III. Клинические реакции на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Клинические реакции на стресс:
- Острые стрессовые реакции, продолжительность которых может колебаться от нескольких часов до нескольких дней.
- Реакции адоптации, реакции на жизненные изменения.
- Реакции невротического типа.
- Посттравматическое стрессовое расстройство.
Классификация стрессов по международной классификации болезней девятого пересмотра (МКБ-9), психосоциальные стрессы, выборка:
Код 2. Стрессорный фактор характеризуется как слабый; примером острых стрессов служит разрыв с возлюбленным (возлюбленной), начало или окончание учебы в школе, случай, когда ребенок расстается с домашними; длительные стрессовые обстоятельства – конфликты в семье, неудовлетворенность работой, проживание в районе высокой преступности.
Код 4. Стрессорный фактор рассматривается как тяжелый (примером острых факторов служит развод или рождение ребенка) или хронический (когда субъект не может найти работу; бедность).
Код 6. Катастрофический острый стресс: смерть ребенка, самоубийство супруга, разорение в результате стихийного бедствия; хронический – взятие в плен в качестве заложника, пребывание в концентрационном лагере.
Посттравматическое стрессовое расстройство.
ПТСР – нарушение психики у лиц, перенесших экстремальные ситуации и получивших психическую травму. ПТСР часто возникает у пострадавших от стихийных бедствий (землетрясения, наводнения), техногенных катастроф и социогенных экстремальных ситуаций (пожары, дорожно-транспортные происшествия, бомбардировки, перестрелки, пытки, нападения, изнасилования, похищение террористами, насилие над ребенком, концентрационный лагерь).
На возникновение ПТСР влияет состояние человека в момент стрессовой ситуации.
Известные примеры ПТСР:
ü Ликвидаторы Чернобыльской АЭС;
ü Заложники театрального центра «Норд-Ост».
Симптомы:
Ø Повторяющиеся переживания травматической ситуации, которые провоцируются внешними стимулами (по принципу ассоциаций) . Проявления:
- Аффективные картины (А.С. Пушкин: «…И мальчики кровавые в глазах!»);
- Навязчивые мысли.
Ø Кошмары, соответствующие тематические сны.
Ø Рост тревожности.
Ø Социальная дезадаптация, проявляющаяся в чрезмерной раздражительности, гневе, страхе.
Ø Депрессивные состояния.
Ø Неврозы, вегетативные расстройства.
Ø Нарушение психических процессов: чувства времени, восприятия.
Использованные источники.
Основная литература: литература из темы IX плана семинарских занятий по курсу «Психология эмоций и мотивации» (сост. проф. В.К. Вилюнас, 2002/2003 гг).
Дополнительная литература:
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т. 1. Пер. с англ. – М.: Медицина, 1998.
43. Исследование радости, симпатии и любви.
Пространство положительных эмоций.
Три шкалы:
- приятно - неприятно
- активация торможения
- интенсивность, глубина переживания.
Существует несколько видов положительных эмоций:
ü радость, экзальтация, эйфория улыбка, уверенность в себе, спокойствие
ü Возбуждение, интерес »искатели острых ощущений», радость + возбуждение=смех
ü Удовлетворенность, релаксация, чувство комфорта.
Источники положительных эмоций:
ü Еда, выпивка, секс
ü Отдых, сон
ü Брачные, дружественные и другие близкие отношения
ü Успех, продвижение по работе
ü Использование умением и навыков
ü Ощущение здоровья, физическая активность, спорт
ü Чтение, музыка и другие культурные развлечения
ü Интенсивные переживания (эстетические, религиозные)
Счастье.
Составляющие счастья:
Ø Общая удовлетворённость (удовлетворённость в конкретных областях: работой, здоровьем и т.д.)
Ø Благосостояние
Ø психологический дистресс (см. ответ на вопр. № 41)
Влияние взаимоотношений на счастье:
1. Любовь и брак Люди, состоящие в браке, счастливее одиноких. Мужчине брак даёт бóльшую удовлетворенность. Брак – источник конфликтов и возможность для удовлетворения. Для счастливых браков типичны бóльшаяудовлетворённость интимной жизнью, согласие в финансовых вопросах и т.д.
