Раскрытия и учета психологических особенностей труда; *\у,..у^.:/^::.\;г---:'. •■". ■•:;.-■- ::,- ."■•.: ■■
• разработка теоретически обоснованных и пра
ной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор; «вербовка»);
• разработка психологических основ и конкретных требо ваний, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда; определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека ^ ^
1ботка разных видов и типов трудовой деятешщостн;
• определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;
• разработка психологических средств мотивационного обо гащения трудовой деятельности, повышения ее ♦мотивацион ного потенциала» и содействие тем самым гуманизации тру да, повьппениюудовлетворенноега субъекта от его реализации;
• разработка норм, правил и процедур техники безопас ности; содействие снижению профессионал ьного травматиз ма и профессионал ьной заболеваемости.
Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь яв-ляются основными. Наряду с ними, существует, например, и категория традиционных задач, которые являются погра-
ни
В частности, это разработка в рамках психологии труда! специального направления ^професаюерафическйгоу суть которого — психологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Это и так называемая каръеровая психология, точнее '— та ее часть, которая рассматривает психологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными, существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях ♦частной» психологии труда, и :,:\ ■; v>-v- .Vi'^v л г\:У,и-Г, 'Г^^'-Т Щ^Л-Г:^ ,;v:: ■■;;У;>:,>,-
(&J
Г2
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПСИХОЛОГИИ ТРУДА
§2. ЛЦтойм психологии труде
Литература
Климов ЕЛ. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М. 1998.
Климов Е^4. Психология профессионала. — М,; Воронеж, 1996. Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. — м., 1990.
Вопросы для самопроверки
Какова структуру предмета психологии труда?
2. В чем различия между основными группами задач дси- хологии труда?
3. Каковы особенности психологии труда как междисцид- линарного научного направления?
Темы рефератов
Содержание и своеобразие предмета психологии труда.
Основные задачи психологии труда на современном этапе.
3. Междисциплинарные связи психологии труда.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:
• для психологического анализа профессиональной дея тельности;
• для проведения разнообразных прикладных исследова ний (профотбора, профессиональной консультации, рацио нализации труда и отдыха и т. д.);
• для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.
Существует несколько классификаций методов психологии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях:, и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.
В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств.
Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.
Неэкспериментальные методы
Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.
Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).
Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.
Непосредственное наблюдение обычно проводится по определенному плану, поскольку довольно трудно организовать восприятие всех элементов трудового процесса. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.
Т
1(
Глом !. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
{2. Методы психологии труда
Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.
К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции или профессиональные интересы школьника при выборе им соответствующей сферы деятельности. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.
Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.
Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т. п. Способы регистрации параметров при организации данного способа могут быть разными — от непосредственного сопровождения работника психологом и наблюдения за его поведением до использования телеметрической техники. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности. В частности, наблюдение за работой главного энергетика на одном из ярославских заводов с использованием фотографии рабочего дня помогло выявить ряд неспецифических функций, которые осуществлялись им и отнимали достаточно много
времени. Передача этих функций своим заместителям по рекомендации психолога существенно разгрузила его работу и повысила самочувствие во время рабочего дня.
Хронометраж — измерение времени трудовых операций. // Он позволяет определить их длительность, частоту повторя- ( емости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения. Вместе с тем, использование этого приема требует от психолога большой осторожности и такта. Дело в том, что на предприятиях часто проводится производственный хронометраж, который ставит своей целью пересмотр нормативных показателей, обычно в сторону их увеличения . Поэтому присутствие человека с секундомером за спиной у работника может вызвать отрицательное отношение к проводимому психологическому обследованию. Поэтому психолог должен перед проведением хронометража объяснить цели и задачи будущего исследования и постараться снять негативные установки у работников.
Анализ продуктов трудовой деятельности может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:
• определить некоторые требования, предъявляемые про фессией к психическим качествам человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям;
• понять специфику процесса формирования навыков у лиц
с разной квалификацией;
• проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение ра бочего дня.
