При выполнении лабораторной работы необходимо строго соблюдать правила техники безопасности работы в химической лаборатории. Каждый студент индивидуально проводит реакции идентификации образцов лекарственных веществ по указанию преподавателя и оформляет протокол испытаний.
Общие реакции идентификации на анионы:
Бромид-ион:
С раствором хлорамина в присутствии кислоты хлористоводородной:
Выполнение реакции: к 1 мл исследуемого раствора прибавляют 1 мл кислоты хлористоводородной, 0,5 мл раствора свежеприготовленного раствора хлорамина и 1 мл хлороформа. Смесь взбалтывают. Наблюдают окрашивание хлороформного слоя в желто-бурый цвет.
Йодид-ион:
С калия дихроматом в сернокислой среде:
Выполнение реакции: к 0,5 мл исследуемого раствора прибавляют 0,5 мл кислоты серной разведенной, 0,1 мл раствора калия дихромата, 2 мл воды и 2 мл хлороформа. Смесь встряхивают в течение нескольких секунд и оставляют до расслоения. Наблюдают окрашивание хлороформного слоя в фиолетовый или фиолетово-красный цвет.
Нитрат-ион:
Выполнение реакции: 0,5 мл исследуемого раствора не обесцвечивают 0,1% раствор калия перманганата, подкисленный кислотой серной разведенной.
Нитрит-ион:
С антипирином:
Выполнение реакции: Несколько кристаллов антипирина растворяют в фарфоровой чашке в 0,1 мл кислоты хлористоводородной и прибавляют 0,1 мл исследуемого раствора. Наблюдают появление зеленого окрашивания.
Сульфат-ион:
1. С бария хлоридом:
Выполнение реакции: к 5 мл исследуемого раствора прибавляют 1 мл кислоты хлористоводородной и 1 мл раствора бария хлорида. Наблюдают образование белого осадка.
2. Отличительная реакция сульфатов от сульфитов:
Выполнение реакции: к суспензии, полученной в результате реакции № 1, прибавляют 0,1 мл 0,05 М раствора йода, желтая окраска йода не исчезает, но обесцвечивается при прибавлении раствора олова хлорида. Смесь кипятят, осадок не окрашивается.
Фосфат-ион:
С раствором серебра нитрата:
Выполнение реакции: К 1 мл исследуемого раствора прибавляют 1 мл раствора серебра нитрата. Наблюдают образование желтого осадка, цвет которого не изменяется при кипячении и который растворяется в растворе аммиака.
Хлорид-ион:
С раствором серебра нитрата:
Выполнение реакции: 2 мл раствора подкисляют раствором кислоты азотной, прибавляют 0,4 мл раствора серебра нитрата. Наблюдают образование белого творожистого осадка. К осадку добавляют 1,5 мл раствора аммония гидроксида, осадок быстро растворяется.
7. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, ТС ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ:
7.1. Табличный фонд по теме занятия;
7.2. Набор образцов лекарственных веществ (неорганической и органической природы)
- набор пробирок, приборов и мерной посуды, штативы, весы и разновесы, электронагреватели, газовые горелки.
- реактивы и индикаторы, необходимые для проведения испытаний согласно ГФУ;
7.3. Учебные пособия;
7.4. Государственная фармакопея Украины;
7.5. ТС обучения контроля:
- карточки для выяснения исходного уровня знаний и умений;
- контрольные вопросы и тесты.
ЗАНЯТИЕ №4
1. ТЕМА:Качественное испытание на допустимые пределы примесей: хлоридов, фторидов, фосфатов, сульфатов. Определение прозрачности, степени мутности, степени окраски жидкостей в соответствии с требованиями ГФУ.
2. ЦЕЛЬ:Сформировать теоретические знания и практические навыки по определению примесей при помощи эталонных растворов; определению прозрачности, степени мутности, степени окраски жидкостей в соответствии с требованиями ГФУ.
3. ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:
3.1. Научиться трактовать понятие «Примеси», их природу и характер;
3.2. Научиться классифицировать примеси;
3.3. Изучить требования, предъявляемые к химическим реакциям, используемых для определения примесей в лекарственных веществах;
3.4. Изучить пути попадания примесей в лекарственные вещества
3.5. Изучить фармакопейные положения, методы и химизм реакций протекающих при определении примесей;
3.6. Научиться определять от чего зависит допустимый предел примесей в лекарственных веществах.
3.7. Научиться пользоваться эталонными растворами при проведении испытаний лекарственных веществ на степень чистоты;
3.8. Научиться визуально проводить определение окраски жидкостей в ряду коричневый – желтый - красный (согласно требований ГФУ) путем сравнения соответствующими эталонами;
3.9. Научиться проводить определение прозрачности, степени мутности согласно требований ГФУ;
3.10. Изучить требования, предъявляемые к исходным веществам, используемым для приготовления эталонных растворов мутности и цветности лекарственных средств.
