ГЛАВА 3. МЕДИАСТРУКТУРЫ В МОДЕЛИ РЕКЛАМНОГО РЫНКА АНАЛИЗ АУДИТОРИИ РЕКЛАМЫ
В рекламной деятельности с целью экономии рекламного бюджета важно определить главных потенциальных клиентов, на которых будет направлено рекламное обращение, оценить их и выбрать наиболее привлекательных. В зависимости от этих клиентов будет осуществляться разработка концепции рекламы, средств рекламы, характеристик медиапланирования.
Под сегментацией рекламного рынка понимается разделение его на сегменты потребителей, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды рекламной деятельности на рынке. Сегментация рынка выступает основополагающим действием в системе маркетинга, она применяется только по отношению к потребителям определенного рынка.
Главными группами потребителей рекламы выступают: 1) покупатели; 2) канал распределения; 3) сотрудники фирмы рекламодателя; 4) акционеры; 5) сообщество в целом. Выбор конкретной группы зависит от маркетинговой цели. В большинстве случаев рекламодателя интересуют покупатели (клиенты), на них направлены рекламные усилия, поэтому сегментация рассматривается в основном на примере конечных потребителей товара.
Цель сегментирования — создание словесного портрета (профиля) потребителя по всем возможным признакам для обеспечения достижения его рекламными средствами. Цели сегментирования отражают цели маркетингового позиционирования. Позиционирование в общем понимании отвечает на вопросы: Кто я? Где я? С кем, почему и с какой целью? Позиционирование раскрывает сегментирование аудитории: определение групп потенциальных клиентов; выбор сегмента, на который будет делаться ставка в рекламной кампании; определение целей и задач рекламной кампании для выбранного сегмента рынка. По профилю типичного потребителя составляются рекламные тексты, сюжеты, музыка и т.д. Сегментация должна рассмотреть мотивы, требования и возможности потребителей рекламы.
Разделение потребительской аудитории осуществляется по различным критериям. Чем больше критериев сегментирования, тем точнее будет выбрана целевая аудитория; чем их меньше, тем шире
потребительский сегмент. Рекламодатель сам должен принять решение о критериях сегментирования для выделения целевой аудитории и анализа полученных количественных и качественных характеристик, для того чтобы обеспечить более прицельное рекламное воздействие через средства рекламы, с которыми они в наибольшей степени контактируют. От того, насколько велика целевая аудитория, зависит выбор средств рекламы. А ее конкретные социально-демографические параметры определяют выбор газет, журналов, радиостанций, каналов и программ телевидения, используемых для размещения рекламы. Грамотная сегментация влияет на повышение конкурентоспособности рекламодателя, эффективности рекламной кампании и сокращение расходования рекламного бюджета.
Сегментация позволяет: уточнить потенциальную емкость рынка; определить профиль наиболее вероятного потребителя, показать особенности потребителя на различных сегментах рынка, понять, какие из характеристик потребителя являются устойчивыми и потому более значимыми для прогнозирования нужд и запросов; выявить, как изменить параметры продукта/услуги (цену, конструкцию, упаковку, дизайн и т.д.) при его реализации на различных сегментах рынка; выяснить, какие изменения нужно внести в стратегию маркетинга и рекламы при работе с разными группами потребителей.
Сегмент рекламного рынка — это выделенная часть общего рынка потребителей рекламы, имеющих некоторые общие признаки, сходно реагирующих на рекламное воздействие.
Профиль потребителей — социально-демографические и поведенческие характеристики потенциальных потребителей рекламы.
Потребитель — это то лицо, которое непосредственно пользуется рекламным или рекламируемым товаром или услугой; это основное направление цели рекламной деятельности, субъект рекламных инвестиций для принесения дохода рекламодателю.
