Численный пример средней доля вида рекламы товара/услуги На радио
МЬ
| Наименование
| Доля, %
|
| Связь
| 14,52
|
| Развлечения
| 10,72
|
| Рестораны, клубы. Казино
| 9,71
|
| Средства массовой информации
| 8,74
|
| Автомобили
| 7,95
|
| Финансовая, страховая деятельность
| 6,72
|
| Медицинские услуги
| 4,04
|
| Мебель и светильники
| 3,97
|
| Одежда и обувь
| 3,87
|
| Путешествия и отдых
| 2,73
|
| Остальное
| 23,03
| Источник: «Gullup Media».
Стоимость 1 мин рекламного времени на ]000 слушателей = стоимость 1 мин рекламного времени / (население города, тыс. чел. х рейтинг радиостанции, %).
Расценки на рекламное время зависят от трех моментов: времени суток, длительности ролика и количестве передач в эфире. Если вы покупаете две передачи во время утреннего пика, то платите 50 долл. за каждую; но если покупаете 25 передач в течение месяца, с вас попросят по 37 долл. за каждую.
Обычно субботнее время стоит дешевле, чем в будни. Но поскольку именно в субботу многие люди на машинах отправляются за покупками, вы можете за небольшие деньги «достучаться» до потенциальных клиентов.
Тарифная ставка в зависимости от класса времени на радио выстраивается следующим образом (табл. 2.23).
Таблица 2.23 Тарифное соответствие на радиорекламу
Класс времени
| Временной интервал
| АЛ
| 5.30-10.00
| Л
| 15.00-19.00
| В
| 10.00-15.00
| С
| 19.00-24.00
| D
| 24.00-5.30
|
Самое дорогое время на радио — «драйв-тайм» (утренние часы) класс АА, самое дешевое — класс D. Стоимость рекламы в карточках расценок дается за минуту эфира. Минута дробиться на «слоты», например, 5-, 10-, 15- и т.д. секундные отрезки времени. Рекламный ролик по длительности округляется до ближайшего большего слота и оплачивается по его цене.
Чтобы реклама на радио была эффективной, она должна звучать не менее 20 раз в неделю. На неделе передачи лучше проводить со среды по субботу. Частота повторения передач на месяц — через неделю.
Чаще всего рекламодатели стремятся разместить рекламу на популярных радиостанциях. На первый взгляд куда выгоднее разместить несколько рекламных сообщений на радиостанции с обширной аудиторией, чем оплачивать большее число рекламы на радиостанции с относительно небольшим числом слушателей. Как видно из графика (рис. 2.11), соотношение охвата аудитории и стоимости размещения рекламы на радиостанциях не всегда пропорционально.
Рис. 2.11. Соотношение охвата аудитории и стоимости размещения
рекламы
К примеру, при практически равном охвате аудитории размещение одного рекламного стопа на радиостанции «Хит FM» стоит почти в 1,5 раза дороже, чем на радиостанции «Эхо Москвы».
Следует учитывать и тот факт, что иены, приводимые в прайс-листах радиостанций, являются базовыми. В зависимости от объема размещений на радиостанции можно получить скидки от 5 до 30%. Также можно использовать возможности размещения через рекламные агентства. Это особенно выгодно при размещении на нескольких станциях.
В этом случае скидка может действовать от общего объема размещений на нескольких станциях, например, на станции действует скидка 5% на 20 мин эфирного времени, агентство предлагает аналогичную скидку также от 20 мин, но это время может складываться из эфиров двух и более радиостанций, т.е. на каждой станции получаем скидку 5% уже для 10 мин, а если мы покупаем по 20 мин на нескольких станциях (двух), то получаем скидку на объем от 40 мин, то есть 15%.
Еще один вариант сотрудничества, который позволяет снизить стоимость эфирного времени, — заключение договора на год. По этому договору фирма обязуется разместить определенный объем рекламы в течение года с определенной скидкой (например, у Европы Плюс — до 40%), причем размещение рекламы осуществляется по мере необходимости, и оплачивается по факту.
Следует отметить, что при долгосрочном сотрудничестве и радиостанции, и рекламные агентства предоставляют услуги по изготовлению радиороликов со значительной скидкой, а иногда и бесплатно.
