Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Температура тела, реакции зрачка, мигание.

· Положительные эмоции: потепление конечностей (например, кистей рук), потепление области рта, расширение зрачка.

· Отрицательные эмоции: снижение температуры конечностей, сужение зрачка.

Сильные эмоции снижают частоту мигания; при интенсивном психическом напряжении (стрессе) частота миганий растет.

9. Электромиография.Электромиография – метод исследования функционального состояния органов движения и речи путем регистрации биопотенциалов мышц.

10. Электроэнцефалография.Электроэнцефалография – раздел нейрофизиологии, изучающий закономерности деятельности мозга на основе анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой с поверхности головы. Эмоциональные состояния человека находят отражение в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) скорее всего в изменении соотношения основных ритмов: альфа, бета, дельта и тета. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций возникают лобных областях.

- Альфа-ритм.Это основной ритм ЭЭГ покоя; его активность соответствует эмоциональной напряженности, но эти данные спорные.

- Бета-ритм.Это ритм активного бодрствования. При его активности можно сказать, что индивид находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

- Тета-ритм.Он регистрируется при эмоциональном и интеллектуальном напряжении. По другим данным он свидетельствует об эмоциональной неустойчивости.

- Дельта-ритм. Это ритм глубокого сна, который часто регистрируется при очаговой патологии мозга. Колебания этого ритма могут регистрироваться при некоторых формах стресса.

II. Индивидуальные реактивные стереотипы.

1. Разные индивиды реагирую по-разному. Типы реагирования:



  1. Независимо от характера решаемой задачи лица, принадлежащие к этому типу (коронарному) имеют тенденцию реагировать по симпатическому типу с учащением частоты сердечных сокращений (ЧСС) и ростом артериального давления (АД).
  2. Лица этого типа реагируют по парасимпатическому типу – снижением ЧСС и АД.

2. Различные сила и слабость нервной системы (центральной и автономной).

3. Возраст.

4. Пол.

5. Темперамент.

И др.

III. Закон Уайлдера.

Если в эмоциональном фоне исходная величина велика, то при эмоциональном напряжении (стрессе) показатели мало меняются; если в эмоциональном фоне исходная величина низкая, то при стрессе она может оказаться такой же, а может быть прямо противоположной.

Использованные источники.

Основная литература: литература из темы IX плана семинарских занятий по курсу «Психология эмоций и мотивации» (сост. проф. В.К. Вилюнас, 2002/2003 гг).

Дополнительная литература:

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

 

42. Проблема тревоги и два аспекта её изучения.

 

Нет единого определения тревоги.

Миллер, Маурер. Тревога – приобретённое влечение.

Хорни. Тревога – реакция на опасность (реальную или воображаемую).

Березин. Тревога – ощущение неопределённости, неоправданной угрозы, результат воздействия фрустрации, механизм психического стресса (наиболее полное определение).

Отличие тревоги от страха

ü Критерий Ясперса (связь с объектом). В случае тревоги нет прямой связи с объектом. Связь не осознаётся, тревога беспредметна. Страх ВСЕГДА связан с объектом.

ü Фрейд. Критерий беспомощности. Тревога беспредметна → отсутствует мотив, направляющий деятельность → человек чувствует себя беспомощным. Страх имеет предмет → с ним можно бороться.

ü Хорни. Тревога – эмоциональное состояние. Страх – эмоция. Пример: если ребёнок более, а мать волнуется – это объективный страх. Если ребёнок здоров, а мать боится, что он может заболеть – это беспричинная тревога.

ü Гольдштейн. Тревога вызывается опасностью, которая угрожает «ядру» личности. Так как есть индивидуальные различия в структуре личности и ценностях, то тревога вызывает разные объекты (один тревожится за здоровье, другой – за отсутствие денег).

Хекхаузен. Экспериментальное исследование тревожности.

Этапы.

VI. 50-е годы. Тейлор и Спенс. Разработали шкалу тревожности MAS. Отбирали вопросы, связанные с симптомами хронического страха из опросника MMPI. Результат: два типа людей (высокотревожные и низкотревожные). Высокотревожные: хорошо справляются с лёгкими задачами. Низкотревожные: хорошо справляются с трудными задачами. Тот же результат дала методика парных ассоциаций.

VII. Саразон, Спенс, Спилбергер. Тревожность зависит не только от личной диспозиции (индивидуальная особенность человека, заключающаяся в его тревожности), но и от ситуации, в которой эта диспозиция актуализируется. Соотношение ситуации и личной диспозиции:

Ø Хроническая гипотеза. Выскотревожные проявляют тревожность во всех ситуациях. НЕ ВЕРНО!!!

Ø Реактивная гипотеза. Существует лишь предрасположенность к тревожности, которая проявляется лишь в кризисных ситуациях. ВЕРНО!!!

 

VIII. Девидсон, Эндрюс, Росс. Методика занижения достижений. Высокотревожные острее реагируют о сообщении о собственной неудаче.

IX. Спилбергер. Опросник «Состояния и свойства тревожности». 20 высказываний типа «я нервничаю» (это Т-состояние) или «мне не хватает уверенности в себе» (это Т-диспозиция). Т-состояние – субъективная сознательно воспринимаемая ситуация, сопровождающая активацией автономной нервной системы (вегетативная) чувства в данный момент. Т-свойство (Т-диспозиция) – это черта личности, мотив или приобретённая поведенческая диспозиция, которая определяет круг ситуаций, вызывающие тревогу.

§ Чем выше Т-свойство, тем заметнее проявляется Т-состояние

§ Чем сильнее Т-свойство, тем шире круг ситуаций, которые вызывают тревогу

§ Сила и продолжительность Т-состояний зависит от когнитивной оценки, которая завит от внешний особенностей ситуации, от Т-диспозиции, прошлого опыта, обратной информации Т-состояния.

Решение задач.

Высокотревожные Плохо справляются со сложными задачами. Боятся неудачи. При снижении избегания сосредоточение внимания на самой задаче (а не на самооценке) эффективность решения улучшается. Чем сильнее ситуация связана с самооценкой, чем выраженней Т-диспозиция, тем заметней Т-состояние. Мало ошибок в лёгких задачах, много – в трудных. Лучше делают, если их хвалят. Плохо решают в условиях ограниченного времени. Хорошо решают при ориентации на задание, плохо – при ориентации на достижение.

Низкотревожные. Хорошо справляются с трудными задачами, но делают ошибки в лёгких. Лучше решают, если их критикуют. Лучше решают, если присутствует мотивация достижения, хуже, если ориентация на задание.

X. Истербрук. Повышенная эмоциональная активность снижает зону внимания, что ухудшает решение задачи. Уменьшается поле поиска решений, так как испытуемый отвлекается на мысли о самооценке.

Области исследования тревожности.

v Мендлер. Исследование экзаменационной тревожности.

v Либерт, Моррис. Два компонента экзаменационной тревожности: когнитивный – оценка себя, мнение в себе, не изменяется на всех этапах экзамена; эмоциональное возбуждение – вегетативные реакции, к конце экзамена спадает.

Итог. Успех/неуспех на экзамене коррелирует с когнитивной оценкой (то есть с самооценкой, у высокотревожных она низкая).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.