Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ких разновидностей деятельности, которые одновременно включают и физический, и интеллектуальный компоненты, хотя и в разной пропорции.

'Существуют и иные способы систематизации видов дея­тельности. Это, например, ее разделение на творческие и репродуктивные (рутинные) виды; дифференциация на так называемую инициативную (добровольную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта — парциальная (частичная) и полная деятельность.

Важным следствием принципа множественности описа­ний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее сим птомокомп лек сом, ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное основание классификации. Например, деятельность руководителя — это одновременно и трудовая, и управленческая, и интеллектуальная, и опо­средованная, и преимущественно индивидуальная деятель­ность.

Во всех них сохраняется общая психологическая струк­тура деятельности (инвариантная структура деятельности i~-ее психологическая архитектоника). Вместе с тем, мера вы­раженности отдельных компонентов этой структуры, их вес и функциональная роль в процессе деятельности, а также формы и способы соорганизации отдельных компонентов значимо различаются в зависимости от того или иного вида, типа деятельности. В силу этого для правильного и полного представления о психологическом содержании и структура трудовой деятельности рассмотрим основные варианты ука­занных различий и те закономерности, которым они подчи­няются.

Проблема систематики типой и видов деятельности в це­лом и вопрос о классификации профессий в частности очень сложны и запутанны, например, существующее сегодня ис­пользование терминов вид ъ тип деятельности (см., напри­мер, выделение игрового, учебного и трудового видов дея­тельности как основных, хотя в действительности каждый из них включает в себя множество конкретных разновидно­стей и уже поэтому является не видом, $ типом). Под видом Деятельности следует понимать конкретную профессиональ-



7!


Fmmt


ПЯОФКОЮНАЛЫЮЙДШЕЛЬНОСТИ


S3.


 


ную (или внепрофессиональную) деятельность, характеризу­ющуюся спецификой предмета, условий, содержания и требо­ваний к ней* Ряд сходных в том или ином отношении видов объединяется в типы, например, совместная деятельность — это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а не­скольких соорганизованных субъектов), нов то же время вклю­чает О1тюмнсю ксшичество конкретных разновидностей.

Помимо множества видов и типов деятельности, существу­ет и еще одна — предел ьно общая и столь же важная диффе­ренциация всех деятельностей на два основных класса ♦ К первому относятся все виды и типы деятельности, в кото­рых в качестве их непосредственного предмета выступает любая объективная реальность, любой внешний объект, лю­бая вещь или их совокупность. Предметы всех видов деятель­ности данного класса имеют общую особенность — они ли­шены одушевленности — субъективности, это именно материальные объекты. Данный класс охватывает огромное количество конкретных видов и типов трудовой деятельное* ти; он наиболее широко представлен в сложившемся разде­лении труда и одновременно является наиболее традицион­ным предметом рассмотрения в психологии труда.

Вместе с тем, существует и второй, не менее важный и об­щий класс. К нему относятся все виды и типы деятельности, непосредственный предмет которых уже не сугубо матери­альный объект, а одушевленный субъект — человек. В них, предметом деятельности является субъект как таковой. На-? помним, что именно предмет является основным — консти-туирующим саму деятельность — ее компонентом, а свой­ство предметности является важнейшим — атрибутивным свойством деятельности. Таким образом, в данном классе деятельности их цредметом выступает столь специфический во всех отношениях объект реальности, каковым является субъект. К такого рода деятельности относится, например, деятельность руководителя, педагога, врача и т. п. Данный, класс обозначается понятием субъект-субъектных деятель­ностей. Включая в себя, так же как и класс субъект-объект­ных деятельностей, огромное количество конкретных видов и типов деятельности, он имеет и общий фундаментальный признак: представленность в качестве предмета деятельнос­ти других людей— субъектов (социальных объектов).


Именно субъект-субъектные виды и типы деятельности характеризуются одновременно и наибольшей сложностью, и наибольшей значимостью для общественного разделения труда, и наибольшей перспективностью с точки зрения эво­люции форм трудовой деятельности. Они к тому же и значи­тельно богаче содержанием, в особенности психологическим. В связи с этим, необходимо указать на одну из важнейших тенденций, закономерностей развития психологии труда как научной дисциплины. Психология труда, явившись своеоб­разным ответом на практические запросы общества и^*сойо: мики, изучала и изучает, в основном, те виды й тюш дея­тельности, которые наиболее представлены в конкретный исторический период развития общества. Изменения s сб-держании видов и типов деятельности ведут к изменениям проблематики и тематики психологии трудами силу этого, как на относительно ранних, так и на последующих этапа* своего развития психология труда изучала, в основном, субъект-объектные виды и типы деятельности. Однако в на­стоящее время под влиянием автоматизации, механизации, компьютеризации и других тенденций развития форм дея­тельности они все более уступают место субъект-суб^ктйьш типам. Последние уже сейчас намного превосходят по сте­пени сложности и общественной значимости первые, одна­ко значительно более сложны в плане их изучения, а потому исследованы в существенно меньшей мере. Вместе с тем, без их включения в сферу психологии труда ее развитие уже невозможно. Более того: либо психология труда будет и даль­ше их игнорировать, постепенно превращаясь в мертвую науку, либо она включит их в свой состав и сделает предме­том своего основного внимания. Современная психология труда должна быть психологической дисциплиной; изуча­ющей, прежде всего, субъект-субъектные типы и виды дея­тельности.