Рекламный рынок с позиций маркетинга рассматривается как совокупность всех потребителей рекламного товара (услуги), как реально существующих, так и потенциальных. Он классифицируется на:
— потенциальный рынок (совокупность потребителей, проявляющих интерес к рекламному товару);
— доступный (потребители, проявляющие интерес, имеющие доход и доступ к рекламному товару);
— квалифицированный, как совокупность доступного сегмента плюс имеющие право рекламировать свой товар;
т
— целевой, представляющий часть квалифицированного, на который рекламодатель направляет рекламу;
— освоенный, состоящий из активно пользующихся рекламой потребителей.
Освоенный рынок включает в себя два сегмента.
1. Освоенный целевой рынок — это все те, на кого направлены составляющие рекламного маркетинга. В этом сегменте выделя ются два подсегмента:
— активный, на котором потребление рекламного товара осуществляется через розницу;
— пассивный, потребляющий рекламу по мере случайного контакта с рекламоносителем или медиаканалом.
С позиции достижения целевого рынка средствами рекламы следует выделить:
— потенциальный рынок — все потребители, территория проживания которых входит в зону охвата рекламной кампании;
— реальный, потребители которого пользуются услугами СМИ;
— остаточный, потребители которого равнодушны к рекламе;
— нежелательный — потребители, не относящиеся к целевому, но мнение которых важно для рекламодателя, например группы противников рекламы, конкуренты, государственные службы по надзору за рекламой и др.
Всех потребителей по отношению к рекламируемому товару можно разделить на четыре группы:
— лояльные к бренду, обеспечивающие основной объем продаж сейчас и являющиеся приверженцами в будущем;
— переключающиеся с бренда на бренд и определяемые как потенциал рекламной кампании;
— новые потребители товарной категории, представляющие «знаки вопроса» в рекламной кампании;
— лояльные к другим брендам, работа с которыми невыгодна. Степень сегментации во многом предопределяется назначением
рекламируемого товара. Чем специфичнее товар или услуга, тем £же сегмент, в котором они могут быть прорекламированы.
2. Корпоративный рынок, на котором потребление рекламы осу ществляется организациями для собственных нужд. В настоящее время корпоративный рынок составляет 7,5% общего объема рын ка7. В качестве корпоративных потребителей могут выступать со-
7 Качалов И. Пример анализа тенденций развития узкого рыночного сектора // Рекламные технологии. 2004. № 7. С. 4—5.
трудники фирмы-производителя, посредники в продвижении рекламы, каналы показа рекламы для осуществления коммерческой деятельности, учебные заведения, в качестве объекта и предмета изучения, аналитические рекламные структуры, коллекционеры рекламы, библиотеки, производители средств рекламной деятельности, инвесторы в рекламный бизнес, предприниматели и т.д.
Данные о целевом рынке могут повлиять не только на замысел рекламной кампании или ее тематику, но и на выбор средств, в которых будут размещены рекламные материалы.
Задача медиапланирования при сегментации заключается в том, чтобы подобрать необходимые рекламные инструменты к нужной аудитории с учетом времени, в наилучшем окружении и в самом логичном месте, чтобы рекламное сообщение не только достигло наиболее обширной аудитории, но также привлекло ее внимание и побудило покупателей к определенным действиям. Хотя маркетинговый план описывает целевой рынок, для использования в медиаплане эта информация должна быть переработана. Разработчики медиастратегии нуждаются в такой информации, которая укажет им наиболее эффективные средства доставки сообщения соответствующей аудитории. Пока специалисты по творческой стратегии пытаются понять аудиторию, для которой они будут создавать маркетинговые коммуникационные сообщения, разработчики медиастратегии должны убедиться, что конкретная аудитория средств информации совпадает с намеченной целевой аудиторией. Специалисты по медиапланированию должны выбрать такие средства информации, которые будут наиболее эффективны при доставке сообщений целевому рынку.
Разработчики медиастратегии заинтересованы в получении информации, которая помогает им привязать определенные потребительские характеристики к конкретному средству доставки информации. Чтобы проводить корректные сравнения между разными средствами информации, медиапланировщики должны знать характеристики аудитории.
