Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Стадии развития тревоги (Березин)

Страхом и тревогой управляет гипоталамус. Если его стимулировать у животного, то сначала возникает настороженность, потом страх, затем паника. На основании этих исследований Березин заключил, что тревожность человека – это единое функциональное явление. Идея тревожного ряда – переход разных по интенсивности эмоциональных переживаний.

Стадии тревоги:

7) ощущение внутренней напряжённости;

8) гиперстезические реакции: повышается значимость ранее нейтральных стимулов, субъективное ощущение увеличения силы раздражителей, так как повысилась чувствительность (пример: начинают мешать звуки, которые другим безразличны), появляется неадекватное поведение, нарушение адаптации;

9) тревога – ощущение непреодолимой угрозы;

10) страх – если объективные причины тревоги не осознаются и деятельность не налажена, то на данном этапе происходит смешение с беспричинной тревоги на объект;

11) ощущение неотвратимости катастрофы, вызывается интенсивностью тревоги;

12) тревожно-боязливое возбуждение, возникает необходимость в разрядке, которая ведёт к неорганизованной активности, это ВЕРШИНА нарушения адаптации.

Некротическая тревога (из области психопаталогии).

1. Фрейд. Объясняет возникновение тревоги через теорию «Я-ОНО-Сверх-Я». Ощущение опасности проистекает от страха инстинктивных влечений, от страха наказаний со стороны сверх-Я. Я испытывает страх конфликта.

2. Хорни. Ставит вопрос о базовых потребностях. Одна из базовых потребностей – стремление к безопасности. Тревога возникает в результате конфликта в её удовлетворении. То есть другие люди могут дать безопасность, но сами являются источником опасности. Индивид решает конфликт на основе своих ценностей (они у всех разные). Механизм зависит от типа личности. Пример: мазохист, который боится быть отвергнутым, поэтому предпочитает зависеть, испытывает тревогу, когда нарушаются отношения подчинения; нарцисс, для которого внимание к себе – главное, стремится к привилегиям, когда их теряет, испытывает тревогу (при потере места работы или переезде).



ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ.

Классик отечественной психологии способностей и одаренности – Б.М. Теплов. Основные положения.

Способности – это такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Три признака всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого по способностям".

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.

Проблема врожденного и приобретенного в способностях человека.

Способности нельзя рассматривать целиком и полностью врожденными, врожденными могут быть только анатомо-физиологические особенности, или задатки человека.

Различие в задатках обусловлено двумя причинами:

1. Наследственность или генотип человека

2. Условия пренатального развития человека.

 

Способности не сводятся к задаткам. Способности формируются и развиваются так же и в конкретной деятельности человека. Пример. Если не будет заниматься каким-то видом спорта – то у него не будет способности к ним.

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение успеха в той или иной деятельности.

Пример. Способность человека к обучению – характеризуют целый набор способностей – внимание, память, мышление.

Более корректно использовать не способности, а одаренность как комплексную характеристику.

Гениальность – высшая ступень одаренности. Благодаря гениальности, как высшей ступени одаренности человек достигает выдающихся в успехов в выполнении той или иной деятельности на много превосходя других людей.

Талант – общая одаренность человека. Проявляется в достижении человеком выдающихся успехов, одновременно в выполнении различных видов деятельности.

Специальная одаренность – успешное выполнение человеком, какой-то одной специальной деятельности.

Пример. Теплова. Леонардо да Винчи – талант. Потому что был художником, математиком, инженером, механиком.

Развитие способностей.

Две точки зрения по этому вопросу.

Ø Развитие способностей определяется прежде всего врожденными анатомо-физиологическими задатками.

Ø Развитие способностей определяется прежде всего условиями среды, которые предоставляют человеку возможности для занятия определенными видами деятельности.

Теплов пишет и то и другое важно.

В пользу наследственности

Факт 1. Случаи высоких достижений в выполнении отдельных видов деятельности у детей раннего возраста. (Особенно часто у людей, которых потом признают гениями – Моцарт в 3 года писал музыку, Гаусс в 4 года проявлял способность к математике). Малый возраст детей, говорит о том, что малый возраст детей показывает что на их результат повлияли не упражнения.

Факт 2. Исследование с помощью близнецового метода. Один из вариантов – сравнение умственных способностей у монозиготных (один генотип) и дизиготных (разные генотипы) близнецов. У монозиготных близнецов уровень развитие способностей более сходный. Коэффициент корреляции r=0 86. У дизиготных коэфф. корреляции r=0,60.

