Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной


а


 




Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФКСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Д4. Псюояотчкксм структуре соммстной дмтелыюстм


 


       
 
 
   

■ М

деятельности (бригада, команда, экипаж или другая анало­гичная общность людей).

2* Мотив деятельности: то? что побуждает группу к совмест­ному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуаль­ных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности — это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.

3. Действия: совместные действие, необходимые для реа­
лизации задан совместной деятельности. Данные действия
могут быть представлены как в виде групповых средств, спо­
собов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчинен­
ных общим целям деятельност

4. Результат деятельности, завершающий ее структуру.
Различают объективный результат и его субъективную пред-
ставленность. Субъективная оценка результата совместной
деятельности — это одновременно и оценка каждого члена
группы, и коллективная оценка.

Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальны­ми целями, мотивами, действиями и результатами. Перечис­ленные процессы лежат в основе любого компойента струк­туры совместной деятельности. Они #се обуславливают своеобразие совместной деятельности* так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.



Психологи оперируют понятием деятельности, разрабо­танным в философии и наполненным диалектическим содер­жанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно пси­хологическое содержание понятия совместной деятельнос­ти. Операциональное понятие совместной деятельности включает рйд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.

К основным признакам совместной деятельности отно­сятся:


 

различие единой цели для всех включенных в деятель­
ность участников;

побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуаль­
ных мотивов, должна формироваться общая мотивация;

разделение деятельности на функционально-связанные
составляющие, т. е. распределение функций между члена­
ми группы; ^

интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь
и взаимозависимость отдельных участников деятельности;

согласование и координация функционально распреде­
ленных и интегрированных индивидуальных деятельностей;

наличие управления;

единый конечный результат;

единое пространственно-временное функционирование
участников совместной деятельности.

Для того чтобы убедиться, что все перечисленные призна­ки — необходимые характеристики совместной деятельнос­ти, достаточно представить себе команду рыболовецкого тра­улера, бригаду строителей или любую другую реально действующую rpyimy. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процес­сы интеграции и одновременно функционального распреде­ления. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она до­бивается общего результата, которого невозможно добиться одному. Внаиолопфтакую^

тивный субъект деятельности (более подробно характерис­тики коллективного субъекта деятельности изложены в тре­тьем разделе учебника).

Литература

Абульханоеа-СлавскаяКА, Деятельность и психология личности. —

М.,1980. '-■■Ч^-. , •■■'•;■- ■.■:••■■■■- ::.\-:;>Нг ' —./.-,.

Андреева ГМ. Основные направления воздействия общения на совме­
стную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельнос­
ти.—М., 1987. . , ■ .

Журавлев АЛ. Совместная деятельность как объект социально-пси- i хологического исследования / Совместная деятельность: методология, теория, практика-— М., 1988.

Журавлев АЛ. Развитие концепции совместной деятельности в совре- ' менной отечественной психологии / Совместная деятельность в услови-ях организационно-экономических изменений. — М., 1997.


Глава! ПСИХОЛОГИ)? ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обозов НЛ. Психология малых групп и коллективов / Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. — Л., 1979.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит принципиальное отличие совместной деятельности
от индивидуальной?

2. Сравните компонентный состав совместной и индивидуальной дея­
тельности.

3. Каким характеристикам должна соответствовать деятельность,
чтобы ее молено было считать совместной?

4. Можно ли считать, что бухгалтеры, рабочие места которых распо­
ложены в одном кабинете, выполняют совместную деятельность?

Темы рефератов

1. С.Л. Рубинштейн о совместной деятельности как основе развития
социальности.

2. Сравнительный анализ психологической структуры индивидуаль­
ной и совместной деятельности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.