В России дифференциация потребителей рекламы значительно выше, чем в развитых странах. Очень большая часть населения страны по разным причинам (низкий платежеспособный спрос, удаленность от каналов сбыта из-за географической удаленности, слабости транспортных коммуникаций, этнических и религиозных особенностей) вообще не интересует рекламодателей. Прежде всего это жители сельской местности и удаленных районов Севера, гор, степей и т.д. Некоторые специалисты считают, что из общей
численности населения России от трети до половины вообще можно не учитывать при планировании рекламной деятельности8.
Исходя из сложившейся ситуации, вся реклама по своей структуре делится на рекламу марочного и немарочного товара и, соответственно, рекламный рынок делится на две части: брендо-вый и свободный. По специфике потребительского поведения на рекламном рынке установлено два качественных сегмента9: позиционированных, потребляющих конкретный марочный товар; не позиционированных (свободных), не отдающих предпочтения какой-либо марке.
Сегодня большую часть распространяемой рекламы составляет средне- и сильносегментированная реклама. Таким образом, она обретает все большую конкретику и адресную направленность, что, в свою очередь, повышает ее экономическую эффективность. Степень сегментации во многом предопределяется назначением рекламируемого продукта. Чем специфичнее товар или услуга, тем Уже сегмент аудитории, среди которой они могут быть прорекламированы.
Главными группами потребителей рекламы выступают: покупатели, канал распределения, сотрудники фирмы-рекламодателя, акционеры, сообщество в целом. Выбор конкретной группы зависит от маркетинговой цели. В большинстве случаев рекламодателя интересуют покупатели (клиенты), на них направлены рекламные усилия, поэтому сегментация рассматривается в основном на примере конечных потребителей товара (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Структура потребителей рекламы
8 Веселое С Как построить прогноз развития рекламного рынка // Рекламные технологии. 2004. N° 3. С. 10.
9 Рязанов Ю., Шматов Г. Медиапланирование. Екатеринбург, 2002. С. 33—43.
В соответствии с концепцией жизненных стилей Бикертона10, потребителями рекламы выступают: 1) «академики» — сотрудники различных институтов, библиотек; 2) «бизнесмены», использующие рекламу в качестве информации для бизнеса; 3) «новаторы», использующие рекламу как компас нового образа жизни; 4) «увлеченные», осуществляющие покупки через рекламу; 5) «технологи», рассматривающие рекламу с точки зрения совершениствования рекламных технологий; 6) «менеджеры», анализирующие рекламу конкурентов для совершенствования своей.
В зависимости от критериев сегментации можно выбрать вариант охвата рекламного рынка. В табл. 3.1 представлены варианты охвата рынка в зависимости от типов маркетинга.
Таблица 3.1 Целевой рынок рекламы в зависимости от типов маркетинга
Тип маркетинга
| Целевой рынок
| Рекламная деятельность на целевом рынке
| 1. В зависимости от товара и потребителя
| Недифференцированный
| Рекламодатели одного товара, общность запросов потребителей
| Информационная или побудительная реклама общности представляемых атрибутов товаров
| Дифференцированный
| Рекламодатели разных товаров, разные сегменты потребителей
| Информационная или имиджевая реклама особенностей
атрибутов товара
| Концентрированный
| Отдельная группа потребителей
| Рекламное воздействие на имидж потребителя
| 2. В зависимости от состояния спроса
| Конверсионный
| Рекламодатели и потребители новых товаров
| Реклама имиджа фирмы, логотипа
| Стимулирующий
| Разные сегменты
потребителей
| Реклама товарной марки, торгового знака
| Развивающийся
| Целевые сегменты потребителей
| Информационная реклама, реклама упаковки и торгового знака
| Ре маркетинг
| Разные сегменты потребителей
| Реклама потребителя товарной марки и имиджевая патриотическая реклама
| Демаркетинг
| Разные сегменты потребителей
| Реклама будущего товара
| Синхромарке-
тинг
| Разные сегменты потребителей
| Реклама стабильности и имиджевая реклама
| Поддерживающий маркетинг
| Целевые сегменты потребителей |
| Реклама стабильности
| 10 Таганов Д.Н. Интернет как новый элемент системы маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. 2003. № 3. С. 67-74.
