I. Общая характеристика аффектов. Термин «аффект» употребляет Б. Спиноза для понятия эмоция; в общепсихологическом смысле слова – аффекты – это особый класс эмоциональных состояний, отличающийся особой интенсивностью, взрывчатым характером.
Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации).
Характеристики аффекта:
1) Навязывает способ поведения.
2) Сопровождается телесными реакциями.
3) Сопровождается помутнением (сужением) сознания.
Диагностика аффективного состояния:
1. Внешний вид. Особое состояние:
ü Бледность;
ü Индивид теряет дар речи;
ü Другие несоответствия (по сравнению с его повседневной жизнью).
2. Экстремальная ситуация, которой нет решения. Смысл аффекта – запасная реакция, возвращение к инстинктивному поведению. Аккумуляция аффекта – накопление причин, способных вызвать аффект.
3. Автоматичный характер действий. Стереотипность.
4. Внутреннее состояние проявляется в виде сужения сознания. Проявление: амнезии.
5. Несовпадение с обычным темпом жизни данной личности.
Особенности аффекта. Отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия. Основа: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей. Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых деталей вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Аффективная память отличается от образной (смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в аффективной происходит накопление.
Диагностика следов аффектов (кратко, подробно см. Вопрос № 45).В психоанализе: метод свободных ассоциаций. Легкое протекание ассоциаций, и трудное – источник аффекта. А.Р. Лурия. Диагностика следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния.
Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних коррелятов. Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки. Становится возможным за выявленной словесной реакцией наблюдать лежащие в ее основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности, нарушенности, а следовательно и степень аффективности проходящего перед нами процесса. Механизм: слово – мыслительная ассоциация – нажим – ассоциация – нажим - … - ответ, не компрометирующий человека.
II. Патологический и физиологический аффект.
Важнейшая и основная характеристика патологического аффекта – расстройство сознания.
С.С. Корсаков выделил два типа патологического аффекта:
1) Аффект с симптоматикой расстройства сознания;
2) Аффект, характеризующийся нарушением работы тормозных механизмов.
Изменение поведения. Поведенческие реакции становятся рефлекторного типа. Поведение теряет произвольный характер.
Вегетативные изменения. Изменение работы сердца – одна из главных основ аффекта. Изменение дыхания, мимики, истощение психических и физиологических ресурсов.
Психические процессы. Нарушение нормального течения психических процессов: восприятия, внимания; ослабление тормозных центров, волевых процессов и памяти.
Причины, предрасполагающие к возникновению патологического аффекта:
1. Влияние сильной(ых) эмоции(ий): страх, обида и проч.
2. Психопатическая конституция.
3. Низкий культурный уровень.
Фазы течения аффекта:
1. Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.
2. Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.
3. Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсрочены воспоминания о событиях.
Физиологический аффект – это термин из области психиатрии и обозначает он то, что психологи называют аффектом в общем смысле. Свойства: появляется чувство облегчения, сознание остается в норме, нет амнезий.
Использованные источники.
Основная литература: литература из темы IX плана семинарских занятий по курсу «Психология эмоций и мотивации» (сост. проф. В.К. Вилюнас, 2002/2003 гг).
Дополнительная литература:
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
46. Чувства и их психологическая характеристика
I. Общее определение термина «ЧУВСТВО».
Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающая значение этих явлений с его потребностям и мотивами; это высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребности0мотивационную значимость. Чувства носят отчётливо выраженный предметный характер, но предмет может быть и весьма обобщённым, и умозрительным.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Пример: чувство любви порождает целый спектр эмоций (радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т.д.). В одном и том же чувстве нередко сливаются и переходят друг в друга разные по знаку (положительны/отрицательные) эмоции.
Исторически чувства формируются в процессе исторического развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий (см. вопрос № 12). Возникает как результат обобщённых отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему. Чувства могут оставаться потенциальными (нереализованными). В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки. Чувство исключительной силы стойкости, длительности, выражающаяся в направленности помыслов и сил на единую цель – страсть.
Классификация. Чувства.
- Области деятельности и сферы социальных явлений:
- моральные
- эстетические
- интеллектуальные
- практические
- родительские
- Степень обобщённости предметного содержания:
ü конкретные (например, к ребёнку, произведению искусства)
ü обобщённые (к детям, к музыке)
ü абстрактные (чувство справедливости, трагического).
Единой классификации не существует.
II. Представления о чувствах в истории психологии эмоций.
Вундт. Всю систему чувств можно определить как многообразие трёх измерений: удовольствие/неудовольствие, возбуждение/успокоение, напряжение/разряжение.
Принцип единства эмоционального состояния. Все имеющиеся в данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую систему. Вундт: «Чувства – цельное чувство». Простые чувства объединяются в частичные чувства, которые, в свою очередь, объединяются в цельное чувство.
Принцип градации элементов. Каждое сложное цельное чувство содержит в себе какое-либо господствующее частичное чувство, придающее ему основной его характер.
Принцип целости целого. Цельное никогда не является только суммой частичных чувств, на которые его можно разложить.
Вообще чувства – реакция центральных функций сознания, то есть апперцепции на отдельны переживания в сфере сознания.
Клапаред. Чувства в нашем поведении полезны (играют полезную роль), эмоции же нецелесообразны. Чувства – диапазон аффективных нюансов, позволяющих ему определить ценность вещей, к которому он должен приспособиться. Чувства выражают отношения между определённом объектом или ситуацией и нашим благосостоянием.
Внутреннее ощущение (голод, жажда, усталость) – основа физиологической установки; чувство же – осознание такой установки.
Леонтьев. Классы эмоциональных процессов:
1) аффекты (бурные вспышки);
2) собственно эмоции (относительно спокойные проявления);
3) чувства («эмоциональные константы»)
Основная характеристика чувств: отчётливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором предмете.
Амбивалентность (см. вопрос № 32). См. I.
|