Обратная связь
|
Основные типы и мды деятельности
§3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность человека не только предельно сложна содержанию и строению, но и крайне разнообразна в сво общих разновидностях и конкретных проявлениях. Для х рактеристики такого разнообразия используется термин лиморфизма типов и видов деятельности. Причем он настол ко выражен, что разновидности деятельности не могут б упорядочены и систематизированы на базе какого-либо ного параметра — основания классификации. Сколько-будь полная систематизация видов деятельности и, следо тельно, их классификация требует использования ера нескольких оснований — критериев выделения видов и т пов деятельности. По отношению к категории деятельное должен быть применен общенаучный принцип дополните ности9 согласно которому система, особенно сложная, т бует нескольких взаимодополняющих описаний и интерп таций. Рассмотрим некоторые из них.
Традиционно принято считать, что основным и психо гически главным разделением деятельности на ее типы ляется дифференциация деятельности на трудовую, игров и учебную. Трудовая деятельность отличается от двух д тих типов тем, что предполагает получение какого-либо щественно значимого продукта, результата, создание % называемых потребительных стоимостей. Для игрово учебной деятельности этот результат является не обществ но, а индивидуально значимым; не продуктивным, а реп дуктивным. Он состоит в освоении субъектом социально работанного опыта, знаний и пр. Освоение общественн опыта происходит не только в процессе учения, хотя име здесь оно выражено наиболее явно, яркой полно, составл суть этой деятельности. В игровой деятельности вне ме шей степени развертывается тот же самый процесс освое социального опыта, но он представлен здесь в иных форм и процессах. Следует отметить также, что наиболее ярк специфическим признаком игровой деятельности являе то, что, в отличие от учения и труда, главным ее моти выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.
Указанные виды деятельности сменяют друг друга в тогенезе и обозначаются понятием ведущего вида деят ности для каждого основного возрастного этапа. Ведущщ
это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.
Столь же фундаментальным и общим явлйется разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместная деятельностьреализуется, в отличие от индивидуальной, коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются: пространственное и временное соприсутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредованно-совместную — «Деятельность рядом ».
Наиболее традиционная и простая классификация видов деятельности — по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специальности внутри этих профессий.
Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, согласно которой выделяют пять основных типов профессиональдой деятельности. Это профессий следующих типов: человек — техника, человек — человек, человек — природа, человек — знак, человек — художественный образ.
Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешними понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов — движениями, действиями, эксдресси-ей, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Между внешней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериориза-
|
|