3.11. Овладеть техникой выполнения сравнительного количественного определения содержания примесей с использованием эталонных растворов.
4. ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
4.1. Организационные вопросы – 3 минуты.
4.2. Постановка цели занятия и мотивация изучения темы занятия (вступительное слово преподавателя) – 7 минут.
4.3. Инструктаж по технике безопасности в химической лаборатории –5 минут.
4.4. Контроль и коррекция исходного уровня знаний-умений – 45 минут.
4.5. Организация самостоятельной работы студентов (целевые указания преподавателя, техника безопасности) – 5 минут.
4.6. Лабораторная работа и оформление протоколов – 100 минут.
4.7. Итоговый контроль: проверка результатов лабораторной работы и протоколов – 10 минут.
4.8. Заключительное слово преподавателя, указания к следующему занятию – 5 минут.
5. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ:
5.1. Повторить теоретический материал из курса неорганической и аналитической химии по проведению реакций обнаружения примесей.
5.2. Изучить программный материал по данной теме согласно вопросам, приведенным ниже:
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Определение понятия «примеси».
2. Пути попадания примесей в лекарственные вещества.
3. От чего зависит допустимый предел примесей в лекарственных веществах.
4. Понятие "специфические примеси".
5. Определение понятия "эталонные растворы".
6. Общие замечания к качественным испытаниям для определения допустимого содержания примесей в лекарственных веществах:
a)требования, предъявляемые к реактивам и растворителям;
b)требования, предъявляемые к набору пробирок, в которых проводится определение примеси;
c)правила прибавления реактивов;
d)наблюдение эффекта реакции;
e)с какой точностью необходимо брать навеску.
7. Правила по определению прозрачности и степени мутности растворов лекарственных средств.
8. Из каких химических веществ готовят эталонные растворы мутности и цветности.
9. Правила по определению прозрачности и степени мутности растворов лекарственных средств.
10. Определение степени цветности жидкости с помощью эталонных растворов.
11. Какой раствор лекарственного средства считают бесцветным?
12. Химизмы реакций, протекающие при определении примесей согласно требований ГФУ: хлоридов, фторидов, фосфатов, сульфатов:
13. Испытания на примесь хлоридов:
a. обосновать выбор реактива и реакции среды;
b. в чём растворяется образовавшийся осадок?
c. правила определения этой примеси;
d. эталонный раствор на хлорид-ион;
14. Испытания на примесь фторидов:
a. устройство прибора для испытания на фториды;
b. правила определения примеси;
c. для чего в реакционную смесь добавляют песок?
d. для каких целей в рубашку прибора для испытания на фториды добавляют тетрахлорэтан?
e. правила определения этой примеси;
f. эталонный раствор на фторид-ион.
15. Испытания на примесь солей фосфорной кислоты.
a. правила определения примеси солей фосфорной кислоты
b. эталонные растворы на фосфат-ион.
16. Испытания на примесь солей серной кислоты.
a. выбор реактива и среды;
b. почему нельзя использовать кислоту хлористоводородную концентрированную?
c. правила определения примеси солей серной кислоты;
d. эталонные растворы на сульфат-ион.
Проработать тестовые задания.
1. Выберите правильное определение понятия «Эталонные растворы»:
A)растворы с заранее заданной концентрацией определяемой примеси, которые служат для её сравнительного количественного определения
B)истинные растворы, содержащие определенную примесь
C)растворы с заранее заданной и точной величиной рН среды
D)растворы, содержащие все необходимые реактивы для обнаружения определенной примеси
E)растворы лекарственных веществ, содержащие точно известные количества определенной примеси
2. Эталонные растворы используют в анализе качества лекарственных веществ для:
A)сравнительного количественного определения примесей
B)определения количественного содержания примесей
C)установления физико-химических констант примесей
D)определения количественного содержания действующих веществ
E)подтверждения подлинности действующих веществ
3. Дайте определение понятия «специфические примеси»:
A)посторонние вещества, которые содержатся в конкретном лекарственном препарате
B)посторонние вещества, которые содержатся во всех лекарственных препаратах
C)примесь, природа которой не установлена
D)посторонние вещества, которые содержатся в органических лекарственных препаратах
4. Отметьте, какие требования должны предъявляется к качественным реакциям, которые используются при испытаниях на допустимые пределы примесей:
A)внешний эффект реакции должен наблюдаться мгновенно
B)селективность
C)чувствительность
D)все выше перечисленное
E)избирательность
5. Провизор-аналитик, определяя прозрачность, степень мутности растворов лекарственных препаратов, сравнивает раствор исследуемого образца с:
A)эталонным раствором, номер которого указан в частной статье
B)эталонным раствором мутности
C)эталонным раствором цветности
D)растворителем
E)водой очищенной
6. Химик контрольно-аналитической лаборатории получил задание приготовить эталоны мутности, согласно требованиям фармакопеи. Какие вещества он должен использовать для этого в качестве исходных?