***Коэффициент корреляции – варьирует от -1<= r >=1

r=1 - cуществует полная связь

Метод искусственной селекции и суть метода выведения пород способных и неспособных пород животных.

По оси у – число заходов в тупики, по оси х – время. Одной крысе нужно 18 попыток, чтобы найти выход, другой 8 – те, которые меньше попыток – более способные крысы.

Делили на две группы способные и неспособные крысы.

Затем от каждой группы получали потомство и потом опять подвергают тестированию и делят на умных и глупых крыс. Потом опять та же процедура несколько поколений.

Достаточно чистый эксперимент, который показывает роль задатка.

В пользу воспитания.

Факт 1. Во многих исследованиях было показано, что у многих детей, которые не имели возможности посещать школу – наблюдается задержка в развитии умственных способностей.

Сравнение уровня способности у дизиготных близнецов. Сибсы – сиблинги- просто братья и сестры – рождаются в разное время. У дизиготных близнецов и сипсов степень сходства генотипа в среднем одинакова. Сходство в уровне развития

Монозиготные - 0,86

Дизиготные – 0, 60

Сибсы – 0, 47

С чем связано, то что наследственность одинаковая, а уровень развития разный? Братья и сестры рожденные в разное время попадают в разные условия – и в экономике и в семье.

Эксперимент. Крысы попадают в обогащенную среду и обедненную среду. Обогащенная среда для крыс – в комнате много предметов и живут и другие животные. Крысы может взаимодействовать с предметами.Обедненная – пустая клетка, в которой крысы содержатся по одиночке. Уровень способности умных и глупых крыс, которые жили в этих средах имел тенденцию к выравниванию. В обедненной среде умные крысы – «глупели». В обогащенной среде глупые крысы становились несколько «умнее».

Таким образом, факторы со стороны задатков и со стороны среды – есть влияние.

Основной метод исследования развития способностей – от Гальтона, близнецовый метод.

Близнецовый метод заключается в сравнении умственных способностей у монозиготных и дизиготных близнецов. У монозиготных близнецов уровень развития способностей более сходный,

1) Метод контрольных групп – основной вариант.

Сопоставление внутрипарного сходства. Если контроль признака геном – у монозиготных сходство сильно выше. Если среда – то внутрипарное сходство примерно одинаковое.

2) Метод разлученных близнецов.

Дети воспитываются в разной среде, но по ряду признаков, в том числе и психологических, обнаруживают внутрипарное сходство, хотя и меньшее чем выросшие вместе монозиготы, но большее, чем у дизиготов, но выросших вместе

Близнецовой пары.

Автор французский психолог Р.Заззо, показал что близнецовая пара часто образует свой микромир (микрокосм) с рядом особенностей. Эти особенности накладывают отпечаток на психологическую индивидуальность каждого члена пары.

3) Контрольного близнеца.

Подбирают особо похожих монозиготов. Одного подвергают каким-либо воздействиям, а другого нет.

Ограничения близнецового метода

· Недостаточная корректность допущения о равенстве средовых (постнатальных) влияний для членов монозиготных и дизиготных пар.

· Более высокое соматическое сходство монозиготных близнецов обуславливает возникновение более сходного типа двигательной активности, а следовательно, предпочтение однотипичных игр, одного круга общения, в более старшем возрасте, у монозиготных большее сходство среды, чем у дизиготных.

Таким образом, средовые влияния монозиготных и дизиготных не равны. Но то, что каждый из монозиготных близнецов выбирает сходные с другим внешние условия – выражение идентичности их генотипов.

 

В литературе встречается понятие сензитивного период – или периодов возрастной чувствительности. Психолог Н.Лейтес, изучал проблемы ранней детской одаренности. Возрастная чувствительность – это особая отзывчивость на окружающее, которая по-своему характеризует каждый детский возраст. Для разных возрастов характерны прорывы.

Возрастная чувствительность – это особая отзывчивость на окружающее, которая по-своему характеризует каждый детский возраст. Имеется в виду феномен ускоренного развития детей в определенных направлениях характерных для разных возрастов, что каждый период детства имеет свои специфические внутренние условия развития:

 

2-3 года – приобретение речевых навыков.

5-7 лет – способности к воображению. (Чарли Чаплин)

12 лет – дети наиболее способны к развитию теоретического мышления.

С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно – они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого – в меньшей.

