Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раскрытия и учета психологических особенностей

труда; *\у,..у^.:/^::.\;г---:'. •■". ■•:;.-■- ::,- ."■•.: ■■

• разработка теоретически обоснованных и пра

ной аттестации, осуществляемой в различных целях (про­фессиональный отбор, подбор, набор; «вербовка»);

• разработка психологических основ и конкретных требо­
ваний, направленных на учет психологических особенностей
субъекта при проектировании новых технологий и новых
средств труда; определение оптимальных путей сопряжения
и адаптации человека ^ ^

1ботка разных видов и типов трудовой деятешщостн;

определение психологических особенностей и наиболее
эффективных путей и способов коррекции организационной
среды трудовой деятельности;

разработка психологических средств мотивационного обо­
гащения трудовой деятельности, повышения ее ♦мотивацион­
ного потенциала» и содействие тем самым гуманизации тру­
да, повьппениюудовлетворенноега субъекта от его реализации;

разработка норм, правил и процедур техники безопас­
ности; содействие снижению профессионал ьного травматиз­
ма и профессионал ьной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь яв-ляются основными. Наряду с ними, существует, например, и категория традиционных задач, которые являются погра-

ни

В частности, это разработка в рамках психологии труда! спе­циального направления ^професаюерафическйгоу суть ко­торого — психологическая характеристика основных про­фессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Это и так называемая каръеровая психология, точнее '— та ее часть, которая рас­сматривает психологические закономерности процесса про­фессионализации личности, начиная от этапов профессио­нальной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанны­ми, существуют и еще более специальные задачи, сформу­лированные в различных направлениях ♦частной» психоло­гии труда, и :,:\ ■; v>-v- .Vi'^v л г\:У,и-Г, 'Г^^'-Т Щ^Л-Г:^ ,;v:: ■■;;У;>:,>,-




(&J


Г2


Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПСИХОЛОГИИ ТРУДА


§2. ЛЦтойм психологии труде


 


Литература

Климов ЕЛ. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М. 1998.

Климов Е^4. Психология профессионала. — М,; Воронеж, 1996. Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. — м., 1990.

Вопросы для самопроверки

Какова структуру предмета психологии труда?

2. В чем различия между основными группами задач дси-
хологии труда?

3. Каковы особенности психологии труда как междисцид-
линарного научного направления?

Темы рефератов

Содержание и своеобразие предмета психологии труда.

Основные задачи психологии труда на современном этапе.

3. Междисциплинарные связи психологии труда.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, на­полняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо об­щепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

для психологического анализа профессиональной дея­
тельности;

для проведения разнообразных прикладных исследова­
ний (профотбора, профессиональной консультации, рацио­
нализации труда и отдыха и т. д.);

для исследования личности конкретного работника, его
способностей, мотивации, состояний.


Существует несколько классификаций методов психоло­гии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной дея­тельности в естественных условиях:, и группу эксперимен­тальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод на­блюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных ме­тодов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разно­видностях: лабораторный и естественный (производствен­ный), а также метод тестов.

Неэкспериментальные методы

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения пси­холог получает сведения о самых разнообразных проявле­ниях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о ком­муникативных процессах в труде и т. п.

Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соот­ветствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональ­ные реакции и коммуникативные процессы. Длительное на­блюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

Непосредственное наблюдение обычно проводится по оп­ределенному плану, поскольку довольно трудно организо­вать восприятие всех элементов трудового процесса. Пред­полагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, со­ставление четкой программы и плана наблюдения и фикса­цию его результатов.


Т


1(


 




Глом !. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


{2. Методы психологии труда


 


Важным принципом наблюдения является сравнитель­ный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем рабо­ты, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.

К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной дея­тельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредствен­ного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции или профессиональные интересы школь­ника при выборе им соответствующей сферы деятельности. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, кото­рые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространен­ными среди них являются фотография рабочего дня, хроно­метраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т. п. Способы регистрации параметров при организации данного способа могут быть разными — от непосредственно­го сопровождения работника психологом и наблюдения за его поведением до использования телеметрической техники. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основ­ной деятельности, мимику, маршруты передвижения во вре­мя работы. Результаты фотографии рабочего дня представ­ляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, со­отношении основных и вспомогательных функций и удель­ном весе каждой из них в структуре деятельности. В частно­сти, наблюдение за работой главного энергетика на одном из ярославских заводов с использованием фотографии рабоче­го дня помогло выявить ряд неспецифических функций, которые осуществлялись им и отнимали достаточно много


времени. Передача этих функций своим заместителям по рекомендации психолога существенно разгрузила его рабо­ту и повысила самочувствие во время рабочего дня.

