Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психологическая структура профессиональной деятельности

недеятельности» субъекта, личности. Иными словами, лич­ность — это своеобразная система ее деятельностей — того, что она может, чего она хочет и в чем она проявляет себя другимлюдям.

Три охарактеризованных уровня, являясь важнейшими, в то же время не исчерпывают собой все иерархии реально существующих макроуровней в структуре деятельности. Про­веденные в последние годы исследования показали, что воз­можно (и необходимо) выделение также и ицых уровней орга­низации деятельности. В частности, уровень операций требует детализации и выделения уровня так называемых функцио­нальных блоков, т. е. таких психофизиологических единцц, реализующих действия и отдельные движения, которые, в от­личие от операций, практически недоступны дезавтоматиза-ции. В диапазоне между уровнем действий и деятельности также обнаружен качественно специфический уровень орга­низации, обозначенный понятием инфрадеятельностного уровня. Он специфичен тем, что по степени сложности своей организации (по технологии) равнозначен сложности самой деятельности в целом; однако формально он ей нетождестве­нен, поскольку не имеет самостоятельного мотива.

Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому), психологическую структуру любой дея­тельности образует устойчивый, постоянный набор ее основ­ных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры дея­тельности.

Основными компонентами инвариантной структуры дея­тельности являются: мотивация, целеобразование, информа­ционная основа деятельности, антиципирование (прогнози­рование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оператив­ный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т. е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике — функционирований — они же явля­ются основными регулятивными процессами реализации деятельности.




Гмм2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Все указанные основные структурные компоненты дея­тельности представлены в реальной деятельности в виде сор­ганизованной и скоординированной целостности, т. е. в та­ком виде, который является оптимальным с точки зрения достижения целей деятельности. Цель, интегрируя все ком­поненты деятельности, переводит их в так называемый ре­жим взаимодействия в плане ее достижения. Тем самым со­вокупность основных компонентов деятельности предстает уя^е не только как их определенная структура» но и как це­лостная система. Для ее обозначения в психологии сложи­лось понятие психологической системы деятельности.

Психологическая система деятельности (ПСД) — это це­лостное единство психических структур субъекта и их все­сторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организо­ваны в плане выполнения функций конкретной деятельнос­ти (схема 2).

Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения* переструктури­рования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности.

Процесс формирования ПСД обозначается понятием систе-могенеза.В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвя­зи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

Важнейшим — исходным и базовым— компонентом дея­тельности является мотивация. Она реализует по отношен нию к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции, динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотива­торов деятельности могут выступать самые различные пси­хологические образования — потребности, интересы, уста-) новки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.

Мотивация всегда представлена в деятельности не абст­рактно, а конкретно, т. е. в соотнесении с целями деятельно­сти. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее це­лями формируется важнейшее психологическое образование! деятельности — ее личностный смысл. Существует такж< понятие вектора «мотив — цель», уподобляемого своеобразЦ


о

т с:


ч

ей О

|

л

I

ос

О

и

см

ь


Гло1о2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДШМЬНОСТИ_______________

ному стержню, вокруг которого организуется вся система де­ятельности. Под целеобразованием понимается процесс фор­мирования цели деятельности и ее конкретизации на подце­ли отдельных действий. Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Эта идеальная форма будущего результата складывается у человека до на­чала осуществления деятельности и в дальнейшем оказыва­ет решающее влияние на все ее содержание. Цель рассмат­ривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель опре­деляет содержание, Структуру и динамику (временную орга­низацию) деятельности.

I Под информационной основой деятельности (ИОД) пони-',) мается совокупность признаков, которые характеризуют \\ предметные и субъективные условия деятельности, позво* ляющие организовать ее в соответствии с ее целями и моти­вами. Эффективность профессиональной деятельности вс| многом определяется адекватностью, точностью и йолнотой информационной основы деятельности. В психологическую^ J систему деятельности входят те психические свойств^ ]| субъекта, которые позволяют точно, своевременно и адек ! ватно воспринять физический носитель профессиональн важной информации (психофизические качества), психичес кие свойства, способствующие установлению прагматичес кой значимости тех или иных сигналов (интеллектуальны качества) и обеспечивающие процесс когнитивного науче ния, а также знания, являющиеся результатом этого науче* ния. Сами же информационные признаки в форме фиаичес ких носителей (сигналов) в ПСД не входят. ИОД выступа в двух формах: материальной и идеальной. Материальн форма представлена совокупностью сигналов, несущих п фессиональную важную информацию, идеальная форма -f образами сигналов и их значениями. Они и выступают в ка честве компонентов ПСД.

В ряде случаев, в особенности в операторских професси ях, в качестве ИОД выступает концептуальная модель «умственная картина» удравляемого процесса, которая фоф мируется на основе восприятия и декодирования сигналов поступающих к оператору. Концептуальная модель яре ставляет собой динамическую систему информационны признаков, отнесенную к объекту управления в целом и


§*• Псмхологачвскм прушуро яроффсшоисммюй дмгашмюсм

у

отнесенную с субъектом деятельности. Эта система инфор­мационных признаков приобретает черты целостного обра­за, развернутого во времени.

Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, по­скольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, а также антиципируемых из­менений объекта и условий деятельности. С психологичес­кой точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего. В свою очередь, антиципация явля­ется главной формой так называемого опережающего отра­жения субъектом действительности. Важной особенностью антиципации и прогнозирования является то, что они име­ют уровневое строение. Это означает, что они могут реализо-вываться с использованием совершенно различных психи­ческих процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть основных уровней антиципации: субсенсорная, сен­сорная, перцептивная, представленческая, речемыслитель-ная и рефлексивная.

Следующей базовый компонент—лринлтц?/?ешвнил — за­нимает в структуре деятельности центральное, иерархически главное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода мост от фазы ориентировки в деятельностных ситу­ациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий. Процессы принятия решения оказывают наиболее сильное, определяющее влияние как на результативные пара­метры деятельности, так и на ее процессуальные особенности.

Процесс принятия решения (ПР) дифференцируют на ряд основных этапов: 1) ориентировки в ситушоет неопределен­ности, определение ее вида и типа, а также системы требо­ваний к итоговому решению; 2) информационной подготов­ки решения, связанный с поиском и анализом возможных путей снятия исходной неопределенности, а также с оцен­кой возможных результатов и последствий принятия тех или иных альтернатив; 3) собственно принятия решения, на ко­тором осуществляется выбор одной из нескольких сформу­лированных ранее альтернатив; 4) реализации выбора (ис­полнение); 5) коррекции и (или) компенсации принятого решения. В основе любого процесса ПР, независимо от вида

ЗЯ-687 ^ Ч






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.