A)гексаметилентетрамин и гидразина сульфат
B)кальция сульфат и глицерин
C)натрия хлорид и кальция нитрат
D)калия хлорид и бария сульфат
E)фурацилин и кальция хлорид
7. Согласно требований ГФУ, степень окраски истинных растворов определяют:
A)спектрофотометрически
B)фотоэлектроколориметрически
C)рефрактометрически
D)дериватографически
E)визуально
8. Одно соединение не используется для приготовления исходных эталонных растворов цветности:
A)кобальта хлорид
B)калия перманганат
C)меди сульфат
D)железа (III) хлорид
9. Выберите реактив, рекомендуемый ГФ Украины, который добавил провизор-аналитик для обнаружения примеси хлорида при определении доброкачественности кальция лактата:
A)раствор серебра нитрата
B)раствор бария хлорида
C)раствор магния сульфата
D)раствор меди сульфата
E)раствор железа сульфата
10. При доброкачественности магния сульфата в реакции с нитратом серебра в азотнокислой среде наблюдалось выпадение белого творожистого осадка, какую примесь определял провизор-аналитик?:
A)хлорид - ионов
B)сульфат - ионов
C)оксалат - ионов
D)тартрат - ионов
E)фосфат - ионов
11. Для определения примеси сульфат-иона в лекарственном веществе "Магния сульфат" провизор-аналитик использует следующие реактивы:
A)раствор бария хлорида и кислоту хлористоводородную
B)раствор аммония хлорида и аммиак
C)раствор серебра нитрата и кислоту азотную
D)раствор бензолсульфокислоты
E)раствор дифениламина
12. Государственная фармакопея Украины рекомендует, определять наличие примеси фосфат-иона с:
A)раствором йода
B)раствором калия дихромата
C)раствором калия перманганата
D)сульфомолибденовым реактивом в присутствии олова (ІІ) хлорида
E)раствором кислоты хлористоводородной
13. Наличие какой примеси Государственная фармакопея Украины рекомендует, определять с сульфомолибденовым реактивом в присутствии олова (ІІ) хлорида
A)фторидов
B)фосфатов
C)хлоридов
D)сульфатов
E)карбонатов
14. Исследуемый раствор с раствором бария хлорида образовал белый осадок нерастворимый ни в кислотах, ни в щелочах. Какую примесь определял провизор - аналитик?
A)сульфат
B)сульфит
C)карбонат
D)оксалат
E)фосфат
15. Государственная фармакопея Украины рекомендует, определять наличие примеси хлоридов с серебра нитратом, в присутствии какой кислоты проводят определение указанной примеси?:
A)раствора кислоты сульфатной
B)раствора кислоты фосфатной
C)раствора кислоты нитратной
D)раствора кислоты хлористоводородной
E)раствора кислоты бромистоводородной
16. При примеси хлоридов в реакции с нитратом серебра в азотнокислой среде наблюдалось выпадение белого творожистого осадка, какую примесь определял провизор-аналитик?
A)хлорид - ионов
B)сульфат - ионов
C)оксалат – ионов
D)тартрат - ионов
E)фосфат - ионов
ЛИТЕРАТУРА:
1.Державна Фармакопея України / ДП "Науково експертний фармакопейний центр". – 1-е вид. – Х.; 2001. – 672 с.
2.Международная фармакопея 2-е издание 1968.
3.Международная фармакопея 2-е издание 1971.
4.Международная фармакопея 2-е издание 1981.
5.Фармацевтична хімія / Під ред. Б. О. Безуглого – Вінниця: нова книга, 2006. – 236 с.
6.Общие методы анализа лекарственных веществ и лекарственных препаратов/ Учебно-методическое пособие под ред. проф. Мазура И. А., изд. ЗГМУ, - Запорожье,-2003.
7.Лекционный материал.
8.Некрасов Б.В. Основы общей химии. — М.: Химия, 1973. — Т. I и II.
9.Пономарев В.Д. Аналитическая химия. — М.: Химия, 1982. — Т. I и II.
10.Журналы: Фармацевтичний журнал, Фармаком, Ліки, Провізор.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
|