Предмет и задачи психологии труда располагает современная психология, как общая, так и «отраслевая».
Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуютее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.
Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с иными психологическими дисциплинами достаточно ус ловны. Психология труда ^~ это, по существу, конкретиза ция всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия — труду. у .
Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи. Во-первых, повышение производительности, эффективности трудовой деятельности. Во-вторых, гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней. Решение этих задач возможно лишь в том случае, если будут созданы теоретические и практические предпосылки для решения иных— более частных, но также очень з?а-чимых — задач психологии труда. В настоящее время существует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т. е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).
Первая группа задач обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии и *руда с общепсихологйческой проблематикой. Е числу основных исследовательских задач психологии труда относят:
• исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памя ти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельнос ти и их развития в деятельности;
• изучение основных психических свойств субъекта тру довой деятельности и их структуры как факторов организа ции трудовой деятельности и ее эффективности;
• изучение особенностей и структуры функциональных со стояний в трудовой деятельности (так называемых пракси- ческих состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективйост|да;
<Э
"V v
Гмм!. ОЩМХЛРШтКЖА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
§1. Продилг и ми*ш психологии ipyjp
• исследование закономерностей развития личности в тру довом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерми нации (обусловленности) личности и профессии;
• изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; рас крытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности; установление
отивационной системы личности на эффективность еятельности; разработка на этой базе психологичес-анной системы стимулирования труда; ше эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности — ее стрессустой-
• раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;
разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности; установление закономерностей структуры спо-
субъекта и нх развитие в процессе овладения де ятельностью; ;/: ■ ;,•:..:-.,. : ■-^^■^к:^ ' =. ,-
к исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.
Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных
еоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора; (£\ • развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме — проблеме профессиональной ориента-
ции личности; • ./;;.;,<_ ;.. ; ::,/.;:,: У,,.;,,г^К
ф • оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом; ■ ^
• психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе
|