Меиижнешп новостей в шстрдированве швстввО анформацои ■ 5.5. Слухи, их особенности и факторы распространения____________________
Чтобы свободой можно было обладать, ее тоже надо ограничить.
Эдмунд Берк
Слухи— это элемент устной коммуникации. Даже сегодня, когда мир охвачен индустриализованными формами массовой коммуникации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человеческой природе общения. Устная коммуникация иногда недооценивается, хотя репутация формируется во многом в этой сфере. Японцы давно определили, что в ситуации личной коммуникации очень эффективно создавать репутацию, например врача, или утверждать действенность того или иного лекарства [12, с. 261]. Естественно, что наличие в сфере устной коммуникации слухов, которые достаточно часто возникают в условиях дефицита информации, тоже является приметой кризиса, и поэтому работа с ними также входит в сферу действия PR.
Особую эффективность направленные слухи демонстрируют во время военных действий, сея в рядах противостоящей армии и у мирного населения пораженческие настроения. Во время вторжения во Францию в 1940 году немцы использовали слухи, распространяемые под видом официальных сообщений французских властей с помощью радио и листовок, для создания панических настроений среди французского мирного населения. Результаты превзошли все ожидания.
В целях доведения информации до целевых аудиторий не исключена и ее спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознательно предусмотренная «утечка», позволяющая достигать желаемого эффекта. Например, многие продавцы тех или иных товаров и услуг уверены,что большинство покупателей приходят к ним не врезультате знакомства с рекламой, а после того, как им рассказал о «хорошей вещи» знакомый, родственник или сосед. Определяющими факторами распространения слухов являются: источник, альтернативное содержание, дискомфорт и «подкормка» опровержениями.
щ____________________________________ Гива 5
Попробуем определить механизм воздействия фактора «Источник». Средний россиянин рассуждает так: газеты коррумпированы, политики лицемерны, бизнесмены продают черное под видом белого, и наоборот. То ли дело, когда информация исходит от близких людей: родственников, приятелей, соседей, сослуживцев и т. п. Доверие к ним объясняется просто: «свой не обманет» [1].
Случайные встречные, не замеченные ни в чем плохом просто в силу малой известности: попутчики в транспорте, стоящие рядом в очереди, собутыльники... Все эти люди имеют в глазах слушателя одно достоинство: «А какой смысл им меня обманывать? Мы ведь никогда больше не увидимся!»
Еще одна возможность — так называемые, личные авторитеты. Для больного — это врач, оказавший ему помощь, для призывника из деревни — видавший виды прапорщик, для спортсмена — тренер, для мелкого воришки — «вор в законе». В роли такого «авторитета» может выступить приехавший в захолустье житель столицы с атрибутами «крутого».
Если проанализировать эти примеры, то оказывается, что для распространения слухов важно, чтобы:
а) между источником и потребителем информации существовала авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т. п.);
б) присутствовал элемент восхищения собеседни ком хотя бы по одному параметру, необязательно от носящемуся к существу слуха (самый сильный, самый богатый, самый красивый);
в) источник принадлежал к кругам, которые недоступ ны слушателю («Знакомая тетка работает в Белом доме...» или «Вчера на свадьбе сидел с одним полковником...»).
Другая причина особой эффективности слухов связана с их содержанием. Наиболее эффективна явно или мнимо запретная альтернативная информация, содержащая элементы опровержения или отрицания каких-либо общеизвестных или общедоступных сведений. Желание выделиться из серой толпы находит свое отражение и в желании владеть «другой», необычной информацией.
Слух пользуется успехом, если имеет дискомфорт-114 ную информацию, т. е. такую, которая вызывает
Менеджмент иввостеИ н шсшрдоровзное тошное нформацин
страх, тревогу, возмущение, прерывает обычный ход событий. Практика показывает, что влияние негативных слухов по сравнению с позитивными значительно более сильное. Возможно, это следствие недоверия к власти или особенность человеческой психики: вспоминая прошлое, мы останавливаемся на событиях, выходящих за рамки повседневности, но не саму повседневность. Негативный слух живуч еще и потому, что его порой невозможно опровергнуть, ибо сталкиваешься необходимостью доказывать, что «ты не верблюд». Невозможно, строго говоря, доказать, что Некто вообще не берет взяток. Можно доказать, что он не взял в конкретной ситуации от конкретного лица и даже вообще никогда не был замечен в лихоимстве. Но невозможно со 100% уверенностью утверждать, что он не брал в других обстоятельствах или не возьмет в будущем. И сколько здесь простора для домыслов и предположений, а значит, и для слухов.