Кроме обычных радиороликов интересным представляется и спонсорство специальных программ. Оно обычно включает в себя ежедневный многократный анонс программы с указанием имени спонсора и так называемое «время для спонсора» во время выхода программы в эфир, в течение которого рекламируются товары и услуги спонсора. Также перед началом и в конце передачи звучат информационный и имиджевый ролики спонсора.
Спонсорство дает ряд существенных преимуществ: целевые передачи обычно собирают большую аудиторию, а единоличное владение рекламным временем в ее пределах позволяет акцентировать внимание этой аудитории на нашей фирме или товаре.
ПОКАЗАТЕЛИ МЕДИАПЛАНИРОВАНИЯ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Необходимо отметить, что стратегически наружная реклама является второстепенным средством рекламы. Всегда имеет смысл объединить ее с другими средствами информации для обеспечения максимальной эффективности и поддержки основной рекламы в продвижении товара. Процесс медиапланирования такой рекламы соответствует многим правилам рассмотренных ранее СМИ. Особенностью планирования в наружной рекламе является:
— определение целевой аудитории наружной рекламы;
— знание географии потока движения целевой аудитории;
— предварительное планирование из-за длительности показа наружной рекламы.
Реклама на щитах покупается на основании совокупного рейтинга (GRP) или на основе показов. Показы закупаются от 50 до 100 ед. и измеряют дублирующую аудиторию, охваченную распределением постеров, т.к. их числом, используемым в отдельной покупке. 75 показов означает, что ежедневные экспозиции наружных обращений рекламодателя охватывают 50% взрослого населения рынка.
Аудитория наружной рекламы оценивается ежедневной эффективной циркуляцией суточной аудитории (DEC — daily effective circulation) и рассчитывается по следующей формуле:
DEC — Количество машин за сутки = Среднестатистическое значение (математическое ожидание) машин на конкретной улице, где стоит щит.
Для неосвещенных щитов это число следует умножить на 0,45.
Например, население города Н-ска 500 тыс. чел. Закупленный уровень аудитории 50 GRP (экспозиция показов). Рассматриваемое размещение: 10 щитов с подсветкой и 3 — без. Анализ размещения 13 щитов приводит к 100 тыс. DEC, тогда экспозиция СЛР-показа = = DEC I Население рынка = 100 / 500 х 100% = 50.
Важным показателем медиапланирования выступает показатель СРТ (cost per thousand) — затраты на тысячу зрителей, который определен как отношение бюджета рекламной кампании к численности ее аудитории в тысячах человек. Наружная реклама имеет самый низкий уровень СРТ. По-существу, медиапланирование наружной рекламы связано с расчетом цены за тысячу экспозиций — визуальных контактов со зрителем. Его можно рассчитать по следующей формуле:
СРТ = Стоимость изготовления конструкции и аренды места / 1000 (число экспозиций за сутки)
Следующий шаг — расчет по той же формуле не просто числа экспозиций, а именно экспозиций в целевой аудитории. Естественно, что для этого надо располагать данными о социально-демографических характеристиках и уровне доходов пассажиров, водителей, пешеходов. Выработаны рекомендации по расчету ау-
дитории транзитной рекламы. Величину эффективной аудитории можно рассчитать по эмпирической формуле:
Охват (Reach) = пА / 2 + т Т/ 4 + Р/ 2,
где А — число автомобилей, проезжающих мимо рекламной конструкции; п — число пассажиров в автомобиле; Г— число наземного транспорта, проезжающего через рекламную конструкцию; m — среднее число пассажиров в наземном городском транспорте; Р — среднее число пешеходов, проходящих мимо рекламной конструкции. Охват аудитории можно рассчитывать только за интересующую единицу времени. Контакт с аудиторией усиливает ротация — перенос наружной рекламы с места на место. Мультивизионные изображения часто по формату близки к щиту, но состоят из расположенных вертикально трехгранных призм, одновременно поворачиваемых электромотором каждые 8 с. Таким образом, последовательно появляются три различных рекламных обращения. В табл. 2.24 приведены данные по работе внешней рекламы с аудиторией.
