Иаорияразвитияпсихологиитруда Прогрессивное развитие общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Совершенствование труда за счет технических и технологических преобразований не обеспечивает в полной мере требуемого уровня эффективности. Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности: Это ставит перед наукой задачу исследования осрбен-ностей психических и личностных факторов человека.
1. ОБЩАЯ ХЛРАКПМКтКА ПСИХОЛОГИИ Т?УДД
(3. Исгорм розптн психологии труда
Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое. По мнению американского исследователя Ж. Кристенсена, понятие о взаимодействии человека и орудия столь же древнее как и само человечество. В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды с которыми им приходится взаимодействовать, можно значительно повысить эффективность своей деятельности. Например, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы усилить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возможностей человека в удобстве его использования.
Ж. Кристенсен выделяет два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе)-
1. «Век ручных орудий»: исторически длительный пери од с медленным накоплением примитивных знаний о взаи модействии человека и простого орудия.
2. «Век машин»: переход к пониманию когнитивного ас пекта взаимодействия человека и орудия труда. Этот отно- ™™Ьулт?Р°ТКИИ ист°Рический период начинается с сере дины ЛУШ в, и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразова ний в развитии знания о человеке в труде.
^еР1ЙПрМЫШЛенная Револк>чия», приходящийся на -/' евя^яс появлением первых промышленных рдри (мануфактур) и оформлением профессии инженера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. В1748 г. вышла полемическая книга Ж. Ламетри «Человек - машина», в кото-рои автор пытался рассмотреть человека по аналогии с уст-J"** машины' Человек чувствовал себя элементом
Период «Энергетическая революция» охватывает приблизительно 1870-1945 гг. Широкое использование сшювьГх двигателей перевернуло представление людей о возможностях орудии труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизациитрудовых действий. В этот период возникает идея о «наилучшем пути», т. е. единственном оптимальном спо-
32
собе осуществления конкретной трудовой деятельности. Акцент делается на исследования в области профотбора, проф-бучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек — машина». Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.
Период «Интеллектуализация машин» начался в 1945 г., после окончания второй мировой войны. Научные достижения в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудовую деятельность в целом и взаимодействие человека с орудием труда в частности. Основной тезис новейшего времени постулирует творческий аспект взаимодействия человека и орудия. Личностный и психологический уровни становятся центральными объектами внимания в трудовом процессе, остро встает проблема безопасности производства, рассматриваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Эти стороны организации труда определяют основные тенденции развития знаний о трудовой деятельности в XXI в. Все это обуславливает необходимость глубокого развития специальной науки, занимающейся вопросами человеческого фактора в труде, какой и явилась психология труда.
Психология труда возникла на рубеже XIX и XX вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью. Она является относительно молодой отраслью. Первая научная система организации трудовой деятельности — тейлоризм была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тейлором (1856—1915). Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда. Ф. Тейлор предложил систему рационализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса. Стандартизация касалась, прежде всего, отдельных операций, временного режима работы и орудий труда. Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Базовым принципом является принцип мате-
Я-687
' -*.
Глава IОЩМ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
|