Стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?»
Смысл жизни – обретение человеком истинных жизненных ценностей и устремление к ним.
а) ответ на вопрос о смысле жизни заложен в самом человеке
Я могу осуществить только то, к чему я способен, что доставляет мне и окружающим меня людям удовлетворение и радость. Для понимания этого во мне заложены «подсказки»: мои задатки, способности, увлечения, таланты, склонности к тому или иному делу, моё чувство радости от того, что я это делаю, что это у меня получается лучше всего. Путь к постижению смысла жизни – самопознание.
Нахождение смысла жизни позволяет прожить не чужую (неподлинную), а собственную жизнь.
б) смысл жизни индивидуальный и родовой
Индивидуальный смысл жизни– самоосуществление (творчество, добротоделание, любовь). Н. А. Бердяев и
Э. Фромм, словно сговорившись, вторят друг другу: самое главное в жизни – творчество и любовь.
Родовой смысл жизни. Вселенная «ловит» человека на «разумном эгоизме»: чтобы сохранить «свою» жизнь, ты должен сохранить «мою» (Э. В. Ильенков. «Космология духа»). Объединить всё человечество способна задача преодоления смерти
(Н. Ф. Фёдоров. «Философия общего дела»).
В христианстве смысл жизни– «стяжание Духа Святого», Богосотворчество(смотри на то, что делает Бог, и помогай Ему делать тоже: Мир, Добро, Истину, Красоту).
И. А. Ильин: «Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть». Я готов умереть ради своих близких, ради своей Родины, ради Веры, ради Любви. Значит, ради них мне и надо жить…
в) бессмысленность жизни
Только «животная личность» (по Л. Н. Толстому) стремится, чтобы все люди жили и действовали лишь для её блага.
Круг притязаний человека уж слишком часто исчерпывается физическими потребностями и удовольствиями. Лозунг римского плебса «Хлеба и зрелищ!» ныне звучит «Жрать и ржать!»
(М. М. Жванецкий).
Личность, ориентированная на потребление, «обладание» (по Э. Фромму), стремится как можно больше иметь, всё и вся меряя деньгами, но… «человек приходит в этот мир голым, и голым уходит из него».
Если даже в жизни нет смысла, то человек способен привнести его сам.Ж.-П. Сартр:«Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!»
«Сизифов труд»
г) два главных предательства в жизни
Предательство своего детства, то есть той мечты, чистоты, любознательности, возвышенности, творческого порыва, что изначально заложены в каждом человеке.
Предательство своих глубин, то есть той значительности, талантливости, неординарности, что имманентно содержится в человеке.
Человек живёт, не проживая свою сущность; не живёт, а существует. «Существование опережает сущность»
(Ж.-П. Сартр), точнее, оно отрывается от сущности, то есть это – существование без сущности.
Говоря христианским языком, обе эти измены есть предательство вложенного в человека образа Бога.
Иными словами, каждый из нас, на самом деле, намного глубже, одарённее, интереснее, чем он есть сейчас.
Проблема смысла любви
а) любовь – сущностная характеристика жизни
Любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я есть – невозможно. Можно перефразировать известную поговорку: скажи, кого (что)ты любишь, и я скажу, кто ты.
С. Дали «Влюблённая пара с облаками, вместо голов»
б) любовь – сокровенное переживание, выражающее
истинное Я
В любовном чувстве выражается именно моё переживание, именно мой выбор. Поэтому признание в любви начинается не с «Мы» («Мы с мамой тебя любим»), а с «Я» («Я тебя люблю»). Поэтому опыт каждой любви уникален (а значит, бесценен; «формулы любви», несмотря на все старания графа Калиостро, нет). Любовь всегда – мой свободный выбор, выбор моего сердца, а не решение ума. Поэтому можно купить тело, но не любовь, можно заставить жениться, но нельзя заставить полюбить.
в) любовь – гостья из иного мира
Странность, необыкновенность, возвышенность, чудесность любовного переживания – свидетельство реальности иного горнего мира, где совсем другие ценности, радости и упования. Любовь нисходит в наш мир, чтобы приподнять, высветлить, возвысить, унести его с собой. Непрерывное пребывание любви в нашем мире есть свидетельство непрерывного пребывания в нём Бога.
г) любовь – единит
Согласно древнегреческому мифу, Эрос появился из первобытного Хаоса как главная сила, связующая воедино всю Вселенную. Любовь соединяет человека с Богом, природой, родиной, другим человеком, с самим собой (в противоположность, по В. С. Соловьёву, эгоизму, который разделяет, изолирует…). «Влечение ума рождает уважение, влечение души – дружбу, влечение тела – желание. В соединении трёх влечений рождается любовь» («Ветка персика»). Она – один из самых действенных способов преодолеть, так остро переживаемую человеком, частичность (а значит, не-с-частность). Любовь – жажда целостности и стремление к ней.
