Обратная связь
|
Два способа стать счастливее > Выясните, в какие периоды времени вы испытываете наибольшее счастье, и расширяйте эти периоды насколько возможно.
> Выясните, в какие периоды времени вы наименее счастливы, и сокращайте их насколько возможно.
Отдавайте больше времени той деятельности, которая очень эффективно усиливает ваше ощущение счастья, и тратьте меньше времени на все остальные занятия. Начните с отказа от «провалов в несчастье», занятий, которые активно делают вас несчастными. Лучший способ стать более счастливым — это перестать быть несчастным.
Систематически обдумывайте способы сделать более радостными для вас те занятия, которые сейчас не приносят вам удовлетворения или делают вас несчастными. Если получится — отлично. Если нет, подумайте над тем, как избежать этих ситуаций.
Но разве люди не бессильны перед несчастьем?
Вы можете возразить, особенно если имеете опыт общения с хронически несчастными людьми (теми, кого часто относят к объективной, на первый взгляд, но на деле чрезвычайно неопределенной и бесполезной категории «душевнобольных»; навешивание этого ярлыка, кстати, принесло миру больше печали и горя, чем любые другие классификации людей), что предлагаемый нами анализ слишком прост и предполагает наличие определенной степени власти над своим собственным счастьем, которой, по глубинным психологическим причинам, многие люди не обладают. Разве мера счастья, отведенного нам, не предопределена изначально — наследственностью или опытом, полученным нами в детстве? Разве мы на деле обладаем хоть какой-либо властью над счастьем?
Никто не спорит, что некоторые люди по своему темпераменту более предрасположены к восприятию счастья, чем другие. Для одних людей стакан всегда наполовину пуст, для других — наполовину полон. Психологи и психиатры верят, что размеры способности быть счастливым определяются взаимодействием генетики конкретного человека, его детских впечатлений, химический процессов, происходящих в мозге, и важными событиями жизни этого человека. Ясно, что взрослые люди ничего не могут поделать со своими генами, детскими впечатлениями или прошлыми неудачами. Но все это очень устраивает тех, кто привык снимать с себя любую ответственность за свои неудачи и перекладывать ее на силы, им неподвластные, а также тех, кто слишком склонен преувеличивать важность медицинских авторитетов.
К счастью, здравый смысл, непредвзятое наблюдение и последние научные данные свидетельствуют, что, несмотря на то что каждый из нас играет доставшимися ему картами, в различной степени благоприятствующими или неблагоприятствующими счастью, всегда имеется возможность играть этими картами лучше и в течение игры под названием жизнь улучшить свою ситуацию. Взрослые люди в различной степени наделены атлетическими способностями — в результате генетического предрасположения или степени развития этих способностей посредством тренировок в детстве, юности и зрелые годы. Однако любой человек может значительно улучшить свои физические возможности путем разумных и регулярных тренировок. Можно, конечно, считать, что наследственность и среда воспитания как-то влияют на интеллект человека, но каждый человек может тренировать и развивать свой ум. Мы можем быть более или менее предрасположены к полноте вследствие генетических особенностей или среды, в которой мы живем, но при здоровом питании и физических упражнениях большинство толстяков заметно сбрасывают вес. Почему же тогда наша способность быть счастливыми должна зависеть от данного нам природой темперамента?
Большинство из нас видели, на примере знакомых и друзей, что материальное положение человека может очень сильно меняться, что интенсивность ощущения счастья то возрастает, то снижается в результате действий, предпринимаемых человеком на основе свободного выбора. Новый партнер, новая профессия, новое место проживания, новый стиль жизни или даже сознательно принятое решение поменять отношение к жизни — все это может сделать человека счастливым, и все это находится под контролем человека. Судьба и предопределенность — гипотезы очень неубедительные, поскольку лишь те, кто верит в предопределенность, попадаются в ее сети. Нас же должны вдохновлять примеры тех людей, которые свободно могут менять свою судьбу, показывая нам, что и мы можем руководствоваться свободной собственной волей.
Самоопределенность человека в том, чтобы быть счастливым, подтверждена наукой
Наконец психология и психиатрия (которые более, чем экономика, заслуживают эпитета «мрачные науки»), подталкиваемые открытиями других наук, начинают рисовать более радостную картину мира, которая соответствует здравому смыслу и тому, что мы наблюдаем в реальной жизни. Генетики, сведя все человеческое поведение к причудам наследованного набора генов, преувеличивали значение детерминизма (причинной обусловленности всех явлений природы и общественной жизни). Как отметил более просвещенный генетик, профессор Стив Джонс из Юниверсити колледж (Лондон), «имели место сообщения об открытии генов, ответственных за маниакальную депрессию, шизофрению и алкоголизм. Ни одно из этих открытий не подтвердилось»2.
Сейчас, как нам сообщил один видный нейропсихиатр, «новые открытия психонейроиммунологии говорят нам... что человеческое существо действует как интегрированное целое... Имеются данные, что между тем, что мы думаем и чувствуем в своей повседневной жизни, и нашим психическим и физическим здоровьем существует очень тонкое равновесие»3.
Другими словами, в определенных пределах вы можете делать выбор между тем, быть счастливым или несчастным, и даже между тем, быть здоровым или больным.
Чуткая зависимость от начальных условий
Однако это не означает, что мы должны отбросить результаты прежних исследований, говорящих о важности детского опыта (или последующих неудач). В части первой этой книги мы говорили о теории хаоса, которая указывает на существование «чуткой зависимости от начальных условий». Это означает, что случайные события и кажущиеся несущественными причины, имеющие место на ранних этапах развития любого явления, могут оказать огромное влияние на дальнейший ход его (явления) развития и вызвать огромные отклонения в конечном результате.
По всей видимости, нечто похожее происходит в детстве, порождая нашу оценку самих себя (любимые мы или нелюбимые, умные или глупые, ценные или ничего не стоящие, способные рисковать или обреченные подчиняться приказаниям сверху), которая затем сильно определяет наши действия в течение всей жизни. То, во что мы изначально верим, пусть даже не имея под собой никакой реальной основы, обретает собственную жизнь, становится правдой и курсом нашей жизни. Более поздние события — проваленные экзамены, уход любимого человека, неудачные попытки поступить на желаемое место работы, неприятности в продвижении карьеры, увольнения, проблемы со здоровьем — могут сбить нас с этого курса и укрепить негативное видение самих себя.
|
|