Сензитивные периоды могут составлять недели, и даже дни. По мнению Лейтес, у одаренных детей происходит наложение нескольких сенситивных периодов которые специфичны например для младшего шк. возр. И для подростка. Это приводит к удвоению или даже многократному усилению предпосылок умственного развития.

Признаком одаренности ребенка чаще всего служит несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т. е. опережение возраста. Тем самым признается внутренняя близость, взаимозависимость возрастных изменений и проявлений способностей.

Подходя к проблеме «детские способности и возраст», важно иметь в виду накапливающиеся в психологии данные о возрастной чувствительности. Неодинаковость возрастной чувствительности, изменение ее уровня и направленности означают, и что с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их, ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов.

Известно, например, что в определенные годы детства наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка, на котором происходит общение ребенка; в дошкольные и ранние школьные годы обнаруживается особая яркость, острота образных впечатлений, богатство воображения, проявляющиеся, в частности, в творческих играх (пример с Чарли Чаплиным); в годы наступления ранней юности — подъем нравственной чувствительности и активности обобщающего, теоретического мышления и т. п. Тем самым переход от возраста к возрасту означает не просто рост, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование — затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

Таким образом, возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей, и даже можно сказать, что возрастные особенности выкупают как составная часть самих детских способностей.

Стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его умственных показателей к показателям, свойственным более старшим возрастам, равно как и снижение, большее или меньшее, темпа умственного развития в последующие годы можно рассматривать как подтверждение того, что проявления детской одаренности во многом обусловлены именно возрастными особенностями.

Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Как это ни парадоксально звучит, дети как бы одареннее взрослых.

Возрастные особенности не проходят бесследно: они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого — в меньшей. Неодинаковость, неравномерность возрастного развития — существеннейшее условие становления индивидуальных различий по способностям.

Взаимопроникновение, единство возрастного и индивидуального с наибольшей выразительностью и остротой выступают у одаренных детей. У таких детей с особенной силой проявляются достоинства их возраста (компоненты способностей данного возрастного периода). Однако даже самое полное развитие достоинств только своего возраста не может объяснить удивительного богатства возможностей одаренного ребенка. Материалы специальных наблюдений показывают, что чрезвычайные умственные достижения обнаруживают те дети, у которых одновременно выступают достоинства и последующего возраста.

Наблюдавшиеся случаи показывают, например, что такая возрастная черта подростков, как деятельная энергия, настойчивость, обретает особую силу, если становится присуща детям более младшего возраста с их повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В младшем школьном и дошкольном возрасте, когда еще не вступили в свои права новые интересы, связанные с половым созреванием, когда умственная впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, быстрый подъем энергии и самостоятельности может до крайности сосредоточить усилия развивающегося ума, выступить как необычайная склонность к умственной работе.

Судя по имеющимся данным, у рано развившихся детей сближение, а затем и совмещение по времени особенностей настоящего и последующего возрастного периодов, сочетание возрастных факторов, идущих от разных периодов детства, обусловливают как бы удвоение, а может быть, и многократное усиление предпосылок умственного развития.

Очень долгое время одаренность, способности сводились к интеллекту.

Хотя психологи измеряют интеллект больше 100 лет, договориться что такое интеллект они не могут.

Примеры разных определений:

Интеллект – это способность к абстрактному мышлению.

Интеллект – это способность усваивать новые знания и приобретать новые умения.

Интеллект – это способность приспосабливаться к новым ситуациям.

Интеллект – это способность приспосабливаться к окружающей среде (вообще).

Интеллект – это совокупность способностей или функция для обработки разных видов информации разными способами.

В связи с тем, что определение интеллекта отсутствует, многие психологи, понимая что ответить трудно – «интеллект – это то, что измеряют тесты интеллекта».

Измерением интеллекта занимаются психометрические методы. Понятие «коэффициент интеллекта» ввел Штерн в 1912 г. Первая версия – Симон и Бине. Самая известная версия –Стэнфордская редакция 1972 года- тест Стэнфорд-Бине. Предназначен для измерения интеллекта от 2-х до 18-ти лет. Представляет собой набор заданий, который сформулирован в виде вопросов или задач, которые надо решить. Эти задания сгруппирована в блоки по 6 заданий в соответствие с хронологическим возрастом детей. Это значит, что блоки заданий составлены с таким расчетом, чтобы порядка 80% детей одного и то же возраста могли решить 100% заданий. В этом тесте тестируемым предлагаются блоки заданий, которые сгруппированы по возрастам. И обычно предлагаются те группы заданий, которые предлагаются для детей более младшего возраста. То есть для 9-летнего ребенка – дают задачи для 8-летнего возраста и ниже.