W5
Различают признаки и критерии сегментации. С помощью признака определяются показатели способа выделения сегмента. С помощью критериев оценивается выбранный сегмент, К основным критериям сегментации рекламного рынка относят:
1. Емкость сегмента — сколько рекламы, каких видов и какой стоимости может быть реализовано реальным и потенциальным рекламодателям; мощность сегмента — какие ресурсы необходимо задействовать на сегменте.
2. Доступность сегмента — возможность использования каналов рекламы.
3. Информационная насыщенность сегмента — возможность получения исчерпывающей рекламной информации.
4. Прибыльность сегмента — отражение прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т.д. при рекламном воздействии.
5. Существенность сегмента — определение важности группы потребителей рекламы, рекламодателей и других рекламных структур на рынке.
Общие признаки сегментации подробно изучены в маркетинге. В табл. 3.2 представлены оригинальные варианты сегментации.
Таблица 3.2 Пример вариантов сегментации для рекламных целей
Признаки сегмента
| Варианты интерпретации признака сегмента
| Пол
| Женский (девочки, девушки, экзальтированные девицы, теши-свекрови, лица женского пола и т.д.). Мужской (мальчики, тинейджеры, юноши, мужчины, мужи, мужики, деды, мужчиноподоб-ные)
| Возраст
| Детский, подростковый, молодой, солидный, старческий, «круглый» (их еще называют юбилярами), «квадратный» (т.е. те, у кого из возраста извлекается корень квадратный — 4, 16, 25 и т.д.); люди из прошлой эпохи, настоящей, устремленные в будущее
| Уровень дохода
| Бедные, средний класс, богатые (миллионеры или миллиардеры)
| Профессиональная принадлежность
| Рабочий, домохозяйка, бухгалтер, банкир, продавец, менеджер, учитель и т.д.
| Семейное положение
| Женатые, разведенные, холостяки, вдовы
| Характер, эмоциональная позиция
| Часто в рекламе серьезных услуг обращаются исключительно к серьезным людям, забывая, что несерьезные — «тоже люди» и пользуются этими же услугами
|
С
Особое внимание в рекламной деятельности уделяется целевым аудиториям (Target Audience), так как реклама оценивается лишь по специфическому действию на конкретную группу лиц, а не на людей вообще.
Целевая аудитория — потребители, на которых направлена конкретная рекламная кампания или которой адресовано рекламное послание. Поэтому целевой рынок — это адресат рекламной кампании. От правильного определения целевой аудитории зависит как стратегия, так и эффективность продвижения. Тенденция на рекламном рынке состоит в сужении целевого сегмента.
Выбор целевой аудитории зависит от целей рекламы, стратегии охвата рынка, каналов распределения товара.
Существует значительное число целевых аудиторий, однако две основные — потребители и предприниматели.
Реклама обычно направлена не на семьи, а на их представителей, которых можно классифицировать по ролям. Важность этих ролей для рекламы очевидна (табл. 3.3). Реклама делается для людей, играющих свои роли.
Таблица 3.3
Ролевые функции потребителя
Вид выполняемой роли в семье
| Его действия
| 1. Хозяин
| Законодатель покупок
| 2. Советчик
| Рекомендует марку
| 3. Принимающий решение
| Выбирает марку
| 4. Совершающий покупку
| Покупка
| 5. Потребитель
| Потребление
| Аудитория представляет собой число индивидов, которые оказываются «включенными» в сферу деятельности рекламоносителей, т.е. число смотрящих, слушающих, читающих средства рекламы. Существует значительное число целевых аудиторий. Чем точнее она описана, тем лучше определены мотивы ее поведения, точнее определена численность, и тем эффективнее будет отдача от средств, вложенных в рекламу. В общем случае это две основные аудитории — потребители и предприниматели. Перечислим характеристики целевых аудиторий, позволяющие судить о сложности их анализа.
