Обратная связь
|
Соответствие этапов решений о покупке рекламным мероприятиям
Этапы решений о покупке товара
| Рекламные мероприятия
| Стимулы
| Реклама воздействует на побудительные мотивы поведения с учетом стимулов
| Ощущения
| Реклама воздействует на ощущения и чувства людей, создает образ
| Запросы и предпочтения
| Реклама отражает запросы и чаяния потребителей
| Восприятие
| Рекламный образ товара
| Мотив
| Побудительная реклама покупки
| Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения, влияющие на его покупательское поведение. Убеждение — мысленная характеристика индивидом чего-либо, в
результате которой у потребителя складываются образы конкретных товаров и услуг. На основании убеждений люди совершают действия.
Отношение — сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения с трудом поддаются изменению. Поэтому предприятию выгоднее вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, стереотипов рекламы, чем пытаться изменить их. На рис. 3.4 представлены факторы, влияющие на потребителя товаров народного потребления.
Таким образом, выбор покупателя является результатом сложного взаимодействия факторов культурного, социального, личного и психологического характера, большинство из которых не поддаются влиянию со стороны предприятия.
| Потребительские факторы поведения
|
| Культурные (культура, субкультура, социальное положение)
| Социальные (референтные группы, семья, роль и статус)
| Личностные (возраст, цикл семьи, занятия, образ жизни, тип личности и т.д.)
| Психологические (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения)
| | | | | | | Рис. 3.4. Факторы потребителя товаров народного потребления
На покупателей товаров промышленного назначения оказывают влияние: окружающая обстановка — уровень первичного спроса, экономическая перспектива, стоимость кредитов, условия материально-технического снабжения, темпы научно-технического прогресса, политические события и тенденции в области регулирования предпринимательской деятельности, деятельность конкурентов; особенности организации — цели и установки предприятия, принятые методы работы, организационная структура, внутри-организационные системы; факторы межличностных отношений внутри закупочного подразделения предприятия — полномочия, статус, умение поставить себя на место другого, умение убеждать; факторы индивидуальных особенностей личности — возраст, уровень доходов, образование, служебное положение, тип личности, готовность пойти на риск.
Поведение таких предприятий на рынке также зависит от целей, структуры и использования закупок, а также от ограничений в
закупках — покупательского спроса на конечную продукцию, наличия сырья, способности оплачивать крупные покупки, наличия финансовых ресурсов. Поэтому спрос организаций-потребителей колеблется сильнее, чем спрос конечных потребителей. Это связано с принципом акселерации, согласно которому спрос конечных потребителей воздействует на несколько слоев организаций-потребителей.
До начала разработки плана рекламной кампании рекламодателю необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке. Как правило, он состоит из этапов: осознания проблемы; поиска информации; оценки вариантов; решения о покупке; реакции на покупку. Задача рекламиста — понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. На этапе осознания проблемы предприятию необходимо выяснить: а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли; б) чем вызвано их возникновение; в) каким образом вывели они человека на конкретный товар. Предприятие получает возможность выявлять раздражители, которые чаще других привлекают интерес индивида к товару.
В поисках информации о товаре потребитель может обратиться к следующим источникам: личные (семья, друзья, соседи, знакомые); коммерческие (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки); общедоступные (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей); эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара). Рекламодатель должен тщательно определить сравнительную информационную ценность различных источников и выяснить у потребителей, какое значение они придают каждому из использованных источников информации.
При оценке вариантов товара потребитель рассматривает любой товар как определенный набор свойств, имеющих отношение к его нужде, придавая разные весовые показатели значимости этим свойствам. Потребитель также склонен создавать себе убеждения о марках товара. В связи с этим оценка вариантов товаров приводит к их ранжированию. Общими условиями покупки товара являются два условия: 1) технические характеристики предложенного товара выше или равны техническим параметрам потребности покупателя; 2) экономические параметры товара (его цена плюс затраты на покупку и плюс затраты на использование товара) ниже или равны экономическим показателям потребности потребителя (т.е.
