Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Потлив профессиональной деятельности


 


для чего он действует: Возникает важнейший деятельностный феномен — явление расхождения потребностей, мотивов че­ловека с непосредственными целями его деятельности.

Два рассмотренных специфических признака, через ко­торые определяется деятельность, позволяют раскрыть ос­новные общепсихологические свойства (атрибуты) деятель­ности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознава-емости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлен ны ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой сторойы, существуют и иные, также важнейшие общепсихо л одические свойства деятельности:

предметности — направленности деятельности на пре­
образование или освоение определенного « внешнепо ложен-
ного» по отношению к субъекту объекта, который выделя­
ется им в качестве предмета своей целенаправленной
активности;

адаптивности, т. е. способности деятельности к гиб­
ким перестройкам и трансформациям при изменении внеш­
них и внутренних условий ее реализации;

системности, согласно этому свойству деятельность
предстает не рядоположенной суммой своих компонентов,
а их организованной целостностью. При этом особо важно
то, что у деятельности как целостности возникают такие
новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонен­
тов, ни у их простой суммы, — так называемые системные
качества
деятельности. Следует подчеркнуть, что деятель­
ность является одной из наиболее сложных среди известных
в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее
изучение должны осуществляться на адекватной методоло­
гической основе — принципах системного подхода.



Так, именно системность деятельности обусловливает су­ществование двух ее основных планов — внешнего (дредмет-но-действенного) и внутреннего (собственно психологичес­кого). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а высту­пает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Вез рассмотрения объективированного содержания: трудовой де­ятельности ее психологическое изучение и понимание невоз-


можны. В связи с этим, существует важная проблема, сфор­мулированная в русле психологического анализа деятельно­сти: оптимальной пропорции внешней — объективирован­ной — характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического — содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Пер­вый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому вйешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и ана­лиз ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй— с анализом субъективного, собственно психологи­ческого содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую на­правленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего про­фессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явле­ний, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда — совокупность орудий, способных уси­лить возможности человека распознавать особенности пред­мета труда и воздействовать на него.

Условия Труда — система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик де­ятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуля­ции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обоб­щенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Посколь­ку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной —






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.