Рассм. задания

Задания для 9 лет.

№1 Указать сегодняшнюю дату. День недели, число, месяц, год.

№2 Распределить 5 предметов на определенные классы

№3 Решить арифметическую задачу. Покупатель покупает у продавца предметы на определенную сумму – должен посчитать сколько он получит сдачи.

№4 Повторить 4 цифры в обратном порядке

№5 Построить предложение, которое включает три слова. Пример – мальчик, река, мяч.

№6 Найти рифму к трем различным словам. Пример. Животное, которое рифмуется со словом «ложка». Название цветка, которое рифмуется со словом «день».

№1Тестирует то, что знает дату, дни недели, месяцы, может оперировать данными

№2 способность к абстракции и обобщению

№3 знание математики и умение совершать в уме математические операции

№4 умение удерживать цифры в памяти и совершить определенные умственные операции с ними

№5 умение ребенка строить предложения и устанавливать между словами смысловые связи

№6 тестирует словарный запас ребенка, и способности памяти находить требуемую информацию

Предположим, что в нашем случае, все задания для 8-летнего возраста выполнил правильно, тогда ему дают задачи для своего возраста – 9 лет, тогда ему дают задания на год выше – для 10-летнего возраста. Предположим, что он решил 3 задачи (3 или больше), тогда ему дают следующий блок задач для 11 –летнего возраста , предположим 1 (одну). Критерий – если решил менее 3-х задач, то более высокий уровень уже не предлагают. Далее вычисляют «умственный возраст» ребенка. За решение всех задач для 9-летнего возраста – ему присвается – 9 лет. За каждую решенную задачу более высокого возраста присваивается 2 мес.

УВ=9 лет+6 мес+2 мес= 9л 8 мес = 116 мес.

Это умственный возраст. Далее вычисляется коэффициент интеллекта – индекс IQ

IQ = УВ/XB *100%

Умственный возраст по отношению к Хронологическому возрасту.

В нашем случае IQ = 116 мес/ 108 мес*100% = 107%

 

Что означает IQ? Если посмотреть на процедуру, которая заложена в опроснике – это означает, что этот ребенок превосходит на 7% средний уровень способностей детей его возраста.

Интеллект измеряется относительно среднестастического уровня.

Согласно психометрииИнтеллект– это совокупность знаний и умственных умений, которые позволяют человеку решать определенные задачи. По степени запаса знаний и владению ими дети могут различаться, а значит и будет различаться их уровень интеллекта.

Психометрические тесты IQ: тест Веклера, тест Равена, тест Айзенка, тест Кеттелла.

Виды и модели интеллекта

  1. Интеллект подразделяется на два вида (Кеттелл):

Ø Кристаллизованный интеллект

Ø Текучей интеллект

 

Кристаллизованный интеллект – это область интеллекта, включающая умение формулировать суждения, анализировать проблемы и делать выводы на основе накопленных знаний и опыта. К.И. развивается под влиянием опыта, образования и может возрастать на протяжение всей жизни человека. С возрастом человек иногда становится более способен к чему-то.

Текучей интеллект – это область интеллекта, которая охватывает способности, используемые для научения чему-то новому. Этот вид интеллекта более обусловлен анатомо-физиологическими способностями. Своего пика развития текучей интеллект достигает в возрасте около 20 человек и затем начинает снижаться.

Если посмотреть на тест Стэнфорд-Бине – то задачи в нем совершенно не новые для ребенка. Поэтому этот тест более направлен на кристаллизованный интеллект.

Текучий интеллект можно измерить тестом Равена.

Тест Равена - Тест состоит из усложняющихся матриц. И сам материал, как правило новый для тестируемого. Другое название этого теста «Прогрессивные матрицы Равена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей. На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице.

По результатам тестирования испытуемый получает несколько оценок:

· а) по десятибалльной шкале (стандартная оценка в стенах), учитывающей только количество правильно решённых задач,

· б) по 19-балльной, учитывающей количество и трудность решённых задач,

· в) по привычной пятибалльной (школьной, но с «плюсами» и «минусами»).