Таблица 2.24 Состав аудитории, с которой работают плакаты
Население
| Охват
| Частота
| Мужчины
|
|
| Молодежь (15—24 года)
|
|
| Смотрящие ТВ изредка
|
|
| Читатели прессы
|
|
| Местом особого притяжения в наружной щитовой рекламе является правый верхний угол. Разумеется, играют роль и общая направленность сюжета на изображении, его целостность, особенности ландшафта, направление потока потребителей, осве-щаемость плаката и т.д. На рис, 2.12 показаны результаты заме-ченности сюжета рекламы в зависимости от места изображения ее элементов на полотне.
Рис. 2.12. Уровеньзапоминаемости сюжетов щитовой наружной рекламы взависимости от сегмента расположения на баннере
М
Данные замеченности рекламы на баннере влияют на рост продолжительности ее вещания. Низкий процент показа уникального торгового предложения влияет на снижение частоты показа рекламного сообщения, что приводит к росту стоимости показа, и наоборот.
ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ИНТЕРНЕТЕ
В русской Сети положительное отношение к рекламе у 50% пользователей, не любят баннерную рекламу, но понимают ее необходимость 18%, спокойно относятся 28%.
Пользователи Интернета активны в поиске и восприятии информации, поэтому вероятность воздействия рекламы здесь выше: около 30% опрошенных респондентов помнят увиденную баннерную рекламу через 7 дней. Каждый следующий показ баннера увеличивает эту цифру.
Из этих «помнящих» 96% просто видели баннер, и лишь 4% щелкнули на него и попали на веб-сайт рекламодателя. Принимая во внимание, что щелкают в среднем лишь 2% видевших баннер, делается вывод, что для имиджевой рекламы показы баннера гораздо важнее, чем клики на баннер.
После одной демонстрации баннера осведомленность о существовании данного бренда (BrandAwareness) в среднем увеличивается на 7%. Каждый показ баннера создает связь между брендом и соответствующей группой товаров и продвигает его по иерархической лестнице.
После одного показа баннера приверженность потребителя конкретной марке увеличивается на 4%, что является индикатором потенциального увеличения продаж.
Стоимость рекламной кампании зависит от поставленных задач, методов решения и от того, какой пакет рекламоносителей для нее требуется. Данных о «средней» стоимости рекламной кампании в Интернете на сегодня нет, существует только средняя стоимость решения того или иного типа. Рекламодатели обычно платят за рекламу в Сети, исходя из количества показов баннера пользователям или нажатий на баннер (кликов).
При отсутствии собственного сайта также можно использовать Интернет-рекламу. Для этого надо использовать #7"Л/£-страничку с текстовой информацией о рекламируемом товаре (услуге), с реквизитами вашей компании, контактной информацией. Такая стра-
ница обычно размещается на сервере рекламоносителя на период рекламной кампании и стоит существенно дешевле, чем создание www-сайта. Так, например, на серверах Rambler размещение такой страницы стоит 20 долл. при объеме заказа на рекламу до 500 долл. и бесплатно — при больших объемах.
Для каждой из стадий вовлечения пользователей возможна разная степень контроля за эффективностью ее выполнения.
1. Осведомленность. На этой стадии работает только внешняя пассивная реклама, взаимодействие с рекламой или сайтом не происходит. Критерием эффективности здесь является индекс осведомленности
AW — Осведомленные пользователи / Целевая аудитория, а также еще несколько параметров, которые в отличие от AW поддаются более-менее точным подсчетам: количество показов рекламы (AD Exposure); количество показов рекламы уникальным пользователям (AD reach); среднее количество показов рекламы уникальному пользователю (ADfrequency).
Рассчитаем AD frequency интернет-магазина Aromat.ru: Пользователи загружают главную страницу сервера с размещенным на ней баннером 5000 раз в день. Согласно показаниям счетчика Rambler (www.rambler.ru)> из этих 5000 обращений — 1000 было сделано уникальными пользователями. Получается, что за этот день AD Exposure = 10 000, AD reach = 2000, AD frequency = - 10 000 / 2000 = 5. Следовательно, каждый из уникальных пользователей увидел рекламу компании 5 раз.
2. Привлечение. Наиболее близкой характеристикой по привле чению посетителей является CTR — отношение количества пользо вателей, которые кликнули на рекламу, к общему числу пользова телей, которым она была продемонстрирована. Хотя, разумеется, здесь есть и ряд погрешностей — например, если на баннере есть *URLe, пользователь может набрать адрес сайта в браузере, а не кликать по ссылке мышкой. На CTR влияют все факторы, пере численные для предыдущей стадии — «осведомленность».