д) рождение любви – рождение человеческого в человеке
Духовная любовь принципиально отличает человека от животного. Собственно человеческую историю следует начинать не столько с обработанного камня, сколько с первых свидетельств любви: «Эпос о Гильгамеше» (Шумеры, III тыс. до н.э.), Нефертити и Эхнатон (Египет, XYI – XY вв. до н.э.), «Девушка, собирающая мёд» (рисунок в испанской пещере Арана, 30 тыс. лет наз.) – первое в мире признание в любви (так нарисовать девушку можно было, лишь влюбившись в неё, что любимо, то и красиво).
"Девушка, собирающая дикий мед" (Арана, Испания)
Нефертити
е) христианское представление
Христос приносит в мир две неотделимые друг от друга заповеди любви: возлюби Бога больше, чем себя; возлюби ближнего, как самого себя. Как данность здесь полагается и любовь к себе. Но как любить себя и при этом не быть эгоистом? Это значит любить не своё «эго», а образ Бога в себе, то есть, в конечном счёте, это любовь не к себе, а к Богу в себе (или «сквозь» себя), иными словами, это любовь не ко всему себе, а лишь к достойному. Одно из самых высоких определений любви даётся в I Послании апостола Павла к коринфянам:
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт… Если я обладаю всем, чем угодно, а любви не имею, то я – ничто».
Если человек несёт в себе не только любовь к ближнему, но и любовь к Богу, то он не способен на зло, и потому: «Люби Бога, и делай, что хочешь» (Августин Блаженный). Любовь здесь – критерий истины.
ж) любовь как познание
Мама – самая красивая на свете, потому что она – самая любимая. Любовь открывает зрение души, представая ключом к метафизической красоте мира. Ведь «главного глазами не увидишь, главное можно увидеть только сердцем» (А. Сент-Экзюпери). Отсюда, «любящий всегда гениален, так как открывает в предмете любви то, что скрыто от всякого нелюбящего»
(А. Ф. Лосев).
з) смысл любви
– «в спасении и сохранении индивидуальности через жертву эгоизма» (В. С. Соловьёв); в соединении мужского и женского (образующем нового, истинного, всестороннего человека), окончательном преодолении распада и раздора, восстановлении образа Божьего в человеке (Н. А. Бердяев).
Проблема смысла смерти
а) зачем человеку открыто знание о смерти
Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем»(М. К. Мамардашвили). Плач по умершему есть плач по себе самому, потерявшему в себе Другого. Знание о своей смерти и рождает «проклятые вопросы»:
В. Верещагин «Апофеоз войны»
если жизнь конечна, то зачем жить, зачем к чему-то стремиться, ради чего что-то делать? Из поисков ответов на них рождаются мифологии и религии (утверждающие бессмертие души), философия (определяемая Платоном как «искусство умирать»), рождается ощущение безнаказанности, безответственности и вседозволенности, так как смерть (если она – абсолютный конец) всё спишет, а потому – «после нас хоть потоп». Знание о смерти открыто, чтобы ценить жизнь, ведь человек ценит только то, что может потерять («Имеем – не храним, потерявши – плачем»).
б) «мёртвые» среди живых
К первым относятся те, кто живёт осмысленно, проживает свою жизнь, счастлив, потому что творит, любит, познаёт. К последним – те, чья жизнь направляется внешними обстоятельствами, другими людьми, они – объекты манипулирования, их личность не востребована и не развёрнута, их истинное Я в действительности не существует; эти люди есть только как физические величины («говорящее орудие», «пушечное мясо», «офисный планктон»), но их нет как душевных индивидуальностей.
в) взаимопроникновение жизни и смерти
Мы живы только потому, что непрерывно умираем, как в прямом (в нашем организме каждый день умирают и рождаются миллионы клеток), так и в переносном смысле (умирают не прошедшие испытания временем чувства, мечты, иллюзии, несостоятельные мысли). Смерть – не только антипод жизни, но и помощник, необходимое условие её самоосуществления, внутренний момент потока жизни.
г) полярное отношение к смерти
Двойственность природы человека обусловливает его полярное отношение к смерти: человек и пугается её (бояться может только тленная часть человека – плотское, ложное в нём), и бесстрашно взирает (страха нет у бессмертного человеческого духа).
д) умирает лишь смертное
Если оно смертно, то оно и должно умереть. Смерть выступает неподкупным, беспристрастным «фильтром», пропускающим в будущее, а тем более в вечное, только жизнеспособное; оставляющим в прошлом иллюзорное, сиюминутное, суетное.
е) ценность жизни можно понять, лишь побывав в «пограничной ситуации»
Человек начинает ценить жизнь по-настоящему, лишь непосредственно столкнувшись со своей собственной смертью. Соприкосновение со смертью делает человека серьёзнее, мудрее, ответственнее; учит не тратить попусту время, беречь своих близких; вызывает чувство вины и раскаяния, всегда предшествующие возвышающему духу спасения. В целом, проблема не в бессмысленности смерти, а в бездарности жизни. А потому знаменитое «Мemento more!» (помни о смерти) означает почти ему тождественное – «Помни о жизни!»
