ГламЗ. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ {1 ftoixoiionwcKdi структура профксионйдьной двдвдыюсш
и типа, лежит обязательный набор его основных компонен' тов* Они обозначаются понятием формальной структуры процесса ПР и включают следую образования: информа ционная основа решения, критерии, правила, способы, альтернативы, гипотезы, ценности, нормы и цели.
у ру
Два следующих функциональныхкомпонента (блока) псз хологической системы деятельности — контроль и корре\ ция — взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сущность коз роля, который реально представлен в деятельности, в основноз как самоконтроль, состоит в сопоставлении идеальной фор] антиципированных результатов деятельности (конечных и межуточных) с реально достигаемыми результатами. При в ходе деятельности складывается система субъективизма лонов, служащих для оценки реальных результатов. Если мм ду эталонами и реально достигаемыми результатами нет чимых рассогласований, то деятельность и (или) действз считаются выполненными и имеет место переход к еле; деятельностным циклам. Если же такое рассогласование обз руживается субъектом, то возникает необходимость в кор]
| Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определения программ мы деятельности. Различают три основных вида (уровне сложности) планирования; работа по ориентирам, работа т образцам и планирование с учетом предполагаемых ивЫе ний условий, в том числе и вероятного возникновения нов: событий и факторов деятельности. Содержание процесс планирования имеет в своей основе определенную последо| вательность основных этапов, составляющих временную структуру планирования: 1) общая ориентировка в сит^уацииг) определение основных трудностей для достижения стоящи: перед субъектом целей; 2) выработка ряда альтернативна вариантов выхода из сложившейся ситуации; 3) сравнител^| ный анализ этих вариантов, взвешивание их преимуществ недостатков, а также определение цены, которой потребу* реализация каждого; 4) собственно выбор того или иного рианта, максимизирующего вероятность достижения цел* деятельности; 5) конкретизация й детализация этого вар] анта и разработка технологии его осуществления; 6) реал] зация плана; 7) оценка эффективности <f внесение в случ; необходимости коррекции в него; сопоставление реально д<
Результатов с исходными целями
ции полученного результата. Коррекция развертывается, таким образом* на основе получения ♦ обратносвязевой» информации о достигаемых результатах, а мера ее представленности определяется степенью расхождения между антиципируемыми и реальными результатами. Благодаря процессам контроля, самоконтроля и коррекции общая структура деятельности приобретает не линейный, а замкнутый — кольцеобразный характер, что обеспечивает ее адаптивность, гибкость, способность к перестройкам при изменении внешних и внутренних условий.
Литература
Выготский Л,С. Собр. соч, в 6-ти тт.,Т. 2.
Зинченко ВЛ., МунипоеВМ. Основы эргономики. — М», 1982v
Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. — Ярославль, 1988.
Климов &А. Психология труда. — М., 1998.
Конопкин О А. Психологические механизмы регуляций деятельности. — М.,1982.
Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. — .М., 1975.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — Мм 1984.
Рубинштейн С Л. Основыобщей психологаи, —^^М., 1946.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные способы психологического анализа профессио нальной деятельности?
2. Что рассматривается в качестве основного компонента психологи ческой структуры деятельности?
В чем заключается свойство предметности деятельности?
4. Что такое психологическая структура деятельности и каков ее ком понентный состав?
5. В чем сущность -«кольцеобразного» принципа организации деятель ности?
Темы рефератов
1. Основные подходы к изучению психологического строения деятель ности.
|