Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Историческое значение исследований Г. Мюнстенберга.

3. Направления разработки проблем психологии труда в отечествен­
ной науке в последнюю четверть XX в.


 

НАУК

§4. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА В СИСТЕМ! И ЕЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Все отрасли психологии, изучающие человеческую дея­тельность, в том числе и психологию труда, опираются на психологическую теорию деятельности. Являясь частью пси­хологической науки, психология труда занимает особое ме­сто в ее структуре, так как предметом психологии труда яв­ляется деятельность, которая занимает одно из центральных мест в системе психологических понятий. Этим объясняет­ся связь психологии труда со всеми отраслями ц0йхологии и другими науками. Место психологии в системе наук опре­деляется местом и ролью человека в природе и обществе, которая заложена в его биосоциальной природе.

Например, согласно взглядам Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место в системе наук. В его модели психология расположена в центре равнобедренного треуголь­ника. Углы у основания треугольника означают биологичес­кие и социальные науки, так как человек— биосоциальное существо. В вершине треугольника — технические науки, благодаря им создана искусственная техническая среда для человека и общества с более совершенными условиями для существования и развития, которые позволили человеку усилить свои возможности в изменении природы и приспо­собления к ней.

Взаимосвязь психологических наук наглядно представле­на также и в модели, предложенной А.В. Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям. Пер­вое основание, которое объединяет науки, направленные на изучение конкретных видов человеческой деятельности, — это конкретная деятельность. Прежде всего, это психология тРУДа> изучающая общие характеристики деятельности и ус­ловия труда, профориентацию, профпригодность и проф-обуч;ение. Сюда входит инженерная психология, изучающая систему «человек — машина», а также целый комплекс при­кладных наук по разным сферам деятельности человека: авиационной, космической, медицинской, педагогической, военной, юридической, спортивной, торговле, творчеству, научной и др. Вторым основанием является развитие, кото-




Глава IОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ГРУДА

рое объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, герон­тологию), а также психологию обучения и умственного раз­вития, специальную психологию с ее комплексом; наук (оли-гофренопсцхологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию). Третье осно­вание модели — отношения личности в обществе, которые изучаются социальной психологией с ее отдельными отрас­лями: психологией групп, наций, психологией личности.

Дифференциация психологии на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интег­рации. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциаль­ной природой человека, его многогранностью и обширнос­тью связей с окружающим миром.

Объединяющим началом для всех отраслей психологии яв­ляется общая психология, которая изучает общие закономер­ности психики человека и животных. Тесная связь психоло­гии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, про­явлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. В свою очередь, психология труда обогатила общую психологию новыми фактами об осо­бенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствовало развитию психологической теории деятельно­сти, которая является ведущей в системе теоретических зна­ний в отечественной психологии.

Возрастная психология обогащает психологию труда зна­ниями о возрастных особенностях человека в разные перио­ды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обу­чении. Сама психология труда вносит свой вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психо­логии взрослого человека и геронтологии (психологии старе­ния), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе про­фессионального роста и факторах, влияющих на нее.

Отрасли специальной психологии, изучающие отклоне­ния психики от нормы, оказывают помощь психологии тру-


§4.Место психологам труда в систене наук и ее основные методологичесхме принципы

да в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане органи­зации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, особенно связанных с эк­стремальными условиями (научных экспедиций, экспери­ментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь обогащения специальной психологии достижениями в сфере психологии труда, позволяющими предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.

Социальная психология вносит свой вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в раз­личных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. В свою очередь, особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изу-чаеЪ1 психология труда, позволяют получить новые психо­логические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.

Связь психологии труда со всеми отраслями психологии
опирается на психологическую теорию деятельности и общие
закономерности психики человека, которые выражены в
принципах психологии. Принцип— это основное правило,,
центра льное понятие, которым руководствуются в познании (|
и практике. Основными в отечественной психологии явля­
ются: принцип детерминизма, принцип единства сознания
и деятельности, принцип: развития психики в деятельности. г\
Принцип детерминизмазаключается в том, что психика (£/
определяется образом жизни и изменяется с изменением об­
раза жизни. Согласно этому принципу, способ производства
и материальные условия жизни влияют на психику челове­
ка, т. е. психика человека, ее особенности обусловлены об­
щественно-историческими условиями, а также условиями
и характером его трудовой деятельности. Высшим уровнем
развития психики является сознание человека, более совер­
шенный способ отражения окружающего мира. ^
Принцип единства сознанияи деятельностираскрывает (IJ
взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной
стороны, сознание развивается в деятельности, с другой — со­
знание определяет характер и содержание деятельности, так



Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ГРУДА

как деятельность создается человеком, и он может ее совершен­ствовать. Этот принцип отличает отечественную психологию от других психологических теорий зарубежной психологии, поскольку выделяет деятельность, как психологическую ка­тегорию. Благодаря психологии труда он по.

кое развитие» а также расширил свое действие на другие от­расли психологии.

Принцип развития психикив деятельностираскрывает поступательную закономерность формирования и совершен­ствования психических функций, процессов и свойств лич­ности при овладении человеком различными видами деятель­ности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения любой дея­тельности человек осваивает опыт человечества, под его вли­янием развивается психика.

Изучение процесса взаимодействия человека с внешней средой требует участия различных наук (технических, соци­альных, естественных). Такое сложное взаимодействие пси­хологии труда с другими науками и отраслями психологии придает особую важность принципам психологии, которые ориентируют исследования всех наук в едином подходе. Кро­ме основных принципов психологии, в этих исследованиях приобретают важное значение еще три принципа, которые сформировались и стали более активно влиять на исследова­ния деятельности и на интерпретацию научных данных в пос­ледние десятилетия. Это принципы системности, антропоцен­тризма и специфичности.

Принцип системностипонимается как общий методоло­гический подход к анализу психических явлений, согласно которому явление рассматривается как система, не своди­мая к сумме элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы дея­тельности в психологии труда, функций элементов системы, их связей, динамики развития. Принцип системности тре­бует всестороннего изучения того или инозро предмета; для этого реализуется последовательность изучения, включа­ющая следующие основные этапы: структурное, функцио­нальное, генетическое исследование, а также исследование системных качебтв изучаемого предмета. В настоящее вре­мя его можно считать всеобщим для современной науки; 48


§4. Место психологии труда ■ системе наук и ее основные методологические принципы

преимущественное развитие в психологии он получил при изучении деятельности человека.

Принцип антропоцентризмафиксирует центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Ре­зультатом активного взаимодействия человека со средой в процессе деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активнос­ти человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита инфор­мации, времени и возможностей.

Принцип специфичностипредполагает учитывать особен­ности характера и форм различных видов деятельности, ко­торые обусловлены специфическими для каждой деятельно­сти условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами де­ятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.

Указанные принципы применимы к психологии труда, инженерной психологии и психологии разных сфер профес­сиональной деятельности человека (схема 1).


Социальная психология и психология личности

Возрастная психология и специальная психология

Принцип сознания и деятельности

Принцип развития в деятельности

Психология труда

Принцип специфичности

Принцип антропо­центризма


Принцип системности Схема 1. Принципы и место психологии труда в структуре психологии

Принцип детерминизма


Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Литература

Ломов ВМ. О роли практики в развитии теории общей психологии.
Вопросы психологии. 1971 г. № 1. V ■•■'

Лоос ВТ. Промышленная психология.— Киев, 1974. Петровский АЛ. Общая психология. — М., 1977. Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.