Обратная связь
|
Историческое значение исследований Г. Мюнстенберга. 3. Направления разработки проблем психологии труда в отечествен ной науке в последнюю четверть XX в.
§4. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА В СИСТЕМ! И ЕЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Все отрасли психологии, изучающие человеческую деятельность, в том числе и психологию труда, опираются на психологическую теорию деятельности. Являясь частью психологической науки, психология труда занимает особое место в ее структуре, так как предметом психологии труда является деятельность, которая занимает одно из центральных мест в системе психологических понятий. Этим объясняется связь психологии труда со всеми отраслями ц0йхологии и другими науками. Место психологии в системе наук определяется местом и ролью человека в природе и обществе, которая заложена в его биосоциальной природе.
Например, согласно взглядам Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место в системе наук. В его модели психология расположена в центре равнобедренного треугольника. Углы у основания треугольника означают биологические и социальные науки, так как человек— биосоциальное существо. В вершине треугольника — технические науки, благодаря им создана искусственная техническая среда для человека и общества с более совершенными условиями для существования и развития, которые позволили человеку усилить свои возможности в изменении природы и приспособления к ней.
Взаимосвязь психологических наук наглядно представлена также и в модели, предложенной А.В. Петровским. В ней все отрасли психологии делятся по трем основаниям. Первое основание, которое объединяет науки, направленные на изучение конкретных видов человеческой деятельности, — это конкретная деятельность. Прежде всего, это психология тРУДа> изучающая общие характеристики деятельности и условия труда, профориентацию, профпригодность и проф-обуч;ение. Сюда входит инженерная психология, изучающая систему «человек — машина», а также целый комплекс прикладных наук по разным сферам деятельности человека: авиационной, космической, медицинской, педагогической, военной, юридической, спортивной, торговле, творчеству, научной и др. Вторым основанием является развитие, кото-
Глава IОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ГРУДА
рое объединяет возрастную психологию и ее ответвления (психологию детства, подросткового возраста, юности, геронтологию), а также психологию обучения и умственного развития, специальную психологию с ее комплексом; наук (оли-гофренопсцхологию, патопсихологию, тифлопсихологию, сравнительную психологию, зоопсихологию). Третье основание модели — отношения личности в обществе, которые изучаются социальной психологией с ее отдельными отраслями: психологией групп, наций, психологией личности.
Дифференциация психологии на различные отрасли не исключает обратных процессов их взаимодействия, интеграции. Особенно это касается психологии труда, которая изучает человека в условиях деятельности, где объективно взаимоувязаны разные аспекты, обусловленные биосоциальной природой человека, его многогранностью и обширностью связей с окружающим миром.
Объединяющим началом для всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает общие закономерности психики человека и животных. Тесная связь психологии труда с общей психологией заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, проявлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. В свою очередь, психология труда обогатила общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствовало развитию психологической теории деятельности, которая является ведущей в системе теоретических знаний в отечественной психологии.
Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека в разные периоды жизни, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Сама психология труда вносит свой вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии (психологии старения), психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста и факторах, влияющих на нее.
Отрасли специальной психологии, изучающие отклонения психики от нормы, оказывают помощь психологии тру-
§4.Место психологам труда в систене наук и ее основные методологичесхме принципы
да в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, особенно связанных с экстремальными условиями (научных экспедиций, экспериментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь обогащения специальной психологии достижениями в сфере психологии труда, позволяющими предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.
Социальная психология вносит свой вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. В свою очередь, особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изу-чаеЪ1 психология труда, позволяют получить новые психологические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.
Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии. Принцип— это основное правило,, центра льное понятие, которым руководствуются в познании (| и практике. Основными в отечественной психологии явля ются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип: развития психики в деятельности. г\ Принцип детерминизмазаключается в том, что психика (£/ определяется образом жизни и изменяется с изменением об раза жизни. Согласно этому принципу, способ производства и материальные условия жизни влияют на психику челове ка, т. е. психика человека, ее особенности обусловлены об щественно-историческими условиями, а также условиями и характером его трудовой деятельности. Высшим уровнем развития психики является сознание человека, более совер шенный способ отражения окружающего мира. ^ Принцип единства сознанияи деятельностираскрывает (IJ взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой — со знание определяет характер и содержание деятельности, так
|
| Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ГРУДА
как деятельность создается человеком, и он может ее совершенствовать. Этот принцип отличает отечественную психологию от других психологических теорий зарубежной психологии, поскольку выделяет деятельность, как психологическую категорию. Благодаря психологии труда он по.
кое развитие» а также расширил свое действие на другие отрасли психологии.
Принцип развития психикив деятельностираскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком различными видами деятельности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения любой деятельности человек осваивает опыт человечества, под его влиянием развивается психика.
Изучение процесса взаимодействия человека с внешней средой требует участия различных наук (технических, социальных, естественных). Такое сложное взаимодействие психологии труда с другими науками и отраслями психологии придает особую важность принципам психологии, которые ориентируют исследования всех наук в едином подходе. Кроме основных принципов психологии, в этих исследованиях приобретают важное значение еще три принципа, которые сформировались и стали более активно влиять на исследования деятельности и на интерпретацию научных данных в последние десятилетия. Это принципы системности, антропоцентризма и специфичности.
Принцип системностипонимается как общий методологический подход к анализу психических явлений, согласно которому явление рассматривается как система, не сводимая к сумме элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы деятельности в психологии труда, функций элементов системы, их связей, динамики развития. Принцип системности требует всестороннего изучения того или инозро предмета; для этого реализуется последовательность изучения, включающая следующие основные этапы: структурное, функциональное, генетическое исследование, а также исследование системных качебтв изучаемого предмета. В настоящее время его можно считать всеобщим для современной науки; 48
§4. Место психологии труда ■ системе наук и ее основные методологические принципы
преимущественное развитие в психологии он получил при изучении деятельности человека.
Принцип антропоцентризмафиксирует центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Результатом активного взаимодействия человека со средой в процессе деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей.
Принцип специфичностипредполагает учитывать особенности характера и форм различных видов деятельности, которые обусловлены специфическими для каждой деятельности условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами деятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.
Указанные принципы применимы к психологии труда, инженерной психологии и психологии разных сфер профессиональной деятельности человека (схема 1).
Социальная
психология и
психология
личности
| Возрастная психология
и специальная
психология
| Принцип
сознания
и деятельности
| Принцип
развития
в деятельности
| Принцип антропоцентризма
| Принцип системности Схема 1. Принципы и место психологии труда в структуре психологии
|
Принцип детерминизма
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Литература
Ломов ВМ. О роли практики в развитии теории общей психологии. Вопросы психологии. 1971 г. № 1. V ■•■'
Лоос ВТ. Промышленная психология.— Киев, 1974. Петровский АЛ. Общая психология. — М., 1977. Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972.
|
|