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Методы психологии труда
Г:
Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования jc психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.
Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).
В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Однако после периода адаптации специалисты оказываются способными сообщать о своих мыс-" лях и чувствах, не нарушая естественного хода выполнения трудового процесса. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.
Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он начал разрабатываться в отечественной психологии труда в 20-е годы XX в. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследователя, умеющего и желающего описать профессиональный труд, и работника, его знающего. Основными достоинствами этого метода являются:
• получение путем самонаблюдения некоторой информа ции, недоступной внешнему наблюдению и разным опрос ным методам;
• изучение профессиональной деятельности в лоцгитюди- нальном разрезе, т. е. рассмотрение самого процесса овладе ния ей;
• более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.
Вместе с тем, трудовой метод имеет и ряд недостатков.
Во-первых, он применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятель* ности в форме трудовых проб.
Во-вторых, регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если запись результатов проводится по окончании рабочего дня по памяти, когда исследователь находится в состоянии утомления, это может отрицательно сказаться на ее качестве. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.
Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод может давать очень ценный материал, что было подтверждено отечественными исследованиями.
Опросные методытрадиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).
Беседа является одним из широко распространенных в пси хологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлейии профессионально-важных качеств работника, выяснении осо бенностей мотивации работы по данной специальности и фун кциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей,при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований: ^
• строиться по определенному плану, заранее продуман ному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;
• носить естественный характер. Беседа предполагает обо юдную активность как со стороны психолога, так и опраши ваемого; ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;
• включать только те вопросы, которые не носят внуша ющего или подсказывающего характера, и допускать взаи мопроверку ответов;
Глота IОВЩАЯ ХЛРАКТтктКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
|2. Методыпсихологам труда
• поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.
Проведение беседы начинается с подготовительного этапа, включающего обеспечение психолога основными материалами, необходимыми для ее подготовки, определение ее направленности и продолжительности. Эта работа предполагает составление плана беседы, формулировку некоторых ключевых вопросов, определение способов регистрации данных и подготовку необходимого оборудования (магнитофонной техники) или составления специальных регистрационных бланков. Начало процесса беседы требует установления контакта с обследуемым, создание доброжелательной атмосферы ее проведения* Для этого необходимо изложит цели и задачи исследования, которые были бы понятны надЫту-емому и оправданы с его точки зрения. Важным условием в этом плане является формирование у опрашиваемого представления о психологе как человеке, который может оказать помощь в затруднительных ситуациях. Обязательным требованием при установлений контакта является гарантирование психологом всех этических принципов поведения исследования (конфиденциальности обстановки, сохранения профессиональной тайны, уважения к клиенту). Если беседа с клиентом проводится в индивидуальных целях (например, при психологическом обследовании личности профессионала, в профессиональном консультировании), то требования к установлению атмосферы абсолютной доброжелательности и полной откровенности со стороны опрашиваемого должны быть очень жесткими. Когда беседа проводится для анализа некоторых несложных ситуаций, например выяснения воздействий физической среды на работника, она может проводиться в виде стандартизированного интервью и поручаться специалистам-непсихологам данного производства ил и организации. Однако и здесь должно соблюдаться требование к созданию непринужденной атмосферы. ?
Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистрации может использоваться при анализе интересов влияния условий среды и других вопросов^ же j ющих глубоко проблемы личности. В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не реко-
20' • ■ ■' ■-.': ■-. ' .. ■-. :; . ..;"■ ..■•..■;-v--;'V ■■■■■•
мендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного от-ношения к беседе и нежелание давать искренние ответы. И хотя он связан с потерей определенного количества информации, поболее оправдан с этической точки зрения. Использование аудио- и видеотехники, безусловно, значительно повышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем.
Анкетирование предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы» при этом психолог может невступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех слу-чаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствие психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.
Дт получения достоверной информации с помощью мё-тода анкетирования необходима правильная организация
исследования* Она предполагает:
• нал ичие вступите л ьной статьи с из л ожением цел ей и за дач исследования и инструкций по заполнению опросника;
• правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов по ведения и деятельности работника, не содержать малоупот- ребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равноверо ятность выбора всех предложенных вариантов ответа;
• подготовку такой анкеты, которая легко читается, на печатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.
