История размшм психологии труда
!
,\
II
ального менеджмента. В основе концепции Мэйо лежат сле-| дующие принципы:
• человек представляет собой социальное животное, ори ентированное и включенное в рамки групповых взаимоот ношений;
> жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
• руководители промышленности должны ориентировать-; ся в большей степени на людей, чем на продукцию. "
Наконец, в 1947 г. была подготовлена «Психологическая программа до военной авиации», посвященная профессиональному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.
В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник «Индустриальная психология», первый в ряду методологических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занимались проблемами, связанными с изучением трудовой деятельности. В1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из которых занималась прикладными исследованиями в военной сфере.
Европейская психология в исследовании трудовой деятельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие видные ученые покинули страну, эмигрировав в США. Восстановление организационной и индустриальной психологии началось только в 1950-е гг.
Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера (1920 г.), явилось основой для крупных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые про-
•г"
граммы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.
Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической наукц в Европе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.
Вторая половина XX в. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой деятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредотачивается в области изучения личности работника в системе организации. Формируется новое направление — организационная психология, в которую переходят многиепроблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. I Психология труда, в основном, занимается частными вопросами организации трудового процесса, особенностями индивида, эргономическими аспектами труда; организационная! психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.
Развитие психологии труда в России
Возникновение на рубеже XIX—XX вв. психотехники нашло прямой отклик в научной России. Для отечественной психологии традиционно были характерны тесные связи с немецкой наукой. Большинство известный отечественных психологов учились психологии в Германии. Возникновение нового научного направления (психотехники) было активно поддержано в России. Однако исследования в области психологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопросами занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бехтерева. Развивая идеи «социальной наследственности», В.М. Бехтерев рассматривает проблемы деятельности и действий, психологических состояний в труде, личности и мотивации. Исследованием трудовой деятельности занимались и представители идеалистического направления. Г.В. Чеп-
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ланов развивал энергетический подход к проблеме труда. Он определил основные задачи психотехники в России:
• исследование волевого компонента в труде;
• приспособление машины к человеку;
• исследование психологии рабочего;
• определение профпригодности.
Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособности и утомления, развития способностей и стимуляции труда. Эти и другие вопросы разрабатывались многими крупными учеными, но все разработки были разрозненны. Подлинный расцвет цсихотехническое направление в России получцло после 1917 г. Руководители Советской России предоставили большие возможности для развития науки, как им казалось, в наибольшей степени соответствующей основной идеологической посылке — «гегемонии пролетариата».
Первым организатором и руководителем психотехнического направления в Советской России был И.Н. Шпильрейн (1891—1941). Профессор психологии И.Н. Шпильрейн получил психологическое образование в Германии, сотрудничал с В. Штерном. В своих работах он уделял основное внимание методологическому аспекту психотехники. Им была сформулирована задача: «на основе марксистско-ленинской теории создать систему советской психологической науки» с целью использования законов человеческого поведения для обеспечения наиболее эффективной работы. Собственно организационное оформление психотехники в России приходится на 1921 г., когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной I организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦЙТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лаборатории» под руководством А. Толчинского исследовались проблемы утомления» волевые компоненты трудовой деятельности, упражняемость двигательных функций.
По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах. Особую известность приобрел Всеукраинский институт труда, в котором сотрудничали М.Ю. Сыркин, М.М. Рубинштейн и др. С1922 г. самостоятельно и при боль-38
шинстве институтов и организаций, связанных с исследованием трудовой деятельности, были организованы психотехнические лаборатории, например, при Московском психологическом институте, Институте охраны труда, Институте профессиональных болезней и т. д. В 1927 г. создаётся Всероссийское психотехническое общество.
Активно формировались не только организационные, но и информационные связи. Отечественные исследователи участвуют в различных международных и внутрироссийских конференциях, съездах, семинарах. В1931 г. ежегодная Международная психотехническая конференция проводится в Москве, что явилось показателем высокого признания: Заслуг отечественных ученых в деле развития псйхо^хнййси. За десять лет было опубликовано более 400 книг й статей по вопросам психотехники. Издается ряд специальных журналов, бюллетеней и психотехнических отчетов. Особенно известен журнал «Советская психотехника», выходивший с
По 1936 гг.