Хронометраж — измерение времени трудовых операций. // Он позволяет определить их длительность, частоту повторя- ( емости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж прово­дится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производ­ственного обучения. Вместе с тем, использование этого при­ема требует от психолога большой осторожности и такта. Дело в том, что на предприятиях часто проводится произ­водственный хронометраж, который ставит своей целью пе­ресмотр нормативных показателей, обычно в сторону их уве­личения . Поэтому присутствие человека с секундомером за спиной у работника может вызвать отрицательное отноше­ние к проводимому психологическому обследованию. Поэто­му психолог должен перед проведением хронометража объяснить цели и задачи будущего исследования и поста­раться снять негативные установки у работников.

Анализ продуктов трудовой деятельности может быть су­щественным дополнением к методу непосредственного наблю­дения. В качестве таковых могут выступать как материаль­ные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, доку­менты, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) про­дукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная про­дукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Исполь­зование этого метода позволяет:

определить некоторые требования, предъявляемые про­
фессией к психическим качествам человека, модернизировать
систему обучения тем или иным действиям;

понять специфику процесса формирования навыков у лиц

с разной квалификацией;

• проанализировать динамику работоспособности путем
прослеживания изменения качества продукции в течение ра­
бочего дня.


 




Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


Методы психологии труда


 


Г:


Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования jc психологичес­ким особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблю­дения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту ду­мать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом тру­да. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника рас­пределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Однако после периода адаптации спе­циалисты оказываются способными сообщать о своих мыс-" лях и чувствах, не нарушая естественного хода выполне­ния трудового процесса. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятель­ности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее вы­полнения.

Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше. Такое познание профессии изнутри позво­ляет психологу проследить процесс овладения профессио­нальной деятельностью и те трудности, которые встречают­ся на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он начал разрабатываться в оте­чественной психологии труда в 20-е годы XX в. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследова­теля, умеющего и желающего описать профессиональный труд, и работника, его знающего. Основными достоинства­ми этого метода являются:

• получение путем самонаблюдения некоторой информа­
ции, недоступной внешнему наблюдению и разным опрос­
ным методам;

• изучение профессиональной деятельности в лоцгитюди-
нальном разрезе, т. е. рассмотрение самого процесса овладе­
ния ей;


• более обоснованный (с учетом личного опыта) подход
к внесению предложений по оптимизации и рационализации
деятельности.

Вместе с тем, трудовой метод имеет и ряд недостатков.

Во-первых, он применим только к несложным для овла­дения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно гово­рить лишь об овладении некоторыми элементами деятель* ности в форме трудовых проб.

Во-вторых, регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если запись результатов про­водится по окончании рабочего дня по памяти, когда иссле­дователь находится в состоянии утомления, это может от­рицательно сказаться на ее качестве. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.

Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод мо­жет давать очень ценный материал, что было подтверждено отечественными исследованиями.

Опросные методытрадиционно представлены в двух фор­мах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опро­са (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в пси­
хологии труда методов и используется при освещении самого
широкого круга проблем. Она совершенно необходима при
изучении индивидуальной структуры труда, при выявлейии
профессионально-важных качеств работника, выяснении осо­
бенностей мотивации работы по данной специальности и фун­
кциональных состояний, личных профессиональных планов
учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых
людей,при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод
должна отвечать ряду требований: ^

• строиться по определенному плану, заранее продуман­
ному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;

• носить естественный характер. Беседа предполагает обо­
юдную активность как со стороны психолога, так и опраши­
ваемого; ни в коем случае она не должна превращаться
в форму допроса или устной анкеты;

• включать только те вопросы, которые не носят внуша­
ющего или подсказывающего характера, и допускать взаи­
мопроверку ответов;


Глота IОВЩАЯ ХЛРАКТтктКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


|2. Методыпсихологам труда


 


• поддерживать доверительный контакт психолога с оп­рашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

