Обратная связь
|
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ П86 Под ред. проф, А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.— 352 с.
ISBN 5-305-00111-0.
В учебнике изложены основы психологии труда в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Подробно рассмотрены основные разделы психологии труда, ее главные направления, проблемы, задачи. Особое внимание уделено современным исследованиям в области психологии труда.
Учебник состоит из четырех основных разделов: общей характеристики психологии труда (ее предмета, объекта, метода, задач, принципов и др.); основ психологии профессиональной деятельности как главного предмета психологии труда; психологии субъекта профессиональной деятельности; «прикладной» психологии труда (профессиональная подготовка, профессиональный отбор и ориентация, профессиональное консультирование и др.). Представлен подробный терминологический словарь основных понятий психологии труда.
Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям вузов, а также практическим работникам, занимающимся вопросами научной рационализации профессиональной деятельности.
УДК 159*9(075.8) ББК 88.4я73
Глава 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА................ 10
§ 1. Предмет и задачи психологии труда {Карпов AJB.) ............ 10
§2. Методы психологии труда {Орел BJS.)................................................................................................... «14
§3. История развития психологии труда (Субботина JTJD.)................................................................................................ ..*..... 31
§4. Место психологии труда в системе наук и ее основные методологические принципы (Башаева Т.В.)....
«*,«. ? ♦ •...
Глава 2.
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...... ....... 51
§1. Понятие профессиональной деятельности (Карпов A3.) .....,..**..... 51
§2. Психологическая структура профессиональной деятельности
§3,Основные типы и виды деятельности (Карпов АЛ.) ................................................................................................................ ... 68
§4. Психологическая структура совместной деятельности
§5. Психологические механизмы формирования деятельности
§6. Физиологические основы трудовых процессов (Мышкин ИЖ>.) .... 98
ISBN5-305-00111-0
Коллектив авторов, 2003 ООО * Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003
Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003
Глава 3.
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
••••••••••• ■•••••••••#••••••♦••»•••. .
§1. Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности (Конева EJB., Субботина JIJD., Черемошкина ЛЗ.)............... 113
§2. Регулятивные процессы в структуре профессиональной
деятельности (Кпрпов А*В,)................... •.............. ..-...... *•.................................................................. ,*• 144
СОДРЖАНМ
} "'-'г
§3. Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности (Конева JSJJ3.)............................
§4. Способности как факторы профессиональной деятельности (Черемошкина J7J3.)........
§5. Понятие профессионально важных качеств деятельности (Карпов AJB.)............................ .....i..... .••«....,•;••••••••••••..•
§6. Функциональные состояния как регулятор профессиональной
§7; Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной
§8. Мотивация -трудовой деятельности (Субботина Л JO.)
.*,... - . ■ ■ ' ■ . ■■■ ■ " ■ ■ . . ■
§9. Шшп^е коллективного субъекта профессиональной деятельности §10.Развитие личности профессионала (ОрелВЛ.)
Глава 4,
ПРГОСЛАдаАЯ^П
§1 f Профессиональный отбор (Маркова JEJJB.)...
§2. Профессиональная подготовка (Субботина ЛJO.)
§3. Профессиональная ориентация (Орел ВJK-)..
§4* Профессиональное консультирование (Скитяева ЦМ.)
§5. Профессиональная аттестация (Разумовская ОМ.) ..................
§6. Основы техники безопасности и психология труда (Субботина ЛJD.) ......„,;....•..
. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов {Скитяева
| §7, Проблема рационализации трудовой деятельности
Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества» затронули и сферу профессиональной деятельности человека, и сферу общественного разделения труда, В условиях нашей страны тесно взаимодействуют глобальные тенденции развития производительных сил и специфические российские закономерности и особенности. Все это кардинально меняет и значительно усложняет как профессиональную деятельность в целом, так и большинство ее конкретных видов.