Проблемы, которыми занимались отечественные психотехники, были весьма разнообразны. Общие вопросы рационализации физического и умственного труда, профессиографичес-
Профессий, гигиены труда
способностей, диагностики, социальной инженерии разрабатывались глубоко и плодотворно. Прикладная проблематика включала исследования функциональных состояний личности в трудовом процессе, психологических аспектов аварийности, проектирование орудий труда, формирование трудовых навыков, разработку схем профотбора, организацию профкон-сультаций и т. д. Особенно много прикладных исследований было посвящено разработке и применению профессиональных тестов и тестовых программ. Известность приобрел и такие ученые, как С.Г. Геллерштейн, М.А. Юровская, М.Ю. Сыркин, К.Х. Кекчеев, Н.А. Бернштейн, А.П. Болтунов и др.
В целом, достижения психотехники были впечатляющи, особенно своей массовостью. Но вместе с тем в развитии направления, как и любой другой молодой науки, наблюдались и определенные сложности. В частности, для психотехников характерен был эклектический подход к пониманию основных закономерностей и механизмов развития личности, чрезмерное увлечение тестами, механическая трактовка профессионального поведения. Все это привело к кризису
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
§3* История (кшцпмя психологии труцо
I 1
}
I I i i
н
направления. В 1931 г. И.Н. Шпильрейн опубликовал статью «О повороте в психотехнике», в которой попытался дать критический анализ современного состояния психотехники, предостерегал от безответственного использования тестов.
К середине 30-х гг. XX в. психотехническое направление ; вошло в противоречие с господствующей идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и свободную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как винтика в государственной производственной системе. Она, по мнению руководителей партии, не имела право на существование. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса», резко критиковавшее и психотехнику. При сложившейся в тот период обстановке в государстве подобная критика являлась сигналом к началу репрессий в соответствующей сфере. В последующие три года исследования по психотехнике были свернуты, организационные структуры ликвидированы, уничтожены публикации, многие психотехники репрессированы. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой деятельности были приостановлено, был прерван научный информационный обмен с зарубежными учеными.
Отечественные психотехники внесли большой вклад в исследования по изучению трудовой деятельности. Мвогие конкретные разработки актуальны и по сей день. Эти исследования внесли Свою лепту в развитие психологии труда, давая новые импульсы ее развития.
Однако к середине XX в. психотехническое направление и в мировой психологии потеряло свою популярность. Выделились более конкретные направления, оформилась как самостоятельная область психология труда. Исследования j в большей степени стали концентрироваться в области пси -хологии управления.
Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились й 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х. Появились новые имена: Ю.В. Котелова, В.Н. Мя-сищев, К.К. Платонов, В.В. Чебышева — еще ученики психотехнической школы, а также И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов, Е.А. Милерян, Д.А. Ошанин, Д.Ю. Панов, В.Д. Шадриков и многие другие. Характерная особенность нового периода в 40
развитии отечественной психологии труда — перенос внимания на общетеоретические вопросы, в то время как прикладные исследования концентрируются в области инженерной психологии и частных направлениях (например, профессиональное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью. Большую популярность приобретает концепция научной организации труда (НОТ). Своей задачей ее сторонники ставили разработку
, трудовой деятель-
ности, упорядочивания процессов целеполагания и принятия решения в труде, совершенствования систем когнитивных действий, изучение механизмов формирования субъективного отражения. Анализ внешней системы труда нашел свое отражение в социологической теории раз деления труда, концепциях, объясняющих природу и механизмы дифференциации трудовой деятельности.
В 1970-е гг. сформировались четыре направления, по которым осуществляли основные исследования трудовой деятельности:
• психофизиологическое направление. Концентрирует изучение функциональных состояний в труде, таких как ра ботоспособность, стресс, утомление, монотония;
• инженерно-психологическое направление изучения воп росов «человек — машина». В его рамках шла разработка системотехнических и психологических принципов проек тирования деятельности оператора с учетом психологичес кого обеспечения надежности человека;
• эксплуатационное направление по исследованию надеж ности систем управления. Разработка оптимальных режи мов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психоло гии труда являются приоритетами этого направления;
• педагогическое направление. Объединяло работы по про фессиональному обучению, профессиональному отбору и
Системе аттестации.
Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Антропоцентрический подход, предложенный Б.Ф. Ломовым, позволил
Гяаша IОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
|