бюджету покупателя). В результате их совпадения у потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора: первый — отношения других людей к данному товару; второй — непредвиденные факторы обстановки.
После покупки товара у потребителя проявится ряд реакций на нее: удовлетворение покупкой или разочарование, если продавец при продаже преувеличил эксплуатационные характеристики своего товара, причем удовлетворенный потребитель склонен делиться благоприятными отзывами о товаре с другими людьми, неудовлетворенный — может отказаться от пользования товаром, возвратить его продавцу, перестать приобретать данный товар в будущем и высказать свое неблагоприятное впечатление о нем друзьям и прочим лицам.
Чтобы этого не произошло, реклама должна выступать с утверждениями в пользу товара, достоверно отражающими его вероятные эксплуатационные свойства, или даже в какой-то мере занижая их, чтобы затем получить от товара удовлетворение выше ожидаемого.
Рекламодатель и рекламист должны проследить судьбу купленного товара, и если потребитель приспособил его для использования в каких-то новых целях, то эти цели нужно отразить в рекламе. Если купленный товар откладывается про запас, почти не используется или от него избавляются, это означает, что товар не очень удовлетворяет потребителя и благоприятная молва в пользу продавца будет не слишком активной. Учитывая все это, предприятию необходимо найти ответы на вероятные проблемы и возможности.
В процессе исследования мотивов поведения потребителей на рынке рекламодателю необходимо выяснить, почему потребители стремятся приобрести данный товар, почему они любят одни и не любят другие виды товара, почему они поменяли свои предпочтения, переключились с одного вида товара на другой, сменили одну марку товара (одну фирму) на другую.
В рамках анализа мотивов поведения потребителей изучаются не только собственно их вкусы и привычки, обычаи и наклонности, но и вскрываются причины такого поведения, что позволяет уже прогнозировать особенности поведения определенных групп потребителей на будущее.
Поведение потребителей. Поведение — это те действия и поступки, которые предпринимают люди в отношении того или иного продукта на рынке. Потребитель может, во-первых, принять решение о покупке продукта, во-вторых, заняться поиском и сбором дополнительной информации, в-третьих, отказаться от идеи приобретения данного изделия и не предпринимать никаких дальнейших действий. В системе моделирования потребительского поведения установлены следующие роли в процессе принятия решений о покупке рекламируемого товара:
— инициатор, выступающий «первопроходцем» в потреблении рекламируемого товара, устанавливающий его потребительскую значимость;
— влияющий, харизматичный потребитель, высказывающий суждения о рекламируемом товаре;
— принимающий решение о покупке, который по совету рекламы выбирает конкретный товар;
— совершающий покупку — покупающий конкретный товар во время рекламной кампании;
— пользователь, лицо для которого был приобретен товар.
Рассмотренные роли могут выполняться одним или несколькими лицами в зависимости от того, где и с кем решение о покупке принимается:
— в домашней обстановке, при контакте со средствами массовой информации;
— в месте покупки, при контакте с торговой рекламой и другими потребителями;
— на работе, при контакте с бизнес-рекламой и коллегами-авторитетами;
— на отдыхе, при контакте с рекламно-развлекательными средствами рекламы и другими пользователями.
П. Чевертон установил, что когда на рынке появляется новый товар, то первыми его приобретают потребители из сектора — новаторы, вторыми приобретают ранние последователи и т.д. Эверт Роджерс обобщил эту концепцию в виде «кривой приспосабливаемое™» (рис. 3.5), которая демонстрирует, как большинство новых товаров проходят через последовательность групп потребителей: новаторы ~ первые последователи — раннее большинство — запоздалое большинство — отстающие.