2. Друзья обеспечивают:
ü Социальную поддержку в форме совета, сочувствия, доверительных разговоров
ü Материальную помощь, информацию
ü Совместные занятия, общие интересы
3. Человек в роли родителя Дети доставляют большую удовлетворённость, с ними связаны чувства самореализации и зрелости. Дети оказывают и негативное влияние, с ними связаны значительные затраты: физические (младенчество) и эмоциональное (подростки). В основном, семейные пары с детьми более счастливы, чем бездетные.
4. Родственники Конструктивная помощь намного выше, чем помощь, оказываемая друзьями. Крепкие продолжительные привязанности, радость от общения, взаимная забота.
5. Взаимоотношения на работе. Удовлетворение, получаемое от взаимоотношений на работе, имеет инструментальный характер, складывается из сотрудничества в совместном решении задач.
Влияние положительных эмоций:
- Позитивное мышление.
Люди в хорошем настроении воспринимают больше позитивных, чем негативных действий, как в своём собственном поведении, так и в поведении других (исследования по ТАТ). - Память.
В хорошем настроении лучше вспоминаются положительно окрашенные слова и события. Процесс припоминания более эффективен, если испытуемые при запоминании и воспроизведении находятся в одинаковом настроении. - Решение проблем, задач.
Люди в хорошем настроении находят решение быстрее и эффективнее, чем люди в нейтральном или плохом настроении. Часто их решения более просты, изящны и творчески. - Помощь и альтруизм.
Счастливые люди отличаются щедростью, готовностью придти на помощь, люди в хорошем настроении замечают расхождения между своим состоянием и состоянием окружающих, стараются компенсировать это неравенство, т.е. помогают им. Симпатия.
Гозман Л.Я.
1) Симпатия как реакция на свойство объекта. Основное внимание уделяется физической привлекательности. Так как:
a) Красота – положительное подкрепление.
b) Большее развитие коммуникативных навыков у красивых.
c) Стереотипы, связывающие уровень физической привлекательности с определёнными чертами характера.
Существует тенденция выбирать «равного», особенно у людей с мотивацией избегания неудач.
2) Симпатия и соотношение свойств между субъектом и объектом. Большинство работ свидетельствует о положительном влиянии совпадения или близости установок на аттракцию. Это работает, когда общения практически нет. Большее значение имеет не сходство установок, а сходство способа их обоснования.
3) Симпатия и взаимодействие:
a) Большую роль играют условия, в которых разворачиваются процессы общения
b) Главный фактор, определяющий возникновение симпатии в паре: участи в совместной, значимой для обоих партнёров деятельности
c) На аттракцию влияет величина подкрепления, которая определяется не абсолютной величиной, а как результат сравнения данного взаимоотношения с взаимоотношениями в других парах или с другими партнёрами.
Любовь.
Ощущения, связанные с любовью: эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.
Кемпер выделил типы любовных отношений:
1. Романтическая
2. Братская
3. Харизматическая (например, учитель - ученик)
4. «Измена»
5. Влюблённость
6. «Поклонение» (например, любовь к герою фильма, книге)
7. Родительская
Каспер обозначил причины любви:
1. Потребность в подтверждении своих установок и знание о мире.
2. Только по любви можно регулярно удовлетворять сексуальную потребность, не испытывая стыда.
3. Любовь – конформная реакция по отношению к нормам общества.
4. Любовь – сплав самых разных эмоций, прежде всего страха (потерять объект любви)
Маслоу.
Любовь характеризуется снятие тревожности, ощущение поной безопасности и психологического комфорта. Любовь по Маслоу – любовь вопреки недостаткам партнёра.
Спиноза (см. билет № 30 или 31 , вам лучше знать который там про Спинозу!!! ладно, уговорили….30!!!)
Вывод:
ü Понятие «любовь» репрезентирует (представляет) для большинства людей определённую психологическую реальность, хотя дать этому понятию. Определение очень сложно
ü Выделены типы любви, причины и структуры любовных переживаний
ü Склонность к переживанию любви связанна с определёнными личностными характеристиками
ü Любовь – социокультурно обусловлена (роль вербальных структур в любви и т.д.).
44. Аффекты, их психологическая характеристика.
|