; Отбор ясцытуещдх для проведения анкетирования должен соответствовать целям и задачам исследования. Он мо-
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Методы психологии труда
ц
жет быть случайным, когда анкета выдается каждому рабочему на предприятии, и л и проведенным в соответствии с определенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например молодые рабочие до 25 лет).
По сравнению с беседой, которая характеризуется растянутостью, медленным накоплением данных при массовых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике.
Метод тсспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Вместе с тем, ситуация экспертизы часто выходит за рамки какого-то одного метода и предполагает использование их комплекса. Например, эксперт должен с делать заключение о психологических причинах аварии или о лйчйост-ных особенностях выбирающего профессию школьника. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъект-том является один человек, и групповой.
Одной из разновидностей групповой оценки является .метод обобщенщпезмисъШыххарактериетш описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех ил и иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста. Экспертам в количестве5—7 человек предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. При этом оценка данной черты должна опираться на предложенную им систему жизненных показателей, представляющих собой ош!санйе античных ситуаций из жизни и деятельности данного человека, в которых эта черта проявляемся. Разработка такого подробного списка не требуете от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждений дает психолог. Полученные баллы от каждого эксперта усредняются Цутем поДейбта федне* арифметической оценки.
Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является лсёйшд критических инцидентов. Его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные
примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Причем приводятся такие образцы профессионального поведения, которые зависят только от самого работника, а не от внешних факторов. Это примеры критических инцидентов. Каждый такой пример содержит : описание ситуации и предпосылки поведения; описание действий работника, попадающих под категории эффективных или неэффективных; зависимость действий работника от него самого или внешних обстоятельств. Критические инциденты формулируются экспертами по результатам наблюдений или опроса. Количество инцидентов зависит от сложности деятельности. Вотцоситель-но простых видах их может быть 50—-100, а в сложных — до нескольких сотен, а иногда и тысяч. Собранные инциденты затем цодвергаются классификации по разным основаниям в зависимости от целей исследования. Результаты анализапро-фессиональной деятельности с использованием данного метода применяются для формулировки критериев ее успешности; составления контрольных заданий для проверки профессиональной подготовленности; совершенствования профессионального обучения; рационализации рабочих мест и т. д. В профессиональной психодиагностике этот метод используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.
Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личност-вдсх особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, условия жизни, особенности профессионального пути. Информационной основой данного метода являются высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез). Документальные источники анамнеза: личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации,
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОЖИ ТРУДА
{2. Методы психологии труда
удостоверения и справки), знаки отличия и награды за профессиональные успехи, фотографии, медицинская карта, личная переписка и дневники, результаты его профессиональной деятельности и т. д. Данный метод применим кма-лоразработанной в нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.
Экспериментальные методы
Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его глазное достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.
Лабораторный экспериментпредставляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, неоднократно воспроизводить эксперимент в тех же самых условиях.
Обычно применение лабораторного эксперимента в психологии труда предполагает чаще всего моделирование какого-то одного аспекта трудовой деятельности и его тщательное изучение. Примером такого эксперимента является исследование формы подачи информации при обучении навыкам опиливания, проведенное В.Д. Шадриковым.
Моделирование целостной деятельности в условиях лабораторного эксперимента характерно для сложных видов труда и предполагает использование разнообразных тренажеров (транспорт, энергетические системы).
Проведение лабораторного эксперимента на предприятии требует от психолога тщательного изучения реальной ситуации, выделения ее основных, узловых моментов, общих и специфических особенностей. Экспериментатор дол жен располагать точными сведениями о переменных и исследуемых факторах, их группировке, знать метод ведения эксперимент
та, изучить все возможные ошибки, возникающие в ходе его проведения и причины их появления.
Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается не только в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, но и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента. Например, при моделировании деятельности оператора сортировочной горки в лабораторных условиях практически невозможно оказалось создать ситуацию ответственности за результаты своей работы. Испытуемый прекрасно зная, что совершенные ошибки не приведут к отрицательным последствиям и не послужат причинами аварий.
Естественный экспериментпроводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий. Пример такого эксперимента — внедрение разработанной на кафедре психологии труда ЯрГУ новой методики обучения радиотелеграфистов в систему Вооруженных Сил и ее сравнение с существующими методиками.
Другим случаем применения естественного эксперимента на производстве является создание открытой экспериментальной ситуации, предполагающей осознание работником себя как испытуемого. Примером такого рода исследования является изучение доведения работника в ситуациях искусственной деавтоматизации для выяснения структуры трудовой деятельности и трудностей, возникающих при ее овладении. Применение этого приема связано с выполнением работником своих функций в новых условиях (например, дается новый тип заданий), для того чтобы снять автоматизмы и развернуть процесс деятельности.
Преимущества производственного эксперимента заключаются в естественности условий его проведения, в конкретной рабочей ситуации, что позволяет использовать полученные результаты в решении практических задач.
Отрицательным моментом данной разновидности эксперимента является наличие неконтролируемых факторов, дей-
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
$2. Методы психологии труда
ствие которых не установлено и не может быть количествен но измерено. Осуществление контроля за этимц факторами вызывает значительные сложйости. Другой недостаток есте ственного эксперимента заключается в необходимости полу чения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса. г
Тестовый метод, в отличие от наблюдения, опросных методов и эксперимента, которые могут применяться для исследования различных элементов прбфессиональной среды и профессионально важных качеств, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта и, соответственно, три !группы тестов: объективный, субъективный и проективный. ^ Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты— с другой.
В психологии труда используют специально сконструированные тесты интеллекта для целей профориентационной работы (методика «Тест умственных способностей», представляющая собой русскоязычную версию Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и батареи профессиональных способностей» среди которых наиболее известны GABT и DAT. Батареи профессиональных способностей направлены на диагностику комплекса способностей, необходимых для овладения многими профессиями. В отличие от тестов интеллекта валидизация этих тестов ориентируется на профессиональные критерии, а не на успешность обучения.
К объективным тестам личности относят тесты действия и ситуационные тести. В психологии труда в большей степени используются ситуационные тесты для целей профессионального отбора. В частности, разновидностью таких тестов является ситуация группы без лидера, предназначенная для оценки организаторских способностей и лидерских черт. В таких тестах дается задача, требующая совместных усилий, где не назначается лидер и ни на кого не возлагается ответственность.
Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты» диагностирующие интересы и установки людей. В профессиональной психодиагностике используют как общепсихологические тесты исследования личности (опросник 16PF Р. Кеттелла, опросник Г\ Айзенка), так и специально разработанные тесты для профессиональной сферы. К ним относятся: Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда; личностная анкета KUD, разработанная чешскими психологами для профориентационных целей; опросники для диагностики феномена «психического выгорания». Что касается опросников на интересы, то они целиком были привязаны к использованию в психологии труда. Это большие и сложные тесты профессиональных интересов Э. Стронга и Ф. Кюдера, широко используемые за рубежом и практически неизвестные у нас, а также Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимо действия субъекта с внешне нейтральным, безличным мате риалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. Группа проективных ме тодик включает большое количество самых разнообразных тестов. Сфера их применения для диагностики профессио нально важных качеств не так широка, как представителей первых двух направлений. Однако есть сведения об исполь зований проективных рисуночных тестов для диагностики специфических профессиональных феноменов (синдрома выгорания), а также как вспомогательных средств при про фессиональном консультировании (методика «Нарисуй свою профессию»). ,,
Любая конкретная деятельность существует в виде большого количества трудовых постов, должностей и рабочих мест. Каждый трудовой пост характеризуется исторически сложившейся системой технического оборудования, а также системой прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям,
I
Глава I ОБЩАЯ XAFAJfTfWfCTMKA ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
jl Методыпсихологии труда
Г?
|