Проведение беседы начинается с подготовительного эта­па, включающего обеспечение психолога основными мате­риалами, необходимыми для ее подготовки, определение ее направленности и продолжительности. Эта работа предпо­лагает составление плана беседы, формулировку некоторых ключевых вопросов, определение способов регистрации дан­ных и подготовку необходимого оборудования (магнитофон­ной техники) или составления специальных регистрацион­ных бланков. Начало процесса беседы требует установления контакта с обследуемым, создание доброжелательной атмос­феры ее проведения* Для этого необходимо изложит цели и задачи исследования, которые были бы понятны надЫту-емому и оправданы с его точки зрения. Важным условием в этом плане является формирование у опрашиваемого пред­ставления о психологе как человеке, который может оказать помощь в затруднительных ситуациях. Обязательным тре­бованием при установлений контакта является гаран­тирование психологом всех этических принципов поведения исследования (конфиденциальности обстановки, сохранения профессиональной тайны, уважения к клиенту). Если беседа с клиентом проводится в индивидуальных целях (например, при психологическом обследовании личности профессиона­ла, в профессиональном консультировании), то требования к установлению атмосферы абсолютной доброжелательности и полной откровенности со стороны опрашиваемого должны быть очень жесткими. Когда беседа проводится для анализа некоторых несложных ситуаций, например выяснения воз­действий физической среды на работника, она может прово­диться в виде стандартизированного интервью и поручаться специалистам-непсихологам данного производства ил и орга­низации. Однако и здесь должно соблюдаться требование к созданию непринужденной атмосферы. ?

Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистра­ции может использоваться при анализе интересов влияния условий среды и других вопросов^ же j ющих глубоко проблемы личности. В случае же индивиду­ального консультирования такой способ применять не реко-

20' • ■ ■' ■-.': ■-. ' .. ■-. :; . ..;"■ ..■•..■;-v--;'V ■■■■■•


мендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного от-ношения к беседе и нежелание давать искренние ответы. И хотя он связан с потерей определенного количества инфор­мации, поболее оправдан с этической точки зрения. Исполь­зование аудио- и видеотехники, безусловно, значительно по­вышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем.

Анкетирование предполагает получение ответов опраши­ваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы» при этом психолог может невступать в прямой кон­такт с работниками. Анкетирование проводится в тех слу-чаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их от­ношения к профессии и отдельным элементам работы; мо­тивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессиональ­но-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствие психолога, так и заочно (когда анкета запол­няется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлека­ет работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполне­ния анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопро­сов, неполный возврат анкет.

Дт получения достоверной информации с помощью мё-тода анкетирования необходима правильная организация

исследования* Она предполагает:

нал ичие вступите л ьной статьи с из л ожением цел ей и за­
дач исследования и инструкций по заполнению опросника;

правильную формулировку вопросов. Они должны быть
однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов по­
ведения и деятельности работника, не содержать малоупот-
ребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов,
не носить внушающего характера, предполагать равноверо­
ятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

подготовку такой анкеты, которая легко читается, на­
печатана без помарок и исправлений, удобно графически
оформлена с выделением соответствующих разделов.

; Отбор ясцытуещдх для проведения анкетирования дол­жен соответствовать целям и задачам исследования. Он мо-


Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


Методы психологии труда


 


       
   
 
 


ц

 


жет быть случайным, когда анкета выдается каждому рабо­чему на предприятии, и л и проведенным в соответствии с оп­ределенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например молодые рабочие до 25 лет).

По сравнению с беседой, которая характеризуется рас­тянутостью, медленным накоплением данных при массо­вых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике.

Метод тсспертных оценок предполагает опрос специа­листов о тех или иных элементах рабочей ситуации или лич­ности профессионала с целью построения ответственного зак­лючения. Вместе с тем, ситуация экспертизы часто выходит за рамки какого-то одного метода и предполагает использо­вание их комплекса. Например, эксперт должен с делать зак­лючение о психологических причинах аварии или о лйчйост-ных особенностях выбирающего профессию школьника. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъект-том является один человек, и групповой.

Одной из разновидностей групповой оценки является .метод обобщенщпезмисъШыххарактериетш описании профессионально важных качеств конкретного про­фессионала. Его сущность заключается в получении информа­ции о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех ил и иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста. Экспертам в количестве5—7 чело­век предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. При этом оценка данной черты дол­жна опираться на предложенную им систему жизненных по­казателей, представляющих собой ош!санйе античных ситуа­ций из жизни и деятельности данного человека, в которых эта черта проявляемся. Разработка такого подробного списка не требуете от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждений дает психолог. Полученные бал­лы от каждого эксперта усредняются Цутем поДейбта федне* арифметической оценки.

