Гл«о2. психология профессиональной датаьности |5. Психологические механизмы формиромния деятельности
С точки зрения психологического анализа деятельно* и действия как элемента анализа, целостное действие им< следующую структуру:
• ориентировочная основа;
• исполнительская часть;
• контролирующий эталон.
Соответственно критериями действия будут:
• уровень выполнения;
• обобщенность;
• сокращенность;
• степень освоенности.
Ни одна деятельность не выполняется посредством мех; нической суммы действий. Для осуществления любого, щ самого элементарного трудового процесса, действия объе, няются в систему. Адаптация деятельности к человеку щ исходит через формирование психологической системы да яте л ьности. Именно благодаря формированию систе: деятельность приобретает субъектный характер. Любая щ 1 фессиональная деятельность предстает перед ученик^ в виде обобщенного и закрепленного опыта и способное предыдущих поколений. Этот опыт описан в учебных граммах, инструкциях, алгоритмах и передается субъе1 мастером-профессионалом. Это эталонный вариант вып< нения деятельности. То, что передается ученику, явля<_ нормативно-одобренным способом деятельности — cm бом выполнения трудовой деятельности; обобщенным репленным инструкциями. В процессе освоения деятель^ сти ученик распредмечивает нормативно-одобренный спое* деятельности и осуществляет деятельность по-своему, он умеет и katf ему наиболее удобно. И^ щает его в индивидуальный способ деятельности* обует ленный индивйдуально-своедбразйым характером у объективных й субъективных условий деятельности. В ш этого процесса и происходит формирование психологии* кой системы деятельности. Дальнейшее совершенствов; деятельности приводит к формированию у субъекта ли*=ш< но-профессионального уровня выполнения деятельное когда профессионализм становится «второй натурой века». Формируется устойчивая система приемов, спосс ориентиров, стремлений, уровней достижений в выполнен деятельности. Это индивидуальный стиль деятельности
система деятельности, сформированная на основе индивидуальных особенностей личности. Индивидуальный стиль деятельности является устойчивым и эффективным присцо-соблением личности к действительности.
Системообразующим фактором деятельности является вектор «мотив—цель». Вокруг него выстраиваются основные функциональнее блоки: мотивов деятельности; целей деятельности; программы деятельности; информационной основы деятельности; принятия решения; профессионально важных качеств.
Процесс формирования психологической системы деятельности называется системоеенезом. В ходе системогенеза определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи, развиваются отдельные компоненты.
Для оценки эффективности трудовой деятельности используют параметры: производительность, качество, надежность. Цель и результат оцениваются со стороны качественных и количественных показателей. Конкретный путь достижения цели — это способ деятельности. Каждое действие выступает как подсистема общей психологической системы деятельности и может служить элементом ее анализа. Процесс освоения отдельных действий подчиняется общим закономерностям системогенеза. Основные из них — гетерохронность л неравномерность формирования компонентов системы деятельности.
Освоение отдельных действий носит неравномерный характер. Различные действия в общей структуре деятельности формируются в разном темпе и качестве. На определенном этапе освоения деятельности некоторое действия могут достигать требуемого профессионального уровня, а другие значительно отставать. Наблюдаются различия в интенсивности роста показателей эффективности при освоении различных действий У одного и того же лица. Гетерохронность развития различных действий необходимо учитывать при моделировании и освоении деятельности. Например, в ходе освоения деятельности необходимо добиться определенного уровня производительности, качества и надежности в целом. Но в процессе реального освоения вначале достигается определенный уровень по одному показателю и по какой-либо группе действий, а потом подтягиваются другие действия и показатели.
Tntmt. ПСИХОЛОГИ* ТИ>0Ф1СС1ЮШЬН0Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§5. Психологические ткттш формирокннц щншыют
Трудовая деятельность существует в цепи действий. Однако практическое выполнение деятельности связано с конкретными способами выполнения этих действий/Например, в деятельности шитья существует действие прикрепления пуговицы. Его можно выполнить вручную с помощью иголки и нитки, машиной, автоматом, приклеить пуговицу и т. д. Все это будут разные способы выполнения действия прикрепления к ткани пуговицы. Конкретный способ, которым выполняется действие, называется операцией. Действие трансформируется в операцию. Одна и та же цель действия может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие реализуется разными операциями.
Операция — это способ, каким выполняется действие. Она определяется не самой целью, аусловиями, в которых дана цель. Операция представляет собой систему движений, из которых состоит действие при подчинении их конкретной задаче. Формирование операции происходит поэтапно. Общим механизмом формирования операции является:
• обобщение исходного действия;
• его поэтапная интериоризация;
• автоматизация;
• перевод в более сложное действие.
Выделяют производственную операцию и рабочее движение. Производственная операция — цаименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. Производственные операции делятся на основные (направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).
При изучении операций, выполняемых группой лиц, применяют методы социальной психологии. Полученные данные используются при проектировании трудовой деятельности. Операции реализуются через движения. Движение — это конкретное исполнение операций. Они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой.
Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления. Выделяют следующие группы
движений: основные, поправочные, дополнительные, аварийные, липшие, ошибочные, экономные-неэкономные.
С помощью движений реализуются, прежде всего, предметные действия. Анализ многочисленных предметных действий показывает, что все они складываются из трех относительно простых движений: взять (поднять), переместить, отпустить. Кроме этого, в психологии принято выделять и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и др.
Во всех случаях необходима координация и согласованность движений друг о другом. Выделяют три основных параметра трудовых движений: силовой, пространственный, временной. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дробятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.
Каждое рабочее движение, которым реализуется психомоторный процесс, имеет три стороны: механическую, физиологическую, психологическую*
Учитывая структуру движения й необходимость соответствия этой структуре рабочей зоны, на рабочих местах различают:
• сенсорное поле — элементы рабочего места, информаци онно воздействующие на анализаторы человека;
• моторное поле — элементы рабочего поля, на которое мо жет быть направлено двигательное воздейс$вие работника.
Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом. Анализ рабочих движений человека показывает, что они зависят от тренированности человека и от конкретной профессиональной деятельности. t
Исследование действий и операций предполагает выделение их психологической сущности и механизмов. Одним из таких важнейших механизмов является механизм формирования навыков.
|