Показатель CTR {click through ratio) — процентное соотношение числа кликов к числу показов. В настоящее время CTR является основным критерием при сравнении эффективности работы рекламных носителей, мест и схем размещения, выбранных фокусировок и т.д. На самом деле, CTR является только критерием количества привлеченных пользователей, но не их «качества». Поэтому делать
6 *URL — адрес, ссылка интернет-ресурса, например www.aromat.ru. Браузер — программа для просмотров станиц в Интернете.
выводы об эффективности, основываясь только на сравнении CTR, неправильно. Желательно проводить более глубокий анализ. О значении CTR рапортует веб-издатель. Фактически он сообщает о количестве показов рекламы {Adimpressions) и количестве нажатий на рекламу (Number of Clicks):
CTR = Number of Clicks / AD impressions.
Рассчитаем данные по интернет-магазину Aromat.ru: CTR = = 345 / 10 000 = 0,0345 х 100% = 3,45%.
Примем, что средний CTR равен 1—1,5%, следовательно, по откликам на рекламу и непосредственно по пользователям, которые пришли с этой рекламы в интернет-магазин, данная рекламная кампания «23 февраля* прошла успешно.
3. Контакт. Не все привлеченные рекламой пользователи станут действительно посетителями сайта рекламодателя. Нажав на ссылку или набрав URL в окне браузера, пользователи могут не дождаться загрузки сайта при низкой скорости соединения или плохой скорости загрузки сайта с сервера; может некорректно работать служба редиректа на сайт рекламодателя (такое бывает с баннерными сетями); отвлечься от посещения сайта. Сайт загрузится, но пользователь так его и не увидит.
Редирект — рекламный трюк. При нажатии на баннер, попадаете на сайт-обманку, который мгновенно отправляет на другой адрес. Количество потерянных таким образом пользователей можно определить как разницу: количество кликов (сайт 1) - количество посетителей (с сайта 1) = потери от привлеченных пользователей (с сайта 1). И если о количестве показов рекламы и количестве нажатий на нее с определенным уровнем точности может отрапортовать веб-издатель, размещавший рекламу, то оценить фактическое количество пользователей, которые были привлечены той или иной площадкой, можно только исследуя логи сервера или снимая показатели «продвинутых» счетчиков.
Имея данные веб-издателя и данные, полученные от своего сервера (логи или счетчики), вы сможете для каждого рекламного направления определить показатель, который можно условно назвать «эффективность контакта»:
CON — Посетители / Кликиу или CON — Посетители по логам / AD impressions (CON = 9830 / 10 000 х 100% = 98,3%).
аэ
Следовательно, количество реальных посетителей составляет 98,3% отчетных показателей обычных счетчиков.
4. Действие. При определении эффективности каждого рек ламного направления важно не только тотальное количество привлеченных посетителей, но и то, насколько они интересны для рекламодателя. Так, московский системный интегратор будет больше всего заинтересован в посетителях из Москвы, работа ющих в крупных или средних фирмах, принимающих решение или влияющих на принятие внутри своей компании решения о техническом обеспечении бизнес-процессов. Определяется двумя типами характеристик:
а) индивидуальные — например, по IP-адресу можно опреде лить географическое положение посетителя, его провайдера (сту денческий или корпоративный), иногда даже название компании посетителя. Если пользователь заполнит на сайте анкету о себе, то данных будет гораздо больше и именно тех, которые представляют наибольший интерес;
б) поведенческие — именно эти характеристики и определяют действия, совершаемые посетителем.
5. Глубина интереса — можно просчитать, сколько времени пользователь провел на сайте, сколько страниц он просмотрел, какие конкретно страницы и разделы сервера он смотрел, скачивал ли прайс-лист или wor-документы.
6. Обратная связь — специальные веб-формы, голосования, опросы, конференции на сайте могут быть эффективным инструментом организации обратной связи с существующими и потенциальными клиентами.