1. Социально-демографические характеристики. Пол, возраст, образование, профессия, позиция (функция), доход, социальный слой, социальные связи, семейное положение, иерархическое по*
Ж
ложение, состав семьи, местожительство, регион, величина предприятия.
2. Характеристики, связанные с продажей. Дистрибьюторы, дилеры, розничные торговые организации, предписанты, советчики, лидеры мнений, институциональные субъекты.
3. Характеристики, связанные с продуктом. Знание продукта, потребители продукта, потребители конкурирующего продукта, интенсивно потребляющие, покупающие по плану, покупающие импульсивно, покупающие в настоящее время, покупавшие в прошлом, довольные, недовольные, давно потребляющие, сезонно потребляющие, потребляющие время от времени, переработчики, покупающие для целей производства, потенциальные покупатели, покупатели продукта, инициаторы покупок, лица с намерением приобрести, покупающие первыми, покупающие повторно, принимающие решения о покупке, влияющие на решение о покупке, покупающие для домашнего хозяйства.
4. Характеристики распространения продукта и информации. Инноваторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство, противники, представление о рекламе вообще, представление о рекламе продукта, мотивация, потребность в информации.
Построение матрицы целевой аудитории позволит рекламодателю (агентству) осуществить таргетирование рекламы для повышения ее действенности. В табл. 3.4 показан пример заполнения матрицы признаков целевой аудитории.
Большинство рекламных объявлений, появляющихся в средствах массовой информации — на телевидении, радио, в газетах и журналах, являются потребительской рекламой. Они финансируются производителем товара или посредником, занимающимся его продажами. Обычно они нацелены на людей, которые приобретут товар в личное пользование или купят его для других. Выделяют следующие типы аудиторий:
Потенциальная аудитория — все население, проживающее на территории, где есть техническая возможность распространения рекламы.
Контактная аудитория -— любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к рекламе или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей. Эта группа может либо способствовать, либо противодействовать усилиям рекламных агентств по обслуживанию рынков. Она делится на «благотворные», «искомые», «нежелательные».
т
Таблица 3.4 Матрица признаков целевой аудитории в рекламе
Признаки сегментации
| Альтернативы
|
/
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Демографический
| Дети
| Подростки
| Молодежь 16-25 лет
| Молодежь 26-30 лет
| Средний возраст
| Пенсионеры
| Атрибуты
| Привлекательность
| Мода
| Польза
| Сервис
| Цена, скидки
| Надежность
| Покупательское поведение
| Вслед за большинством
| Снобы
| Специфические требования
| Индивидуалы
| Эксклюзивное
| Авангардисты
| Географические признаки
| Жители
западных
окраин
| Жители южных окраин
| Жители средней полосы
| Горожане
| Жители пригородов
| Столичные жители
| Стиль жизни
| Осторожные
| На
острие
жизни
| Как все
| Ретро
| Романтики
| Золотая молодежь
| Вид стратегии
| Функциональная
| Полный
охват
| Клиентская стратегия
| Узкая специализация
| Селективная
|
| Благотворная аудитория — группа, интерес которой к рекламе носит очень благотворный характер (спонсоры, консультанты, исследователи, специалисты рекламного бизнеса).
Искомая аудитория — та, чьей заинтересованности рекламное агентство ищет, но не всегда находит.
Нежелательная аудитория — группа, интересы которой предприятие старается не учитывать, но вынуждено считаться с ними (например, потребительские группы бойкота рекламы, ортодоксы, конкуренты, государственные налоговые и прочие службы).
Люди, которые занимаются закупками рекламы или выдают задания на рекламу продукции, составляют целевую аудиторию для рекламы. Деловая реклама делится на четыре разновидности: промышленность, торговля, специалисты и сельское хозяйство.