Специфическим методом экспертной оценки профессио­нала, применяемым в психологии труда, является лсёйшд критических инцидентов. Его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные


примеры поведения специалистов, характеризующие высо­кую или низкую эффективность профессиональной деятель­ности. Причем приводятся такие образцы профессионально­го поведения, которые зависят только от самого работника, а не от внешних факторов. Это примеры критических инцидентов. Каждый такой пример содержит : описание ситуации и пред­посылки поведения; описание действий работника, попада­ющих под категории эффективных или неэффективных; зави­симость действий работника от него самого или внешних обстоятельств. Критические инциденты формулируются экс­пертами по результатам наблюдений или опроса. Количество инцидентов зависит от сложности деятельности. Вотцоситель-но простых видах их может быть 50—-100, а в сложных — до нескольких сотен, а иногда и тысяч. Собранные инциденты затем цодвергаются классификации по разным основаниям в зависимости от целей исследования. Результаты анализапро-фессиональной деятельности с использованием данного мето­да применяются для формулировки критериев ее успешности; составления контрольных заданий для проверки профессио­нальной подготовленности; совершенствования профессио­нального обучения; рационализации рабочих мест и т. д. В про­фессиональной психодиагностике этот метод используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора те­стов при проведении профессионального отбора.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личност-вдсх особенностей, не поддающихся непосредственному на­блюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, ус­ловия жизни, особенности профессионального пути. Инфор­мационной основой данного метода являются высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез). Документальные источники анам­неза: личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации,


Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОЖИ ТРУДА


{2. Методы психологии труда


 


удостоверения и справки), знаки отличия и награды за про­фессиональные успехи, фотографии, медицинская карта, личная переписка и дневники, результаты его профессио­нальной деятельности и т. д. Данный метод применим кма-лоразработанной в нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной пе­реориентации, типологии профессиональной карьеры.

Экспериментальные методы

Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально соз­данной или естественной обстановке. Его глазное достоин­ство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.

Лабораторный экспериментпредставляет собой модели­рование ситуаций профессиональной деятельности в усло­виях лаборатории. Такая модель позволяет установить точ­ный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, не­однократно воспроизводить эксперимент в тех же самых ус­ловиях.

Обычно применение лабораторного эксперимента в пси­хологии труда предполагает чаще всего моделирование ка­кого-то одного аспекта трудовой деятельности и его тщатель­ное изучение. Примером такого эксперимента является исследование формы подачи информации при обучении на­выкам опиливания, проведенное В.Д. Шадриковым.

Моделирование целостной деятельности в условиях лабо­раторного эксперимента характерно для сложных видов тру­да и предполагает использование разнообразных тренаже­ров (транспорт, энергетические системы).

Проведение лабораторного эксперимента на предприятии требует от психолога тщательного изучения реальной ситу­ации, выделения ее основных, узловых моментов, общих и специфических особенностей. Экспериментатор дол жен рас­полагать точными сведениями о переменных и исследуемых факторах, их группировке, знать метод ведения эксперимент


та, изучить все возможные ошибки, возникающие в ходе его проведения и причины их появления.

Основным недостатком лабораторного эксперимента явля­ется искусственность созданной ситуации. Трудность заклю­чается не только в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, но и в том, что ис­пытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказы­вает отрицательное воздействие на результаты эксперимен­та. Например, при моделировании деятельности оператора сортировочной горки в лабораторных условиях практически невозможно оказалось создать ситуацию ответственности за результаты своей работы. Испытуемый прекрасно зная, что совершенные ошибки не приведут к отрицательным послед­ствиям и не послужат причинами аварий.

Естественный экспериментпроводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем мес­те (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Эксперимен­тальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимен­та является полная естественность условий. Пример такого эксперимента — внедрение разработанной на кафедре пси­хологии труда ЯрГУ новой методики обучения радиотелег­рафистов в систему Вооруженных Сил и ее сравнение с су­ществующими методиками.

