Формы подачи новостных материалов и организация РИ-коммцникаций 3. Делаете паузу до и после важных мыслей. Очень действенный прием при выступлении, помогает сосредоточить внимание аудитории на нужном фрагменте речи.
Еще одним слагаемым вашего успешного выступления является ваше поведение на трибуне. Сюда входят следующие составляющие:
1. Одежда.
2. Умение завоевать внимание аудитории еще до начала вашего выступления.
3. Улыбнитесь, и аудитория ответит вам позитивным настроем на ваше выступление еще до его начала.
4. Перед началом обязательно проветрите помещение, потому что если вы этого не сделаете, то вряд ли слушатели будут увлечены вашим выступлением, в то время как в аудитории будет ужасно душно.
5. Очень важно, чтобы на сцене не было никаких посторонних предметов, и тем более людей, потому как ничто так не отвлекает наше с вами внимание, как наблюдение за передвигающимся силуэтом уборщика во время выступления.
6. Ведите себя спокойно и уравновешенно, тогда и ваша публика будет спокойна.
7. Ну и о жестах, сопровождающих ваше выступление. Они должны быть свободными и естественными, как будто вы разговариваете со своим давним другом. Не нужно заимствовать жестикуляцию у других людей, потому что жесты выражают ваше отношение к данному материалу, ваше мнение по данной теме.
Есть еще ряд конкретных замечаний, помогающих тому, кто выступает, хотя предназначенных для того, кто пишет. Это рекомендации для спичрайтера при подготовке текстов выступления(«спичрайтер»— от англ. «speechwriter» — человек, готовящий рукопись речи).
1. Все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы выступающему не пришлось считать нули.
2. Подчеркивайте выделяемые слова.
3. Оставляйте большие поля, чтобы выступающий мог дополнить речь своими замечаниями.
4. Повторяйте существительные. Избегайте местоимений, они запутывают слушателя.
Гяава 4
Формы подачи новостных материалов и организация РИ-коммуникациО
5. Используйте простые слова и простые утвердительные предложения.
6. Не перегружайте текст подчиненными предложениями.
Итак, выступления как бы вновь формируют коммуникативную среду вокруг организации (проекта, проблемы), привлекают к ней внимание, восстанавливают в памяти ее прошлые успехи, служат указанием на будущее. В качестве примечания следует добавить, что уже существуют и компьютерные программы, облегчающие написание речей.
■ 4.2. Выступления на радио в телевидении_____________
Радио потеряло свою центральную роль, но выиграло в повсеместном распространении и гибкости, приспособляя методы и темы передач к повседневной жизни людей... Успех телевидения есть следствие базового инстинкта ленивой аудитории.
М. Кастельс
Выступление на радив
Если авторы текстов надеются привлечь внимание красотою начертания букв, то на радио приходится по лагаться только на смысл сказанного. В отличие от пе чатной прессы, на радио не любят длинных фраз и стремятся излагать только факты, заинтриговав первым же абзацем. Радио как канал коммуникации имеет множество плюсов. Слушая радио, мы одновре менно занимаемся массой других дел. Именно поэтому радиоохват населения на удивление широк. Заметим, однако, что радиоаудитория не является целевой. Но случайный разброс здесь настолько велик, что ра дио заслуживает самого пристального внимания. В России сельское население всегда предпочитало ра дио, к тому же сегодня резко уменьшились тиражи га зет как альтернативного источника новостей. Нако нец, радио — это живой голос, способный передавать различные интонации. _ _ Отмечается, что в качестве средства коммуникации
/" радио имеет следующие преимущества.
Дешевизна. Затраты на приобретение приемника и слушание передач невелики, что делает радио доступным практически каждому, а изготовление и передача в эфир радиопрограмм намного дешевле, чем телевизионных.
Охват и воздействие.Радиосообщения могут достигать людей, не пользующихся другими средствами массовой информации или находящимися в пути (в автомобиле, поезде, идущими пешком).
Человеческий голос и музыка.Хотя возможности радио в создании эффектов, оказывающих воздействие на аудиторию, ограничены по сравнению с телевидением, однако они намного превосходят возможности печатных носителей информации (газеты, журналы).
Отсутствие исключительных требований к вниманию.В отличие от чтения газет или просмотра телепередач, радио не посягает на все внимание слушателя. Слушая радио, человек может заниматься каким-то делом, например, работать или вести машину. Радио можно слушать в самых различных местах и ситуациях.
Заменитель общения.Радио часто включают, чтобы не чувствовать себя в одиночестве.
