Обратная связь
|
Главные этические ценности – добро и зло а) определение добра и зла
Добро – бескорыстное (в исходном импульсе – сердечный порыв, сопереживание)несение блага; к нему относят терпение, прощение, милосердие, жалость, помощь, сострадание, миролюбие, уважение, щедрость, альтруизм. «Добро – то, чего желают все» (Ф. Аквинский). Все люди заинтересованы в сохранении жизни на Земле, без чего все иные устремления теряют смысл. А. Швейцер («Культура и этика») назвал это «благоговением перед жизнью».
Зло – корыстное осознанное причинение вреда, к нему относят агрессию, унижение, ненависть, клевету, предательство, мстительность, скупость, жестокость, лживость.
б) христианство о добре и зле
Соблюдение заповедей (веруй во единого Бога, не произноси Имя Его всуе, помни день субботний, не сотвори себе кумира, не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не желай ничего, что у ближнего твоего, уважай отца и мать; возлюби Бога больше, чем себя; возлюби ближнего как самого себя; возлюби врага своего; не гневайся, не искушай, не отвечай злом на зло; не суди, да не судим будешь) есть добро, их нарушение – зло.
По Л. Н. Толстому эти заповеди нужно разделить на минимум (выполнимый обычным человеком) и максимум (выполнимый праведником, к чему, тем не менее, необходимо стремиться каждому). Так, например, «возлюбить врага» почти невозможно; но, по крайней мере, не надо отвечать злом на зло, чтобы не приумножать его в мире.
в) удовольствие или долг?
Аристипп (V – IV вв. до н. э.), киренская школа (киренаики): добро – здоровье, долгожительство, самосохранение, обзаведение потомством, телесный комфорт, отсутствие страданий, удовольствие; зло – болезни, бесплодие, плохое питание и условия жизни, страх, чувство незащищённости, страдания, ранняя смерть. Противоположный взгляд – Зенон Китийский (IV – III вв. до н.э.), стоики: добро – познание необходимости, выполнение долга (нравственное совершенствование, добродетельное поведение); зло – страсти (печаль, страх, вожделение, удовольствие).
И. Бентам (1748 – 1842 гг.), утилитаризм: добро – удовольствие, зло – страдание. И. Кант (1724 – 1804 гг.): исполнение долга нравственнее стремления к удовольствию.
Л. Н. Гумилёв (1912 – 1992 гг.): люди делятся на субпассионариев(«жить, чтобы есть, а не есть, чтобы жить», «самосохранение выше самовыражения») и пассионариев(«самовыражение выше самосохранения»), стремящихся стать «философами, поэтами и святыми» (Ф. Ницше), если понадобится, и ценою жизни.
«Ангел Тьмы и Ангел Света»
г) есть ли абсолютное добро и абсолютное зло?
С христианской точки зрения, воплощением абсолютной нравственности является жизнь и учение Христа. Приближаются к этой вершине святые, праведники… Абсолютного зла, исходя из христианского монотеизма, быть не может, так как в мире нет силы, могущей противостоять Богу (в отличие от дуалистических религий, зороастризма, например, где богу добра изначально противостоит бог зла). Нисхождением в эту сторону являются богоборчество, душегубство, смертные грехи, пороки… По Ф. М. Достоевскому, максимальной степенью приближения к абсолютному злу является убийство младенца.
д) добро пассивное и активное
Не делание зла, само по себе, добром ещё не является. Так как человек может не делать зло ни потому, что он – добрый, а потому, что боится наказания, осуждения. Как «вера без дел мертва», так и добро без дел мертво,потому что «благими намерениями вымощена дорога в ад…» Пассивного добра не бывает, добро может быть только активным, добротолюбие – это добротоделание…
г) источник зла
По Ф. М. Достоевскому, зло всегда будет в мире, пока есть свобода человеческой воли. Человек не хочет принудительного счастья, он хочет своеволия, хочет «по своей глупой воле пожить». Любой закон он воспринимает как насилие над собой; он готов на любую глупость, даже на преступление, лишь бы не быть винтиком, игрушкой в руках судьбы и сильных мира сего. Человек согласен на несчастья и страдания, лишь бы остаться свободным. Герои Ф. М. Достоевского решаются на преступление, чтобы доказать себе и другим, что они свободны («тварь ли я дрожащая или право имею»). В деспотических государствах преступность побеждена жестокими наказаниями, сведением свободы до минимума, но в таких государствах люди не хотят жить.
Г. С. Померанц: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, идущего в бой за святое и право дело... Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца».
Зло – от недолюбленности, ведь «от любови бедной ребёнок будет бледный» (Б. Ш. Окуджава), от неё – чувство ущербности, обделённости, обездоленности, несправедливости, брошенности, обиды, рождающие озлобленность, зависть и месть. «Чего вы от нас хотите, мы – дети секса, а не дети любви»
(М. М. Жванецкий).
д) смысл зла
Зло – отрицательная система ценностей, дающая человеку свой личный непосредственный (не вычитанный, не услышанный) опыт совершения греха, показывающая разрушительность, гибельность этого (в конечном счёте, самому же будет хуже), разворачивающая человека (через его собственный свободный выбор) к добру «от обратного». Не случайно, Люцифер в «Фаусте» И. Гёте говорит: «Я – часть той силы, что призвана, чтоб делать зло, но вечно совершает благо». В этом смысле, зло есть слуга добра…
О нравственном оправдании «большого зла» рассуждает Томас Манн: к «малому злу» человек привыкает, и перестаёт на него реагировать (становясь бесчувственным, хладнодушным). И только «большое зло» встряхивает его, не давая спрятаться, отвернуться, не заметить, остаться в стороне, избежать однозначной оценки, вновь пробуждая его нравственное чувство.
е) три пути к добру
Путь преподобного Сергия Радонежского – прямой, начиная с детства, без сомнений, путь к Добру (а значит, к Богу). Путь старца Оптия – путь к Добру «от обратного» (первая половина жизни – разбойник, душегуб, вторая – святой, именем которого названа Оптина пустынь). Путь Страха (путь «Мёртвых душ») – неделание зла не в силу добродетельности, а из-за страха перед наказанием.
ж) преодоление зла
Наш мир, во многом, построен на насилии, на которое отвечают насилием (дабы, «добро должно быть с кулаками»). Борьба со злом заключается, по существу, не в борьбе (слишком часто удваивающей зло),а в созидании добра (любви к ближним, милосердии, сострадании). Действенность непротивления злу силой(Л. Н. Толстой) показал Махатма Ганди (призвавший индийцев вместо войны с английскими колонизаторами, не выполнять их распоряжения, не платить налоги, не покупать их товары; и власть англичан рухнула).
Зло – стрела, летящая в обе стороны, поражающая не только жертву, но и своего создателя...
«Имей совесть, и делай что хочешь» (М. М. Жванецкий).
«Следы жизни»
Проблема смысла жизни
А. Камю:
«для человека есть только один фундаментальный вопрос:
|
|