Обратная связь
|
Психологическая структура профессиональной деятельности мого контроля. В психодогических исследованиях установлено, что благодаря свойству осознаваемое™ действие сохраняет и воспроизводит (мультиплицирует) все главные психологические особенности деятельности в целом. Оно, как и деятельности, характеризуется свойствами целенаправленности, произвольности, предметности, активности, осозна-ваемости, адаптивности, системности и др. Стоит, однако, сделать лишь один шаг «вглубь» и перейти к более дробной единице — неосознаваемым операциям, как оказывается, что эти единицы уже не будут адекватно воспроизводить указанные основные характеристики деятельности.
Л.Сф Выготский разделял способы анализа деятельности на компонентный и элементный. Компонент— это та мельчайшая часть целого, которая еще имеет свойства самого этого целого; элемент — это та часть, из которой состоят компоненты, а следовательно, и само целое, но у которой отсутствуют свойства целого. Например, для воды ее компонентом будет молекула, Поскольку она является носителем качеств жидкости, а элементами — атомы водорода и кислорода; они уже утрачивают специфику целого (жидкости) и являются газами. Поэтому психологический анализ деятельности должен быть имейно компонентным (а не элементным); д^ещь тогда он будет и достаточно детализированным, и одновременно содержательно наполненным, воспроизводящим в своих результатах все богатство цеходного анализируемого целого.
Сходная» цолучивщая еще более глубокую теоретическую проработку точка зрения сформулирована другим крупнейшим отечественном психологом — С,Л. Рубинштейном. Он считал именно действие «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии, как в «клеточке» деятельности, представлены зачатки всех сторон психики и что^все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.
В отличие от действий, психологические операции соотносятся не с теми или иными осознаваемыми целями (и подцелями), а с условиями их достижения. При этом следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия —
Глаша2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Д£ЯТЕЛЬНОСТИ
это система объективных параметров среды, в которой pea-j лизуется та или иная цель. Внутренние условия — это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и| т. д), которыми располагает субъект. Если совокупност: ' внешних и внутренних условий такова, что она необходима! и достаточна для реализации того или иного действия, то оно| имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться т неосознаваемый (так называемый фоновый) уровень регул я ции. Действие, представленное без свойства осознаваемое-ти, переведенное на автоматизированный уровень регуляции, — это и есть психологическая операция. И наоборот*] если условия (как внешние, так и внутренние) усложняются, то уже сформированная операция не только может, но должна дезавтоматизироваться, переводиться на осознавае^ мый уровень, т. е. трансформироваться в действие.
Высший уровень — собственно деятельность — выделя* ется А.Н. Леонтьевым на основе I'oro, что данный уровень соотносится не с целями и тем более не с условиями их дос* тижения, а непосредственно с мотивами личности, с систе* мой ее доминирующих потребностей. Согласно данной теории, сама деятельность как таковая (отдельная автономно деятельность) как раз и выделяется на основе критерия на? личия у нее какого-либо самостоятельного, специфическое го мотива. Мотив и деятельность суть взаимополагающи^ понятия; нем;отивированной деятельности не может бытз просто по определению. Мотив деятельности непосредствен! но связан с ее предметом и даже определяется им, в силу чел возникает свойство предметности деятельности. Оно рас; сматриваетей как основное свойство деятельности; беспреД] метнбй деятельности, так же как и немотивированной, бы' йё может. Как отмечает А.Н. Леонтьев, выражение «беспре; метная деятельность» лишено смысла. Деятельность толз ко кажется беспредметной, но научное исследование деяте. ности требует раскрытия ее предмета. Причем предмет деятельности выступает двояко: как подчиняющий себе преобразующий предметную деятельность и как образ пре; мета, как продукт психического отражения.
Являясь высшим в общей структуре деятельности, эт< уровень одновременно интегрирован в еще более сложи;; систему — систему личности. В связи с этим, деятельно* рассматривается как «молярная неаддитивная единица ж:
|
|