизм экзистенциализм _________________     _____________________ Непознаваемого нет, есть лишь ещё не познанное (В. И. Ленин) _____________________

Истина и правда. Правд много («у каждого – своя правда»), а истина – одна (так как мир – единство многообразия). Значит, в истине должна быть однозначность (к чему стремятся и наука, и религия), но в силу субъективной окрашенности познания, придти к ней, чаще, невозможно(даже в точных науках есть конкурирующие концепции и школы).

2.Концепции истины

Корреспондентская (от лат. respondeo – «соответствовать»), или классическая: истина – знание, соответствующее действительности.

Когерентная(согласованная): критерий истинности нового знания – в его логической согласованности с уже известным, доказанным знанием.

Конвенциональная: знание истинно, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения ученых.

Прагматическая: знание истинно, если оно имеет благие последствия, может успешно применяться на практике.

Экзистенциалистская: истина не разделяема на объект и субъект познания (С. Кьеркегор:«Истину нельзя знать, в ней можно только быть.»); способствует «моей» самореализации, другому она пригодиться не может; за неё «я» могу умереть; единой, общей, объективной истины не существует.

Постмодернистская: есть множественность несоизмеримых между собой, «размытых» человеческих истин; общих истин, абсолютной истины не существует; мы не знаем, какова истина, а знаем лишь, как нам её описывают.

Религиозная: истина – предмет веры, не требующей ни фактов, ни логических доказательств.

3. Виды истины:

абсолютная(полное, всестороннее знание) и относительная (частичное, неточное знание);

конкретная (знание, верное лишь для определённого явления в определённых обстоятельствах) и абстрактная (обобщённое, отвлечённое от конкретной реальности знание);

объективная (знание, независимое от субъективного мнения человека) и субъективная (знание, которое человек считает верным).

 

 

 

Р. Магритт «Влюблённые»

4.Критерии (способы проверки)истины

Неосновные:

– логичность, непротиворечивость;

– соответствие уже прошедшим проверку знаниям,

– эксперимент,

– «научные знания — те, которые можно опровергнуть»

(К. Поппер),

– время («время покажет»),

– красота («некрасиво поступил», «некрасиво сказал»),

– душа (что «греет душу»),

– продуктивность (И. Гёте: «истинно то, что плодотворно»).

Основной:

практика(жизнь «научит», «покажет», «рассудит», «расставит всё по местам»).

Неистинное знание

Заблуждение –непреднамеренное искажение истины.

Ложь– осознанное искажение истины.

6. Составляющие процесса познания:

субъект – носитель познавательного действия,

объект – фрагмент действительности, на который направлено познание,

предмет – непосредственно исследуемая грань объекта,

средства – категории и методы познания.

 

7. Формы познания

 

обыденно-практическое – элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях; в основе его — опыт повседневной жизни, здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, предчувствия;

мифологическое–фантастическо-художественное отражение реальности, содержащее определенные знания о природе, космосе, самих людях;

художественное образное освоение действительности в различных видах искусства (живопись, музыка, литература, театр);

религиозноеисходящее из веры в духовное первоначало мира, опирающееся на сакральные догматы, божественное откровение;

научное –строго рациональное, логически аргументированное, экспериментально проверяемое, достаточно однозначное;

философское – рационально-развёрнутое (могущее опираться как на науку, так и на религию) обобщение духовного и практического опыта человечества.

8. Уровни (ступени)познания

1) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – отражение отдельных свойств, сторон предметов. Восприятие – целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Представление– образ ранее воспринятого предмета (в данный момент непосредственно не воспринимаемый), а также образ созданный продуктивным воображением.

 

 

В. Куш «А что же там»

2) Рациональное познание (мышление) – целенаправленное логическое, обобщающее чувственное познание, творческое отражение реальности, её существенных связей.

Формы мышления: понятия, суждения и умозаключения. Понятие отражает в обобщенной форме предметы действительности (их признаки, свойства, взаимосвязи). Предельно общие понятия называются категориями (бытие, человек, развитие, свобода).

Суждение выражает оценочное отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и сопряжено обычно с психологическим состоянием сомнения, знания, убежденности или веры.

Умозаключениевыстраивает причинно-следственные взаимосвязи.