Интерактивность.Современное радио делает возможным открытый диалог в эфире между слушателями, ведущим и гостями студии. Позвонив по телефону или отправив сообщение на пейджер, каждый может задать вопрос, высказать мнение, принять участие в конкурсе и т. д.
Не следует забывать, предупреждает Г. Почепцов, что слушатель четко улавливает, когда вы переходите к чтению заранее написанного текста, поскольку там присутствуют совсем иные конструкции и иные слова [9, с. 214 — 215]. Обратите внимание на причмокивания, которые появляются, когда вы от волнения долго готовитесь начать.
Существует целая теория радиообращений. Так, достаточно эффективными считаются объявления в 10, 20 и 30 секунд, особенно если они наполнены не только словами. Запомнившаяся радиослушателю мелодия — это ключ к сознанию слушателя, примером чему может служить фирменная мелодия сети стоматологических клиник «Мастердент», постоянно звучащая в рекламных роликах компании на радио «Эхо Москвы».
Гмава 4
Выступление на телевидении
Вы когда-нибудь говорили перед камерой? Кто выступал, знает, что уровень волнения здесь гораздо выше и спокойствие во время выступлений приходит не сразу. Надо учиться вести себя в достаточной степени свободно. Поэтому используйте постоянное общение с людьми из мира бизнеса и политики.
Просто говорение и произнесение зрелищно интересной речи — это две разные вещи. Если фигура выступающего неординарна для публики, слушатели будут с интересом воспринимать даже самые банальные высказывания и ситуации. Любому выступающему на телевидении нужно уметь легко перестраиваться, свободно конструировать интересные для данной аудитории тексты, пользоваться мимикой и жестами, вообще иметь приятные для телезрителя манеры. Говорящие головы бывают интересны лишь в том случае, если это умные головы.
Еще один важный момент — оставаться внутренне спокойным. Постарайтесь успокоиться, научитесь руководить своим нервным напряжением, без этого у вас не получится успешного выступления. Хорошо помогают дружеские советы близких, поэтому просите, чтобы ваши домашние чуть более критически посмотрели на ваше появление на телеэкране. Они подскажут вам те незаметные для вас, но видные зрителю привычки, от которых следует избавиться.
Зачастую выступление касается не одного вопроса, поэтому в процессе дискуссии постарайтесь как-то разделить сферы влияния. Не очень хорошо смотрится ситуация, когда горячие споры настолько увлекают, что люди принимаются перебивать друг друга, не давая друг другу договорить до конца. Помните, что на вас будут смотреть не только родственники.
И самое главное — помнить о времени. К примеру, 90% людей, находясь в состоянии нервного возбуждения, стремятся говорить бесконечно долго, у них смещаются границы времени, им кажется, что они говорят не более двух минут, хотя прошло уже целых десять. Но не стоит постоянно смотреть на часы — это раздражает зрителя.
Шормы подачи новостных материалов ■ организация PR -коммуникаций
После нескольких рекомендаций перейдем к конкретным коммуникативным событиям, которые одновременно являются как частью журналистской профессиональной деятельности, так и частью PR-работы.
■ 4.3. Пресс-релиз____________________________
Пресс-релиз— один из распространенных способов передачи информации в СМИ. Содержание пресс-релиза может касаться следующей информации:
• изменения в руководстве компании;
• разработка и выпуск нового продукта или услуги;
• предстоящее событие, мероприятие;
• изменение в статусе компании (слияние, акционирование);
• выход на новые рынки;
• кризисные ситуации, аварии, происшествия;
• комментарии относительно важных событий в отрасли, стране и т. п.
В каждом конкретном случае выбирается одна (реже две) тема пресс-релиза, где могут даваться: описание событий, главных действующих лиц, аналитические комментарии, показательные статистические данные и, главное, интрепретация всего этого в нужном для PR-службы ключе. Практика показывает, что хороший пресс-релиз должен умещаться на одной странице формата А4, шрифт 12 кегль, Times New Roman. В редких случаях пресс-релиз состоит из 2 — 3 страниц, и тогда его рассылают под названием «информационный материал» или «аналитический обзор».
В формальном отношении пресс-релиз можно разделить на следующие составляющие [по 9, с. 54 — 55]:
1. Заголовок.Журналисты очень часто изменяют заголовки, однако наша задача — привлечь внимание к своему пресс-релизу, поэтому специалисту по PR придется тоже проявить творчество в поиске заголовка.
2. Первый абзац,так называемый «лид» (lead),где в 1 — 3 предложениях сообщается вся важнейшая информация.
3. Информационные параграфы.Каждый последующий параграф будет сообщать читателю уже менее важную информацию.
Пава 4
|