Обратная связь
|
Ких разновидностей деятельности, которые одновременно включают и физический, и интеллектуальный компоненты, хотя и в разной пропорции. 'Существуют и иные способы систематизации видов деятельности. Это, например, ее разделение на творческие и репродуктивные (рутинные) виды; дифференциация на так называемую инициативную (добровольную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта — парциальная (частичная) и полная деятельность.
Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее сим птомокомп лек сом, ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное основание классификации. Например, деятельность руководителя — это одновременно и трудовая, и управленческая, и интеллектуальная, и опосредованная, и преимущественно индивидуальная деятельность.
Во всех них сохраняется общая психологическая структура деятельности (инвариантная структура деятельности i~-ее психологическая архитектоника). Вместе с тем, мера выраженности отдельных компонентов этой структуры, их вес и функциональная роль в процессе деятельности, а также формы и способы соорганизации отдельных компонентов значимо различаются в зависимости от того или иного вида, типа деятельности. В силу этого для правильного и полного представления о психологическом содержании и структура трудовой деятельности рассмотрим основные варианты указанных различий и те закономерности, которым они подчиняются.
Проблема систематики типой и видов деятельности в целом и вопрос о классификации профессий в частности очень сложны и запутанны, например, существующее сегодня использование терминов вид ъ тип деятельности (см., например, выделение игрового, учебного и трудового видов деятельности как основных, хотя в действительности каждый из них включает в себя множество конкретных разновидностей и уже поэтому является не видом, $ типом). Под видом Деятельности следует понимать конкретную профессиональ-
7!
Fmmt
ПЯОФКОЮНАЛЫЮЙДШЕЛЬНОСТИ
S3.
ную (или внепрофессиональную) деятельность, характеризующуюся спецификой предмета, условий, содержания и требований к ней* Ряд сходных в том или ином отношении видов объединяется в типы, например, совместная деятельность — это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких соорганизованных субъектов), нов то же время включает О1тюмнсю ксшичество конкретных разновидностей.
Помимо множества видов и типов деятельности, существует и еще одна — предел ьно общая и столь же важная дифференциация всех деятельностей на два основных класса ♦ К первому относятся все виды и типы деятельности, в которых в качестве их непосредственного предмета выступает любая объективная реальность, любой внешний объект, любая вещь или их совокупность. Предметы всех видов деятельности данного класса имеют общую особенность — они лишены одушевленности — субъективности, это именно материальные объекты. Данный класс охватывает огромное количество конкретных видов и типов трудовой деятельное* ти; он наиболее широко представлен в сложившемся разделении труда и одновременно является наиболее традиционным предметом рассмотрения в психологии труда.
Вместе с тем, существует и второй, не менее важный и общий класс. К нему относятся все виды и типы деятельности, непосредственный предмет которых уже не сугубо материальный объект, а одушевленный субъект — человек. В них, предметом деятельности является субъект как таковой. На-? помним, что именно предмет является основным — консти-туирующим саму деятельность — ее компонентом, а свойство предметности является важнейшим — атрибутивным свойством деятельности. Таким образом, в данном классе деятельности их цредметом выступает столь специфический во всех отношениях объект реальности, каковым является субъект. К такого рода деятельности относится, например, деятельность руководителя, педагога, врача и т. п. Данный, класс обозначается понятием субъект-субъектных деятельностей. Включая в себя, так же как и класс субъект-объектных деятельностей, огромное количество конкретных видов и типов деятельности, он имеет и общий фундаментальный признак: представленность в качестве предмета деятельности других людей— субъектов (социальных объектов).
Именно субъект-субъектные виды и типы деятельности характеризуются одновременно и наибольшей сложностью, и наибольшей значимостью для общественного разделения труда, и наибольшей перспективностью с точки зрения эволюции форм трудовой деятельности. Они к тому же и значительно богаче содержанием, в особенности психологическим. В связи с этим, необходимо указать на одну из важнейших тенденций, закономерностей развития психологии труда как научной дисциплины. Психология труда, явившись своеобразным ответом на практические запросы общества и^*сойо: мики, изучала и изучает, в основном, те виды й тюш деятельности, которые наиболее представлены в конкретный исторический период развития общества. Изменения s сб-держании видов и типов деятельности ведут к изменениям проблематики и тематики психологии трудами силу этого, как на относительно ранних, так и на последующих этапа* своего развития психология труда изучала, в основном, субъект-объектные виды и типы деятельности. Однако в настоящее время под влиянием автоматизации, механизации, компьютеризации и других тенденций развития форм деятельности они все более уступают место субъект-суб^ктйьш типам. Последние уже сейчас намного превосходят по степени сложности и общественной значимости первые, однако значительно более сложны в плане их изучения, а потому исследованы в существенно меньшей мере. Вместе с тем, без их включения в сферу психологии труда ее развитие уже невозможно. Более того: либо психология труда будет и дальше их игнорировать, постепенно превращаясь в мертвую науку, либо она включит их в свой состав и сделает предметом своего основного внимания. Современная психология труда должна быть психологической дисциплиной; изучающей, прежде всего, субъект-субъектные типы и виды деятельности.
