Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Гл«о2. психология профессиональной датаьности


|5. Психологические механизмы формиромния деятельности


 


С точки зрения психологического анализа деятельно* и действия как элемента анализа, целостное действие им< следующую структуру:

ориентировочная основа;

исполнительская часть;

контролирующий эталон.

Соответственно критериями действия будут:

уровень выполнения;

обобщенность;

сокращенность;

степень освоенности.

Ни одна деятельность не выполняется посредством мех; нической суммы действий. Для осуществления любого, щ самого элементарного трудового процесса, действия объе, няются в систему. Адаптация деятельности к человеку щ исходит через формирование психологической системы да яте л ьности. Именно благодаря формированию систе: деятельность приобретает субъектный характер. Любая щ 1 фессиональная деятельность предстает перед ученик^ в виде обобщенного и закрепленного опыта и способное предыдущих поколений. Этот опыт описан в учебных граммах, инструкциях, алгоритмах и передается субъе1 мастером-профессионалом. Это эталонный вариант вып< нения деятельности. То, что передается ученику, явля<_ нормативно-одобренным способом деятельности — cm бом выполнения трудовой деятельности; обобщенным репленным инструкциями. В процессе освоения деятель^ сти ученик распредмечивает нормативно-одобренный спое* деятельности и осуществляет деятельность по-своему, он умеет и katf ему наиболее удобно. И^ щает его в индивидуальный способ деятельности* обует ленный индивйдуально-своедбразйым характером у объективных й субъективных условий деятельности. В ш этого процесса и происходит формирование психологии* кой системы деятельности. Дальнейшее совершенствов; деятельности приводит к формированию у субъекта ли*=ш< но-профессионального уровня выполнения деятельное когда профессионализм становится «второй натурой века». Формируется устойчивая система приемов, спосс ориентиров, стремлений, уровней достижений в выполнен деятельности. Это индивидуальный стиль деятельности




система деятельности, сформированная на основе индиви­дуальных особенностей личности. Индивидуальный стиль деятельности является устойчивым и эффективным присцо-соблением личности к действительности.

Системообразующим фактором деятельности является вектор «мотив—цель». Вокруг него выстраиваются основные функциональнее блоки: мотивов деятельности; целей дея­тельности; программы деятельности; информационной ос­новы деятельности; принятия решения; профессионально важных качеств.

Процесс формирования психологической системы деятель­ности называется системоеенезом. В ходе системогенеза оп­ределяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи, развиваются отдельные ком­поненты.

Для оценки эффективности трудовой деятельности ис­пользуют параметры: производительность, качество, надеж­ность. Цель и результат оцениваются со стороны качествен­ных и количественных показателей. Конкретный путь достижения цели — это способ деятельности. Каждое дей­ствие выступает как подсистема общей психологической системы деятельности и может служить элементом ее ана­лиза. Процесс освоения отдельных действий подчиняется общим закономерностям системогенеза. Основные из них — гетерохронность л неравномерность формирования компо­нентов системы деятельности.

Освоение отдельных действий носит неравномерный харак­тер. Различные действия в общей структуре деятельности фор­мируются в разном темпе и качестве. На определенном этапе освоения деятельности некоторое действия могут достигать требуемого профессионального уровня, а другие значительно отставать. Наблюдаются различия в интенсивности роста по­казателей эффективности при освоении различных действий У одного и того же лица. Гетерохронность развития различ­ных действий необходимо учитывать при моделировании и освоении деятельности. Например, в ходе освоения деятель­ности необходимо добиться определенного уровня производи­тельности, качества и надежности в целом. Но в процессе ре­ального освоения вначале достигается определенный уровень по одному показателю и по какой-либо группе действий, а по­том подтягиваются другие действия и показатели.


Tntmt. ПСИХОЛОГИ* ТИ>0Ф1СС1ЮШЬН0Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


§5. Психологические ткттш формирокннц щншыют


 


Трудовая деятельность существует в цепи действий. Од­нако практическое выполнение деятельности связано с кон­кретными способами выполнения этих действий/Например, в деятельности шитья существует действие прикрепления пуговицы. Его можно выполнить вручную с помощью игол­ки и нитки, машиной, автоматом, приклеить пуговицу и т. д. Все это будут разные способы выполнения действия прикреп­ления к ткани пуговицы. Конкретный способ, которым вы­полняется действие, называется операцией. Действие транс­формируется в операцию. Одна и та же цель действия может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие реализуется разными операциями.

Операция — это способ, каким выполняется действие. Она определяется не самой целью, аусловиями, в которых дана цель. Операция представляет собой систему движе­ний, из которых состоит действие при подчинении их кон­кретной задаче. Формирование операции происходит по­этапно. Общим механизмом формирования операции является:

• обобщение исходного действия;

• его поэтапная интериоризация;

• автоматизация;

• перевод в более сложное действие.

Выделяют производственную операцию и рабочее движе­ние. Производственная операция — цаименьшая относитель­но законченная часть технологического процесса, осуществ­ляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотип­ных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. Производственные операции делятся на основные (направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).

При изучении операций, выполняемых группой лиц, при­меняют методы социальной психологии. Полученные дан­ные используются при проектировании трудовой деятельно­сти. Операции реализуются через движения. Движение — это конкретное исполнение операций. Они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой.

Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления. Выделяют следующие группы


движений: основные, поправочные, дополнительные, ава­рийные, липшие, ошибочные, экономные-неэкономные.

С помощью движений реализуются, прежде всего, пред­метные действия. Анализ многочисленных предметных дей­ствий показывает, что все они складываются из трех отно­сительно простых движений: взять (поднять), переместить, отпустить. Кроме этого, в психологии принято выделять и другие виды движений: речевые, соматические, выразитель­ные, локомоторные и др.

Во всех случаях необходима координация и согласован­ность движений друг о другом. Выделяют три основных па­раметра трудовых движений: силовой, пространственный, временной. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дро­бятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.

Каждое рабочее движение, которым реализуется психо­моторный процесс, имеет три стороны: механическую, фи­зиологическую, психологическую*

Учитывая структуру движения й необходимость соответ­ствия этой структуре рабочей зоны, на рабочих местах раз­личают:

• сенсорное поле — элементы рабочего места, информаци­
онно воздействующие на анализаторы человека;

• моторное поле — элементы рабочего поля, на которое мо­
жет быть направлено двигательное воздейс$вие работника.

Во всех случаях необходима координация движений и со­гласованность их друг с другом. Анализ рабочих движений человека показывает, что они зависят от тренированности человека и от конкретной профессиональной деятельности. t

Исследование действий и операций предполагает выделе­ние их психологической сущности и механизмов. Одним из таких важнейших механизмов является механизм форми­рования навыков.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.