Обратная связь
|
Психологическая структура профессиональной деятельности недеятельности» субъекта, личности. Иными словами, личность — это своеобразная система ее деятельностей — того, что она может, чего она хочет и в чем она проявляет себя другимлюдям.
Три охарактеризованных уровня, являясь важнейшими, в то же время не исчерпывают собой все иерархии реально существующих макроуровней в структуре деятельности. Проведенные в последние годы исследования показали, что возможно (и необходимо) выделение также и ицых уровней организации деятельности. В частности, уровень операций требует детализации и выделения уровня так называемых функциональных блоков, т. е. таких психофизиологических единцц, реализующих действия и отдельные движения, которые, в отличие от операций, практически недоступны дезавтоматиза-ции. В диапазоне между уровнем действий и деятельности также обнаружен качественно специфический уровень организации, обозначенный понятием инфрадеятельностного уровня. Он специфичен тем, что по степени сложности своей организации (по технологии) равнозначен сложности самой деятельности в целом; однако формально он ей нетождественен, поскольку не имеет самостоятельного мотива.
Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому), психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности.
Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т. е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике — функционирований — они же являются основными регулятивными процессами реализации деятельности.
Гмм2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все указанные основные структурные компоненты деятельности представлены в реальной деятельности в виде сорганизованной и скоординированной целостности, т. е. в таком виде, который является оптимальным с точки зрения достижения целей деятельности. Цель, интегрируя все компоненты деятельности, переводит их в так называемый режим взаимодействия в плане ее достижения. Тем самым совокупность основных компонентов деятельности предстает уя^е не только как их определенная структура» но и как целостная система. Для ее обозначения в психологии сложилось понятие психологической системы деятельности.
Психологическая система деятельности (ПСД) — это целостное единство психических структур субъекта и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения функций конкретной деятельности (схема 2).
Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения* переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности.
Процесс формирования ПСД обозначается понятием систе-могенеза.В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.
Важнейшим — исходным и базовым— компонентом деятельности является мотивация. Она реализует по отношен нию к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции, динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования — потребности, интересы, уста-) новки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.
Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т. е. в соотнесении с целями деятельности. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется важнейшее психологическое образование! деятельности — ее личностный смысл. Существует такж< понятие вектора «мотив — цель», уподобляемого своеобразЦ
о
т с:
ч
ей О
|
л
I
ос
О
и
см
ь
Гло1о2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДШМЬНОСТИ_______________
ному стержню, вокруг которого организуется вся система деятельности. Под целеобразованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Эта идеальная форма будущего результата складывается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает решающее влияние на все ее содержание. Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, Структуру и динамику (временную организацию) деятельности.
I Под информационной основой деятельности (ИОД) пони-',) мается совокупность признаков, которые характеризуют \\ предметные и субъективные условия деятельности, позво* ляющие организовать ее в соответствии с ее целями и мотивами. Эффективность профессиональной деятельности вс| многом определяется адекватностью, точностью и йолнотой информационной основы деятельности. В психологическую^ J систему деятельности входят те психические свойств^ ]| субъекта, которые позволяют точно, своевременно и адек ! ватно воспринять физический носитель профессиональн важной информации (психофизические качества), психичес кие свойства, способствующие установлению прагматичес кой значимости тех или иных сигналов (интеллектуальны качества) и обеспечивающие процесс когнитивного науче ния, а также знания, являющиеся результатом этого науче* ния. Сами же информационные признаки в форме фиаичес ких носителей (сигналов) в ПСД не входят. ИОД выступа в двух формах: материальной и идеальной. Материальн форма представлена совокупностью сигналов, несущих п фессиональную важную информацию, идеальная форма -f образами сигналов и их значениями. Они и выступают в ка честве компонентов ПСД.
В ряде случаев, в особенности в операторских професси ях, в качестве ИОД выступает концептуальная модель «умственная картина» удравляемого процесса, которая фоф мируется на основе восприятия и декодирования сигналов поступающих к оператору. Концептуальная модель яре ставляет собой динамическую систему информационны признаков, отнесенную к объекту управления в целом и
§*• Псмхологачвскм прушуро яроффсшоисммюй дмгашмюсм
у
отнесенную с субъектом деятельности. Эта система информационных признаков приобретает черты целостного образа, развернутого во времени.
Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, а также антиципируемых изменений объекта и условий деятельности. С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности. Важной особенностью антиципации и прогнозирования является то, что они имеют уровневое строение. Это означает, что они могут реализо-вываться с использованием совершенно различных психических процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть основных уровней антиципации: субсенсорная, сенсорная, перцептивная, представленческая, речемыслитель-ная и рефлексивная.
Следующей базовый компонент—лринлтц?/?ешвнил — занимает в структуре деятельности центральное, иерархически главное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода мост от фазы ориентировки в деятельностных ситуациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий. Процессы принятия решения оказывают наиболее сильное, определяющее влияние как на результативные параметры деятельности, так и на ее процессуальные особенности.
Процесс принятия решения (ПР) дифференцируют на ряд основных этапов: 1) ориентировки в ситушоет неопределенности, определение ее вида и типа, а также системы требований к итоговому решению; 2) информационной подготовки решения, связанный с поиском и анализом возможных путей снятия исходной неопределенности, а также с оценкой возможных результатов и последствий принятия тех или иных альтернатив; 3) собственно принятия решения, на котором осуществляется выбор одной из нескольких сформулированных ранее альтернатив; 4) реализации выбора (исполнение); 5) коррекции и (или) компенсации принятого решения. В основе любого процесса ПР, независимо от вида
ЗЯ-687 ^ Ч
|
|