Разделяя субъект-объектные и субъект-субъектные типы деятельности, следует учитывать и определённую условность такой дифференциации. В реальности чисто субъект-объектные и чисто субъект-субъектные виды— это скорее исключение, чем правило. Практически любая реальная деятельность включает элементы обоих этих классов, хоти и с очень разной пропорцией. Например, деятельность руководителя, являясь типичным представителем субъект-субъектного
Гяаша tПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3. бсжюиые типы и гады детлыюсти
класса, в то же время предполагает и взаимодействие с н< посредственным объектом деятельности — управляемо! организацией, точнее —-с.ее операционной системой.
В зависимости от того, к какому из двух основных клас^ сов относится та или иная деятельность, значимо варьируют ее основные психологические особенности и даже е< структурно-психологические характеристики. Особен д< ярко эти различия проявляются в наиболее сложных ви; деятельности, входящих в каждый из указанных классов, управленческой и операторской. В силу этого, а также ш причине наибольшей практической и общественной знач] мости указанных типов деятельности отметим их основные специфические особенности.
Психологическая специфика операторской деятельности Определяется двумя основными чертами. Во-первых, организована по дистанционному принципу и носит опое] дованный характер. Это означает, что человек (оператор) субъект труда не взаимодействует непосредственно в проц< се труда с объектом своей деятельности. Такое взаимоде] ствие опосредствуется сложными техническими устройстз ми, а сам оператор может располагаться достаточно дале] от объекта своего труда. Во-первых, сутью этой деятельна ти является управление некоторым сложным техническз (или каким-либо иным) производственным процессом, этого оператор реализует свою главную роль в системе ловек — машина», заключающуюся в регулировании ynpi ляемого процесса на основе получения, цереработки инфо] мации; выработки адекватных решений и воплощении и; в исполнительские (командные) действия.
Таким образом, дистанционный (опосредованный) xapi тер труда оператора, а также сама суть его деятельности равление, регулирование) определяют психологическую сз цифику операторской деятельности. Она состоит в том, в данной деятельности на первый план выступают проц< сы, механизмы и закономерности информационного взаим< действия человека — оператора и технических звеньев равляемой системы. Деятельность оператора во много] строится именно как такое взаимодействие. Структурно содержательно в деятельности оператора доминируют те аспекты, которые обеспечивают процессы информационна гр взаимодействия оператора и управляемой им системы.
Рассмотренные особенности операторской деятельности приводят к тому, что при сохранений в ней инвариантной психологической структуры основных компонентов ее обпфя структура существенно модифицируется. Она организуется таким образом, чтобы оптимально обеспечить процессы информационного взаимодействия оператора с техническими устройствами. Поэтому и общую структуру данной деятельности обычно представляют в виде оп]ределеййой, закономерной и инвариантной последовательности атайой информационного взаимодействия оператора и ухгрвмляёыотЬ прбцесса
(схема 3).
| Реализация информации
| ►
| Реализация информации
| -4
| Приведениепринятого решения в исполнение
|
|
|
|
| Схема 3. Этапы деятельности оператора
1. Прием информации. Осуществляется восприятие посту пающей информации об объектах управления и тех свой ствах окружающей среды и системы «человек -^- машина» (СЧМ) в целом» которые важны для решения задачи, постав^ ленной перед этой системой. Здесь осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделениеизих сово купности наиболее значимых, их расшифровка и декодиро вание; в результате у оператора складывается предваритель ное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному Аля оценки й принятия решения.
2. Оценка и переработка информации. Производится со поставление заданных и текущих (реальных) режимов ра боты СЧМ, анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основе заранее извест ных критериев важности и срочности определяется очеред ность переработки информации. Оператором могут выпол няться такие действия, как запоминание информации,
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|