Предложения, распространенные однородными членами Цели:
1. Расширение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме "Весна".
2. Согласование прилагательных с существительными.
3. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Упражнение в употреблении существительных в косвенных
адежах. 5. Развитие фразовой речи. 6. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Оборудование:
Четыре картинки с изображением времен года: зима, весна, лето, осень; дидактическая игра "Что принесла весна?"; фломастер, лист бумаги, мостик из кирпичиков на ковре; раздаточный материал для составления схем предложений.
Ход занятия. 1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления. На столе лежат картинки с изображением времен года: зима, весна, лето, осень.
Дидактическая игра "Подскажи словечко".
- Рассмотрите картинки, какие времена года изобразил художник?
- Послушайте внимательно загадки, подскажите отгадки: Дел у меня не мало - я белым одеялом всю землю укрываю, В лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня ... (зима). Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, "Купайтесь" - приглашаю.
И любите за это вы все меня.
Я ... (лето).
Несу урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаясь елочек и сосен.
Я ... (осень).
Я раскрываю почки в зеленые листочки, деревья одеваю,
Посевы поливаю, движения полна, зовут меня ... (весна).
- Какое сейчас время года? (Весна).
- О чем мы будем говорить? (О весне).
2. Повторение пройденного. Активизация словаря существительных, упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление существительных в косвенных падежах, развитие фразовой речи. Дидактическая игра "Что принесла весна?"В центре фланелеграфа логопед закрепляет букву "В" (или маленькую картинку с изображением весны). На ковре лежат предметные картинки с изображением сосулек, проталин, облаков, солнца, графического изображения прилетающих птиц, льдинок, ветки с набухшими почками, подснежников.
- Внимательно рассмотрите картинки. Что нарисовано? (Солнце, облака...).
- А теперь назовите ласково. (Солнышко, сосулечки, веточка
и т. д.).
- Что принесла весна?
• Весна принесла теплое солнце.
• Весна принесла длинные сосульки и т. д.
(Дети закрепляют картинки на фланелеграфе вокруг буквы "В").
- Весной много чего?
• Весной много сосулек, тепла, облаков, льдин и т. д.
- Чем мы любуемся весной?
• Весной мы любуемся длинными сосульками, теплым сол нышком. И так далее.
3. Изучение нового. Активизация словаря прилагательных, составление предложений, распространенных однородными членами, развитие мелкой моторики рук.
Дидактическая игра "Подбери признак".
Логопед рисует на мольберте сосульку (солнце, облака, снег).
- Какие сосульки весной? (Дети по очереди называют слова и рядом с сосулькой в линейный ряд рисуют слова в виде тре угольников).
Сосульки весной длинные, блестящие, скользкие, холодные и т. д.
- Солнце какое? (Яркое, теплое, ласковое, сияющее и т. д.).
- Облака какие? (Светлые, легкие, пушистые, белые и т. д.).
- Снег какой? (Рыхлый, грязный, мокрый, тающий и т. д.). Физкультминутка.
Дидактическая игра "Перенеси свое слово через мостик".На ковре сооружен мостик из кирпичиков.
- Придумайте слово, перешагните через мостик.
- Что делает солнце весной? (Светит, греет, припекает, печет, сияет и т. д.).
- Что делают весной птицы? (Прилетают, вьют гнезда, выводят птенцов и т. д.).
- Что делает лед на реках? (Тает, ломается, трещит, плывет, тонет и т. д.).
4. Закрепление. Составление схем предложений, распростра ненных однородными членами.
- Мы много слов вспомнили о весне. Составьте красивые длинные предложения.
- Весной светит какое солнце?
• Весной светит яркое, теплое, ласковое солнце.
(Дети из раздаточного материала выкладывают схему пред-пожения).
• Весной снег становится рыхлым, мягким, грязным, мокрым и т. д.
5. Итог. Оценка работы детей.
Составление описательного рассказа
О двух временах года в сравнении
С опорой на мнемотаблицы
Цели:
1. Расширение словаря антонимов, наречий по теме "Весна".
2. Употребление в речи предложений разных типов.
3. Составление описательного рассказа о двух временах года в сравнении по опорным мнемотаблицам (весна - зима).
4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления.
Оборудование:
Мнемотаблицы "Весна" и "Зима"; мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания.
- Хлопните в ладоши, если услышите весенние слова, топните ногой, если услышите зимние слова.
Ласковое солнышко, тусклое солнце, зеленая трава, мерзлая земля, пушистый снег, грязный снег и т. д.
2. Введение в тему. Развитие логического мышления.
- О каком времени года загадки?
Снег на полях, лед на лугах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой).
Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (Весной).
- Сегодня мы будем сравнивать зиму и весну.
3. Повторение пройденного. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Дидактическая игра "Бывает - не бывает".
- Летом дети катаются на санках, а зимой на велосипедах.
• Нет, летом дети катаются на велосипедах, а зимой на санках.
- Зимой на деревьях распускаются листья, а летом деревья стоят голые.
- Летом дети играют в снежки, а зимой в мяч.
- Весной люди надевают теплые шубы, а зимой легкие куртки. Динамическая пауза. Игра с мячом "Скажи наоборот".
Тепло-... (холодно).
Светло-... (темно).
Грязно-... (чисто).
Звонко-... (тихо).
Грустно -... (весело). И так далее
4. Изучение нового материала. Обучение составлению описа тельного рассказа о двух временах года в сравнении с опорой на мнемотаблицы.
Логопед выставляет на мольберт мнемотаблицу "Зима".
- Какое время года зашифровано на таблице? (Зима). -Докажите. (Подробно разбирается содержание мнемотаблицы).
Зимой солнце маленькое, тусклое.
Небо затянуто серыми облаками.
Часто идет снег. На земле лежат сугробы.
Деревья стоят голые.
Дети для птиц вешают кормушки.
Люди одеваются в теплую одежду.
Заяц и белка меняют окраску, а медведь спит в берлоге.
Дети зимой лепят снеговика, катаются на санках, лыжах. Физкультминутка.
Имитация движений: дети играют в снежки, ловят снежки, едут на лыжах и т. д.
Логопед выставляет вторую мнемотаблицу "Весна".
- Какое время года зашифровано на таблице? (Весна). -Докажите. (Подробно разбирается содержание таблицы).
Весной солнце большое, яркое.
По небу плывут легкие, светлые облака.
Идет дождь, на земле появляются проталины.
На деревьях набухают почки.
Люди одеваются в легкую одежду.
Животные линяют.
Медведь просыпается и вылезает из берлоги.
Дети весной пускают кораблики, топают по лужам.
Динамическая пауза. Логопед просит детей показать: как им холодно - жарко, шагают быстро - идут медленно, грустно - весело. Логопед вызывает двух детей и предлагает сравнить зиму и весну.
Дети, опираясь на мнемотаблицы, рассказывают о двух временах года.
Потом можно попросить одного ребенка рассказать о весне и зиме, опираясь на мнемотаблицы. Так же можно составить рассказ по цепочке.
5. Итог. Оценка работы детей.
ТЕМА "МОЙ ГОРОД"
|