Отсюда — принципиальные сложности, с которыми сталкивается в настоящее время психология труда как область знания и как психологическая дисциплина. Их сущность как раз и стоит в том, что мир труда, содержание и структура профессиональных деятельностей, система общественного разделения труда -1— все это принципиально, качественно изменилось и продолжается меняться. Трансформируется сам объект этой науки, что не может не сказываться на всем ее содержании, на ее принципах и общих подходах. Однако традиционная структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и П|юдрлжащ сохранять, свою преобладающую связь с теми видами профессиональной деятельности» которые уже утратили или утрачивают свою ведущую роль в общественном разделении труда. Это, как правило, относительно простые виды профессиональной деятельности, которые легче изучать, на которых проще устанавливать те или иные психологические закономерности. Сегодня, как никогда ранее, актуальной становится задача приведения в соответствие содержания психологии труда и мира профессий, ее объекта и ее предмета, придания этой науке более диверсифицированного и широкого характера, адекватного современным реальностям. Это очень сложная комплексная задача, причем не только собственно научная, но и дидактическая. Она со всей остротой проявляется в учебной литературе. Традиционная — классическая психология труда, отраженная в соответствующих учебниках, базирует-
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЛКДИСЛМИЕ
ся, как уже говорилось, на более простых (но и более изучаемых) видах профессиональной деятельности. Современный же мир профессий открывает иные реалии, диктует другие требования, связанные с необходимостью изучения нетрадиционных для классической психологии труда видов деятельности. Именно с ними в первую очередь столкнется большинство выпускников вузов. Преодоление этого противоречия составляет наиболее общую ив то же время наиболеесложную, актуальнейшую задачу развития психологии труда..
Среди глобальных изменений, происходящих в общественном раздел ейии труда, необходимо в первую очередь отметщъ следующие трансформации. Это и появление совершенно новых видов профессиональной деятельности, которых просто не было еще несколько лет назад, причем именно оди характеризуются наибольшей сложностью и «психологичностью»«Это и исчезновение многих —■ отживших (или отживающих) свой век — профессий. Это и изменение пропорций в соотношении разных типов деятельности — выход на доминирующие позиции одних из них и утрата лидирующего положения другими. Наконец, это существенное изменение самого содержания большинства видов профессиональной деятельности в направлении его усложнения, ужесточения требований и к ее процессу, и к результатам, а также и к условиям выполнения.
Указанные изменения взаимодействуют с теми специфическими особенностями, которые присущи нашей стране, нашей экономике и обусловлены русским менталитетом и особенностями российского общества. Они также обострились в последнее время в связи с известными трансформациями самого нашего общества. Во многом они затрагивают основную сферу человеческого бытия — его профессиональную деятельность. Так, под влиянием всех этих изменений структура и содержание отечественной психологии труда вынуждены резко расширяться за счет включения таких тем, которые были ранее совершенно несвойственны этой науке. В частности, обострение конкурентных отношений на рынке труда и появление скрытой и явной безработицы ставят целый комплекс связанных с ней психологических проблем: профессиональной консультации безработных и их трудоустройства, профессиональной переподготовки и при необходимости— психокоррекционной работы. Изменения основ общественного строя, переход на рыночные отношения при-
водят к резкому изменению удельного веса f акйх профессий, которые также были не характерны для отечественной практики (например, профессии менеджера, предпринимателя). Они не укладываются в традиционную отечественную психологию труда, но не перестают от этого быть именно видами профессиональной деятельности, причем наиболее сложными, ответственными.
Важным направлением происходящих изменений, в котором переплетаются и глобальные тенденций* и специфические (отечественные) особенности, явЛяетсй изменение пропорции между Двумя основными классами профессйб-нальной деятельности — субъект-объектнъщ и с^гбъёкт-субъектным. Если в течение очень большого исторического периоДа явно доминировал первый из них, тб в середине •-*-конце XX в. произошел явный перелом в пользу второго, и эта тенденция с развитие^ общества только усиливается. На первый план выходят именно субъект-субъектные виды деятельности, в которых предметом труда человека является другой человек (педагогическая, управленческая, организационная, предпринимательская, врачебная, маркетинговая и др.). Они становятся доминирующими в предмете психологии труда.