· И, наконец, четвёртая, качественная, оценка. Если испытуемый решил все задачи теста, но многие, в том числе и лёгкие, задачи решил неверно, его можно отнести к категории «скоростников». Если же испытуемый решил мало задач (например, около половины задач теста), но, без единой ошибки, его можно отнести к категории «точняков», или тугодумов.

При интерпретации результата теста «Прогрессивные матрицы Равена» выделяют следующие пять уровней развития интеллекта:

· 1-й уровень (результат более 95 %) — особо высокий интеллект

· 2-й уровень (результат 75-94 %) — интеллект выше среднего

· 3-й уровень (результат 25-74 %) — средний интеллект

· 4-й уровень (результат 5-24 %) — интеллект ниже среднего

· 5-й уровень (результат ниже 5 %) — дефект интеллекта

Есть стандартные матрицы, цветные (для детей) и повышенной сложности – для одаренных.

  1. Интеллект подразделяется на два вида:

Спирмен. Общий интеллект – это интеллект, который предназначен для решения разных задач (см. Спирмен, фактор G). Тесты способность оперировать числами, способность к пространственной ориентации. Степень успешности выполнения одного из тестов коррелировала с другими тестами. Он выделил некоторую общую способность - интеллект, который не зависил от конкретного содержания задач – фактор G.

  1. Дж. Гилфорд – интеллект сумма отдельных способностей. Кубик Гилфорда.

 

Гилфорд выделил 120 (*150 ) умственных задач, которые требуют 120 различных умственных способностей. Не доказана модель.

  1. Г.Гарнермодель множественного интеллекта

Приводит описание таких видов интеллекта, которые никак не подпадают под определение того интеллекта, который мы измеряли тестами.

К примеру, есть

1. лингвистический интеллект – способность к понимаю и изучению языка – ярко выражена у поэтов, писателей.

2. Есть музыкальный интеллект, эта способность выражена у композиторов и исполнителей.

3. Есть пространственный интеллект – у конструкторов, скульпторов.

4. Есть математический интеллект.

5. Есть личностный интеллект - как способность к самопознанию и как способность к достижению социального успеха (социального интеллекта). Социальный интеллект скорей связан со способностью добиваться своих целей, умение вести переговоры, уметь уговорить других людей. Уметь понимать людей и правильно строить с ними отношения.

6. Кинестетический интеллект – способность координировать свои физические действия – ловкость, пластичность, выразительность движений. Эмоциональный интеллект – способность понимать тонко эмоции, чувства других людей, способность к более тонкому восприятию других людей.

Причем же здесь умственный интеллект? Все эти понятия как-то сразу и не связываются с умственными способностями.

Тест на вербальный интеллект – Айзенка. На межличностный (социальный) интеллект – субтест в Веклере.

  1. В.Вернон. Иерархическая модель интеллекта

Генеральная способность – успешность решения любых задач. Общегрупповые факторы – успешность решения задач определенных групп. Второстепенные групповые факторы (ВГФ) Специальные факторы (СФ) Как видно теория Вернона – это компромиссная теория, которая объединяет и теорию Спирмена и теорию Гарднера.

 

6. Синетическая модель Рензулли – включает все личностные аспекты одаренности, не только интеллект

 

Интерес представляют не только сами выделенные Дж. Рензулли факторы одаренности, но и то, как трактует автор процесс взаимо­действия между ними. Наиболее полно это выражено в предложен­ной им графической схеме (см. схему 1). Каждая окружность симво­лизирует один из выделенных Дж. Рензулли факторов. Как видим, одаренность — сложный итог наложения друг на друга трех факто­ров.

Принципиально важно то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уро­вень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одарен­ных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим про­центом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интел­лекта, креативности или по тестам достижений.

Выделенные Дж. Рензулли факторы включены в большинство со­временных моделей одаренности. Так, например, по мнению из­вестного специалиста в области детской одаренности Д. Фельдхусена, модель Дж. Рензулли должна быть дополнена "Я - концепцией" и "самоуважением". Он предлагает заботиться не только о развитии и росте интеллектуально-творческого потенциала и специальных спо­собностей ребенка, но и о формировании у него позитивной "Я - концепции" и высокой мотивации.

Метод «турникета» Рензулли - направлен на идентификацию одаренности и наблюдение за ребенком в процессе его работы по специальным программам (ребенок может «входить и выходить» из учебной группы в зависимости от его достижений).

Современные модели одаренности – они все синтетические, сложные, многоуровневые и многофакторные. Пример – Мюнхенская модель или отечественная Рабочая концепция одаренности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.