Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные типы и мды деятельности


 


§3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность человека не только предельно сложна содержанию и строению, но и крайне разнообразна в сво общих разновидностях и конкретных проявлениях. Для х рактеристики такого разнообразия используется термин лиморфизма типов и видов деятельности. Причем он настол ко выражен, что разновидности деятельности не могут б упорядочены и систематизированы на базе какого-либо ного параметра — основания классификации. Сколько-будь полная систематизация видов деятельности и, следо тельно, их классификация требует использования ера нескольких оснований — критериев выделения видов и т пов деятельности. По отношению к категории деятельное должен быть применен общенаучный принцип дополните ности9 согласно которому система, особенно сложная, т бует нескольких взаимодополняющих описаний и интерп таций. Рассмотрим некоторые из них.

Традиционно принято считать, что основным и психо гически главным разделением деятельности на ее типы ляется дифференциация деятельности на трудовую, игров и учебную. Трудовая деятельность отличается от двух д тих типов тем, что предполагает получение какого-либо щественно значимого продукта, результата, создание % называемых потребительных стоимостей. Для игрово учебной деятельности этот результат является не обществ но, а индивидуально значимым; не продуктивным, а реп дуктивным. Он состоит в освоении субъектом социально работанного опыта, знаний и пр. Освоение общественн опыта происходит не только в процессе учения, хотя име здесь оно выражено наиболее явно, яркой полно, составл суть этой деятельности. В игровой деятельности вне ме шей степени развертывается тот же самый процесс освое социального опыта, но он представлен здесь в иных форм и процессах. Следует отметить также, что наиболее ярк специфическим признаком игровой деятельности являе то, что, в отличие от учения и труда, главным ее моти выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.



Указанные виды деятельности сменяют друг друга в тогенезе и обозначаются понятием ведущего вида деят ности для каждого основного возрастного этапа. Ведущщ


это такая деятельность, выполнение которой определяет воз­никновение и формирование основных психологических но­вообразований человека на какой-либо ступени его развития.

Столь же фундаментальным и общим явлйется разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместная деятельностьреализуется, в отличие от индивидуальной, кол­лективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имею­щими общую цель. Другими важнейшими признаками со­вместной деятельности являются: пространственное и вре­менное соприсутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных задачах, наличие управляющего (организующего) ком­понента — либо лидера, либо руководителя. Совместная де­ятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредованно-совместную — «Де­ятельность рядом ».

Наиболее традиционная и простая классификация видов деятельности — по их предметной сфере, т. е. по профессио­нальной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специаль­ности внутри этих профессий.

Производной от предыдущей, но значительно более обоб­щенной является классификация профессий, согласно ко­торой выделяют пять основных типов профессиональдой деятельности. Это профессий следующих типов: человек — техника, человек — человек, человек — природа, человек — знак, человек — художественный образ.

Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешними понимают все виды, типы и процессы дея­тельности, которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнитель­ских компонентов — движениями, действиями, эксдресси-ей, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность раз­вертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая дея­тельность», что, однако, не вполне корректно. Между внеш­ней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогене­за на основе первой посредством механизма интериориза-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.