Кривая «приспосабливаемое™» дает информацию о последовательности и объеме целевых групп потребителей, на которые необходимо воздействовать через рекламные акции в рамках рекламной
' Рис. 3.5. Кривая «приспосабливаемое™»: 1 — новаторы; 2 — первые последователи; 3 — раннее большинство; 4 — запоздалое большинство; 5 — отстающие
кампании в такой же последовательности временного цикла и с пропорциями рекламных отчислений, исчисляемыми от процента потребителей.
Поведенческая реакция зависит от интенсивности контакта со средствами рекламы, креативности и восприимчивости рекламного сообщения, контакта с харизматическими потребителями, состояния здоровья и психики на момент принятия решения, сезонности и конкретной временной ситуации.
На поведение покупателя оказывают влияние четыре основные группы факторов:
— культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение);
— социальные (референтные группы, семья, роли, статусы);
— личного порядка (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, образ жизни, тип личности и представление о самом себе);
— психологического порядка (мотивация, восприятие, убеждение и отношение). Все они дают представление о том, как эффективно обслужить и охватить покупателя.
Задача медиапланера — понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния рекламы на покупательское поведение для создания эффективной программы рекламной кампании.
Изучение качественных характеристик рынка необходимо для прогнозирования спроса, отработки рекламных сообщений, на-
лаживания коммуникаций с потребителем. Эти характеристики изучаются с помощью опросов.
Влияние социальных факторов осуществляется через различные референтные группы, по которым покупатель сравнивает установки и линии поведения при совершении покупок.
Психологи разделяют мотивы человека на первичные и вторичные. В перечень первичных включают те, которые являются или предъявляются врожденными, биогенными, а вторичными называют те, что считаются социогенными, т.е. приобретенными в процессе жизненного опыта и обучения. При этом рекламные призывы, опирающиеся на первичные желания или мотивы, оказываются более эффективными, поскольку эти мотивы по природе своей тесно связаны с потребностями организма в товарах и услугах.
Потребительские мотивы классифицируются на сознательные и бессознательные, сильные и слабые, постоянные и временные, позитивные (способствующие покупке) и негативные, рациональные и эмоциональные. Их можно разделить на материальные и духовные, сохранности здоровья, вкусы, привычки, навыки, мода, престиж, подражание.
На приобретение товара в разной мере влияют экономические, социальные, психологические, географические и другие факторы. Потребители, приобретая товар, не всегда могут объяснить мотивы покупки.
В каждом обществе существуют различные общественные классы — сравнительно стабильные группы, характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях, определенных типов магазинов, средств распространения информации, типов рекламных обращений. Например, российские маркетологи предпринимателей Москвы классифицируют на 5 групп: 1) стиль жизни «неимущего». Группа с самыми низкими стартовыми позициями и уровнем жизни, относительно немолодая по возрасту (только 20% в возрасте моложе 35 лет); 2) стиль жизни «ригориста». Самая многочисленная, в ней больше, чем в первой, доля людей среднего возраста; 3) стиль жизни «отстающего». В ней более 1/з людей до 35 лет; 4) стиль жизни «традиционалиста». В ней свыше 50% людей имеют возраст больше 45 лет; 5) стиль жизни «догоняющего» или
«будущего нувориша». Самая малочисленная группа, в которой больше всего людей от 35 до 45 лет.
Факторы социального порядка — это референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
Референтные группы — группы, оказывающие прямое или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. (Первичные группы — семья, друзья, соседи и коллеги по работе.)
Семья является самой важной в рамках общества организацией потребительских закупок, поскольку на поведение покупателя могут оказывать сильное влияние члены его семьи.
Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которые ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Предприятие должно осознавать потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса.
На решениях покупателя сказываются и его внешние характеристики, такие, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе, т.е. факторы личного порядка. Предприятие должно стремиться выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам, а предприятие может даже специализироваться на производстве товаров для какой-то конкретной профессиональной группы.
Экономическое положение индивида определяют размеры расходной части доходов, сбережений и активов, кредитоспособность и взгляды на расходование средств.
Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Когда существует определенная связь между типами личностей и выбо* ром товаров или марок, предприятию следует стремиться создавать образ марки, соответствующий образам членов целевого рынка.