И наконец, четвертый фактор, определяющий живучесть злонамеренной и досужей молвы, — ее «подкормка» всевозможными опровержениями.Кто-то даже пошутил, что слухам не верят до тех пор, пока их не начинают опровергать.
Резюме
• Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Массовая коммуникация имеет следующие особенности: 1) канал сообщения — сложные технологические системы; 2) сообщение в ней является результатом массового производства; 3) открытость и публичный характер; 4) контролируемый доступ к средствам передачи (цензура); 5) асимметричность отношений передающей и принимающей сторон; 6) множество получателей информации.
• Менеджмент новостей позволяет вводить элементы управления в информационно-событийный ряд. Основными его этапами являются: отбор событий, подготовка ожидания, проведение события, его освещение и резонанс (комментарии, упоминание, ссылки на него). Человек, занимающийся менеджментом новостей и исправле-
Паи 5
нием ошибок оповещения событий, именуется «спин-доктором». Существует пять способов использования спина: 1) до-спин — подготовка к событию; 2) после— спин — наведение блеска на событие; 3) торнадо-спин — перевод интересов в другую сферу; 4) контроль кризиса; 5) уменьшение ущерба после события. Задачей спин-доктора является правильное использование его инструментов для ускорения или торможения событий.
• PR известны следующие механизмы конструирования новостной информации: формирование собственного информационного потока, сегментирование информационного потока, манипулирование информацией, приоритетная поставка информации, информационное партнерство, оптимизация формы и стиля подачи информации.
• Основными приемами конструирования новостной информации являются: «привязка» к круглой дате, «событие на выбор», различные составляющие, демонстрация разных взглядов, присутствие влиятельных людей, наличие важной проблемы, скандал и различные сочетания вышеперечисленных способов.
• Для увеличения значимости новости используют следующие приемы: сообщение новости быстрее других, подача новости как эксклюзивной, предоставление новости в цепочке событий, наличие комментариев к новости, подведение итогов, наличие фотографий.
• Слухи являются элементом устной коммуникации. Чаще всего они возникают в условиях дефицита информации, являются признаком наличия кризиса. Поэтому работа с ними входит в обязанности специалиста по PR. Факторами распространения слухов являются: источник (важно наличие дистанции, восхищение собеседником и его недоступность слушателю), альтернативное содержание дискомфорт, и подкормка опровержениями.
Темы ря самостоятельного изучения
1. Профессия «спин-доктор». Ее появления и распространение.
2. Морально-этические аспекты профессии «спин-доктор».
3. Конструирование событийного ряда.
4. Основной и дополнительный вес новости.
5. Слухи, их распространение и борьба с ними.
6. Развитие событийного ряда на примере предвыборной кампании кандидата в президенты России.
Мнецмеигс новостей у шмрупрованне иовестнвй информации Вопросы для обсуждения
1. Можно ли сформировать общественное мнение? Если да, то как происходит это формирование?
2. Этично ли быть «спин-доктором»?
3. В чем состоит работа «спин-доктора»?
4. Какие стадии прохождения новости/события в пространстве массовых коммуникаций можно выделить?
5. Какие инструменты существуют для торможения и ускорения события в СМИ?
6. Сформулируйте приемы конструирования новостной информации.
7. Какие существуют способы усиления новости? Вспомните примеры усиления новости?
8. Что такое слухи? Какие факторы влияют на силу их воздействия?
9. В чем сила и слабость слухов как новостного канала?
10. Нравятся ли вам те новости, которые вы смотрите по телевидению?
11. Какое СМИ вам кажется наиболее правдивым? Как выбрать СМИ, которому можно доверять?
12. Как вы думаете, есть ли связь между вспышками заболеваний сибирской язвой с трагедией в США, между атипичной пневмонией и войной в Ираке (2003 г.) ?
Практические задания
|