Литература
Абишева, А. К. О понятии «ценность» / А. К. Абишева // Вопросы философии. – 2002. - № 3. С. 55 – 61.
Зубец, В. Н. Два типа ценностных изменений / В. Н. Зубец // Философские науки. – 2000. - №4. – С. 111 – 119.
Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – СПб.,1997.
Федотова, Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность / Н. Н. Федотова // Философские науки. – 2004. - №4. – С. 69 – 75.
Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство / Г. Чхартишвили. – М., 2011.
Толстой, Л. И. «Смерть Ивана Ильича» / Толстой, Л. И. – М., 2000.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.,1990.
Неретина, С. С. Смерть как условие бессмертия /
С. С. Неретина // Человек. – 2002. - № 4. – С. 70 – 81.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Приведите примеры религиозных и светских, «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?
2. За что Каин убил Авеля?
3. О чём спорили Христос и Пилат?
4. Каковы наиболее типичные ценности (антиценности) современного человека, ваши собственные?
5. Согласны ли вы, что свобода – это возможность быть самим собой, выбирать то, что представляется тебе существенно важным? Дайте своё определение свободы. Свободны ли вы?
6. Поразмышляйте на тему, заданную А. П. Чеховым в рассказе «Палата №6» (и недавнем одноимённом кинофильме) о том, зачем всё это, если всё конечно: жизнь человека и человечества, Солнечной системы и Вселенной?
7. Оправданно ли осуществление «малого зла» для предотвращения «зла большого» (вспомните дилемму Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского)?
8. Может ли убийца искупить свою вину? Проанализируйте образ Ивана Флягина из повести Н. Лескова «Очарованный странник» и жизнь старца Оптия (см. Википедию), в честь которого названа Оптина пустынь.
Заполните таблицу
«Добро и зло»
Напишите, что (какие поступки, отношения, высказывания) именно Вы, по отношению лично к себе, воспринимаете как добро или зло.
Есть ли точки соприкосновения в понимании добра и зла Вами и Вашими сокурсниками?
Существует ли «абсолютное добро» и «абсолютное зло»?
Объясните цитаты и афоризмы
"Философия есть дитя неудовлетворенности, неудовлетворенного эротического страстного стремления к благу... система решения этой проблемы и есть философия" (Сотонин К. Н. "Идея философской клиники". - Казань, 1922, с. 6).
«Зло побеждается не насилием, а моральным самоусовершенствованием» (Л. Н. Толстой).
«Чем больше свободы у других, тем моя свобода бесконечнее» (М. А. Бакунин).
«Кто занимается нелюбимым делом, тот проживает чужую жизнь» (?).
«Доброта беззащитна и поэтому существует» (Сян-цзы).
«Когда добро бессильно, оно – зло» (О. Уайльд).
«Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям» (Л. Н. Толстой).
«Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло» (Хун Цзычен).
«Наградой за доброе дело служит свершение его» (Сенека).
«Добро по указу – не добро» (И. С. Тургенев).
«Люди – жестоки, но человек – добр» (Р. Тагор).
«Я не настолько ещё подлец, чтобы думать о морали»
(В. В. Розанов).
«Сделал доброе дело, и беги от расплаты» (В. Бабковский).
«Я – человек, приговорённый к жизни» (Наполеон).
«В 1917 г. победила справедливость без свободы, а в 1991 г. – свобода без справедливости» (Р. С. Гринберг).
Видеофилософия
Посмотрите документальный фильм И. Васильевой «Беседы с мудрецами» (Г. Померанц и З. Миркина) (2011); ток-шоу «Культурная революция». М. Швыдкой. «Вечных ценностей не существует», или «Сегодня наглость – первое счастье» (26.01.12), или «Свободное время человеку не нужно» (07.06.12), или «Благосостояние выше нравственности», или «Мы не хотим знать правду» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.
Р. Магритт «Голконда»
С О Ц И А Л Ь Н А Я Ф И Л О С О Ф И Я
Социальная философия – раздел философии, изучающий общество (как оно возникло, как устроено, как и куда развивается), и место в нём человека (первые исследования: Платон («Государство»), Аристотель («Политика»).
1. Общество (социум)
– всё, что не есть природа, а является продуктом взаимодействия людей;
– особая живая система, функционирующая на основе разделения труда, использования искусственных орудий, сознательного преобразования мира.
2. Признаки общества:
– иерархичность,
– саморегуляция,
– открытость,
– информационность,
– самодетерменированность,
– самоорганизация.
3.Части общества:
– экономическая («производство вещей»),
– социальная (отношения между группами людей),
– политическая (властные структуры),
– духовная (религиозные, научные, моральные представления).
В обществе функционируют материальные (экономические, бытовые) и духовные (общественная психология, мирочувствование и идеология, взгляды социальных групп) процессы.
|