Иоимашативиое пространство как сфера РЯ-демелыюсти ков показывает, что изменение поведения людей происходит в результате изменения коммуникативных потоков и следующим за этим изменением отношений.
• Для повышения эффективности PR-коммуникаций важен перевод сообщений на несколько языков: визуальный, вербальный и событийный. Визуальная и событийная коммуникации, являясь биологически детерминированными, легко воспринимаются и лучше запоминаются. Вербальная сфера обладает следующими характеристиками: интерпретация, кристаллизация, обозначение, переименование, детализация и сакрализация (десакрализация). Наибольшей эффективностью обладает создание сложного коммуникативного продукта, включающего многоканальность, выбор адекватной формы послания и просчет ответной реакции.
• Существует несколько основных теорий распространения информации в обществе. Основополагающим в модели «ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ» является наличие в группах людей — лидеров мнений, которые могут повлиять на отношение всей группы к определенным проблемам. ДИФФУЗНАЯ ТЕОРИЯ Э. Роджерса основывается на предположении, что в обществе существует 5 ролей (сознающий, интересующийся, пытающийся, оценивающий, усвоивший). Главная идея данной теории заключается в разделение людей на активных и пассивных, которые с разной скоростью усваивают информацию. Позднее Э. Роджерс разделил людей на пять типов: инноваторы, ранние усвоившие, раннее большинство, позднее большинство, поздние усвоившие. Теория «ИЗМЕНЕНИЯ МНЕНИЙ» сформулирована Лазар-сфельдом. Согласно ей, при проведении избирательных компаний большая часть избирателей утверждается в своем мнении, гораздо меньше людей смещаются из нейтральной позиции в любую сторону, и совсем незначительное число людей меняют свое мнение. Это связано с феноменом избирательного восприятия и запоминания.
• В PR выделяют следующие виды элементарных операций: присоединение — отождествление двух или более объектов; дистанцирование — отделение от отрицательных объектов; изменение отношений. Последняя характеризуется в рамках четырех функций: утилитарная, эгозащитная, оценочная, когнитивная. Маркетинговые стратегии выделяют 3 вида изменения отношения: изменение оценки атрибута, добавление атрибута, изменение представления о марке.
Гмава 3
Темы для самостоятельного изучения
1. Коммуникативные модели PR-технологий.
2. Распространение информации в человеческой среде: фреймовое представление.
3. Диффузная теория Э. Роджерса о пяти ролях, характерных для коммуникативной передачи информации.
4. Теория изменения мнений о распространении информации в человеческой среде.
5. Примеры использования элементарных операций PR: присоединение, дистанцирование, изменение отношения.
Иоммуншативш пространство как сфера РЯ-деотелыюсиш
ометрический метод, попробуйте выявить в своей группе лидеров мнений в следующих вопросах:
• учеба в институте;
• «ночная жизнь» города;
• проблемы жизни в общежитии;
• организация и управление собственным бизнесом.
Вопросы для обсуждения
1. Что вам удалось сделать без особых усилий?
2. Где возникли трудности?
3. Как вы их преодолели?
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте модель коммуникаций И. Эвен-Зохара.
2. Перечислите возможные варианты оформления профессиональных сообщений.
3. Назовите элементарные операции PR.
Приведите примеры элементарных PR-операций: присоединения, дистанцирования и изменения отношения.
4. В чем суть операций присоединения и дистанцирования ?
5. В рамках каких функций характеризуется изменение отношения?
6. Назовите характеристики вербальной сферы.
7. В чем заключается стратегия коммуникативной работы?
8. Кого называют лидерами мнений? В чем сущность модели «Лидеры мнений» ?
9. Как происходит изменение мнений?
Практические задания
1. Практическое задание иКоммдиикащеииые потоки организации»
Проанализируйте коммуникационные потоки организации, с которой вы связаны (работаете, учитесь, проходите стажировку и пр.). Определите, можно ли их признать удовлетворительными? Разработайте комплекс средств коммуникации, который необходим для эффективного осуществления связей с общественностью. Что необходимо изменить, чтобы предложенная вами система заработала.
2. Практическое задание «Определение лидера мнений»
Ориентируясь на рассмотренные выше характеристики лидеров мнений и используя метод самоопределения и соци-
Рекомендуемые всточннкп
1. Беленков С. Развитие общественных связей: новые тенденции коммуникации — призвание и смысл жизни // Сообщение. 2002. № 2.
2. Джефкинс Ф. Реклама. М.: ЮНИТИ, 2002.
3. Дымшиц М. Условия и этапы социализации мифа. http://www.marketingmix.ru/advpr.shtml
4. Even-Zohar I. Polisystem Studies // Poetics Today. 1990. Vol. 11. №1.
5. Катлип СМ., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Уч. пос: Пер. с англ. 8-е изд. М: Вильяме, 2000. 624 с: ил.
6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999.
7. Ньюсом Д., Терк Д.В.С., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз: Пер. с англ. 7-е изд. М: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2001.628 с.
8. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 624 с.
9. Федорова А. Коммуникации на грани возможного // Сообщение. 2002. № 3.
10. Фуко М История безумия в классическую эпоху. СПб.,
1997. И. Храбрых А. PR-остота лучше воровства // Карьера.
1999. № 12.
12. Час-Time. 1996. 17 мая.
13. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М: Дело, 2000.
ФОРМЫ ПОДАЧИ НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ PR КОММУНИКАЦИЙ
«Средства массовой информации не просто передают сообщения, они структурируют «реальность» путем отбора, акцентирования и интерпретации событий».
В. Вейсс
|