Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной а
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФКСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д4. Псюояотчкксм структуре соммстной дмтелыюстм
деятельности (бригада, команда, экипаж или другая аналогичная общность людей).
2* Мотив деятельности: то? что побуждает группу к совместному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуальных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности — это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.
3. Действия: совместные действие, необходимые для реа лизации задан совместной деятельности. Данные действия могут быть представлены как в виде групповых средств, спо собов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчинен ных общим целям деятельност
4. Результат деятельности, завершающий ее структуру. Различают объективный результат и его субъективную пред- ставленность. Субъективная оценка результата совместной деятельности — это одновременно и оценка каждого члена группы, и коллективная оценка.
Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами. Перечисленные процессы лежат в основе любого компойента структуры совместной деятельности. Они #се обуславливают своеобразие совместной деятельности* так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.
Психологи оперируют понятием деятельности, разработанным в философии и наполненным диалектическим содержанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно психологическое содержание понятия совместной деятельности. Операциональное понятие совместной деятельности включает рйд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.
К основным признакам совместной деятельности относятся:
• различие единой цели для всех включенных в деятель ность участников;
• побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуаль ных мотивов, должна формироваться общая мотивация;
• разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между члена ми группы; ^
• интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;
• согласование и координация функционально распреде ленных и интегрированных индивидуальных деятельностей;
• наличие управления;
• единый конечный результат;
• единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.
Для того чтобы убедиться, что все перечисленные признаки — необходимые характеристики совместной деятельности, достаточно представить себе команду рыболовецкого траулера, бригаду строителей или любую другую реально действующую rpyimy. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процессы интеграции и одновременно функционального распределения. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она добивается общего результата, которого невозможно добиться одному. Внаиолопфтакую^
тивный субъект деятельности (более подробно характеристики коллективного субъекта деятельности изложены в третьем разделе учебника).
Литература
Абульханоеа-СлавскаяКА, Деятельность и психология личности. —
М.,1980. '-■■Ч^-. , •■■'•;■- ■.■:••■■■■- ::.\-:;>Нг ' —./.-,.
Андреева ГМ. Основные направления воздействия общения на совме стную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельнос ти.—М., 1987. . , ■ .
Журавлев АЛ. Совместная деятельность как объект социально-пси- i хологического исследования / Совместная деятельность: методология, теория, практика-— М., 1988.
Журавлев АЛ. Развитие концепции совместной деятельности в совре- ' менной отечественной психологии / Совместная деятельность в услови-ях организационно-экономических изменений. — М., 1997.
Глава! ПСИХОЛОГИ)? ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обозов НЛ. Психология малых групп и коллективов / Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. — Л., 1979.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит принципиальное отличие совместной деятельности от индивидуальной?
2. Сравните компонентный состав совместной и индивидуальной дея тельности.
3. Каким характеристикам должна соответствовать деятельность, чтобы ее молено было считать совместной?
4. Можно ли считать, что бухгалтеры, рабочие места которых распо ложены в одном кабинете, выполняют совместную деятельность?
Темы рефератов
1. С.Л. Рубинштейн о совместной деятельности как основе развития социальности.
2. Сравнительный анализ психологической структуры индивидуаль ной и совместной деятельности.
|