7. Заполнение заявок и другие действия. Заявки могут быть совершенно разного типа, в зависимости от поставленных задач и возможности решить их с помощью Интернета: станьте нашим дилером; примите участие в лотерее; заполните анкету для получения бесплатного образца нашей продукции; сформируйте заказ на наше оборудование; подпишитесь на новости нашего сайта и т.д.
8. Продажи on-line. Если вы осуществляете продажи on-line и эти продажи являются первостепенной задачей рекламной кампании, то у вас есть максимально точная возможность оценки как всей рекламной кампании, так и каждого из ее направлений.
9. Повторение. Повторные действия пользователей в большей степени зависят от качества сайта/продукции/сервиса, которыми они уже воспользовались. Никакая реклама не способна заста-
вить пользователя повторно заказать товар, которым он остался недоволен.
10. Повторные посещения. Если предназначение его сайта — про дажа рекламы, то важнейшей задачей для вас является не только привлечение новых посетителей, но и формирование постоянной аудитории на сервере. Есть такое понятие как «подушка посеща емости».
Замеряется количество уникальных посетителей в среднем до начала рекламной кампании, их количество после ее окончания. Разница между этими значениями и есть прирост постоянной аудитории сайта, причем чем больше прирост, тем более качественно была произведена рекламная кампания.
11. Повторные покупки. В зависимости от типа его бизнеса именно повторные покупки могут формировать львиную долю оборота компании. Поэтому отследить, какие направления при носят не просто покупателей, а преданных Вам постоянных кли ентов, очень важно.
— Ценовые модели размещения рекламы. В Сети существует целый набор «неновых моделей» — расчета за рекламу. Некоторые из моделей являются уникальными и не имеют аналогов в традиционных рекламных каналах.
— Фиксированная плата (Flat Fee Advertising) . Одна из наиболее популярных ценовых моделей — это размещение рекламы без учета количества показов и нажатий. Многие веб-сайты стремятся разместить баннер рекламодателя на одной или нескольких своих страницах, взимая за это фиксированную плату в месяц. Стоимость зависит от посещаемости страниц, тематики сервера, расположения рекламы на странице.
— СРМ (Costper thousand) — стоимость за тысячу показов рекламы является наиболее распространенной ценовой моделью в Сети. Расчет идет за количество показов, подсчет которых ведет программа. Реальной мерой количества показов служит AD exposure — реальный показ рекламы, а не просто факт ее загрузки в браузер. К сожалению, такой показатель не поддается программному подсчету, поэтому и не работает ни с одной ценовой моделью. На базе СРМ часто калькулируется стоимость размещения рекламы на телевидении и радио. В Рунете у серверов, продающих показы баннеров, СРМ колеблется от 2 до 50 долл.
— СРС (cost per click) — стоимость за тысячу кликов. Ценовая модель, при которой рекламодатель платит непосредственно за нажатия на свою рекламу. В Рунете у серверов, продающих клики,
СРС обычно составляет 200—300 долл. за тысячу кликов. Не следует путать СРС со стоимостью за посетителя (CPV). Количество кликов может быть больше, чем количество привлеченных этими кликами посетителей, потери могут составлять до 50%. Клики учитываются на стороне (сайте) издателя, посетители на стороне рекламодателя.
~ CPV (cost per visitor) — стоимость за тысячу посетителей. Данная ценовая модель аналогична СРС, но более сложно поддается подсчету (учет можно вести только непосредственно на стороне рекламодателя) и поэтому получила меньшее распространение.
— С PA (cost per action). Ценовая модель, при которой рекламодатель ведет расчет с издателем, разместившим рекламу, за конкретные действия привлеченных посетителей. Так, например, расчет может производиться за количество заполненных анкет, подписки на определенные сервисы, заполнение заявок и т.д. Этот ценовой принцип, наряду с СРА, наиболее часто используется в партнерских программах.
— CPS (cost per sale). Ценовая модель, при которой рекламодатель ведет расчет с издателем, разместившим рекламу, базируясь на продажах привлеченным посетителям. Принцип похож на С РА и также используется преимущественно в партнерских программах. Отличием является фиксация не только совершения покупки, но и непосредственно суммы покупки. Соответственно, оплатой является нефиксированная цена действия, а процент от продаж. Так, Интернет-магазин Ozon.ru платит от 3 до 10%, Amazon.com — от 5 до 15% от суммы продаж за привлеченных веб-издателем покупателей.
|