Потлив профессиональной деятельности
для чего он действует: Возникает важнейший деятельностный феномен — явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.
Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознава-емости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлен ны ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой сторойы, существуют и иные, также важнейшие общепсихо л одические свойства деятельности:
— предметности — направленности деятельности на пре образование или освоение определенного « внешнепо ложен- ного» по отношению к субъекту объекта, который выделя ется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;
— адаптивности, т. е. способности деятельности к гиб ким перестройкам и трансформациям при изменении внеш них и внутренних условий ее реализации;
— системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонен тов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятель ность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методоло гической основе — принципах системного подхода.
Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов — внешнего (дредмет-но-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Вез рассмотрения объективированного содержания: трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невоз-
можны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней — объективированной — характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического — содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому вйешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй— с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.
Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.
Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.
Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.
Условия Труда — система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.
Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.
Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной —
|