Другим случаем применения естественного эксперимен­та на производстве является создание открытой эксперимен­тальной ситуации, предполагающей осознание работником себя как испытуемого. Примером такого рода исследования является изучение доведения работника в ситуациях искус­ственной деавтоматизации для выяснения структуры трудо­вой деятельности и трудностей, возникающих при ее овла­дении. Применение этого приема связано с выполнением работником своих функций в новых условиях (например, дается новый тип заданий), для того чтобы снять автоматиз­мы и развернуть процесс деятельности.

Преимущества производственного эксперимента заклю­чаются в естественности условий его проведения, в конкрет­ной рабочей ситуации, что позволяет использовать получен­ные результаты в решении практических задач.

Отрицательным моментом данной разновидности экспери­мента является наличие неконтролируемых факторов, дей-


Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


$2. Методы психологии труда


 


ствие которых не установлено и не может быть количествен­
но измерено. Осуществление контроля за этимц факторами
вызывает значительные сложйости. Другой недостаток есте­
ственного эксперимента заключается в необходимости полу­
чения информации в короткий срок во избежание нарушения
производственного процесса. г

Тестовый метод, в отличие от наблюдения, опросных ме­тодов и эксперимента, которые могут применяться для ис­следования различных элементов прбфессиональной среды и профессионально важных качеств, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиаг­ностике предлагается три основных подхода к изучению пси­хологических особенностей субъекта и, соответственно, три !группы тестов: объективный, субъективный и проективный. ^ Объективный подход предполагает диагностику особен­ностей личности на основе результатов выполнения опре­деленных заданий и способа их выполнения. Тесты, реа­лизующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способно­стей, достижений, с одной стороны, и некоторые личност­ные тесты— с другой.

В психологии труда используют специально сконструи­рованные тесты интеллекта для целей профориентационной работы (методика «Тест умственных способностей», пред­ставляющая собой русскоязычную версию Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и батареи профессиональных спо­собностей» среди которых наиболее известны GABT и DAT. Батареи профессиональных способностей направлены на ди­агностику комплекса способностей, необходимых для овла­дения многими профессиями. В отличие от тестов интеллекта валидизация этих тестов ориентируется на профессиональные критерии, а не на успешность обучения.

К объективным тестам личности относят тесты действия и ситуационные тести. В психологии труда в большей сте­пени используются ситуационные тесты для целей профес­сионального отбора. В частности, разновидностью таких те­стов является ситуация группы без лидера, предназначенная для оценки организаторских способностей и лидерских черт. В таких тестах дается задача, требующая совместных уси­лий, где не назначается лидер и ни на кого не возлагается ответственность.


Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании чело­веком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тес­ты — опросники, которые подразделяют на тесты, оцени­вающие личностные черты, и тесты» диагностирующие интересы и установки людей. В профессиональной пси­ходиагностике используют как общепсихологические те­сты исследования личности (опросник 16PF Р. Кеттелла, опросник Г\ Айзенка), так и специально разработанные тесты для профессиональной сферы. К ним относятся: Оп­росник профессиональных предпочтений Д. Голланда; личностная анкета KUD, разработанная чешскими пси­хологами для профориентационных целей; опросники для диагностики феномена «психического выгорания». Что касается опросников на интересы, то они целиком были привязаны к использованию в психологии труда. Это большие и сложные тесты профессиональных интересов Э. Стронга и Ф. Кюдера, широко используемые за рубе­жом и практически неизвестные у нас, а также Диффе­ренциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Спецификой проективного подхода является проведение
диагностики, основанной на анализе особенностей взаимо­
действия субъекта с внешне нейтральным, безличным мате­
риалом, на который субъект проецирует свои установки,
желания и личностные качества. Группа проективных ме­
тодик включает большое количество самых разнообразных
тестов. Сфера их применения для диагностики профессио­
нально важных качеств не так широка, как представителей
первых двух направлений. Однако есть сведения об исполь­
зований проективных рисуночных тестов для диагностики
специфических профессиональных феноменов (синдрома
выгорания), а также как вспомогательных средств при про­
фессиональном консультировании (методика «Нарисуй свою
профессию»). ,,

Любая конкретная деятельность существует в виде боль­шого количества трудовых постов, должностей и рабочих мест. Каждый трудовой пост характеризуется исторически сложившейся системой технического оборудования, а так­же системой прав, обязанностей, норм поведения работни­ка, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям,


I


 




Глава I ОБЩАЯ XAFAJfTfWfCTMKA ПСИХОЛОГИИ ТРУДА


jl Методыпсихологии труда


 


Г?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.