S3. Основные типы и мды деятельности
извлечение ее из памяти, декодирование и пр. Качество выполнения данного этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию.
3. Принятие решения,. Решение о необходимых действи ях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных действий и т. д. Время принятия решения существенным образом за висит от энтропии (разнообразия) множества альтернатив.
4. Реализация принятого решения. Осуществляется ис полнение принятого решения путем определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, мани пуляция с ним, контроль правильности исполнения.
Не менее четко и явно выражена психологическая специфика в другом типе деятельности — управленческой, отличительные особенности которой во многом качественно иные, нежели в операторской деятельности. Но операторская и управленческая деятельность, как это ни парадоксально, характеризуются и важными общими особенностями: направлены на управление некоторыми процессами, на решение, прежде всего, организационных задач, на регуля* цию. Таким образом, и субъект-объектные, и субъект-субъектные типы деятельности сближаются, сходятся через наиболее сложные, развитые и богатые содержанием их представители.
Вместе с тем, операторская и управленческая деятельность качественно отливаются друг от друга по своему предч мету, по тем объектам, с которыми взаимодействует субъект труда, по своему материалу. Отсюда — глубокие и множественные различия этих типов деятельности, а также специфика управленческой деятельности в целом.
Управленческая деятельность — это класс видов профес сиональной деятельности, специфика которого определяет ся ее основной задачей — необходимостью организациз людей по иерархическому принципу для достижения общих целей. Она характеризуется рядом психологических особен^! ностей: '
• опосредованная, а не прямая, с конечными результата ми функционирования той или иной организации. Руково дитель обычно не должен сам участвовать в создании конеч ных результатов;
• предмет деятельности — другие люди. Субъект и объект труда являются не только идентичными по своей сложнос ти, но и тождественными по своим основным, прежде всего психологическим, особенностям;
• процесс деятельности — организация деятельности дру гих людей, т. е. это «деятельность по организации деятель ности» (деятельность второго порядка). Это свойство рас сматривается в теории как основное-*- атрибутивное для управленческой деятельности, поэтому она может быть обо значена как метадеятельность;
• содержание деятельности — реализация определенных универсальных управленческих функций (целеполагание, пла нирование, прогнозирование, мотивирование, прийятие реше ния, контроль и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может в каждом случае меняться, поэтому система инвариантных управленческих функций является еще одной из ее основных характеристик.
Положение о функциональной природе управленческой деятельности является основным в современной психологии управления, именно эта особенность является уникальной и определяющей чертой управленческой деятельности. Поэтому психологическое содержание этой деятельности, ее структуру и организацию принято раскрывать через характеристику системы основных управленческих функций.
С точки зрения современных представлений структура управленческих функций раскрывается следующим образом. В качестве основы данной структуры используется сочетание трех главных критериев. Они определяются самим содержанием управленческой деятельности и зафиксированы в понятии « основные измерения управленческого труда». Во-первых, измерение, связанное с организацией и регуляцией непосредственно деятельности управления (деятельносятао-администра-тивное измерение). Во-вторых, измерение, связанное с воздействием на важнейший, наиболее специфический компонент Управленческой деятельности (на других людей, персонал) — кадровое измерение. В-третьих, это измерение, связанное с
Гтша 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФКСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
направленностью управленческой деятельности на организацию самого технологического процесса — производственно-технологическое измерение. Эти три измерения образуют три вектора управленческой деятельности и задают ее общее пространство (схема 4). Они же являются и основаниями для выделения трех главных категорий управленческих функций. Кроме того, их реальная взаимосвязанность и комплексность требуют выделения еще одной категории функций — синтетических, комплексных, т. е. производных от взаимодействия трех отмеченных категорий, функций.
Схема 4. Три измерения управленческой деятельности:
1 — производственно-технические функции; 2 — кадровые функции;
|