На основании исследований об отношении населения к рекламе были установлены четыре качественные группы потребителей рекламы.
1. «Продвинутые». Это образованные люди 25—44 лет, связанные с бизнесом, дающие рекламу и интересующиеся ею.
2. «Аутсайдеры». Это сегмент с низким уровнем доходов.
3. «Авангард». Это молодежный сегмент, старающийся найти себя в бизнесе через рекламу товаров.
4. «Ненавистники». Это сегмент малообразованных людей более старшего поколения.
При анализе потребителей используют два вида моделей — диффузии и с переносом. Модель диффузии предназначается для изучения объема сбыта новых товаров и предполагает, что количество покупателей совпадает или пропорционально количеству проданного товара. Основная идея модели диффузии — все потенциальные потребители делятся на инноваторов и имитаторов. Первые принимают решения о покупке независимо от поведения остальных; вторые, напротив, испытывают на себе влияние потребителей, уже купивших товар, т.е. совершают покупку в подражание другим. Математически она выражается в виде:
где С, — объем сбыта в период t; В— накопленный объем сбыта ; П — рыночный потенциал, равный количеству потенциальных потребителей данного товара; К — доля инноваторов в социальной системе; КИ — коэффициент имитации. В основе модели с переносом лежит предпосылка о поэтапном формировании решения о покупке товара у потенциального покупателя. В зависимости от степени готовности к принятию этого решения рынок делится на сегменты:
— охотно приобретающие данный товар;
— убежденные в преимуществах товара, но еще не решившие его приобрести;
— понимающие выгоды от товара, но еще не убедившиеся в этом окончательно;
— осведомленные о товаре, но не знающие о его преимуществах;
— ничего не знающие о товаре.
Рекламодатель, активно продвигающий свой товар, оказывает одинаковое рекламное воздействие на все сегменты.
В качестве инструмента, облегчающего понятие потребностей, выступает матрица потребностей (табл. 3.6). В столбцы вносятся
описанные признаки потребностей, в строки — раскрытые признаки.
Таблица 3.6
Матрица потребностей
Признак потребности
| Характеристика признака
| Тип потребности
| Физиологический, безопасности, принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, потребность в самовыражении
| Факторы потребности
| Национальность, география, пол, возраст, климат, социальное положение, история
| Частота удовлетворения
| Единичная, периодическая, постоянная
| Применяемость
| В одной области, в нескольких, во всех
| Комплексность
| Удовлетворение одним товаром, взаимодополняющим, взаимозаменяющим товаром
| Эластичность
| Слабоэластичная, эластичная, высокоэластичная
| Способ
| Индивидуальный, групповой, общественный
| Модель последовательности выбора (расчет процента потребителей, которые принесут выгоду рекламодателю) заключается в определении вероятности покупки путем перемножения вероятностных ситуаций. Например, около 90% целевой аудитории имели контакт с рекламным сообщением (эффективность действия медиаканала рекламы или начальная вероятность покупки товара />, = 0,9). Из них 75% заинтересовались рекламным сообщением (вероятность действенности рекламы в направлении покупки товара р2 - 0,9 х 0,75 = 0,675). Из заинтересовавшихся решили осуществить покупку 50% (рг = 0,675 х 0,5 = 0,338). Но только 70% из решившихся совершили покупку, тогда и определяется вероятность того, что из 100% целевой аудитории осуществят покупку под действием рекламы 23,7% (р4 = 0,338 х 0,7 = 0,237). Количество этапов потребительского поведения может быть любым, вероятности событий определяются для каждого рынка и целевой аудитории методом математической статистики.
Задача исследования потребностей для деятелей рекламы — не только делать прогноз изменений уже существующих и учет этих изменений при создании рекламы, но и будущих, еще не осознанных потребностей.