Целевая аудитория оказывает определяющее влияние на решения о том, что сказать, как сказать, когда сказать, где сказать и
т
от чьего имени сказать. Она может находиться в любом из шести состояний покупательской готовности:
1. Осведомленность — аудитория может быть полностью не-осведомленной, знать одно название или же знать что-то, кроме названия. Если большая часть целевой группы оказывается неосведомленной, то задача рекламы — создать необходимую осведомленность, хотя бы узнаваемость названия.
2. Знание — аудитория может быть осведомлена о фирме или ее товаре, но не обладать никакими другими знаниями. В этом случае задача рекламы состоит в том, чтобы донести до аудитории те характеристики фирмы или товара, которые могут способствовать достижению целей рекламной кампании.
3. Благорасположение — целевая аудитория, зная товар, может испытывать по отношению к нему негативные или позитивные чувства. В случае негативного расположения у фирмы будет определенная рекламная политика, направленная на изменение отношения потребителя к фирме или ее услугам.
4. Предпочтение — целевая группа может испытывать благорасположение к товару, но не отдавать ему предпочтения перед другими. В этом случае коммуникатор должен попытаться сформировать потребительское предпочтение. Он будет расхваливать качество товара, его ценностную значимость, рабочие характеристики и прочие свойства.
5. Убежденность — целевая аудитория может испытывать предпочтение к конкретному товару, но не обладать убежденностью в необходимости его приобретения. Задача рекламы — сформировать убежденность в том, что приобретение данного товара — самый правильный курс действий.
6. Совершение покупки — некоторые члены целевой аудитории могут обладать необходимой убежденностью, но так и не собраться совершить покупку. Коммуникатор должен подвести этих потре бителей к совершению требуемого от них заключительного шага. Среди приемов, толкающих на совершение покупки, предложение опробовать товар в течение ограниченного отрезка времени или намек на то, что товар этот скоро станет недоступным.
Представителей целевой аудитории можно оценить по величине рычага рекламы. Рычаг рекламы характеризует эффективность получения прибыли от вложений на рекламу:
где Пг— количество потребителей в группах; Кс — среднее увеличение сбыта от рекламы в расчете на 1 человека; С — стоимость рекламной кампании. Однако в целевой аудитории есть потребители, не желающие воспринимать рекламу. Бесполезная аудитория — это часть аудитории, на которую обращена реклама, но которая не является целевым рынком. Таким образом:
Целевая аудитория = Общая аудитория - Бесполезная аудитория.
Данные о целевой аудитории могут повлиять не только на замысел рекламной кампании или ее тематику, но и на выбор средств массовой информации, в которых будут размещены рекламные материалы. От ориентации на определенных потребителей будут зависеть тон и стиль рекламы, а также выбор ее носителей.
На Западе целевое сегментирование стали проводить на основе адресов проживания. Исследователи разделяют людей, живущих в одном доме, на разные категории. Этот метод позволяет рекламодателям более целенаправленно и с большей точностью определять своих потенциальных покупателей. Работа рекламодателя с будущим покупателем становится индивидуальной. Этот метод позволил свести воедино демографические и возрастные показатели, особенности возраста, жизни. Основным преимуществом этого метода для рекламодателя является классификация потребителей, а не простое перечисление адресов. Кроме того, изучение почтовых адресов ведет к изучению потребителей.
Основными вопросами для изучения потребителей являются: кто осуществляет покупки на рынке; какие продукты продаются и покупаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют; почему они этот товар покупают; кто взаимодействует с потребителями на рынке; как осуществляются покупки на рынке; когда осуществляются покупки на рынке; где осуществляются покупки на рынке.