Постепенно, достаточно медленно, меняется отношение и к самому труду. Труд как повинность, хотя и декларированный как «свободный и желанный», постепенно начинает осознаваться значительной частью общества объективно и трезво — в качестве средства, которое дает ровно такую отдачу, насколько хорошо (или плохо) это средство будет использовано. В результате такого переосмысления многие представители наиболее квалифицированных видов профессиональной деятельности приходят к необходимости изыскания средств для повышения эффективности своего труда. Одним из них как раз и является знание собственно психологических закономерностей. Тем самым психологические знания о труде способствуют повышению профессиональной компетентности. Последняя является основным фактором, главной производительной силой индивидуального труда. Поэтому, способствуя развитию профессиональной компетентности, психология труда также выступает фактором повышения эффективности профессиональной деятельности.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В обществе, в его образовательных структурах меняется отношение к психологическим знаниям в целом, и к прикладной психологии в особенности. Знания об основных психологических закономерностях, о психологических основах профессиональной деятельности рассматриваются сегодня как необходимый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля, В силу этого психологические дисциплины, и в частности психология труда, получают все большее распространение в структуре учебного процесса факультетов, не только психологического, но и других профилей.
Из всего этого следуют два основных вывода: все происходящие сегодня социально-экономические изменения сходятся на одном и том же — необходимости возможно более полного и глубокого использования знаний о психологии деятельности и ее субъекта, основу чего составляет психология труда; эти изменения одновременно бросают вызов самой классической, традиционной психологии труда— переориентируют ее на иные, новые профессии, на иные проблемы, направления и области изучения; не отменяя прежней — классической психологии труда, новая психология профессиональной деятельности должна ответить на этот вызов. Это стратегическая задача развития психологии труда, и ее еще предстоит решить.
Рассмотренные особенности современного состояния психологии труда нашли отражение как в общей композиции книги, так и в содержании ее разделов, при этом за прихоло* гией труда был сохранен статус базовой психологической дисциплины— своего рода теоретической основы для иных, «отраслевых психологии». Понимание психологии труда как общей психологии, но преломленной сквозь призму практической деятельности, позволило решить две задачи. Во-первых, избежать размывания границ психологии труда, когда она в силу расширения своего предмета становится максимально широкой, но одновременно с очень неопределенной областью научного знания. Во-вторых, определить специфику психологии труда как научного психологического направления. Она должна быть общей прикладной психологической дисциплиной. Это общая теория профессиональной деятельности и ее субъекта; только так можно отграничить ее предмет от других прикладных дисциплин, избежать поглощения психологии труда такими комплекс-
ными научными направлениями, как организационная психология, индустриальная психология и др. В силу этого при подготовке данной книги намеренно делался акцент именно на соответствующих общих и теоретических вопросах прикладной психологии профессиональной деятельности и ее субъекта. Три из четырех ее глав посвящены тому, что можно условно обозначить как общая психология труда. Это главы, посвященные общей характеристике психологии труда (ее предмета, объекта, методов, принципов, места в системе наук и др.); общей психологической структуре деятельности (ее сущности, психологическим компонентам, закономерностям организации и функционирования, психофизиологическим основам, генезису и др.) и психологии субъекта деятельности (психических процессов как регуляторов трудовой деятельности, психических свойств и способностей, психических состояний, мотивации и др*)- В четвертой главе рассматриваются основные направления прикладной психологии труда — профессиональные отбор и подбор, ориентация, подготовка, консультирование, а также психологическая рационализация и оптимизация деятельности и
|
Глава1.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА
ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, актуальной на всех этапах его развития, является совершенствование способов и форм, которыми оно производит необходимые для своего существования и развития средства, продукту Существуют два принципиально разных, хотя и взаимообусловленных пути ее решения. Первый — технологический, состоящий в неуклонном технологическом совершенствовании, в прогрессе средств труда как таковых. Это базисный процесс развитии производительных сил общества. Второй ■ — организационный, связанный с совершенствованием уже не столько технической стороны трудовой деятельности (т. е. ее объекта), сколько с познанием особенностей самого субъекта труда — человека, с необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств. Часто организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация. Система субъективных особенностей очень разнообразна; в нее входят не только психологические характеристики человека, но и иные его особенности. Их комплекс обозначается понятием человеческого фактора трудо-вогр процесса. Поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин, среди которых важное место занимает и психология труда. Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как, например, физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки, организационная психология и др. Каждая из них, используя свои специфические средства, методы и знания, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности, ее гуманизацию, на повышение ее эффективности. Психология труда использует в этих целях всю систему данных, которой
с?
|
|