Ш
СМИ И ЕЕ АУДИТОРИЯ
Средства массовой информации (массмедиа) — это организационно-технические комплексы, оперативно передающие различного рода информацию на широкую аудиторию. Это каналы рекламной коммуникации, которые доносят сообщение рекламодателя до его аудитории. В зависимости от средства информация может передаваться текстом в устной или письменной форме, визуальным образом или музыкой.
В настоящее время широкое распространение получили следующие СМИ: информационные агентства, пресса, радио, телевидение, Интернет.
Информационные агентства — это организации, собирающие и, как правило, на платной основе обеспечивающие новостями средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), государственные, общественные и коммерческие учреждения. Существуют и такие информационные агентства, которые занимаются мониторингом средств массовой информации по заказу отдельных организаций и предприятий. Мониторинг — это отслеживание, анализ и оценка сообщений печати, радио, телевидения. Такие агентства могут предоставить подборку материалов газет, журналов по любому вопросу и о любой компании.
Пресса — это массовые периодические печатные издания, к которым относятся газеты и журналы. Радио, как и пресса, в значительной мере пользуется информацией, предоставляемой информационными агентствами. Эта информация редакторами преобразуется в тексты для радиовещания. Телевидение не только сочетает в себе информацию, доносимую звуком, но и в виде изображения. Интернет является сравнительно новым информационным средством, постепенно превращающимся в средство массовой информации. Через Интернет можно пользоваться письменными текстами, звуком речи, музыкой, движущимися цветными изображениями (анимацией).
Средства массовой информации в России работают на основе законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации». Помимо законов деятельность СМИ определяется многочисленными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными инструкциями. В своей работе с СМИ все рекламодатели должны всегда основываться на этих документах.
Организаторы СМИ занимаются: продажей пространства в газетах, журналах, на уличных щитах и в почтовой рассылке; продажей времени в вещательных средствах: радио и телевидении; продажей пространства и времени в электронных и других средствах, таких, как всемирная сеть Интернет; содействием в выборе рекламных средств и их анализом; помощью в производстве рекламы. Представители СМИ сами вступают в контакты с рекламодателем (или с рекламным агентством) и стремятся убедить их в том, что среда данного СМИ лучше других подходит им в качестве рекламного носителя. При этом СМИ обязаны доставлять рекламные обращения так, чтобы способ доставки был совместим с творческой концепцией рекламодателя.
Этимологически понятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации.
Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы потребления информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, — с другой. Не имея обратной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные рекламодателю, определяющие, по его мнению, ожидания от информации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характеристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Даже в самом специализированном виде СМИ обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.
С другой стороны, СМИ рассчитаны на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь рекламы с личностью. Средства массовой информации апеллируют к потребителю в совокупности его социальных ролей и таким образом привлекают к рекламному сообщению.
Свойства аудитории, характеризующие ее положение в широкой социальной системе, рассматриваются как факторы, независимые переменные по отношению к аудиторным характеристикам — зависимым переменным.
Ш
Каждая отдельно взятая социально-демографическая и социально-психологическая характеристика не дает возможности предполагать с высокой степенью вероятности тот или иной выбор человеком информации, ее опенку, реакцию на нее и т.п. Так, в системе массовой информации знание только профессиональных характеристик аудитории не дает возможности прогнозировать ее поведение. Таким образом, исследователю нельзя объяснять, а практику прогнозировать поведение аудитории, исходя лишь из социально-профессиональных характеристик.
В поиске оснований для планирования информационного воздействия специалисты в области медиапланирования стремятся отыскать устойчивые сочетания социально-демографических и социально-психологических характеристик аудитории. Выявление представителей разных типов среди аудитории позволяет сделать адресат массовой информации более конкретным и, соответственно, более действенным — информационное воздействие.
Часть рекламной информации рассчитана на всех — на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные отделы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информационные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории — важнейшая задача практического медиапланирования.
В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства, соответственно, на все население того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ. В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой (этим понятием можно обозначать и ту часть аудитории издания, данного канала информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т.п.). Люди, вступающие в контакте источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач), составляют реальную аудиторию — это те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.
Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифференциации
информации внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается особый акцент.
Аудитория характеризуется множеством связей с СМИ. Характеристики аудитории не исчерпываются внешне проявляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т.д. За внешне одинаковыми поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории.
Развитие формализованных методов анализа массовой информации (контент-анализа), организация комплексных исследований СМИ позволяют проводить прямое наложение характеристик аудитории на характеристики рекламных текстов. Для задач конкретного анализа отношения аудитории к СМИ может быть представлена система уровней отношения, выстроенных «по линии потребления» СМИ:
— включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование «наборов» средств;
— выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование «наборов» источников;
— выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным СМИ;
— избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) рекламы;
— актуализация (последействие) рекламной информации в сознании и поведении потребителя информации.
Одни из факторов действуют на всех уровнях, другие — на отдельных. К числу «сквозных» относится система жизненных интересов личности, действие которой отражается в массе проявлений.
В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему информации. Рекламная информация обеспечивает процесс мышления, который имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне пос-
тупающим данным. Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются различными СМИ. Рекламная информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей.
У потребителя возникают постоянные информационные потребности. Рекламные информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности товарного рынка. Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, втом числе и массовыми, рекламными средствами, следует учитывать образ жизни потребителя. Это позволит объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения.
Увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни.
Такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением газет, книг, журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов вне трудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам (в том числе и к специальной литературе) связано в первую очередь с характером его профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обусловливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности.
Среди факторов, определяющих как изменение образа жизни, так и содержание информационных потребностей личности, первостепенную роль играет уровень образования. Повышение образования имеет двоякое влияние на характер информацион-
ных потребностей и эффективность СМИ в их удовлетворении. До получения среднего образования наблюдается постепенное развитие информационных потребностей «вширь» и повышение активности потребления массовой информации в целом. Особенно быстро возрастает роль телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого резкого «расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает.
В возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования (гуманитарное, техническое и т.п.), в соответствии с которым происходит углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций, выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования является возрастание роли и эффективности использования печатных источников информации, а также межличностного общения на работе. В использовании же телевидения как средства приобщения к культуре наблюдаются заметные различия: в группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием эффективность телевидения остается сравнительно высокой, в то же время люди с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные журналы, книги и т.д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя.
Выбор того или иного средства информации в системе СМИ (печать, радио, телевидение) или отдельных источников в рамках этих средств (определенная газета, определенный телеканал) происходит под влиянием большого числа факторов объективного и субъективного свойства. Величина свободного времени, доход на одного человека в семье, размеры жилплощади, престижность владения той или иной маркой телевизора, радиоприемника — лишь немногие из тех факторов, что определяют включенность людей в аудиторию отдельных каналов и источников массовой информации. Серьезную роль здесь играют и собственно коммуникативные факторы (лежащие в самой системе общения людей с источниками информации). Состав аудитории (и соответственно, не аудитории) формируется под влиянием множества факторов, которые можно было бы объединить общим понятием доступности.
Доступность информации имеет множество аспектов: физиологический (человек должен достаточно хорошо видеть и слышать, чтобы воспринять информацию), временнбй (у человека должно быть время, которое он может уделить восприятию информации), физико-технический (должны быть соответствующие географичес-
кие условия, уровень развития сети теле- и радиовещания, системы доставки периодических изданий), финансовый (владение данным средством информации должно быть доступно по стоимости данному потребителю), семиотический (потребитель должен владеть системой знаков — языком данного средства информации).
В составе «не аудитории» оказываются, как правило, люди, для которых информация недоступна в нескольких планах: среди них много пожилых людей, которые плохо видят и слышат, не обладают навыками беглого чтения и с трудом воспринимают многие текстовые сообщения по радио, не имеют достаточно средств для приобретения радио- и телеприемников (особенно, если они живут одиноко).
|
|