Многие медиапланеры просто одержимы идеей «не упустить» и самой малой доли целевой группы. Они исходят из ложного принципа окупаемости расходов на рекламу — 100%-ного охвата целевой группы. То и дело раздаются упреки в том, что производители рекламы не ведают «всей глупости» потребителя, что реклама «недостаточно проста». По мнению таких критиков, стоит только послушать, о чем говорят клиенты, почитать их письма, как станет сразу же ясно, с каким «материалом» приходится иметь дело рекламным компаниям.
Эта точка зрения — хороший исходный пункт для оправдания ограниченности и наивности рекламы. Эталоном целевой группы делается самый ее глупый представитель как гарант абсолютной доходчивости. И когда удается создать «доходчивую» рекламу, якобы понятную всем 100% целевой группы, то оказывается, что эта группа в полном составе пренебрегает предложенным шедевром. Общение с потребителем требует способности пожертвовать 10—20% целевой группы, чтобы быть наилучшим образом понятым остальными 80 или 90%. Реклама ничем не отличается от других форм коммуникации, обращенных к широкой аудитории: наибольшая отдача получается тогда, когда сказанное, показанное или написанное понимается не всеми, а многими. Стремление охватить всех связано с опасностью не охватить никого.
Правило позитивности приводит к тому, что целевую группу в рекламе замещают «маски» — исключительно молодые, красивые, стройные люди, часто в несвойственной им обстановке потребления. Они украшают и идеализируют рекламу, но не отражают целевую группу. Например, рекламу средств для похудения исполняют молодые фигуристые девушки, рекламу майонеза — хорошенькие женщины лет 20, крема от морщин — девушка не старше 22 лет. Истинная целевая группа или не показывается, или представлена в мимолетном негативе. Таким образом возникает противоречие между целевой группой потребителей и позитивностью рекламы.
Рекламная политика в целевой аудитории. Рекламная деятельность на рынке отвечает проводимой фирмой рекламной политике. Рекламная политика — деятельность рекламодателя, основанная на политике маркетинга в отношении каждой целевой аудитории, разработанной для соответствующего сегмента рынка. Р. Дейян выявил три типа рекламной политики в зависимости от степени ее избирательности:
]. Недифференцированная политика используется тогда, когда группа потенциальных покупателей имеет приблизительно похожие, или не взаимоисключающие интересы. Рекламные обращения содержат в этом случае общее обещание, не усредненное, но способное объединить различающиеся ожидания. СМИ подбирают такую форму рекламного обращения, которая наиболее соответствует ожиданиям их аудитории. Такая рекламная политика может успешно использоваться, например, на рынках с еше узким и недифференцированным спросом так же, как и на рынках товаров, пребывающих в стадии зрелости, но при условии, если
конкуренция невелика и ожидания покупателей слабо дифференцированы.
2. Дифференцированная политика часто является результатом конкурентной борьбы на рынке, находящемся в фазе развития, когда спрос высок и ожидания поддаются диффенциации. В этом случае рекламодатель обращается по-разному к каждой группе клиентов, которая его интересует в связи с тем или иным ассортиментом товаров, приводя свое обращение в соответствие с типом аудитории, которой оно адресуется. Главная роль в приспособлении к различным целевым аудиториям может быть возложена на рекламу.
3. Концентрированная политика является вариантом дифференцированной, но, вместо того чтобы быть обращенной к множеству групп потенциальных покупателей, их количество сокращают и активно используют рекламу применительно к каждой аудитории.
4. Политика в зависимости от фазы жизненного цикла товара. На фазе выхода товара на рынок основными объектами рекламы будут лица, влияющие на выбор товаров или услуг, и торговые посредники. Давление рекламы в целом в этот период должно быть довольно интенсивным, чтобы обеспечить товару достаточную известность, а когда это будет достигнуто, реклама должна действовать в рамках кампании по продвижению товара. На фазе роста и развития политика рекламы должна быть направлена на известность, имидж, силу убеждений. Деление рекламы следует сохранить, хотя и несколько ослабить интенсивность рекламной кампании. На фазе зрелости можно довольствоваться рекламой, направленной на поддержание уровня продажи или престижа, но может потребоваться и сохранение давления рекламы, чтобы не уступить свое место новым товарам конкурентов. На фазе насыщения и спада реклама должна быть направлена на имидж предприятия, перепозиционирование товара, стимулирование потребителей. Усиление рекламной кампании на этой стадии можно использовать при условии, что доход от продажи товара превысит затраченные компанией средства.
МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕКЛАМЫ
Реклама в теории коммуникаций рассматривается как прикладная наука о поведении. Из курса экономики известно, что общественное разделение труда и специализация производства приводят к дифференциации потребностей. Люди должны быть
ИЗ
информированы о возможностях удовлетворения своих потребностей. Реклама должна связать производителей с потребителями через неличные коммуникации.
Потребителю нельзя навязывать потребности в рекламе, место и время их удовлетворения, можно лишь через рекламные средства направить его действия в определенное русло. При помощи рекламы можно влиять на формирование и изменение потребительского спроса, покупательских навыков и привычек. Влияние на потребителей с помощью рекламы следует отличать от манипуляций с потребителями. Многие потребности возникают при определенных материальных и социальных условиях. Реклама способствует формированию новых рациональных потребностей и распространению новых способов удовлетворения старых потребностей.
Значение человеческих потребностей состоит в том, что они являются важной движущей силой деятельности человека. Говоря о потребности, мы имеем в виду определенное внутреннее состояние человека, от которого зависит его поведение. Значение потребности зависит от силы реакции на одни явления и отсутствия чувствительности к другим. У человека может возникнуть одновременно целый ряд потребностей, которые по ряду причин не представляется возможным удовлетворить одновременно. В этих случаях на помощь приходит реклама, способствующая поочередному удовлетворению возникших сразу потребностей.
Задача рекламы удовлетворять потребности потребителей. Потребитель отдаст свои деньги только тогда, когда товар удовлетворяет ту потребность, ради которой он приобретается. Знакомясь с товаром, человек мысленно прикидывает, насколько хорошо будет удовлетворена потребность.
Поскольку на рынке сталкиваются конкурирующие между собой товары, реклама стремится не только сообщить потенциальным потребителям определенные знания о товаре, но и изменить поведение человека, который с рекламой ознакомился, подтолкнуть его к приобретению именно этого товара. Реклама должна дать потенциальному потребителю аргументы в пользу товара, демонстрировать верность решения о покупке. А для этого она должна стоять на позиции покупателя, рассматривая товар его глазами. Только таким образом реклама сможет преодолеть «барьер недоверия» к предлагаемому товару, возбудить положительные эмоции по отношению к нему и подтолкнуть адресата рекламы к вступлению в контакт с продавцом.
Ж
Различают следующие потребности в рекламе у потребителей:
— первичные, связанные с получением необходимой информации о товарах и услугах, способах потребления, марочности, имидже производителя;
— вторичные, утверждающие правдивость, достоверность, безопасность и т.д., что прописано в законе «О рекламе».
Потребители в определенной мере служат рекламе и часто поддерживают ее. При этом действия потребителей могут быть сознательными или неосознанными. Сознательное распространение рекламы наблюдается в том случае, когда потребитель позитивно настроен к рекламе и сознательно передает ее другой потребительской аудитории. Его поведение раскрывается в непреднамеренности действий, ибо выступать в роли рекламного средства он не желает.
Несознательно распространять рекламное сообщение потребитель может двумя способами:
— механически, когда другой потребитель получает в беседе рекламную информацию, отражающую собственный жизненный опыт и взгляд на товар;
— коммуникацией без слов, т.е. своим видом, жестами, мимикой передает окружающим элементы рекламного сообщения.
Потребитель содействует эффективности рекламного сообщения в своих сегментах тем активнее, чем большим авторитетом он пользуется среди окружающих. В то же время многие люди часто недоверчиво относятся к определенному товару по той причине, что он не нравится их знакомым.
|