Разделяя субъект-объектные и субъект-субъектные типы деятельности, следует учитывать и определённую условность такой дифференциации. В реальности чисто субъект-объект­ные и чисто субъект-субъектные виды— это скорее исклю­чение, чем правило. Практически любая реальная деятель­ность включает элементы обоих этих классов, хоти и с очень разной пропорцией. Например, деятельность руководителя, являясь типичным представителем субъект-субъектного


Гяаша tПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


(3. бсжюиые типы и гады детлыюсти


 


класса, в то же время предполагает и взаимодействие с н< посредственным объектом деятельности — управляемо! организацией, точнее —-с.ее операционной системой.

В зависимости от того, к какому из двух основных клас^ сов относится та или иная деятельность, значимо варьиру­ют ее основные психологические особенности и даже е< структурно-психологические характеристики. Особен д< ярко эти различия проявляются в наиболее сложных ви; деятельности, входящих в каждый из указанных классов, управленческой и операторской. В силу этого, а также ш причине наибольшей практической и общественной знач] мости указанных типов деятельности отметим их основные специфические особенности.

Психологическая специфика операторской деятельности Определяется двумя основными чертами. Во-первых, организована по дистанционному принципу и носит опое] дованный характер. Это означает, что человек (оператор) субъект труда не взаимодействует непосредственно в проц< се труда с объектом своей деятельности. Такое взаимоде] ствие опосредствуется сложными техническими устройстз ми, а сам оператор может располагаться достаточно дале] от объекта своего труда. Во-первых, сутью этой деятельна ти является управление некоторым сложным техническз (или каким-либо иным) производственным процессом, этого оператор реализует свою главную роль в системе ловек — машина», заключающуюся в регулировании ynpi ляемого процесса на основе получения, цереработки инфо] мации; выработки адекватных решений и воплощении и; в исполнительские (командные) действия.

Таким образом, дистанционный (опосредованный) xapi тер труда оператора, а также сама суть его деятельности равление, регулирование) определяют психологическую сз цифику операторской деятельности. Она состоит в том, в данной деятельности на первый план выступают проц< сы, механизмы и закономерности информационного взаим< действия человека — оператора и технических звеньев равляемой системы. Деятельность оператора во много] строится именно как такое взаимодействие. Структурно содержательно в деятельности оператора доминируют те аспекты, которые обеспечивают процессы информационна гр взаимодействия оператора и управляемой им системы.


Рассмотренные особенности операторской деятельности приводят к тому, что при сохранений в ней инвариантной пси­хологической структуры основных компонентов ее обпфя структура существенно модифицируется. Она организуется таким образом, чтобы оптимально обеспечить процессы ин­формационного взаимодействия оператора с техническими устройствами. Поэтому и общую структуру данной деятель­ности обычно представляют в виде оп]ределеййой, закономер­ной и инвариантной последовательности атайой информаци­онного взаимодействия оператора и ухгрвмляёыотЬ прбцесса

Получение информации
Оценка информации
Прием информации

(схема 3).

 

  Реализация информации
Реализация информации -4 Приведениепринятого решения в исполнение
       

Схема 3. Этапы деятельности оператора

1. Прием информации. Осуществляется восприятие посту­
пающей информации об объектах управления и тех свой­
ствах окружающей среды и системы «человек -^- машина»
(СЧМ) в целом» которые важны для решения задачи, постав^
ленной перед этой системой. Здесь осуществляются такие
действия, как обнаружение сигналов, выделениеизих сово­
купности наиболее значимых, их расшифровка и декодиро­
вание; в результате у оператора складывается предваритель­
ное представление о состоянии управляемого объекта:
информация приводится к виду, пригодному Аля оценки й
принятия решения.

2. Оценка и переработка информации. Производится со­
поставление заданных и текущих (реальных) режимов ра­
боты СЧМ, анализ и обобщение информации, выделяются
критические объекты и ситуации и на основе заранее извест­
ных критериев важности и срочности определяется очеред­
ность переработки информации. Оператором могут выпол­
няться такие действия, как запоминание информации,


Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.