 

Методология

Из философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод исходит из того, что если происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение, взаимопереходы явлений, то формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны.

В противоположность диалектическому, метафизический метод исходит из возможности «вырвать» явление из процессуальности и взаимосвязи («остановить мгновение»), чтобы пристальнее всмотреться в него.

Основные группы общенауных методов

 

1) Эмпирические методы познания:

наблюдение– целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент– изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение определение количественных параметров предмета, их отношения к эталону;

сравнение – выявление сходства или различия объектов, их признаков.

 

2)Методы, используемые и в эмпирическом и в теоретическом исследовании:

анализ– реальное или мысленное разделение предмета на составные части, переход от простого представления о предмете к сложному;

синтез– соединение различных предметов или их сторон в единую общность на основании существенного общего признака, (составление родов, видов, классификаций, систематизаций);

индукция– движение познания от единичного, частного (опыта, фактов) к общему, обобщённому представлению;

дедукция – движение познания от общего к частному, единичному.

 

3) Теоретические методы познания:

классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих существенных признаков;

абстрагирование–отвлечение от второстепенных свойств для концентрации внимания на главном, углубление познания за счёт упрощения представления о предмете;

формализация отображение знания в знаковом, символическом виде (числах, образах, метафорах);

аналогия – перенесение свойств одного явления на другое на основании существенного сходства между ними;

моделирование – создание искусственного аналога (копии) объекта, исследование его, перенесение полученных результатов на объект;

идеализация– конструирование предмета, не существующего в действительности, чтобы её оценить и задать направление для совершенствования;

аксиоматический метод– построение теории на основе неоспоримых положений, из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем;

системный подход – рассмотрение объекта как развивающейся целостности, выявление системообразующего отношения, определение взаимозависимости элементов, структуры и функций; изучение характера иерархичности объекта, механизма его взаимодействия со средой.

 

Абсолютизация одного метода как единственно верного называетсядогматикой, некритичное нагромождение различных несвязанных методов – эклектикой.

Литература

Анисимов, О. С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времён) / О. С. Анисимов. – М., 1996.

Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание /

В. А. Лекторский. – М., 1980.

Куртц, П. Новый скептицизм: исследование и надежное знание / П. Куртц. – М., 2005.

Марков, Б. В. Разум и сердце / Б. В. Марков. – СПб., 1993.

Рассел, Б. Человеческое познание, его сферы и границы /

Б. Рассел. – М., 1957.

Розин, В. М. Философия и методология: традиция и современность / В. М. Розин // ВФ. – 1996. - № 1. – С. 111 – 123.

Субъект, познание, деятельность. – М., 2002.

Фейнберг, Е. Л. Эволюция методологии в XX в. / Е. Л. Фейнберг // ВФ. – 1995. - № 7. – С. 54 – 66.

Красиков, В. И. Ложь / В. И. Красиков. Этюды самосознания. – Кемерово, 2000.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Чем отличаются познание и сознание?

2. Вы считаете, что мир познаваем, или являетесь агностиком? Аргументируйте свой ответ.

3. Являются ли вера, любовь, интуиция способами познания мира?

4. Делает ли познание мира человека счастливее?

 

Объясните цитаты и афоризмы

«Бросается ли твой ум на знания, как лев на пищу?» (Ф. Ницше).

«Утром, познав истину, вечером можно умереть» (Конфуций).

«Спрашивать о причине вещей – то же, что искать начало бесконечного» (Демокрит).

«Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно» (Платон).

«Познание начинается с удивления» (Аристотель).

«Не найдя истину и не полюбив её, ты погибнешь»

(Б. Паскаль).

«Метод – светильник в руках путника, идущего в темноте»

(Ф. Бекон).

«Познай самого себя!» Познала. И это нисколько не облегчает мне познания другого. Наоборот, как только я начинаю судить человека по себе, получается недоразумение за недоразумением» (М. И. Цветаева).

«Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей» (Ф. Кафка).

«Познание без преображения – это не мудрость»

(П. Коэльо).

Видеофилософия

Посмотрите на You tubeток-шоу «Культурная революция». М. Швыдкой. «Интеллект – не дар, а наказание» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.

 







ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.